Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Профессионального опыта




Ведущие принципы работы; наиболее показательные для суще­ства Вашего опыта методы, приемы, технологии воспитания или обу­чения детей; наиболее часто применяемые формы работы; целенаправленная деятельность по созданию оптимальных психолого-педагогических условий для обучения детей; общепризнанные (либо персонально Вами обоснованные) критерии оценки результативности обучения (воспитания); используемые проверочно-диагностические методики (есть ли среди них авторские, самостоятельно Вами разра­ботанные и регулярно используемые, к примеру, анкеты, опросники, проверочные листы, творческие задания и др.).

 

Анализ и обобщение результатов

Воспитательно-образовательной деятельности

Воплощенный в ценностных отношениях, знаниях, умениях, навыках, опыте творческой деятельности учащихся результаты именно Вашей работы. Соотнесенность таких результатов с про­граммой развития школы (по желанию, не обязательно). Подтвер­ждается ли конкретно собранными Вами фактами положительная динамика развития познавательных умений и спобностей детей, конструктивное изменение их ценностных отношений? Если «да», то какими и, соответственно, почему?



Дополнительные аргументы в пользу конструктивности нара­ботанного Вами профессионального опыта (грамоты, дипломы Ваших воспитанников, Ваши собственные выступления перед кол­легами, участие в мастер-классах и др.).

Другая важная, на Ваш взгляд, дополнительная информация

Например, перечисленные в порядке значимости проблемы (психологические, методические, дидактические), которые Вы успеш­но решали в прошедшие три года; особо сильные стороны Вашего профессионального опыта, а также критически осмысленные слабые стороны, существующие недоработки; планируемые меры по их уст­ранению; перспективы совершенствования себя как специалиста-профессионала и др.

 

 

V .  Творческий отчет

(как одна из форм аттестации педагога)

Учителя со сложившейся целостной системой работы, дающие образцы решения больших педагогических, психологических, социальных проблем, таких, как формирование активной жизненной позиции школьников, пути формирования и развития познавательных потребностей, умения учиться, развитие личности ученика в процессе обучения и т.д., могут в качестве итогового контроля выбрать творческий отчет.

Творческий отчет должен представлять собой законченное исследование, имеющее следующие обязательные признаки:

- цель, объект, предмет, задачи, гипотеза исследования;

- научная обоснованность результатов;

- характеристика новизны, теоретической и практической значимости;

- результаты, лично полученные автором и представленные на отчете.

Творческие отчеты, как правило, представляют комплексные мероприятия, которые предусматривают слушание докладов, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, организацию выставок, наглядно отражающих пропагандируемых систему работы. На выставке могут быть представлены доклады учителя, разработки отдельных тем программы, поурочные планы, авторские образцы дидактического, раздаточного материалов, наглядные пособия и таблицы, варианты авторских программ для организации различных урочных и внеурочных занятий, результаты микроисследований и т.д. Выставка дополняется детскими работами. Важное место в творческом отчете отводится докладу учителя, в котором в обобщенном виде раскрывается опыт его работы. Обобщая опыт своей работы и готовясь к выступлению, педагог должен обратить внимание на:

1. Заглавие работы – очень важная часть. В заголовке закладывается основная идея опыта, то, что обобщается в докладе, должно соответствовать заглавию. Заглавие должно быть лаконичным.

2. Обоснование актуальности опыта: какие проблемы решает, какие противоречия устраняет.

3. Условия возникновения, становления опыта в их последовательности и взаимообусловленности, обеспечивающих возможность достижения результатов.

4. Выделение научной основы опыта (научные теории, законы, закономерности, принципы обучения и воспитания, которые реализуются автором).

5. Сущность опыта, его технология. Не повторяя общеизвестных истин, описать и дать анализ специфических особенностей, теоретических и методических находок педагога при обязательной привязанности к месту и времени. Привести примеры, наиболее ярко отражающие систему работы, особенность опыта.

6. Анализ результативности: сдвиги в обучаемости, развитии, воспитанности детей, их стабильность, надежность. Можно остановиться при этом на описании обнаруженных трудностей, раскрытых пределов допустимости.

7. Длительность функционирования опыта: длительный – более 3 лет, кратковременный – менее 3 лет.

Открытое занятие (урок, внеурочное или внеклассное занятие), которые, как правило, следуют за устным выступлением учителя, является продолжением его устного выступления и имеет целью на практике показать реализацию основной идеи опыта. Следует отметить, что в существующей практике проведения открытых уроков есть недостатки, которые приводят к тому, что комплексный опыт передается фрагментарно, с большими потерями, внешние приемы и методические формы подчас подменяют понимание содержания опыта, в частности: случайность выбора темы, отсутствие четкой цели; попытка объять необъятное ,когда на одном уроке пытаются показать все формы, методы работы, которыми владеет учитель, в содержании учебного материала не выделяется главное. Урок в этом случае представляет собой калейдоскоп содержания, форм, методов, средств обучения, слабо связанных с поставленной целью. Поэтому при подготовке открытого урока на творческом отчете следует четко определиться в деле показа темы, цели урока и отобрать содержание, формы, методы, приемы работы таким образом, чтобы они позволили акцентировать внимание на ведущих элементах опыта. Следует подчеркнуть, что современный урок с его личностно-ориентированным подходом к процессу обучения обеспечивает ученику позицию субъекта на всех этапах урока. Анализ и самоанализ открытого урока должны проходить в теснейшей связи с поставленной перед показом задачей, целью урока, с привлечением необходимого комментария, уточняющего и конкретизирующего увиденное на уроке, мероприятии.

***

Творческий отчет — одна из форм прохождения аттестации педа­гога, на наш взгляд, наиболее приемлемая, т.к. позволяет педагогу комплексно представить результаты своей деятель­ности и условия их достижения (т.е. уровень профессиональ­ной компетентности). Процедуры представления такой работы могут быть различными: семинар для педагогической обще­ственности города (района), творческая мастерская педагога (для коллег), педагогический совет по подведению итогов деятельности образовательного учреждения по единой мето­дической теме, результатам реализации Программы разви­тия и т.д.

Творческий отчет включает не только анализ и оценку результатов деятельности учителя и условий их достижения, но и спроектированный по этим результатам перспективный план предстоящей деятельности на последующий период.

Основой творческого отчета являются самоанализ и само­оценка учителей своей профессиональной деятельности, в процессе которых необходимо:

• вычленить ведущие проблемы, решаемые педагогом в прошедший период (или период, предшествующий аттестации);

• проанализировать полученные результаты;

, • установить причинно-следственные связи между результа­тами обучения и условиями их достижения (применяе­мыми педагогическими технологиями, уровнем профес­сионализма самого учителя, материально-технической базой, социальными, управленческими условиями и т.д.);

• выявить возникшие противоречия и спроектировать
пути их разрешения в последующий период;

• оценить эффективность собственной деятельности.

Структура творческого отчета должна включать следу­ющие разделы:

I. Введение.

II. Аналитическая часть.

III. Проектная часть.

IV. Заключение.

V. Список литературы.

VI. Приложения.

Вo введении освещаются проблемы профессиональной дея­тельности, которые решались педагогом в период, предшест­вующий аттестации. Может быть выделена одна или несколько проблем. Учитель обозначает предмет самоанализа, например: педагогическая технология, педагогическая система и т.д. Затем кратко описывает способ решения этой проблемы и достигнутый результат.

Аналитическая часть может состоять из двух разделов:

• анализ результатов деятельности, т.е. продуктивность
труда учителя;

• анализ условий достижения результата для установле­ния причинно-следственных связей между результатом и условиями педагогической деятельности.

В качестве условий могут быть выбраны: особенности содер­жания образования (лицейского, гимназического); педагогиче­ская технология, в т.ч. методы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, дидактические средства; состояние материально-технической базы; система управления в ОУ; организационные условия; профессиональ­ная компетентность самого учителя и т.д.

При этом аттестуемый выбирает совокупность тех условий, которые в большей степени повлияли на результат обучения.

Аналитическая часть завершается вычленением противо­речий, проблем, возникших в этот период.

Проектная часть посвящена описанию, планированию деятельности на следующий период. Основным элементом проектирования является целеполагание, прогнозирование результатов обучения и собственной деятельности (в т.ч. экспе­риментальной). Далее педагогом проектируется способ дости­жения поставленной цели в виде системы условий (коррекция применяемой технологии, собственной методической системы, отбор и применение новых педагогических технологий и т.д.).

Например: в систему традиционного контроля учитель предполагает ввести самооценку и самоконтроль учащегося; наряду с традиционными методами обучения в старшей школе планируется введение исследовательского обучения.

В заключении аналитического отчета рекомендуется дать оценку эффективности своей деятельности, используя само­стоятельно выбранные критерии и показатели. Кроме того, можно включить план внедрения разработанного проекта или план экспериментальной работы.

VI . Открытый урок

(как одна из форм аттестации педагога)

Ж. «Практика административной работы в школе», №6, 2005

 

Открытый урок проводится учителем в присутствии членов аттестационной комиссии с целью демонстрации им своей системы работы.

 

Этапы подготовки урока

1. Определение типа урока

Тип и структура урока непосредственно зависят от его цели

Цель Тип урока Структура урока
Восприятие и первичное осознание нового материала Изучение и первичное закрепление новых знаний Мотивация – актуализация опорных знаний – восприятие, осмысление, закрепление – проверка усвоения – анализ и самоанализ
Закрепление знаний и выработка умений по их применению Закрепление новых знаний Мотивация – актуализация ведущих способов действий – самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях – самоконтроль – контроль – коррекция знаний и умений
Выработка умений самостоятельно применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях Комплексное применение знаний Мотивация – актуализация комплекса знаний – образец комплексного применения знаний – самоконтроль – контроль – коррекция
Систематизация знаний и способов действий Обобщение и систематизация знаний Мотивация – анализ содержания учебного материала – выделение главного – обобщение и систематизация знаний и умений – установление внутрипредметных и межпредметных связей - самоконтроль – контроль – коррекция
Определение уровня овладения знаниями и способами действий Проверка, оценка и коррекция знаний Мотивация – самостоятельное выполнение контрольных заданий – самоконтроль – контроль – анализ – оценка и самооценка - коррекция

 

2. Построение анализа

Объект анализа Оптимальное состояние
1 Цели и задачи педагогической деятельности на уроке Цель педагогической деятельности учителя на уроке определяется с учетом особенностей класса и содержания материала. Реализуется комплексное предварительное планирование задач образования, развития и воспитания учеников.
2 Планирование учебных задач Задачи развития и образования обсуждаются на уроке с учащимися. Формулируются личные цели учеников.
3 Пути решения поставленных задач Пути решения задач урока обсуждаются с учащимися
4 Структура урока Предполагается гибкая структура урока, т.е. осознанный выбор последовательности его этапов учителем и обсуждение их с учениками.
5 Планирование изучения нового материала С учетом поставленных учебных задач на уроке четко выделяется главное, существенное, укрупняются дидактические единицы, повышается уровень обобщенности, расширяются сферы применения конкретного содержания, привлекается личный опыт уч-ся. Осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи. Обеспечивается целостность и проблемность изучения материала, а также сочетание репродуктивных и творческих заданий.
6 Методы и средства обучения Осознанный выбор оптимального сочетания методов и средств обучения для данного класса. Внесение необходимых коррективов в методы обучения по ходу урока. Рост поисковой творческой деятельности, сокращение числа однородных упражнений. Регулярная самостоятельная работа становится источником знания. Возрастные роли проблемных, исследовательских, дедуктивных методов.
7 Формы обучения Основанный выбор форм обучения и познавательной деятельности учащихся. Использование кооперативных форм обучения.
8 Права ученика на уроке Реализация прав ученика на выбор уровня овладения содержанием, темпа, форм обучения и контроля.
9 Характер взаимоотношений в ходе учебного процесса Общение между участниками учебного процесса становится межличностным и носит характер сотрудничества в атмосфере доброжелательности. Сокращается прямое и растет коллективное направляющее руководство, появляются группы учащихся, работающих в рамках самоуправления. Внешняя мотивация заменяется внутренней, внешняя обратная связь заменяется самоконтролем.
10 Контроль и оценивание знаний Обоснованное сочетание контроля со стороны учителя с взаимным самоконтролем школьников. Интерес учителя и ученика должен быть направлен не только на результат учения, но и на сам процесс познания и развития.
11 Итоги урока Обсуждение с учащимися в конце урока не только успешности реализации каждым поставленных образовательных задач, но и того, что понравилось (не понравилось), почему, что лично для него было полезным на уроке, что хотел повторить, изменить в дальнейшей работе.
12 Домашнее задание Дифференцированные домашние задания, предполагающие свободный выбор объема, уровня трудностей и характера заданий со стороны учеников

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (126)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7