Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды экологической экспертизы



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Виды экологической экспертизы 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЗ «Об экологической экспертизе» различает 2 вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Проведение первой обязательно для всех строительных объектов и проводится экспертной комиссией (экспертная комиссия), которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Вторая организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).

Госудрственная экологи́ческая экспертза — мероприятие организуемое и проводимое Федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (в настоящее время таким органом является (служба по надзору в сфере природопользования) - Росприроднадзор) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом РФ «Об экологической экспертизе» и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном и региональном уровнях.

Государственная экологическая экспертиза предварительно оплачивается в полном объеме заказчиком документации, подлежащей экспертизе. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не превышает 6 месяцев. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы для проведения экологической экспертизы конкретного объекта (федерального или регионального уровня соответственно).

Объекты экологической экспертизы федерального уровня указаны в статье 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", регионального уровня - в статье 12. Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: 1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации; 2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; 3) проекты соглашений о разделе продукции; 4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти; 5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду; 6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации; 7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"; 8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются: 1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; 3) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов); 4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения; 5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Обще́ственная экологи́ческая эксперти́за появилась в России в начале 80-х годов. Первоначально развитие ее носило довольно стихийный характер. Отсутствовало правовое регулирование общественного участия в экологической экспертизе, не были четко обозначены и формы этого участия. Первым документом, внесшим некоторую определенность, стал Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). В законе упоминалось, что государственная экологическая экспертиза должна проходить гласно, с участием общественности, а также впервые законодательно закреплялось понятие «общественная экологическая экспертиза». Вторым нормативным актом в этой области явился Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.), существенно изменивший права общественности.

Общественная экологическая экспертиза

— организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". (статья 20 ФЗ «Об экологической экспертизе»)[3].

Чтобы провести ОЭЭ, нужно подать заявление общественных организаций (объединений) о ее проведении для получения государственной регистрации.

Согласно Статье 19 Федерального закона «Об экологической экспертизе» граждане (гражданин) и общественные организации (общественная организация) (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

· выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы,

· получать информацию о результатах ее проведения, о начале и результатах ее проведения.

· осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству РФ.

Кроме того, организации, осуществляющие общественную экспертизу, имеют право:

· получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе,

· знакомиться с нормативно-технической документацией,

· участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы

· участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы (Статья 22).

ОЭЭ не может проводиться в отношении объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Экспертная комиссия работает самостоятельно, причем эксперты несут ответственность за качество заключений в соответствии с действующим законодательством. Затем организация-инициатор утверждает сводное заключение и направляет его для ознакомления всем заинтересованным лицам.

ОЭЭ — это эффективный инструмент общественного участия, она позволяет дать оценку качеству подготовки проектной документации и сделать выводы о возможных экологических, социально-экологических и экономических последствиях реализации проекта.

В связи с тенденцией сокращения функций государственного аппарата роль и значимость общественной экологической экспертизы будут постепенно возрастать.

Общественная экспертиза является тем инструментом, который позволяет установить диалог между интересами населения, общественным мнением (общественное мнение) и формальными процедурами проектно-инвестиционного цикла.

Проведение экологической экспертизы предполагает ряд мероприятий, которые выявляют уровень нанесения в процессе хозяйственной деятельности возможного экологического вреда и сопоставляют его с нормами, установленными федеральным законодательством. Проведение экологической экспертизы также позволяет определить негативные последствия социального, экономического или другого характера. Экспертиза обычно длится 30 − 120 дней, но в зависимости от сложности объекта может быть продлена. Согласно законодательству срок проведения экспертизы не может превышать 6 месяцев.

Проведение экологической экспертизы сопровождается составлением определенной документации, которая дает право владельцу вести хозяйственную деятельность на территории РФ. Основным принципом экологической экспертизы является тот факт, что гораздо легче обнаружить нежелательные последствия деятельности в плановых разработках, а не ликвидировать их в самом результате деятельности. Поэтому результаты экспертизы должны быть четкими, научно обоснованными, законными объективными, а лица, проводящие экологическую экспертизу – ответственными и квалифицированными (они же несут ответственность за достоверность информации в отчете). Суть проведения экологической экспертизы проекта по большему счету сводится к анализу, исследованию предложенного вида деятельности, а так же качества услуг и работ, которое завершается подписанием Заключения или сертификата соответствия.

Особенность экологической экспертизы заключается именно в том, что она проводится на стадии проектирования любого вида хозяйственной деятельности, не допуская тем самым нанесения вреда экологии. Ведь ни один проект не может быть реализован без экспертного Заключения, которое имеет юридическую силу на срок, установленный уполномоченными органами власти. Экологическая экспертиза проектов носит обязательный характер для проектов защиты природы, ликвидации объектов хозяйственной деятельности, генеральных схем расселения и развития отраслей народного хозяйства, природопользования, инвестиционных проектов, правовых актов и международных договоров, которые могут нанести вред природе, и некоторых других проектов. Экологическая экспертиза проектов осуществляется под контролем Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, который обладает уникальным правом на ее проведение.

В процессе реализации экологическая экспертиза проектов следует определенной процедуре. Сначала экспертный состав, назначенный уполномоченным органом исполнительной власти, проводит ряд заседаний, суть которых заключается в рассмотрении проекта, составления графика экспертных работ и расчете сметы. В процессе экспертизы допускается присутствие, например, юриста, который выступал бы в роли наблюдателя, не допуская ущемления ваших интересов (если таковые не являются фактами нарушения законодательства). По окончанию срока проведения экспертных работ будет составлена документация, в которой отразятся выводы и рекомендации. Положительный результат Заключения послужит юридическим подкреплением правомерности реализации вашего проекта.

Во время проведения экологической экспертизы проектов заказчик, как заинтересованное лицо, имеет право получать информацию от уполномоченных органов относительно сроков проведения экспертизы. Кроме этого по его требованию должна быть предоставлена инструктивно-методическая и научно-техническая документация. Если в процедуре проведения экспертизы имеют место нарушения, заказчик может их обжаловать и предъявить замечания. К правам заказчика так же относится возможность оспаривать решения экспертной комиссии в судебном порядке и подавать иски о возмещении ущерба.

Экологическая экспертиза проектов обязывает заказчика оплачивать экспертные работы, предоставлять достоверную документацию и прочие необходимые справки, которые касаются экспертизы, передавать данные о решении экспертов, чтобы начать финансирование проекта и осуществлять намеченную в проекте хозяйственную деятельность только после получения документации, разрешающей такую деятельность.



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Виды экологической экспертизы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды экологической экспертизы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)