Проведение исследования и анализ результатов
В начале нашего исследования мы выявили наиболее популярные виды деятельности среди подростков.
Таблица 1 - Результаты 1 группы подростков
По данным таблицы 1 можно сделать выводы, что среди популярных видов деятельности наиболее предпочтительна игра в компьютерные игры – 11 подростков (55%), еще один из популярных видов деятельности - гуляю с друзьями – 4 подростка (20%), далее идет следующий вид деятельности – слушаю музыку – 2 подростка (10%), и далее – читаю – 1 подросток (5%), посещаю клубы, дискотеки – 1 подросток (5%), смотрю ТV, DVD – 1 подросток (5%). Таблица 2 - Результаты 2 группы подростков
По данным таблицы 2, можно сделать выводы, что среди второй группы преобладают два вида деятельности: гуляю с друзьями – 6 подростков (30%) и посещаю клубы, дискотеки – 6 подростков (30%), играю в компьютерные игры – 3 подростка (15%), равную процентную долю разделили следующие виды деятельности: слушаю музыку – 2 подростка (10%) и отдыхаю – 2 подростка (10%), смотрю ТV, DVD – 1 подросток (5%). Таблица 3 Сравнительный анализ видов деятельности среди подростков 1 группы и 2 группы
Данные таблицы отражены на рисунке 1. Рисунок 1 - Популярные виды деятельности среди подростков 1 и 2 групп
Из представленных таблиц и рисунка 1 мы видим, что процент детей, увлеченных чтением книг, отдыхом очень низок, что же касается увлеченностью компьютерными играми, то, например, для 1 группы это наиболее предпочитаемый вид деятельности. Для 2 группы более предпочтительно пойти погулять с друзьями или посетить клубы и дискотеки. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вытесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение секций, кружков. В результате обработки первой части анкеты (общие сведения) были выявлены характеристики исследуемых, приведенные в таблице 4. Таблица 4 - Характеристика (общие сведения) исследуемых групп.
Из приведенных в таблице 4 данных видно, что зависимость членов семьи от алкоголя, табакокурения, наркотиков и пр., то также можно отметить преобладание этого фактора в 1 группе по сравнению со 2 группой. Также можно отметить, что семьи людей из 1 группы чаще увлекались компьютерными играми, чем во 2 группе. Следует обратить внимание на то, что все члены 1 группы значительно чаще посещают игровые клубы – 1-4 раза в неделю, в то время как члены 2 группы – 1 раз в месяц и менее. Также значительное различие получено по фактору непреодолимое влечение к игре: большинство членов 1 группы чувствовали непреодолимое влечение к игре, во 2 группе чувство непреодолимого влечения к игре полностью отсутствовало. Кроме того, члены 1 группы чаще посещают игровые залы одни, а члены 2 группы чаще с кем-то. У членов 1 группы преобладает отрицательное отношение близких людей к игре, а у членов 2 группы – нейтральное. Результаты анализа данных, полученных по опроснику А. Маслоу Для выявления различий психологических характеристик 1 и 2 групп по 14 шкалам проводилось сравнение полученных результатов (количества баллов). Таблица 5 -Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по данным опросника А.Маслоу
Название шкалы | 1 группа | 2 группа | p | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | «Ориентация во времени» | 8,51 + 1,58 | 9,66 + 2 | 0,1742 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | «Поддержка» | 41,22 + 8,52 | 46,77 + 4,82 | 0,1021 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | «Ценностные ориентации» | 9,84 + 2,25 | 11,22 + 3,63 | 0,3138 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | «Гибкость поведения» | 11,41 + 2,99 | 12,66 + 3,54 | 0,4092 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | «Сензитивность» | 6,4 + 1,17 | 7,88 + 2,15 | 0,0741 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | «Спонтанность» | 4,82 + 1,69 | 6,88 + 1,83 | 0,0192 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | «Самоуважение» | 5,83 + 2,57 | 9,22 + 2,28 | 0,0072 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | «Самопринятие» | 9,35 + 3,13 | 11,44 + 2,74 | 0,1325 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | «Взгляд на природу человека» | 3 + 1,25 | 4,88 + 1,96 | 0,0216 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | «Синергичность» | 3,77 + 1,34 | 3,88 + 1,54 | 0,7779 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | «Принятие агрессии» | 6,11 + 3,31 | 9,22 + 2,33 | 0,0313 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | «Контактность» | 8,95 + 3,35 | 10,11 + 3,18 | 0,4313 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | «Познавательные способности» | 3,9 + 1,66 | 5,33 + 1,58 | 0,0719 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | «Креативность» | 6,92 + 3,7 | 5,88 + 2,26 | 0,4880 |
Р – достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами.
Из приведенных в таблице данных видно, что в 1 группе по сравнению со 2 группой было получено меньшее количество баллов практически по всем шкалам (за исключением шкалы «Креативность»). При этом в отношении шкал «Спонтанность», «Самоуважение», «Взгляд на природу человека», «Принятие агрессии» различия между группами носили статистически достоверный характер. Также следует отметить, что в отношении шкал «Сензитивность» и «Познавательные способности» различия приближались к статистически достоверным.
Описанные выше различия наглядно можно увидеть на рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты сравнения 1 и 2 групп по данным опросника А.Маслоу
Результаты сравнения средних баллов по шкалам А. Маслоу у исследуемых групп показывают, что практически по всем шкалам (за исключением шкалы «Креативность») у 1 группы средний балл ниже, чем во 2 группе. Это означает, что в среднем, подростки, которые предпочитают компьютерные игры, обладают более низким уровнем самоактуализации, чем не предпочитают их.
Низкий балл у 1 группы по шкале «Спонтанность» означает, что подростки, предпочитающие компьютерные игры, опасаются, открыто проявлять свои чувства и эмоции в поведении, что свидетельствует о замкнутости (скрытности) характера. Высокий балл по данной шкале у 2 группы говорит о том, что подростки, не предпочитающие компьютерные игры, способны выражать свои чувства в заранее не продуманных действиях.
Анализируя шкалу «Самоуважение», можно заключить, что не имеющие зависимости подростки выше ценят себя, больше нравятся сами себе (по сравнению с 1 группой), причем при условии, что для этого есть объективные основания. Зависимые подростки, напротив, обладают низкой самооценкой, то есть низким самоуважением. Это выражается в неуверенности поведения, страхе доверять самому себе, что отрицательно сказывается на психике человека.
Различие показателей по шкале «Взгляд на природу человека» говорит о разном понимании человеческой природы. Респонденты 2 группы более способны находить закономерные связи во всех явлениях жизни, понимать, что такие противоположности, как работа и игра, любовь и похоть, эгоизм и бескорыстие, не являются антагонистическими. Подростки 1 группы менее способны осмысленно связывать противоречивые жизненные явления.
Низкий балл у 1 группы по шкале «Принятие агрессии» отражает низкую способность принимать свою агрессивность. Из этого следует, что подростки, зависимые от компьютерных игр, стремятся скрыть это качество, отказаться от агрессии, подавить ее в себе. Это также свидетельствует о замкнутости, закрытости, не способности принимать себя, свой внутренний мир таким, какой он есть. Подростки 1 группы лучше понимают, что агрессивность и гнев свойственны природе человека и могут проявляться в межличностных контактах.
В ходе проведённого исследования по методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан, мы получили следующие результаты.
Обработка проводилась по шести шкалам ( первая, тренировочная—«здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражался в баллах. Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам). Подсчитанные баллы каждого испытуемого соотносились с уровнем самооценки (высота самооценки – от «О» до знака «-») и уровнем притязаний--- расстояние в мм от «О» до знака «Х».
Результаты уровня самооценки и уровня притязаний могут быть представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Результаты уровня самооценки и уровня притязаний в 1 группе
Подростки | Уровень самооценки % | Уровень притязаний % | Соотношение уровня притязаний и самооценки |
1. | 50% Средний уровень | 71,1% Средний уровень | Самооценка ниже, чем уровень притязаний |
2. | 44,5% Низкий уровень | 73,8% Средний уровень | Самооценка ниже , чем уровень притязаний |
3. | 45,5% Средний уровень | 60,1% Средний уровень | Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень |
4. | 74,6% Высокий уровень | 72,8% Средний уровень | Самооценка выше чем уровень притязаний |
5. | 64,1 % Средний уровень | 94,1% Очень высокий уровень | Уровень притязаний выше, чем самооценка |
6. | 83,8% Высокий уровень | 93,6% Очень высокий уровень | Самооценка ниже ,чем уровень притязаний |
7. | 45,1% Средний уровень | 75,% Средний уровень | Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень по количественной характеристике |
8. | 44,1% Низкий уровень | 74,5% Средний уровень | Самооценка ниже, чем уровень притязаний |
9. | 52,1% Средний уровень | 72,5% Средний уровень | Самооценка и уровень притязаний находятся в соотношении |
10. | 39% Низкий уровень | 40,8% Низкий уровень | Самооценка и уровень притязаний находятся в одинаковом соотношении |
11. | 46,6% Средний уровень | 64,1% Средний уровень | Самооценка и уровень притязаний находятся в одинаковом соотношении |
12. | 51,6% Средний уровень | 61,3% Средний уровень | Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень |
13. | 55,8% Средний уровень | 65,3% Средний уровень | Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень |
14. | 53,3% Средний уровень | 60,6% Высокий уровень | Уровень притязаний превышает самооценку |
15. | 74,8% Средний уровень | 88,3% Очень высокий уровень | Уровень притязаний превышает самооценку |
16. | 62,3% Высокий уровень | 63% Высокий уровень | Уровень притязаний и самооценка имеют высокий уровень |
17. | 45% Средний уровень | 58,9% Низкий уровень | Самооценка превышает уровень притязаний |
18. | 73,5% Средний уровень | 77,6% Высокий уровень | Уровень притязаний выше чем самооценка |
19. | 52,8% Средний уровень | 90% Очень высокий уровень | Уровень притязаний выше ,чем уровень самооценки |
20. | 55,1% Средний уровень | 83% Высокий уровень | Самооценка ниже, чем уровень притязаний |
Среди испытуемых, принявших участие в исследовании в 1 группе - 3 подростка имеют низкий уровень самооценки, что составляет 15%, 14 подростков имеют средний уровень самооценки, что составляет 70%, 3 подростка имеют высокий уровень самооценки, что в процентах составляет 15 %.
А по уровню притязаний 2 подростка, принявших участие в исследовании имеют низкий уровень притязаний, что составляет 10%. Средний уровень притязаний имеют 10 подростков, что составляет от 50%. Высокий уровень притязаний имеет 4 подростка, что составляет 20%. Очень высокий уровень притязаний имеет также 4 подростка, что составляет от 20%.
Таблица 7 - Результаты уровня самооценки и уровня притязаний во 2 группе
Подростки | Уровень самооценки % | Уровень притязаний % | Соотношение уровня притязаний и самооценки |
1. | 50% Средний уровень | 71,1% Средний уровень | Самооценка ниже, чем уровень притязаний |
2. | 44,5% Низкий уровень | 73,8% Средний уровень | Самооценка ниже , чем уровень притязаний |
3. | 45,5% Средний уровень | 60,1% Средний уровень | Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень |
4. | 74,6% Высокий уровень | 72,8% Средний уровень | Самооценка выше чем уровень притязаний |
5. | 64,1 % Средний уровень | 94,1% Очень высокий уровень | Уровень притязаний выше, чем самооценка |
6. | 83,8% Высокий уровень | 93,6% Очень высокий уровень | Самооценка ниже ,чем уровень притязаний |
7. | 45,1% Средний уровень | 75,% Средний уровень | Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень по количественной характеристике |
8. | 44,1% Низкий уровень | 74,5% Средний уровень | Самооценка ниже, чем уровень притязаний |
9. | 52,1% Средний уровень | 72,5% Средний уровень | Самооценка и уровень притязаний находятся в соотношении |
10. | 39% Низкий уровень | 40,8% Низкий уровень | Самооценка и уровень притязаний находятся в одинаковом соотношении |
11. | 46,6% Средний уровень | 64,1% Средний уровень | Самооценка и уровень притязаний находятся в одинаковом соотношении |
12. | 51,6% Средний уровень | 61,3% Средний уровень | Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень |
13. | 55,8% Средний уровень | 65,3% Средний уровень | Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень |
14. | 49,1% Средний уровень | 85% Высокий уровень | Самооценка ниже ,чем уровень притязаний |
15 | 56,6% Средний уровень | 65,8% Средний уровень | Самооценка и уровень притязаний имею средний уровень |
16. | 69% Высокий уровень | 89% Высокий уровень | Самооценка и уровень притязаний имеют высокий уровень |
17 | 58% Средний уровень | 65% Средний уровень | Самооценка и уровень притязаний имею средний уровень |
18 | 60% Средний уровень | 63,3% Средний уровень | Самооценка и уровень притязаний имею средний уровень |
19 | 52,1% Средний уровень | 63,3% Средний уровень | Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень |
20 | 56,3% Средний уровень | 75,6% Высокий уровень | Уровень притязаний выше, чем самооценка |
По количеству ответов, которые были подсчитаны в методике по шкалам, мы можем подсчитать процентные соотношения по уровню самооценки и уровню притязаний.
Σ = 57+57=50+44+34+24 =50% ---- уровень самооценки
6
Σ =74+80+90+71+61+51 =71,1% --- уровень притязаний
6
Полученные результаты по таблице свидетельствуют о том, что среди подростков, принявших участие в исследовании во 2 группе - 3 подростка имеют низкий уровень самооценки, что составляет 15%, 14 подростков имеют средний уровень самооценки, что составляет 70%, 3 подростка имеют высокий уровень самооценки, что в процентах составляет 15 %.
А по уровню притязаний, 1 подросток, принявший участие в исследовании имеет низкий уровень притязаний, что составляет 5%. Средний уровень притязаний имеют 14 подростков, что составляет от 70%. Высокий уровень притязаний имеет 3 подростка, что составляет 15%. Очень высокий уровень притязаний имеет 2 подростка, что составляет от 10%.
Результаты по группам по методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан можно представить на рисунке 3.
Рисунок 3 - Результаты подростков 1 и 2 групп по уровню самооценки
Рисунок 4 - Результаты подростков 1 и 2 групп по уровню притязаний
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у подростков 1группы и 2 группы наблюдается средний уровень самооценки и уровень притязаний, а у других высокий уровень самооценки и очень высокий уровень притязаний. А также наблюдается, что самооценка ниже, чем уровень притязаний и в некоторых случаях может быть, что самооценка и уровень притязаний имеют одинаковый средний уровень, тогда говорят, что эти два понятия связаны между собой. Может быть уровень притязаний ниже, чем самооценка.
Результаты по методике исследования самоотношения Р.С.Пантилеева.
Таблица 8- Результаты проведения методики исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева (в процентном соотношении)
№ шкалы | 1 группа подростков | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
6Колонки полученных стен в п9роцентном соотношении | ||||||||||||||||||||
I | 9 | 6 | 10 | 8 | 10 | 8 | 8 | 8 | 7 | 12 | 9 | 10 | 9 | 10 | 7 | 10 | 9 | 13 | 9 | 12 |
II | 6 | 4 | 10 | 11 | 6 | 10 | 8 | 9 | 8 | 9 | 9 | 12 | 16 | 7 | 11 | 12 | 9 | 16 | 10 | 11 |
III | 10 | 9 | 13 | 8 | 11 | 4 | 7 | 11 | 6 | 8 | 9 | 8 | 9 | 10 | 8 | 5 | 10 | 6 | 8 | 6 |
IV | 11 | 9 | 6 | 9 | 16 | 9 | 11 | 12 | 10 | 12 | 6 | 10 | 7 | 10 | 9 | 16 | 12 | 9 | 9 | 10 |
V | 9 | 10 | 10 | 9 | 11 | 6 | 10 | 11 | 9 | 8 | 8 | 9 | 9 | 8 | 7 | 13 | 8 | 9 | 9 | 11 |
VI | 4 | 11 | 11 | 10 | 11 | 13 | 9 | 14 | 12 | 13 | 16 | 7 | 10 | 12 | 16 | 4 | 10 | 12 | 8 | 9 |
VII | 9 | 10 | 7 | 14 | 7 | 8 | 12 | 9 | 8 | 12 | 7 | 12 | 13 | 10 | 3 | 8 | 9 | 8 | 11 | 10 |
VIII | 8 | 11 | 6 | 9 | 9 | 10 | 9 | 14 | 8 | 12 | 8 | 12 | 9 | 10 | 8 | 9 | 8 | 9 | 8 | 9 |
IX | 8 | 9 | 8 | 9 | 8 | 9 | 11 | 9 | 10 | 12 | 9 | 9 | 9 | 8 | 7 | 9 | 11 | 9 | 7 | 10 |
Шкала 1 «внутренняя честность» (открытость) - 50 % показателей говорят о глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности испытуемых женщин, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость.50 % - говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе.
Шкала 2 «самоуверенность». Положительный полюс шкалы наблюдается у 70 % подростков, что соответствует высокому самомнению, самоуверенности, говорит об отсутствии внутренней напряженности. У 30 % показатели по шкале соответствуют неудовлетворенности собой и своими возможностями, свидетельствуют о сомнениях в способности вызывать уважение.
Шкала 3 «саморуководство». 80 % испытуемых указывают на то, что они отчетливо переживают собственное "Я" как внутренний стержень, интегрирующий и организующий личность и жизнедеятельность, считают, что их судьба находится в собственных руках; чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. 20 % показателей свидетельствуют о подвластности «Я» влияниям обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе Я, отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом.
Шкала 4 «зеркальное Я» (отраженное самоотношение). Высокие значения шкалы у 70 % подростков соответствуют представлению о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание, с низкими значениями у 30 % подростков связано ожидание противоположных чувств по отношению к себе от другого.
Шкала 5 - «самоценность» - ответы 90 % подростков отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других. И лишь ответы 10 % подростков говорят о сомнении в ценности собственной личности, ответственности, граничащей с безразличием к своему Я, потере интереса к своему внутреннему миру.
Шкала 6 - «самопринятие» - уровень ответов 70 % подростков соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самой собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя такой, какая есть, пусть даже с некоторыми недостатками. У 30 % наблюдается недостаточное самопринятие, что является важным симптомом внутренней дезадаптацни.
Шкала 7 - «самопривязанность» - высокие значения шкалы, наблюдаемые у 60 % опрошенных подростков, говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа - один из защитных механизмов самосознания. 40 % подростков указывают на желание что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой.
Шкала 8 - «внутренняя конфликтность» - 40 % результатов свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Постоянная неудовлетворенность и споры протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерные самокопания и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммуникация не только не приносит облегчения, но, наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции. Результаты опроса у 50 % подростков говорят о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе Я и отсутствии вытеснения. И лишь ответы 10% подростков свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве.
Шкала 9 - «самообвинение» - 40% результатов подростков говорят о самообвинении, готовности поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки. По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей (8) шкалой. Однако если значение 8-й шкалы характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей), то значение 9-й шкалы является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, несмотря на высокую самооценку собственных качеств. Крайне высокие значения по 8-й и 9-й шкалам при общем снижении профиля по предыдущим параметрам наблюдаются у 10 % подростков и являются индикаторами глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей принятия психокоррекционных мер.
Таблица 9- Результаты проведения методики исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева (в процентном соотношении)
№ шкалы | 2 группа подростков | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
Колонки полученных стен в процентном соотношении | ||||||||||||||||||||
I | 8 | 10 | 12 | 16 | 16 | 12 | 10 | 10 | 12 | 12 | 16 | 10 | 12 | 12 | 12 | 16 | 16 | 16 | 9 | 16 |
II | 6 | 4 | 12 | 10 | 12 | 10 | 8 | 12 | 8 | 9 | 10 | 12 | 16 | 7 | 16 | 12 | 9 | 16 | 10 | 12 |
III | 16 | 16 | 12 | 8 | 16 | 4 | 7 | 16 | 6 | 16 | 9 | 10 | 9 | 16 | 16 | 5 | 10 | 12 | 12 | 10 |
IV | 14 | 12 | 6 | 14 | 16 | 12 | 16 | 12 | 16 | 12 | 6 | 14 | 9 | 12 | 12 | 16 | 16 | 12 | 9 | 10 |
V | 10 | 12 | 16 | 16 | 14 | 6 | 10 | 16 | 9 | 16 | 16 | 10 | 12 | 16 | 7 | 16 | 8 | 9 | 12 | 16 |
VI | 4 | 10 | 16 | 10 | 16 | 16 | 9 | 14 | 12 | 16 | 16 | 7 | 10 | 16 | 16 | 4 | 10 | 16 | 10 | 9 |
VII | 12 | 12 | 2 | 14 | 7 | 10 | 12 | 9 | 10 | 16 | 7 | 12 | 16 | 10 | 3 | 8 | 9 | 8 | 12 | 12 |
VIII | 14 | 14 | 6 | 9 | 9 | 10 | 16 | 14 | 8 | 12 | 16 | 12 | 12 | 10 | 8 | 12 | 10 | 14 | 10 | 9 |
IX | 16 | 10 | 10 | 7 | 16 | 14 | 16 | 9 | 10 | 16 | 4 | 16 | 16 | 6 | 9 | 10 | 16 | 16 | 8 | 10 |
Шкала 1 «внутренняя честность» (открытость) - 50 % показателей говорят о глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности испытуемых женщин, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость.50 % - говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе.
Шкала 2 «самоуверенность». Положительный полюс шкалы наблюдается у 70 % подростков, что соответствует высокому самомнению, самоуверенности, говорит об отсутствии внутренней напряженности. У 30 % показатели по шкале соответствуют неудовлетворенности собой и своими возможностями, свидетельствуют о сомнениях в способности вызывать уважение.
Шкала 3 «саморуководство». 80 % испытуемых указывают на то, что они отчетливо переживают собственное "Я" как внутренний стержень, интегрирующий и организующий личность и жизнедеятельность. 20 % показателей свидетельствуют о подвластности «Я» влияниям обстоятельств, неспособности противостоять судьбе.
Шкала 4 «зеркальное Я» (отраженное самоотношение). Высокие значения шкалы у 70 % подростков соответствуют представлению о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание, с низкими значениями у 30 % подростков связано ожидание противоположных чувств по отношению к себе от другого.
Шкала 5 - «самоценность» - ответы 90 % подростков отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других. И лишь ответы 10 % подростков говорят о сомнении в ценности собственной личности, ответственности, граничащей с безразличием к своему Я, потере интереса к своему внутреннему миру.
Шкала 6 - «самопринятие» - уровень ответов 70 % подростков соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самой собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя такой, какая есть, пусть даже с некоторыми недостатками. У 30 % наблюдается недостаточное самопринятие, что является важным симптомом внутренней дезадаптацни.
Шкала 7 - «самопривязанность» - высокие значения шкалы, наблюдаемые у 60 % опрошенных подростков, говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. 40 % подростков указывают на желание что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой.
Шкала 8 - «внутренняя конфликтность» - 40 % результатов свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Результаты опроса у 50 % подростков говорят о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе Я и отсутствии вытеснения. И лишь ответы 10% подростков свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве.
Шкала 9 - «самообвинение» - 40% результатов подростков говорят о самообвинении, готовности поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки. По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей (8) шкалой. Однако если значение 8-й шкалы характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей), то значение 9-й шкалы является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, несмотря на высокую самооценку собственных качеств. Крайне высокие значения по 8-й и 9-й шкалам при общем снижении профиля по предыдущим параметрам наблюдаются у 10 % подростков и являются индикаторами глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей принятия психокоррекционных мер.
Далее проведем анализ, используя T-критерий Стьюдента, который используется для сравнения выборочных величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга. Показатели, кот
2019-12-29 | 405 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Проведение исследования и анализ результатов |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы