Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Периодизация истории возникновения и развития международного права.



2019-12-29 276 Обсуждений (0)
Периодизация истории возникновения и развития международного права. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Одной из важнейших проблем истории международного права является проблема его возникновения и периодизации. Долгое время доминирующим было утверждение, что международное право возникло вместе с возникновением государств, т.е. еще в Древнем мире. Другой точкой зрения является убеждение в том, что «международное право может возникнуть тогда, когда в обслуживаемых им межгосударственных отношениях созревают соответствующие условия. Необходимо, чтобы международные отношения достигли весьма высокого уровня развития, при котором суверенные государства осознали необходимость во имя своих национальных интересов подчиниться нормам, обладающим юридической силой». С этой точки зрения время возникновения международного права следует отнести к концу средневековья. Вероятно, эта позиция выглядит более убедительной. На протяжении веков человечество совершенствовало и накапливало опыт международного общения (в том числе и эпоху господства родо-племенных отношений), международные обычаи и мораль с тем, чтобы перевести его на новый качественный уровень – уровень сознательного правового регулирования путем соглашения об ограничении свободы действий государств на внешней арене для поддержания в мире стабильности и должного порядка.

 В целом, наиболее предпочтительной периодизацией истории международного права представляется периодизация, предложенная И.И.Лукашуком

-предыстория международного права (с древних веков до конца средневековья) - эпоха совершенствования международных отношений и понимания роли государства на международной арене;

-классическое международное право (с конца средних веков до Статута Лиги Наций)- возникновение и развитие права Нового времени;

-современное международное право- право Устава ООН и его противоречия.

Целью работы является исследование периодизации истории возникновения, развития, а также формирования современного международного права.

Исходя из цели, задачами контрольной работы являются:

-исследование возникновения и периодизации истории международного права;

-изучение основных событий, которые послужили развитию, а также формированию современного международного права;

-подведение итогов и формулирование выводов.

Теоретической базой при выполнении работы является учебная и научная литература таких авторов как Тункин Г.И., Игнатенко Г.В., Коровин Е.А., Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. и других авторов.

 

 

Периодизация истории возникновения и развития международного права.

Долгое время доминирующим было утверждение[1], что международное право возникло вместе с возникновением государств. Другой точкой зрения является убеждение в том, что «международное право может возникнуть лишь тогда, когда в обслуживаемых им межгосударственных отношениях созревают соответствующие условия. Необходимо, чтобы международные отношения достигли весьма высокого уровня развития, при котором суверенные государства осознали необходимость во имя своих национальных интересов подчиниться нормам, обладающим юридической силой».[2]

С этой точки зрения время возникновения международного права следует от­нести к концу средневековья. Вероятно, эта позиция выглядит более убедитель­ной. На протяжении веков человечество совершенствовало и накапливало опыт международного общения (в том числе и эпоху господства родо-племенных от­ношений), международные обычаи и мораль с тем, чтобы перевести его на но­вый качественный уровень - уровень сознательного правового регулирования путем соглашения об ограничении свободы действий государств на внешней арене для поддержания в мире стабильности и должного порядка.

Международные отношения в Древнем мире выработали целый комплекс традиций, которые впоследствии были либо отвергнуты в межгосударственных контактах как противоречащие задачам самосохранения человеческого рода (война), либо возведены в ранг норм международного права (добрососедство).

В древних международных отношениях не могло идти речи о равенстве парт­неров. На первом месте стояли военные цели, “свое” постоянно противопостав­лялось “чужому”. Так, например, в древнеиндийских Законах Ману говорилось: “враг - это ваш сосед”, а грек Демосфен доказывал, что варвары (чужеземцы) предназначены природой быть рабами греков. В древних обществах процветала ненависть к иностранцам (в греческом языке - ксенофобия), а между госу­дарствами отношения строились исключительно с позиции силы. Великие госу­дарства стремились подчинить мелкие и слабые путем военных действий. Более того, у войны появились различного рода морально-этические первые морально и даже фи­лософские обоснования. Так, например, римляне были уверены, что римский на­род (государство) не может вести несправедливые войны. Им казалось, что все войны, которые они ведут справедливы по причине господствовавшей доктрине, согласно которой все полезное для Рима угодно богам. Существовало два основ­ных варианта определения субъекта международных отношений. В древневосточ­ных деспотиях субъектом выступал правитель (царь, фараон, раджа, ван и т.д.). В греческом и особенно в римском мире понимание субъекта было более форма­лизовано: полис (свободные граждане государства) или populus romanus (римский народ). 

В такой системе международных отношений договор выступал как второстепенное средство решения споров. Обычно он заключался после войны. Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные, о взаимной помощи, границах, арбитраже, торговле, о праве вступать в брак с иностранцами, о нейтралитете и др. Договорная практика древних государств способствовала формированию правила pacta sunt servanda- договоры должны соблюдаться.[3]

Несмотря на то, что древние договоры мало чем отличались внешне от со­временных договоров, реальноони представляли собой не более, чем религиозные предписания или взаимные моральные обязательства. Не случайно, что текст древ­них договоров содержал высокопарные религиозные клятвы: “...Что же касается слов, которые на этой серебряной таблетке, для земли хеттов и для земли египет­ской, и кто-нибудь не остережется их - тысяча богов из земли хеттов, равно как тысяча богов земли египетской - уничтожат его дом, его землю, его слуг”.[4] В качестве последствий мирных договоров могли наступить посольские от­ношения. Как правило, они не носили постоянного характера, часто организовы­вались для выполнения единовременных межгосударственных поручений. В Гре­ции послу вручались две сложенных и покрытых воском дощечки с текстом, кото­рые назывались “дипломами”, от чего, собственно, и произошел термин “дипломатия”. Послы пользовались неприкосновенностью, что являлось вынужденным исключением из общего правила для иностранцев (посол должен донести важные сведения, касавшиеся интересов и принимающей сто­роны).

Право силы в международных отношениях, преобладание их регионализма усилилось в период раннего и развитого средневековья  (VI-XV вв.). С утверждением монархии как преобладающей формы государственной власти усилилось значение личности в международных отношениях. Самые логические черты это приняло в период феодальной раздробленности, когда практически стерлись различия между публичными и частными отношениями во внешнем мире. Крупные феодалы имели практически неограниченные полномочия в веде­нии и заключении внешних сношений, вели частные территориальные войны, заключали мир на собственных условиях и т.д. Источником такого положения вещей было территориальное верховенство на основе иммунитетных привилегий. Так, например, в Золотой булле германского императора Карла Люксембурга 1326 г. содержались положения, которые узаконили внешнеполитическую незави­симость немецких князей - подданных Священной империи германского народа.

С IX века в международные отношения включилось Древнерусское государ­ство, свидетельством чего стали заключенные с Византией после военных похо­дов договоры, международные браки киевских князей и княжон и т.д.

В эпоху средневековья мир начал делиться на три части - христианский мир (Европа), мир ислама (Западная и Центральная Азия, Северная Африка) и неизвестные земли (“закрытые” для европейцев и мусульман Китай, Япония, Америка, Австралия и большая часть Африки). Поскольку на формирование меж­дународного права современности, бесспорно, оказали главное влияние европейские традиции, наибольший интерес представляет именно Европа. Здесь продолжали существовать видоизмененные античные традиции международных отношений, а также сформировались новые традиции, на которые большое влия­ние оказывали во-первых, феодальные отношения (иммунитет и понимание суве­ренности собственника в политических вопросах), во-вторых, католическая цер­ковь, которая являлась связующим институтом в международных делах благо­даря общей для всех европейских государств идеологической доктрине католи­цизма (существовали общие, понятные для всех символы, на основе которых можно было строить первоначальные отношения) и постоянному стремлению папства поставить под свой политический контроль европейских правителей (так, например, декрет папы Грациана (1139-1142 гг.) “Согласование несогласо­ванных канонов” затрагивал вопросы международных отношений именно в этом ключе).

На рубеже средневековья иНового времени происходитвозникновение практики и доктрины международного права. Этому способствовали изменившиеся исторические условия:

-реформация церкви и некоторая утрата ею былых позиций на внешней арене;

-централизация власти;

-ликвидация иммунитетного сепара­тизма и возникновение национальных государств;

-развитие философии, полити­ческих учений;

-обращение к античному интеллектуальному наследию, в том числе к системе римского права.

Упрочение национальной независимости европейских государств привело к первой общеевропейской войны между крупными группировками государств - Тридцатилетней войне (1618-1648 гг.), завершившейся подписанием Вестфаль­ского трактата о мире 24 октября 1648 г. Он состоял из двух мирных договоров Оснабрюкский (между императором Священной Римской империи и его союзни­ками, с одной стороны, и Швецией с союзниками - с другой), а также  Мюнстерский (между императором и Францией с союзниками). Формально постановления трактатов касались трех основных вопросов: территориальных изменений в Ев­ропе; вероисповедных отношений в Священной Римской империи; политического устройства. Однако на деле Вестфальский мир сформулировал ряд принципов и институтов международного права:

-принцип политического равновесия и стабильности границ;

-институт международно-правового признания (была признана независи­мость Швейцарии и Нидерландов);

-институт равноправия государств на внешней арене независимо от пре­обладающего в нем вероисповедания;

-институт международно-правовых гарантий (в трактате говорилось, “что заключенный мир должен оставаться в силе и что обе стороны обязаны от­стаивать и защищать каждую статью мирного договора против каждого, незави­симо от религии”1 ).

Важную роль имел Вестфальский мир и для России, поскольку именно в нем Московская Русь впервые фигурировала “в качестве общепризнанного участ­ника международного общения”.2    

Вестфальский мир стал юридической основой для всех международных до­говоров на полтораста лет, вплоть до Великой Французской революции.

Таким образом, можно сделать вывод, что в период средневековья накопились значительные традиции в сфере дипломатических отношений, переговорной практики, международной торговли (особенно морской), ведения и прекращения войны и т.д., что подготовило в конечном счете возникновение международного права как такового.

А XVIII век принес существенные черты в становление дипломатического права (в частности, более четко был оформлен и более последовательно выпол­нялся принцип дипломатического иммунитета), морского права (к середине сто­летия утвердился принцип свободы судоходства, была признана большинством государств 3-мильная ширина территориального моря (прибрежных вод), разра­батывался принцип свободы судоходства по рекам и т.д.). Вместе с тем, несмотря на некоторые изменения в правилах ведения войны, они по-прежнему оставались достаточно жесткими. В отношении территорий продолжали действовать старые традиции перехода земель от одного государства к другому (например, обмен территориями по Утрехтскому 1713 г. и Раштадскому (1714) г. мирным догово­рам). В целом в период XVII-XVIII вв. произошло становление норм обычного международного права.

В XIX в. происходят существенные изменения в сфере права международных договоров. Растет количество заключаемых соглашений. Складывается представление о том, что принцип «договоры должны соблюдаться» обязывает государство, а не только его главу. Основой договора признается наличие согласия сторон, даже война не приводит к разрыву всех договорных отношений между воюющими.

Существенное влияние на международное право этого периода оказал ряд международных конгрессов и конференций. Так, Венский конгресс 1814-1815 гг. способствовал возникновению статуса постоянного нейтралитета Швейцарии, запрещении работорговли, развития понятия международной реки, установлению рангов дипломатических представителей.

А также, заметный вклад в развитие международного права внесли Гаагские конференции мира. Участники Конференции подписали 17 июля 1899 г. Декларацию о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или водоносные газы, и Декларацию о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль.

На второй Гаагской конференции мира (1906-1907 гг.) были приняты 10новых конвенций и пересмотрены три акта 1899г. Конвенции, принятые на Гаагской конференции мира 1907 г., явились результатом первой в истории международного права крупной кодификации правил ведения войны и мирного разрешения международных споров.

Вместе с тем XIX в. характеризовался противоречивостью содержания действовавшего в тот период международного права. По-прежнему при-знавалось «право» государства на войну, в которой победитель получал «законное» право определять положение побежденного. Продолжались колониальные захваты. Посредством неравноправных договоров происходило закабаление отдельных стран. Применялась доктрина о «цивилизованных и нецивилизованных народах», осуществлялась аннексия (насильственный захват) территории.

 

 



2019-12-29 276 Обсуждений (0)
Периодизация истории возникновения и развития международного права. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Периодизация истории возникновения и развития международного права.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)