Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ валового дохода



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Анализ валового дохода 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие валового дохода и задачи его анализа. В условиях нестабильной, изменчивой среды большое значение в бизнесе имеет оперативная отдача капитала в виде денежных потоков, поэтому у предпринимателей особый интерес вызывает информация об объектах вложений капитала с точки зрения их текущей эффективности. Основные денежные потоки организации формируются в виде валового дохода от продаж, следовательно, весьма актуальными представляются вопросы о том, какие из товарных запасов при используемых формах приобретения и расчетов являются наиболее выгодными в обороте, на каких товарах и формах товарных расчетов следует сконцентрировать оборотные вложения, а какие товары имеют меньшую отдачу и поэтому менее интересны. Решению этих вопросов способствует анализ валового дохода.

Валовой доход торговлипоказатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превыше­ние выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобре­тению («Торговля. Термины и определения» — ГОСТ Р 51303-99, ут­вержден постановлением Госстандарта России от 11.08.99 г. № 242-ст).

Размер валового дохода — главный источник финансирования торговой деятельности. От него зависят размер прибыли и рентабельность организации.

Задачами анализа валового дохода являются:

1) Изучение динамических изменений валового дохода и его соотношений:

• с товарооборотом;

• с себестоимостью товаров;

• с издержками товарного обращения;

2) Оценка изменений валового дохода по формам приобретения товаров.

3) Определение резервов роста валового дохода и эффективности торговли.

Анализ валового дохода. Основной показатель, определяющий размер валового дохода — торговая надбавка к себестоимости товаров. Уровень надбавки устанавливается в зависимости от покупательского спроса, выраженного рыночными ценами на данный товар, себе­стоимости и издержек обращения этого товара.

В соответствии с п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 г. № 44н, фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату (к которым относятся товары), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, включая фактические затраты на доставку материально-производственных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации).

В анализе следует измерить и оценить эффективность торговли сказателю валового дохода. Эффективность продаж по валовому доходу измеряют отношениями (уровнями) валового дохода к товарообороту, себестоимости товаров, издержкам товарного обращения (таб. 16.1).

Таблица 16.1. Оценка валового дохода

№ п/п Наимено­вание показа­телей Единицы измерения Предшест­вующий период Отчетный период Абсолют­ное изме­нение (гр. 2 -- гр. 1) Темп роста, % (гр. 2, гр. I )
А Б В 1 2 3 4
1 Товарооборот ден. ед. 15 666 16 227 561 103,5S
2 Валовой доход ден. ед. 3 133 3 570 437 113,95
3 Уровень вало­вого дохода к товарообороту % 20,00 22,00 2,00 110,01
4 Себестоимость товаров ден. ед. 12 533 12 657 124 100,94
5 Уровень вало­вого дохода к себестоимости % 24,998 28,206 3,21 112,83
6 Издержки об­ращения ден. ед. 740 780 40,00 105,41
7 Уровень вало­вого дохода к издержкам обращения % 423,378 457,69 34,31 108,10

На данном предприятии наблюдается рост товарооборота, валового дохода при росте себестоимости товаров и издержек обращения, причем рост себестоимости и издержек оправдываются ростом вало­вого дохода, так что темпы роста валового дохода (113,95%) опережают темпы роста товарооборота (103,58%), себестоимости товаром (100,99%), издержек обращения (105,41%), т.е. вложения дополнительных средств в себестоимость товаров и издержки принесли опре­деленную отдачу, что и предопределяет рост эффективности продаж по валовому доходу. В результате по показателям эффективности отсутствуют отрицательные изменения за рассматриваемый период, наибольшие темпы роста отмечаются по уровню валового дохода и отношении к себестоимости товаров (112,83%). Такая тенденция обусловлена рациональностью расходов по приобретению товаров.

Наименьшие темпы роста отмечены по уровню валового дохода в отношении к издержкам обращения. Последнее соотношение в конечном итоге определяет размер прибыли, оценка изменениям которой будет дана далее. Увеличение уровня валового дохода к товарообороту характеризует операции по определению торговой наценки. Рост товарооборота при одновременном росте валового дохода (табл. 16.1) свидетельствует о правильной тенденции уста­новления торговой наценки на рассматриваемые товары в целом.

В общем можно отметить положительные изменения в работе организации в отчетном периоде. Означают ли эти общие положи­тельные изменения, что предприятие работает оптимально? Каковы резервы улучшения работы фирмы?

На эти вопросы мы можем получить ответ по результатам анализa структуры валового дохода. При выборе структурных группировок мы будем исходить из того, что средства, вложенные в товар, имеют различную отдачу в зависимости от формы расчетов с поставщиком товара. Товар, принятый на реализацию, освобождает предприятие-приемщика от риска отсутствия спроса на товар, так как при этой форме отношений с поставщиками непроданный товар будет возвращен поставщику без потерь для предприятия, принявшего товар на реализацию. Но при этом товар, взятый на реализацию, имеет большую себестоимость, так как в этом случае поставщик повышает покупную цену в качестве платы за собственный риск и за отсутствие риска у принимающей стороны, поэтому брать товар на реализацию целесообразно лишь при определенной неуверенности в его продаже и лишь на тот период, пока сохраняется такая неуверенность.

Товар с уверенными продажами целесообразно закупать по сроч­ной, предварительной оплате или с отсрочкой платежа. При предварительной оплате (с авансовыми платежами) поставщик предлагает товар с большими скидками, чем при срочной. А товар с отсрочкой платежа или принятие на консигнацию независимо от его продажи предполагает либо увеличение покупной цены, либо оплату процента за отсрочку, что увеличивает себестоимость товара. Последняя форма приемлема при отсутствии средств для срочной или предварительной оплаты или когда задержка оплаты с использованием отсроченных средств в обороте при­несет больший доход, чем расходы за отсрочку и поощрения поставщика предварительную оплату товара. Принятие товаров на консигна­цию также применяется, когда поставщик соглашается на любые формы расчетов за товар, кроме предложения товара на реализацию.

По данным рассматриваемого предприятия (табл. 16.2) наиболее значимыми по удельному весу в обороте являются товары, приобретенные по срочной оплате (33,28%) и товары, принятые на консигнацию (21,77%) (гр. 4 табл. 16.2), рис. 16.1.

Товары

Уровень валового дохода в %

   

к себестоимости

к товарообороту

    базис­ный период отчет­ный период изме­нение ) (гр. 18 -- гр. 17 темп роста, %(гр. 18--гр.17х100) предшествующий период отчет­ный период изме­нение (гр. 22 -- гр. 21) темп роста, % (гр. 24/гр. 23х100)
А 17 18 19 20 21 22 23 24
Принятые не предвари­тельной оп­лате (расчеть авансовыми платежами) 44,07 50,54 6,47 114,7 30,59 33,57 2,98 109,75
Закупки по срочной оплате 37,68 45,95 8,26 121,9 27,37 31,48 4,11 115,02
из них с оплатой за счет банков­ского кредита 17,65 17,98 0,33 101,9 15,00 15,24 0,24 101,59
Принятые на консиг­нацию 15,23 13,86 -1,37 91 13,22 12,17 -1,04 92,09
Принятые с отсрочкой платежа  и оплатой про­центов за ком­мерческий кредит 13,87 16,86 2,99 121,6 12,18 14,43 2,25 118,47
Принятые на реализа­цию 11,07 14,2 3,14 128,4 9,96 12,44 2,47 124,84
Итого 25 28,21 3,21 112,8 20,00 22 2,00 110,01

По удельному весу в валовом доходе товары по срочной оплате еще более значительны, чем в обороте, так как их удельный вес в сумме ва­лового дохода оказался выше веса в обороте и составил 47,62% в отчет­ном периоде (гр. 10 табл. 16.2), рис. 16.2. Однако этого нельзя сказать о консигнационных товарах, составляющих 12,04% в валовом доходе, так как удельный вес в валовом доходе у товаров с предварительной опла­той (21,01%), а также товаров, принятых с отсрочкой платежа и оплатой процентов за коммерческий кредит (12,32%), оказался выше при их меньшем проценте в обороте (13,77 и 18,8% в сравнении с 21,77% в обороте консигнационных товаров).

Принятые на реализа­цию,

Принятые с отсрочкой

платежа и опла­той процентов за коммер­ческий кредит, 18%

Принятые на консигнацию,

Принятые по предварительной

оплате (расчеты авансовыми

платежами), 13%

Закупки по срочной

оплате, 31%

Из них с оплатой за счет банковского кредита, 6%

Рис. 16.1. Структура товарооборота по формам приобретения товаров

Принятые с отсрочкой платежа и оплатой процентов ia коммерческий кредит,

Принятые на консигнацию, 12%

Из них с оплатой за счет банковского кредита, 4%

Принятые на реализацию, 7Й

Принятые по предварительной оплате (расчеты вансовыми тежами), 20%

Закупки по срочной оплате, 45%

Рис. 16.2. Структура валового дохода по формам приобретения товаров

При относительно невысокой доле в обороте (13,77 %) товары с авансовыми оплатами занимают большой удельный вес в валовом доходе (21,01%), уступающем лишь доле товаров со срочной оплатой (47,62%). Удельные веса товаров с предварительной оплатой в отчетном периоде снижаются как в составе товарооборота, так и в составе валового дохода, что свидетельствует о наличии резервов увеличения дохода за счет увеличения доли этих товаров в обороте будущего периода с учетом покупательского спроса.

Анализ изменений также показывает, что в отчетном периоде возростает удельный вес товаров, принятых на консигнацию, а также товаров с отсрочкой платежа при оплате процентов за коммерческий кредит и принятых на реализацию товаров. Такие изменения позитивны для предприятий, эффективно использующих коммерческий кредит в обороте.

С точки зрения эффективности наиболее доходной формой приобретения товаров представляются закупки по авансовым платежам с учетом скидок, представляемых поставщиками за предварительную оплату. Уровень валового дохода этих товаров по отношению к себестоимости в отчетном периоде составил 50,54%, а по отношению к товарообороту — 33,57%. Однако эта форма при всем ее привлекательности — наиболее рискованная, так как оплата то­варов, предполагающих их продажи в будущем, связана с наибольшей неопределенностью. И чем длиннее период прогнозируемых продаж, тем выше неопределенность и риск. Такая форма расчетом наиболее приемлема для товаров со стабильно растущим спросом.

Увеличение оборота по товарам, принятым на консигнацию, на 128 ден. ед. не привело к увеличению валового дохода. Валовой доход по этой статье снизился на 20 ден. ед. Очевидно, такое снижение обу­словлено ростом себестоимости по консигнационным товарам на 148 ден. ед. и снижением валового дохода на 20 ден. ед. При этом уро­вень валового дохода в отношении к себестоимости снизился на 1,37%.

По товарам, приобретенным в форме коммерческого кредита с оплатой процентов, наблюдается рост объемов продаж, валового дохода и себе­стоимости. Целесообразность увеличения себестоимости по этой форме приобретения характеризуется изменением уровня валового дохода в от­ношении к себестоимости. Увеличение этого уровня (на 2,99%) отражает эффект, оправдывающий увеличение себестоимости по данной форме.

Целесообразность увеличения расходов по товарам, принятым на реализацию, обосновывается ростом валового дохода на 60 ден. ед. и увеличением уровня валового дохода к себестоимости на 3,14%.

Рост уровня валового дохода по отношению к товарообороту оказался наивысшим по товарам с предварительной формой оплаты (2,98 %), что при условии роста их товарооборота указывает на более правильный выбор торговой наценки по этим товарам и на перспективную целесообразность повышения их удельного веса в обороте.

Анализ также показывает, что при снижении удельного веса товаров, приобретаемых по срочной оплате в обороте отчетного периода, возрастает их удельный вес по валовому доходу в сравнении с прошлым периодом. С точки зрения отчетной эффективности такие изменения можно считать позитивными. Но следует учесть и другое: продажи товаров со срочной оплатой в отчетном периоде составили всего лишь 99,19% от прошлого периода. Рост уровня валового дохода по отношению к товарообороту по товарам со срочными расчетами на 4,11% при снижении их товарооборота свидетельствует либо о падающем спросе в связи с увеличением торговой наценки, либо о недостаточности запасов по данному виду товаров, что можно выявить по данным бухгалтерского учета. Рост товарных запасов в отчетном периоде в сравнении с предшествующим при снижении товарооборота укажет на затоваривание и на необходимость принятия дополнительных мер по реализации соответствующих товаров, потребность в сокращении поставок. При снижении товарных запасов снижение товарооборота обусловливается недостатком товарного предложения, что требует соответствующего пополнения то­варных запасов, например, посредством увеличения поставок.

Снижение объема продаж по товарам, приобретенным по срочной оп­лате за счет банковского кредита, привело к уменьшению суммы ва­лового дохода по этой статье на 5 ден. ед. Рост уровня валового дохода по отношению к себестоимости по данной форме приобретения това­ров делает их более доходными, так как уровень валового дохода к себестоимости товаров по ним более высок (17,98%), чем по другим формам приобретения товаров (гр. 18 табл. 16.2) кроме товаров с предварительной оплатой. Однако снижение товарооборота по этой статье, как и в предыдущем случае, может быть связано с уменьшени­ем спроса на данный товар либо с недостаточностью наличия товар­ных запасов. В первом случае возможно снижение торговой наценки в пределах издержек обращения по соответствующим группам, причем чрезмерное снижение надбавки до уровня, не покрывающего издерж­ки, приведет к убыточности этих товаров. Методика определения из­держек обращения по группам и наименованиям товаров и модель анализа издержкоемкости и доходоемкости товарных групп рассмот­рена в специальной литературе1. Во втором случае потребуется попол­нение товарных запасов в соответствии со спросом покупателей.

Влияние изменений в структуре товарооборота на изменение вало­вого дохода можно рассчитать методом процентных чисел (табл. 16.3) и рассматривать структуру в этой методике в различных аспектах. Например, если предпринимателя интересует влияние соотношений различных товарных групп или наименований по ассортиментному признаку, то в состав гр. Б табл. 16.3 следует включать соответствующие наименования или группы товаров, как в данном примере. Если руководство интересует влияние изменений соотношений това­ров по формам закупок и расчетов, в таблицу включают товарные группировки, объединенные по признаку форм закупки или расче­тов, рассматривавшихся выше. В общем, товарные группы в управ­ленческом учете и анализе формируются по усмотрению руководства организации в соответствии с ее практическими потребностями. 

Оценивая влияние изменений в ассортименте товаров, следует отме­тить, что доход организации изменяется в той степени, в какой увели­чивается или уменьшается в общем объеме товарооборота удельный вес товаров с более высокими надбавками, и наоборот. Увеличение надбавки без изменения структуры товаров, также изменяет валовой доход. Для определения степени влияния товарной структуры на уро­вень дохода методом процентных чисел используем табл. 16.3.

В этой таблице сначала определяют удельный вес товаров деле­нием объема продаж по каждой группе на товарооборот в целом по предприятию по соответствующим периодам. Затем определяют средний валовой доход от продаж, как произведение товарооборота на средний уровень торговой надбавки по соответствующим перио­дам, с последующим делением на 100. После этого подсчитывают суммы среднего валового дохода товаров в целом по предприятию (итог гр. 7 и гр. 8 табл. 16.3).

Общий средний уровень торговой надбавки в целом по предприятию определяется соответственно отношением суммы валового дохода в целом по предприятию к объему продаж в целом по предприятию с последующим умножением на 100.

После этого находят процентные числа умножением удельного веса каждой товарной группы отчетного периода на средний уровень торговой надбавки предшествующего периода по этой группе.

Далее рассчитывают сумму процентных чисел по гр. 9. Разделив сумму процентных чисел на 100, получают общий уровень валового дохода (в целом по предприятию) при отчетной структуре товаро­оборота и базисном (предшествующем) уровне торговых надбавок. Его еще называют расчетным уровнем. Разность между расчетным уровнем и общим средним уровнем торговых надбавок предыдущего периода покажет изменение уровня валового дохода под влиянием изменения структуры товарооборота (структурных сдвигов):

19,88 - 20 = - 0,12%.

Итак, при условии сохранения надбавок на уровне предшествующего периода и фактическом изменении отчетной структуры товарооборота уровень валового дохода к товарообороту уменьшился на 0,12%.

Чтобы найти абсолютное изменение валового дохода под влиянием структурных сдвигов в товарообороте, нужно отчетный объем реализа­ции умножить на полученный уровень влияния структуры (0,12%) и разделить на 100:

16 227 • (-0,12) / 100 = -19,47 ден. ед.

Вычитая из отчетного уровня надбавок расчетный их уровень, получим влияние изменения уровня торговой надбавки по тонким имеющегося ассортимента на уровень валового дохода:

22- 19,88 = 2,12%.

Следовательно, повышение торговой надбавки на ткани, галантерейные товары, обувь, платья, несмотря на снижение надбавки на хозяйственные товары, повысило уровень дохода на 2,12%, или на 344,01 ден. ед. (16 227 • 2,12/100), т.е. есть влияние повышения надбавки ми абсолютное изменение дохода определено подобно предыдущему р. к чету умножением объема реализации товаров на полученный уровни. влияния надбавки (2,12%) с последующим делением на 100.

Кроме этого, можно определить и влияние товарооборота ни сумму валового дохода, как произведение абсолютного изменения объема продаж на средний уровень торговой надбавки предшествующего периода:

(16 227 - 15 666) -20 / 100 = 112,2 ден. ед.

Сложив влияния факторов по уровням, имеем сумму, равную величине изменения среднего уровня торговой надбавки в целом по предприятию:

-0,12 + 2,12 = 22-20 = 2%.

Суммируя влияния факторов по абсолютным значениям, полу­чаем величину, равную абсолютному изменению валового дохода в целом по предприятию:

-19,47 + 344,01 + 112,2 • 3570 - 3133 = 437 ден. ед.

Полученные равенства (с точностью до округлений) подтверждают верность расчетов.

? 2.3 Анализ распределения использования прибыли.



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Анализ валового дохода 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ валового дохода

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)