Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Основные умения и навыки учащихся




Достаточно полно воспроизводить исторические сюжеты по учебным пособиям, историческим документам, рассказам учителя.

Определять значение изученных в курсе понятий.

Выстраивать события истории в хронологическом порядке. Соотносить исторические события отечественной и зарубежной истории.

Составлять план, заполнять таблицу по материалам учебника, фрагментов исторических источников под руководством учителя.

Оценивать исторические факты, явления, деятельность исторических личностей.

Самостоятельно и под руководством учителя анализировать текст учебника, исторического документа. Использовать текст учебника, исторического документа для доказательства своих суждений.

По материалам исторических источников готовить сообщение и выступать с ним.

Оценивать полноту и правильность ответа одноклассников. Участвовать в обсуждении проблемы.

Использовать карту при изложении исторических сюжетов.

9

10

ВВЕДЕНИЕ

Введение в курс истории России представляет собой небольшой раздел, который позволит учителю показать особенность изучения истории своего Отечества и раскрыть значение вспомогательных исторических дисциплин при изучении истории. Изучение истории жизни древнейших предков на территории Восточно-Европейской равнины строится на основе материалов, изученных в курсе истории Древнего мира.



Урок 1 (вводный)

План изучения нового материала. 1. Что изучает наука история. 2. Науки-помощницы (вспомогательные исторические дисциплины). 3. История России ≈ история нашей Родины. Для чего необходимо изучать историю своего Отечества.

Урок 2. Древнейшие предки народов России

План изучения нового материала. 1. Древнейшее человечество. Условия жизни, занятия, религия, коллективы древних людей. 2. Первые земледельцы и скотоводы. 3. Присваивающее и производящее хозяйство. 4. Славяне и их соседи. Финно-угорские племена. 5. Древние города-государства Северного Причерноморья. Скифы. 6. Великое переселение народов и Северное Причерноморье.

11

ТЕМА 1. КИЕВСКАЯ РУСЬ. IX≈XII вв.

Уроки 3≈4. Восточные славяне в древности

Внутрипредметные связи. VI в. ≈ славяне, воюя с Византией, заселили почти весь Балканский полуостров.

План изучения нового материала. 1. Древнейшие сведения о происхождении славян. 2. Природа в жизни наших предков. 3. Соседи восточных славян. 4. Языческая религия, мифические сказания. 5. Русь ≈ название твоего Отечества.

Организация учебно-познавательной деятельности. Сопоставить сведения о славянах из курса истории Средних веков со сведениями, полученными на уроке. Беседа по проблеме: справедлива ли точка зрения, что природа влияет на формирование характера народа, его обычаев, культуры, истории? (При обсуждении рекомендуем использовать знания по истории Древнего мира и Средних веков.) Выделить основные черты языческой религии славян (для последующего сопоставления с христианством). Работа с картой: показать территорию, заселенную славянами и их соседями.

Урок 5. От родовой общины к соседской

Внутрипредметные связи. Установление феодальных порядков в странах Западной Европы.

План изучения нового материала. 1. Занятия, образ жизни славян. 2. Возникновение союзов племен. 3. Развитие земледелия. Отмирание рода и возникновение соседской общины. 4. Вотчина и славянская деревня. 5. Население Древней Руси.

Организация учебно-познавательной деятельности. Беседа по проблеме: как развитие земледелия способствовало переходу от родовой общины к соседской? Начать составление исторического словаря: понятия ╚род╩, ╚семья╩, ╚вотчина╩. Творческое задание: составить рассказ ╚Один день в вотчине князя╩.

Урок 6. Киевская Русь в IX≈Х вв.

Внутрипредметные связи. Расселение германцев на территории Римской империи и образование варварских королевств. Образование государства у франков.

План изучения нового материала. 1. Образование государства на Руси: а) древние сведения о Руси и ее первых князьях; б) ╚Повесть временных лет╩ об образовании государства на Руси; в) появление государства ≈ важный этап в исторической жизни народа. 2. Полюдье. 3. Святослав ≈ великий полководец древности.

Организация учебно-познавательной деятельности. Беседа по проблемам: основные черты Древнерусского государства, прогрессивное значение его образования для восточных славян. Согласны ли вы с мнением, что полюдье ≈ это своеобразный налог с населения? Почему государству необходимо собирать налоги, на что они могут быть использованы? Работа с историческим источником по проблеме: значение ╚Повести временных лет╩ в истории Российского государства. Анализ текста учебника о деятельности князя Святослава в интересах Руси. Работа с контурной картой: обвести границы Киевской Руси в IX в.

12

Урок 7. Киевская Русь на рубеже Х≈ХI вв. Принятие христианства

Внутрипредметные связи. 496 г. ≈ крещение франков. 861 г. ≈ крещение Болгарии. 965 г. ≈ утверждение христианства в Польше.

План изучения нового материала. 1. Время Владимира Святославича: а) укрепление государства и защита его от внешней опасности; б) древние былины о временах князя Владимира. 2. Крещение Руси ≈ важнейшее событие российской истории.

Организация учебно-познавательной деятельности. Сравните языческую религию славян и христианство; выделите преимущество христианства над язычеством. Составление плана по материалам учебника и рассказу учителя: мероприятия князя Владимира в интересах державы. Анализ документа по вопросу: о каких событиях отечественной истории повествует отрывок из былины?

Под славным городом под Киевом,

На тех степях на Цицарских

Стояла застава Богатырская.

На заставе атаман был Илья Муромец,

Под-атаманье был Алеша Поповский сын...

Эх, стояли они на заставе на крепкой,

Стерегли-берегли они красен Киев-град...

Работа с контурной картой: обозначить защитные рубежи, построенные князем Владимиром.

Урок 8. Киевская Русь в XI ≈ начале XII в.

Внутрипредметные связи. V в. ≈ запись законов франков при Хлодвиге (481≈511 гг.). VI в. ≈ Юстинианово законодательство в Византии. 1054 г. ≈ окончательное разделение христианской церкви на католическую и православную. 1077 г. ≈ унижение Генриха в Каноссе. 1086 г. ≈ ╚Книга Страшного суда╩. 1096 г. ≈ Первый крестовый поход.

План изучения нового материала. 1. Ярослав Мудрый и его сыновья. 2. Восстание 1068 г. 3. Князья Борис и Глеб ≈ первые русские святые. 4. Начало письменного законодательства на Руси. ╚Русская Правда╩. 5. Владимир Мономах.

Организация учебно-познавательной деятельности. Личность в истории: деятельность Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха по укреплению Руси. Анализ текста учебника и документа по проблеме: ╚Русская Правда╩ в преодолении пережитков родового строя и укрепления порядка в стране. Доклад ученика ╚Нравственный подвиг князей Бориса и Глеба╩.

Урок 9. Расцвет Киевской Руси

Внутрипредметные связи. 929 г. ≈ постройка Мейсена ≈ опорного пункта против славян. 1158 г. ≈ основание Мюнхена. IX в. ≈ распространение в Азии и Африке арабской культуры, ╚золотой век╩ болгарской письменности. Х в. ≈ клюнийская реформа во Франции. XI в. ≈ рыцарство, турниры в Западной Европе, господство схоластики.

План изучения нового материала. 1. Русские земли к началу XII в. (обобщение). 2. Города Древней Руси. 3. Сплочение восточнославянских племен.

13

Организация учебно-познавательной деятельности. Обсуждение проблемы: что оставили нам в наследство люди эпохи Киевской Руси? Работа с документами (см. раздел ╚Материалы для работы с первоисточниками╩ и документы учебника) по проблеме: какие нравственные качества человека ценились в Древней Руси? Ценятся ли они в наше время? Начать составление в тетради сравнительной синхронистической таблицы по истории культуры Руси и Западной Европы.

Урок 10. Повторительно-обобщающий урок по теме ╚Киевская Русь╩

План урока. 1. Основные проблемы внутренней жизни Киевской Руси. 2. Героическая борьба народа с нашествием иноплеменников. 3. Важнейшие события исторической жизни зарубежных стран в это время. 4. Анализ исторических документов.

Примерный минимум знаний учащихся по теме

Хронология

988 г. ≈ принятие христианства на Руси. 1016 г. ≈ ╚Правда Ярослава╩. Около 1072 г. ≈ ╚Правда Ярославичей╩. 1097 г. ≈ любечский съезд князей.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (138)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7