Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примерный минимум знаний учащихся по теме



2019-12-29 244 Обсуждений (0)
Примерный минимум знаний учащихся по теме 0.00 из 5.00 0 оценок




Хронология

1147 г. ≈ первое упоминание о Москве в летописи.

1223 г. ≈ сражение на Калке.

1237 г. ≈ нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь.

1239 г. ≈ нашествие монголо-татар на Юго-Западную Русь.

1240 г. ≈ разгром шведов на Неве.

1242 г. ≈ разгром немецких рыцарей на льду Чудского озера.

Внутренняя жизнь страны

Уметь характеризовать изученный период как время раздробленности; выделять характерные черты раздробленности; понимать, что до нашествия монголов Русь переживала период экономического, культурного расцвета; знать крупнейшие памятники русской культуры этого периода; называть завоевателей, вторгшихся в пределы страны; приводить примеры героизма народа в борьбе с врагом; знать имена героев Отечества.

Внешняя политика страны

Уметь охарактеризовать нашествие шведов и немецких рыцарей как Крестовые походы католической церкви в славянские земли; понимать значение героической борьбы русского народа с нашествием монголов для стран Европы; иметь общее представление о взаимоотношениях Руси с ханами Золотой Орды.

СПРАВОЧНЫЕ ТАБЛИЦЫ

Раздробленность на Руси в XII≈XIII вв.

Признаки             Политическое обособление: каждое княжество определяет свой ╚строй

феодальной         земельный╩, имеет свои органы власти, издает законы, борется с преступниками,

раздробленност   собирает и содержит войско.
и.                        Экономическое обособление: при господстве натурального хозяйства связи между

городами и отдельными землями слабые.

Ослабление центральной власти: киевскому князю стало труднее управлять

огромным государством.

Усобицы ≈ конфликты между князьями и боярством.

28

Порядок наследования престола по старшинству (установить старшинство не всегда было возможно; конфликты усиливались).

Последствия раздробленности

 

Последствия для отдельного княжества Последствия для страны
Княжеством меньших размеров легче управлять; проще навести в нем порядок и следить за его поддержанием. Разделение на княжества не прекратило усобиц и раздоров между князьями. Княжества начали дробиться между наследниками. Возникновение конфликтов между князьями и местным боярством. Ослабление обороноспособности Руси.

Самоуправление в Новгороде Великом в XII≈XIV вв.

Вече.

Принимало важнейшие решения, имевшие силу закона.

Чинило суд по наиболее серьезным случаям.

Приглашало или изгоняло князя.

Назначало или отстраняло от должности высших городских сановников.

Князь.

Нанимался новгородцами для военной защиты Новгорода и его торговли.

Военные действия начинал только с согласия веча.

Текущие решения принимал только по согласованию с выборным новгородским посадником.

Совет господ.

Готовил документы, законы для обсуждения на вече.

Оказывал влияние на общественное мнение. Вече нередко становилось послушным орудием в его руках.

Состоял из высших городских должностных лиц и бояр.

Председательствовал архиепископ.

Посадник.

Высшее должностное лицо, решавшее вопросы городского управления.

Тысяцкий.

Ведал военными и полицейскими вопросами.

Суд.

Высшие должностные лица имели свой суд.

Литература Древней Руси и зарубежных стран

 

Отечественная литература Зарубежная литература
1037≈1050 гг. ≈ митрополит Иларион. Слово о законе и благодати╩. ╚ Изборник╩ Святослава. 1113≈1118 гг. ≈ ╚Повесть временных лет╩. ╚Поучение╩ Владимира Мономаха. 1185 г. ≈ ╚Слово о полку Игореве╩. Конец XII в. ≈ ╚Моление Даниила Заточника╩. 980≈1037 гг. ≈ Ибн-Сина. 1048≈1123гг. ≈ Омар Хайям. 1079≈1142 гг. ≈ П. Абеляр. ╚История моих бедствий╩. ок. 1140 г. ≈ ^Песнь о моем Сиде╩. ок. 1170 г. ≈ записана ╚Песнь о Роланде╩. Вторая половина XII в. ≈ Ш. Руставели. ^Витязь в тигровой шкуре╩. ок. 1200 г. ≈ записана ╚Песнь о Нибелунгах╩.

Архитектура Древней Руси и зарубежных стран

29

Архитектура Руси Зарубежная архитектура
989≈996 гг. ≈ Десятинная церковь в Киеве. 1037≈1054 гг. ≈ собор Св. Софии в Киеве. 1045≈1052 гг. ≈ строительство собора Св. Софии в Новгороде. 1158≈1161 гг. ≈ Успенский собор во Владимире. 1165 г. ≈ храм Покрова на Нерли. 1198 г. ≈ храм Спаса на Нередице. 989≈1001 гг. ≈ кафедральный собор в Ани (Армения). 1063≈1085 гг. ≈ собор Св. Марка в Венеции. 1163 г. ≈ заложен собор Парижской Богоматери. 1174 г. ≈ начало строительства Пизанской башни (до XIV в.) 1211 г. ≈ заложен Реймсский собор.

Современники одной эпохи

 

1138≈1193 гг. Саллах ад-Дин (Саладин). 1152≈1190 гг. Фридрих Барбаросса. 1189 ≈ 1199 гг. Ричард I Львиное Сердце. 1176≈1212 гг. Всеволод Большое Гнездо.

Поля славы российской

 

Полководец Событие Результат
Александр Невский. Битва на реке Неве (1240 г.). Битва на Чудском озере (1242 г.). Победа над шведами. Победа над немецкими рыцарями.

Святыни Отечества

 

Название История памятника
Владимирская Богоматерь (празднование 3 июня). По преданию, написана евангелистом Лукой. В 450 г. перенесена из Иерусалима в Царьград. В 1131 г. из Константинополя перенесена в Киев. В 1155 г. Андрей Боголюбский перенес икону во Владимирское княжество. С этого времени она именуется Владимирской. В 1160 г. поставлена в новый храм Успения Богоматери во Владимире.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ

╚Моление Даниила Заточника╩

╚Кто в печали человеку поможет, то как студеной водой его напоит в знойный день...

Да не будет сжата рука твоя, княже мой, господине, на подаяние бедным: ибо ни чашею моря не вычерпать, ни нашими просьбами твоего дому не истощить. Как невод не удерживает воды, а только рыб, так и ты, княже, не удерживай злата и серебра, а раздавай людям.

...Не лиши хлеба нищего мудрого, не возноси до облак глупого богатого. Ибо нищий мудрый ≈ что золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупый ≈ что шелковая подушка, соломой набитая.

...Не смотри на внешность мою, но посмотри, каков я внутри...╩

30

Вопросы. О каких человеческих качествах говорит Даниил Заточник? Можно ли считать его взгляды гуманистическими?

О съезде князей в Любече

╚В лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира между собой. И обращались к себе, говоря: ╚Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на этом целовали крест; если кто пойдет на кого войной, то на того будем все... и принеся клятву, разошлись восвояси...╩

Вопросы. Проанализируйте документ и ответьте, о каком событии идет речь. Когда и где оно произошло? Найдите в тексте учебника сведения о дальнейшем развитии событий после съезда князей. Выполнили ли князья свои решения?

Из договорной грамоты Новгорода с великим князем тверским Ярославом Ярославичем

╚...Целуй, князь, крест ко всему Новгороду на том, на чем целовали деды и отец твой Ярослав. Новгород тебе держать по старине, по тому, как пошло искони. Все волости новгородские не держать тебе, князь, своими мужами, а держать мужами новгородскими, а дар тебе, князь, получать с тех волостей. Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не раздавать, грамот не давать...╩

Вопросы. По документу и материалам учебника охарактеризуйте положение князя в Новгородской земле. Что имеют в виду новгородцы, записывая в договор с князем слова ╚Новгород тебе держать по старине╩?

Взятие Киева Батыем

╚И послал Батый в Киев к горожанам с такими словами: ╚Если покоритесь мне, будет вам милость, если же будете сопротивляться, то много пострадаете и жестоко погибнете╩. Но горожане никак не послушали его, но злословили и проклинали его. Батый же сильно разгневался и повелел с великою яростью итти на приступ города. И так при помощи множества пороков пробили городские стены и вошли в город, а горожане устремились навстречу им. И тут можно было видеть и слышать страшный треск копий и стук щитов; стрелы омрачали свет, так что не видно было неба за стрелами, но была тьма от множества стрел татарских, и всюду лежали мертвые, и всюду текла кровь, как вода. Сильно изранен был воевода Дмитр, и много сильных пало. И были побеждены горожане, и татары взошли на стены, но от сильного утомления засели на стенах городских, и наступила ночь. Горожане в ту ночь создали другой город около церкви Святой Богородицы. Наутро же пришли на них татары, и была злая сеча. И стали изнемогать люди, и вбежали со своими пожитками на церковные комары, и от тяжести повалились стены церковные, и взяли татары город Киев╩.

Вопросы. Используя документ, расскажите о взятии Киева Батыем. Можно ли на основании этого документа говорить о героизме русского народа в борьбе с иноземными захватчиками?

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТА

31

Повесть о разорении Рязани Батыем

╚Увидел князь Ингварь Ингваревич великую последнюю погибель за грехи наши и жалостно воскричал, как труба, созывающая на рать, как сладкий орган звучащий. И от великого того крика и вопля страшного пал на землю как мертвый. И едва отлили его и отходили на ветру. И с трудом ожила душа его в нем.

Кто не восплачет о такой погибели, кто не возрыдает о стольких людях народа православного, кто не пожалеет стольких убитых великих государей, кто не застонет от такого пленения...

Разбирая трупы убитых, князь Ингварь Ингваревич нашел тело матери своей, великой княгини Агриппины Ростиславовны, и узнал снох своих, и призвал попов из сел, которых Бог сохранил, и похоронил матерь свою и снох своих с плачем великим вместо псалмов и песнопений церковных: сильно кричал и рыдал. И похоронил остальные тела мертвых, и очистил город, и освятил. И собрал малое число людей, и немного утешил их. И плакал беспрестанно, поминая матерь свою, и братию свою, и род свой, и все узорочье рязанское, без времени погибшее. Все то случилось по грехам нашим. Был город Рязань, и земля Рязанская, и исчезло богатство ее, и отошла слава ее, и нельзя было увидеть в ней никаких благ ее ≈ только изгорела и почернела. И не только этот город пленен был, но и иные многие. Не стало в городе ни пения, ни звона; вместо радости ≈ плач непрестанный╩.

Восстания против ига Орды

╚В том же году [1262] был заговор по всем русским городам против татар, которых посажал, как волостелей, царь Батый по всем городам русским, а после убиения Батыя сын его Сартак, а после него другие. Князья же русские согласились между собой и изгнали из своих городов татар, потому что было насилие от них, так как богатые люди брали на откуп у татар сбор дани и наживались сами, а многие бедняки работали за рост. Итак, князья русские изгнали татар, а других перебили, а некоторые из них крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа. Тогда же убили в Ярославле и Изосима отступника, который отрекся от христианской веры и иночества и был особенно злым бесерменином; он получил поддержку от царева посла Титяка и много зла делал христианам╩.

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра

╚...Король... из северной земли подумал про себя: ╚Пойду и завоюю землю Александрову╩. И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пылая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород, к князю Александру, говоря: ╚Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою╩.

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени перед алтарем, молился со слезами.

И окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: ╚Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: ╚Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа

32

Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо╩. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу╩.

Вопросы. О каком событии рассказывает документ? Когда оно произошло? Как развивались события дальше?

Н. М. Карамзин об Андрее Боголюбском

╚Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном, был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики, или той науки, которая утверждает могущество государственное. Он явно стремился к спасительному единовластию╩.

Вопрос. Удалось ли Андрею Боголюбскому достичь своей цели?

Н. М. Карамзин о князе Всеволоде

╚14 апреля умер Всеволод [Большое Гнездо] на 64 году своей жизни, княжив в Суздальской земле 37 лет. Он был украшен всеми добрыми нравами, по отзыву северного летописца, который не упускал случая оправдать вводимый Юрьевичами порядок и хвалить их за это: Всеволод, по его словам, злых казнил, а добромысленных миловал, потому что князь недаром меч носит в месть злодеям и в похвалу доброе творящим; от одного имени его трепетали все страны, по всей земле пронеслась его слава, всех врагов (зломыслов) Бог покорил под его руки. Имея всегда страх Божий в сердце своем, он подавал требующим милостыню, судил суд истинный и нелицемерный, невзирая на сильных бояр своих, которые обижали меньших людей╩.

Задание. Используя текст учебника и высказывания Н. М. Карамзина, составьте рассказ о князе Всеволоде.

ОЦЕНКИ СОБЫТИЙ СОВРЕМЕННЫМИ ИСТОРИКАМИ

Меры веса и деньги в XII≈XIII вв.

╚Существенных перемен весовая система во времена феодальной раздробленности не претерпела. Местные особенности давали себя знать даже в XVII столетии, несмотря на попытки упорядочения весовых и других метрических единиц. Так, в пределах обширной Вятской земли встречалось измерение веса в куницах. Существовал на Севере вес со смешным названием ≈ пуз. За Уралом одноименные меры веса были примерно вдвое меньше, чем в Европейской России.

Наиболее распространенный на рынке товар ≈ хлеб отмеривался по-разному. Наряду с казенной (государственной) мерой (четвертью и ее половиной ≈ осьминой) существовала торговая мера большего объема...

После нашествия орд Батыя на Русь замерла чеканка собственной монеты. Она возобновилась в следующем столетии. Исключение составил Новгород, который избежал разгрома. Там продолжала действовать своя денежная система. Но долгое время для историков оставался камнем преткновения вопрос о переменах в денежном счете Новгорода, пока он был самостоятельным. Догадывались ученые, что произошли изменения, но когда и как ≈ оставалось загадкой.

33

Когда же стали поступать в оборот науки новгородские берестяные грамоты, пришла и разгадка. Денежных расчетов там было предостаточно. Какое-то время новгородцы пользовались денежным счетом в двух вариантах: меньшие денежные единицы относились к более крупным как 10:1 и 7:1╩.

Преображенский А. А. История раскрывает тайны. ≈ М., 1991.

Из истории подделок

╚Один из мотивов подделок ≈ их сбыт под видом старинных, весьма редких и дорогих документов. В начале XIX в. действовали весьма искусные мастера по этой части в Москве и Петербурге. Их ╚произведения╩ получали внешний вид вполне древний, включая пергамент, бумагу, почерк, оформление и другие признаки. Но опытные ученые небезуспешно раскрывали такие подделки, а коллекционеры-любители нередко попадались на удочку фальсификаторов, приобретая за большие деньги то ╚неизвестный╩ список ╚Слова о полку Игореве╩, то ╚Правды Русской╩...

Одна из самых знаменитых подделок ≈ так называемая ╚Велисова книга╩, которая якобы представляла собой древнеславянские письмена на досках, восходящих к эре до Рождества Христова.

В архивах и рукописных отделах крупнейших наших библиотек и музеев хранятся, учитываются и изучаются подделки. Отрицательный опыт ≈ все же опыт, и от него отказываться нельзя.

Исторической науке приходится не только разоблачать подделки документов, но и отстаивать ╚честь╩ незаслуженно подвергаемых сомнению источников минувших веков.

Замечательное творение средневековой Руси ≈ ╚Слово о полку Игореве╩ ≈ не раз объявлялось подделкой. Скептики пытались доказать, что это произведение создано в конце XVIII столетия одним ученым монахом. Рукопись, заключавшая ╚Слово...╩, погибла в огне московского пожара 1812 г. К счастью, этот памятник был издан раньше, поэтому для науки он не пропал бесследно. По-видимому, издание вышло не без огрехов, что дало в руки противникам признания древности ╚Слова...╩ своеобразный козырь.

И все-таки нашлось немало доводов в пользу подлинности ╚Слова о полку Игореве╩. В ранних документах обнаружили тексты, близкие некоторым местам произведения. Тщательное исследование летописей, произведенное академиком Б. А. Рыбаковым, открыло поразительную картину. Автор ╚Слова...╩ (пока неизвестный) оказался великолепным знатоком истории своей страны. Многие свидетельства литературного произведения и летописей совпадают. А изучение языка ╚Слова...╩ еще более убедило ученых, что это памятник XII в.╩.

Преображенский А. А. История раскрывает тайны.≈ М., 1991.

34

ТЕМА 3. МОСКОВСКАЯ РУСЬ. XIV≈XVI вв.

Урок 19. Хозяйство Руси XIV≈XV вв.

Внутрипредметные связи. 1337≈1453 гг. ≈ Столетняя война между Англией и Францией. 1347≈1348 гг. ≈ эпидемия чумы, гибель 25 млн жителей Европы. 1349≈1351 гг. ≈ начало рабочего законодательства в Англии. 1369≈1371 гг. ≈ восстание ткачей в Кёльне. 1450 г. ≈ первая типография в Германии. 1467 г. ≈ первая шелковая мануфактура в Лионе. 1492≈1502 гг. ≈ плавания X. Колумба к берегам Америки.

План изучения нового материала. 1. Крестьяне на Руси в XIV≈XV вв. 2. Землевладельцы. 3. Развитие сельского хозяйства. 4. Крестьянские промыслы. 5. Города и промышленность.

Организация учебно-познавательной деятельности. Беседа по проблеме: положение крестьян, вотчинников, помещиков на Руси в XIV≈XV вв. Составление развернутого плана ╚Развитие сельского хозяйства и крестьянских промыслов на Руси в XIV≈XV вв .╩. Анализ текста учебника по вопросу ╚Русский город XIV≈XV вв. как центр ремесла и торговли╩. Творческое задание: изготовить макеты или нарисовать крестьянскую избу и утварь XIV≈XV вв.

Урок 20. Политическое состояние Руси в первой половине XIV в.

Внутрипредметные связи. 1302 г. ≈ созыв первых Генеральных штатов во Франции. 1309≈1377 гг. ≈ Авиньонское пленение пап. 1316≈1341 гг. ≈ правление князя Гедемина в Литве. 1321 г. ≈ победа Литвы над южнорусскими князьями, захват Киева, Волыни, части Черниговского княжества. 1335≈1355 гг. ≈ правление Стефана VI Душана Сербского. 1333≈1370 гг. ≈ правление Казимира III Великого в Польше. 1340 г. ≈ захват Галицкого княжества польским королем Казимиром III. 1346 г. ≈ поражение французов при Креси. Турки-османы завоевывают азиатские провинции Византии.

План изучения нового материала. 1. Русские земли и их соседи в первой половине XIV в. 2. Соперничество московских и тверских князей за великое княжение Владимирское. 3. Деятельность Ивана Калиты. 4. Продолжение единоборства московских и тверских князей.

Организация учебно-познавательной деятельности. Беседа и анализ исторической карты: определить территорию крупнейших княжеств Руси и территории, утраченные Русью. Решение исторической задачи: какой смысл имело выражение разделяй и властвуй╩ для Руси XIV в.? Личность в истории: в чем проявилась мудрость Ивана Калиты как государственного деятеля? Анализ документа ╚Из жития митрополита Петра╩.

Урок 21. Куликовская битва

Внутрипредметные связи. 1375 г. ≈ перемирие в Столетней войне, англичане потеряли большинство территорий во Франции. 1377 г. ≈ возобновление военных действий. 1381 г. ≈ восстание Уотта Тайлера. 1377≈1434 гг. ≈ правление Ягайло в Литве. 1386 г. ≈ брак великого князя литовского Ягайло с польской королевой Ядвигой, объединение Польши и Литвы.

35

План изучения нового материала. 1. Русь накануне Куликовской битвы. 2. Куликовская битва 8 сентября 1380 г. 3. Значение Куликовской битвы. 4. Набег Тохтамыша.

Организация учебно-познавательной деятельности. Личность в истории: полководческое искусство Дмитрия Донского. Анализ документов: ╚Задонщина╩, ╚Сказание о Мамаевом побоище╩. Беседа по проблеме: главный урок Куликовской битвы.

Урок 22. Начало объединения русских земель

Внутрипредметные связи. 1389 г. ≈ битва на Косовом поле. 1392≈1430 гг. ≈ правление Витовта, великого князя Литовского. 1410 г. ≈ битва при Грюнвальде. 1415 г. ≈ высадка англичан в Нормандии, битва при Азенкуре (Фландрия), поражение французов. 1428≈1429 гг. ≈ осада Орлеана англичанами и его освобождение. 1431 г. ≈ сожжение Жанны д▓Арк. Подъем национального самосознания французов. 1415 г. ≈ сожжение Яна Гуса. 1419≈1434 гг. ≈ Гуситские войны. 1439 г. ≈ Флорентийская уния. 1453 г. ≈ падение Константинополя. 1453 г. ≈ окончание Столетней войны.

План изучения нового материала. 1. Предпосылки образования единого Русского государства. 2. Расширение Московского великого княжества. 3. Усобицы середины XV в.

Организация учебно-познавательной деятельности. Определение внешнеполитических, экономических, религиозных предпосылок образования единого государства и групп населения, заинтересованных в этом процессе. Работа с исторической картой: показать территории, вошедшие в состав Московского княжества при Василии I Дмитриевиче, сформулировать выводы. Решение исторической задачи: отвечала ли политика Василия I Дмитриевича и Василия Темного интересам Руси?

Урок 23. Образование единого государства. Падение ордынского ига

Внутрипредметные связи. 1453 г. ≈ взятие Константинополя турками и падение Византийской империи. 1461≈1483 гг. ≈ правление Людовика XI во Франции. 1477 г. ≈ гибель Карла Смелого, герцога Бургундского. 1455≈1485 гг. ≈ война Алой и Белой розы в Англии. 1461≈1483 гг. ≈ Эдуард IV Йоркский.

План изучения нового материала. 1. Начало государственной деятельности Ивана III. 2. Присоединение Новгорода Великого. 3. Многонациональное Русское государство. 4. Падение ордынского ига.

Организация учебно-познавательной деятельности. Обучение навыкам конспектирования: анализ текста параграфа и заполнение таблицы ╚Деятельность Ивана III в интересах Русского государства╩. Работа с исторической картой: показать Русское государство в XV в., сделать вывод о его многонациональном составе. Личность в истории: Иван III ≈ государственный деятель, дипломат, полководец. Оценка Ивана III историком Н. М. Карамзиным. Составить синхронистическую таблицу: выдающиеся современники Ивана III в Западной Европе. Продолжить заполнение таблицы ╚Поля славы российской╩.

Урок 24. Завершение объединения русских земель в конце XV ≈ первой трети XVI в.

36

Внутрипредметные связи. 1498 г. ≈ Васко да Гама достиг Каликута. 1498 г. ≈ сожжение Савонаролы во Флоренции. 1517 г. ≈ выступление М. Лютера с 95 тезисами. Начало Реформации. 1519≈1522 гг. ≈ первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана. 1519≈1521 гг. ≈ завоевание испанцами Мексики. 1524≈1525 гг. ≈ крестьянская война в Германии. 1520≈1566 гг. ≈ правление султана Сулеймана Великолепного. 1509≈1564 гг. ≈ Ж. Кальвин. 1531≈1533 гг. ≈ завоевание испанцами империи инков.

План изучения нового материала. 1. Итоги правления Ивана III. 2. Россия при Василии III. 3. Международные отношения при Иване III и Василии III. 4. Судебник 1497 г., управление страной.

Организация учебно-познавательной деятельности. Анализ текста учебника и исторической карты по вопросу: какие территории вошли в состав Русского государства при Иване III и Василии III? Решение исторической задачи: справедливо ли мнение, что идея ╚Москва ≈ Третий Рим╩ есть претензия России на мировое господство? Анализ документа по вопросу: какое значение в истории Русского государства имел Судебник 1497 г.?

Урок 25. Экономика России первой половины XVI в.

Внутрипредметные связи. XVI в. ≈ начало капиталистического производства в Англии, огораживания, появление ╚новых дворян╩. 1529≈1532 гг. ≈ канцлерство Т. Мора в Англии. 1530 г. ≈ статут, предписывающий заключение в тюрьму работоспособных нищих и бродяг в Англии. 1531 г. ≈ основание королевской мануфактуры по производству ковров во Франции. 1536 г. ≈ закрытие монастырей в Англии и секуляризация монастырского имущества. 1549 г. ≈ восстание Роберта Кета против огораживаний. 1547 г. ≈ эдикт о принудительном труде нищих во Франции. 1548 г. ≈ антиналоговые восстания низов городского населения во Франции. Возникновение к середине XVI в. Русской (московской), Восточной, Гвинейской и других торговых компаний в Англии.

План изучения нового материала. 1. Развитие сельского хозяйства. 2. Промышленность. 3. Города. Торговля. 4. Москва к середине XVI в.

Организация учебно-познавательной деятельности. Творческое задание: рисунки на тему ╚Сельское хозяйство первой половины XVI в .╩ (орудия труда, растения, домашний скот, сельскохозяйственные помещения). Составление развернутого плана по теме ╚Промышленность России первой половины XVI в .╩. Беседа по проблеме: деловая жизнь Англии и России первой половины XVI в. Историческое сочинение: ╚Путешествие английского купца из Лондона в Москву╩.

Уроки 26≈27. Государственные реформы середины XVI в.

Внутрипредметные связи. 1265 г. ≈ возникновение английского парламента. 1302 г. ≈ созыв первых Генеральных штатов во Франции. 1455≈1485 гг. ≈ война Алой и Белой розы. 1534 г. ≈ основание ордена иезуитов. 1536 г. ≈ казнь Анны Болейн, второй жены Генриха VIII. 1542 г. ≈ казнь Екатерины Говард, четвертой жены Генриха VIII. 1549 г. ≈ отмена католической мессы в Англии, введение литургии на английском языке, крестьянские волнения по всей Англии. 1553 г. ≈ восстановление Марией Тюдор католичества в Англии. 1558≈1603 гг. ≈ правление Елизаветы в Англии. 1559 г. ≈ отмена всех церковных актов, принятых Марией Тюдор. 1572 г. ≈ Варфоломеевская ночь во Франции. 1560≈1598 гг. ≈ Религиозные войны во Франции. 1556≈1598 гг. ≈ правление Филиппа II Испанского.

37

План изучения нового материала. 1. Боярское правление. Детство Ивана IV. 2. Начало правления Ивана IV. 3. Реформы середины XVI в. 4. Приказы. 5. Боярская дума. 6. Опричнина.

Организация учебно-познавательной деятельности. Исторические чтения: В. О. Ключевский о детстве Ивана IV. Решение исторической задачи: сравните титул великого князя и царя. Анализ текста учебника и составление плана-конспекта по проблемам: какие реформы Ивана IV отвечали интересам России? Какие действия царя ослабляли внутреннее положение страны? Беседа по проблеме: справедливо ли мнение, что жестокости времен опричнины исключительно русское явление? Личность в истории: Иван IV в оценках историков.

Уроки 28≈29. Внешняя политика России при Иване IV. Итоги его царствования

Внутрипредметные связи. 1562 г. ≈ начало английской работорговли в Америке. 1572≈1573 гг. ≈ экспедиция Ф. Дрейка в испанскую Вест-Индию. 1577≈1580 гг. ≈ кругосветное плавание Ф. Дрейка. 1560≈1568 гг. ≈ правление Марии Стюарт в Шотландии. 1587 г. ≈ казнь Марии Стюарт. 1566 г. ≈ начало народного выступления в Нидерландах против испанского владычества. 1579 г. ≈ образование Голландской республики, Утрехтская уния. 1588 г. ≈ гибель ╚Непобедимой армады╩. 1569 г. ≈ Люблинская уния Польши и Литвы. Образование Речи Посполитой. 1576≈1586 гг. ≈ польский король Стефан Баторий.

План изучения нового материала. 1. Покорение Казанского и Астраханского ханств. 2. Ливонская война. 3. Присоединение Западной Сибири. 4. Итоги царствования Ивана Грозного.

Организация учебно-познавательной деятельности. Работа с исторической картой: показать, как расширялось Российское государство с XIV по XVI в. Назвать новые территории. Решение исторической задачи: справедлива ли точка зрения, что война с Казанским и Астраханским ханствами отвечала интересам безопасности России? Анализ текста учебника и составление хронологической таблицы по истории Ливонской войны, выделение переломного момента в истории. Личность в истории: политика Ивана IV в интересах Российского государства; мероприятия, приведшие к тяжелым последствиям для страны.

Урок 30. Россия в конце XVI в.

Внутрипредметные связи. 1595 г. ≈ волнения бедноты в Лондоне. 1597 г. ≈ акт ╚О наказаниях бродяг и упорных нищих╩ в Англии. 1602 г. ≈ основание Ост-Индской компании. 1588 г. ≈ убийство Генриха де Гиза. 1598 г. ≈ Нантский эдикт, предоставление гугенотам свободы вероисповедания, гражданского равноправия. 1590 г. ≈ начало Контрреформации в германских землях. 1596 г. ≈ Брестская церковная уния. 1600 г. ≈ сожжение Дж. Бруно.

План изучения нового материала. 1. Воцарение Федора Ивановича. 2. Внутренняя политика конца XVI в. 3. Законы о крестьянах. 4. Введение патриаршества в России. 5. Трагедия в Угличе. 6. Внешняя политика конца XVI в.

Организация учебно-познавательной деятельности. Исторические чтения: В. О. Ключевский о царе Федоре Ивановиче и Борисе Годунове. Анализ текста учебника по вопросу ╚Внутренняя политика России конца XVI в.╩. Составление хронологической

38

таблицы ╚Государственные законы IX≈XVI вв. о крестьянах╩. Решение исторической задачи: о чем свидетельствует изменение титула главы Русской православной церкви? Работа с исторической картой: найти и показать государства, представлявшие опасность для России в конце XVI в.

Уроки 31≈32. Русская культура XV≈XVI вв.

Внутрипредметные связи. 1440 г. ≈ изобретение книгопечатания И. Гуттенбергом. 1446 г. ≈ постройка палаццо Руччелаи во Флоренции. 1441≈1501 гг. ≈ Алишер Навои. 1492 г. ≈ первый придворный спектакль в Испании. Ок. 1455 г. ≈ Р. ван дер Вейден. ╚Портрет Карла Смелого╩. 1450≈1516 гг. ≈ И. Босх. 1445≈1510 гг. ≈ С. Боттичелли. 1452≈1519 гг. ≈ Леонардо да Винчи. 1471≈1528 гг. ≈ А. Дюрер. 1475≈1564 гг. ≈ Микеланджело. 1446≈1536 гг. ≈ Эразм Роттердамский. 1477≈1576 гг. ≈ Тициан. 1483≈1520 гг. ≈ Рафаэль. 1473≈1543 гг. ≈ Н. Коперник. 1494≈1553 гг. ≈ Ф. Рабле. 1500≈1571 гг. ≈ Б. Челлини. 1525(30)≈1569 гг. ≈ П. Брейгель. 1547≈1616 гг. ≈ Сервантес. 1533≈1592 гг. ≈ М. Монтень. 1541≈1614 гг. ≈ Эль Греко. 1564≈1616 гг. ≈ У. Шекспир.

План изучения нового материала. 1. Условия развития русской культуры XV≈XVI вв. Культура и национальное самосознание. 2. Зодчество. 3. Живопись. 4. Книгопечатание. Литература.

Организация учебно-познавательной деятельности. Составление синхронистической таблицы ╚Достижения русской и зарубежной литературы XV≈XVI вв .╩. Творческая работа: подготовить доклады ╚Достижения русской архитектуры XV≈XVI вв .╩, ╚Русская икона XV≈XVI вв .╩. Беседа по проблемам: какие вопросы поднимала русская литература XV≈XVI вв.? Какие события родной истории способствовали становлению национального самосознания? В чем различие между национальным самосознанием и национализмом?

Урок 33. Повторительно-обобщающий урок по теме ╚Московская Русь╩

План урока. 1. Достижения земледельцев, ремесленников, купцов в XIV≈XVI вв. 2. Государственная власть в XIV≈XVI вв. 3. Войны России XIV≈XVI вв. и их характер. 4. Куликовская битва в исторических документах.

Примерный минимум знаний учащихся по теме

Хронология

1380 г. ≈ Куликовская битва. 1480 г. ≈ свержение ига Золотой Орды. 1497 г. ≈ Судебник. Введение Юрьева дня. 1547 г. ≈ венчание Ивана IV на царство.



2019-12-29 244 Обсуждений (0)
Примерный минимум знаний учащихся по теме 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примерный минимум знаний учащихся по теме

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)