Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Живопись России и европейских стран в XVII в.



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Живопись России и европейских стран в XVII в. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Русская живопись Европейская живопись
Симон Ушаков. ╚Великий Архиерей╩, ╚Спас Нерукотворный╩, ╚Троица╩. Гурий Никитин, Сила Савин. Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле. Дмитрий Григорьев, Плеханов с артелью. Роспись церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе в Ярославле (1694≈1695 гг.). Западное влияние в живописи. Парсуны ≈ портретное мастерство. Станислав Лопуцкий. Парсуна царя Алексея Михайловича. Богдан Салтыков. Парсуна царя Федора Алексеевича. Караваджо. ╚Положение во гроб. А. ван Дейк. ^Семейный портрет ╩ . Л. Бернини. ╚Аполлон и Дафна╩. П. Рубенс. ╚Воздвижение креста╩. Д. Веласкес. ╚Портрет Иннокентия X╩, ╚Пряхи╩. Рембрандт. ╚Возвращение блудного сына╩.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ

Симеон Полоцкий. Из ╚Вертограда многоцветного╩

Началник.

╚Блаженна страна и град той блаженный, в них же началник благий поставленный, Горе же граду и стране бывает, юже началник не благ управляет; Гнев тамо Божий, где начало злое, милость тогожде, идеже благое.

66

Честь.

Родителей на сына честь не прехождает, аще добродетелей их не подражает. Лучше честь собою комуждо стяжати, нежели предков си честию сияти╩.

Задание и вопрос. Перескажите содержание документа современным языком. В чем его смысл?

Карион Истомин. Домострой

╚Непраздну быти юну подобает, всякий приличну делу да внимает. В доме, в торгу, в вотчине, в приказе, ≈ ремесло свое твори во указе, Лицем и сердцем являтися благо, никто же давай знати в себе злаго, Но во всем честность буди показуя, не произноси скверна слова буя╩.

Задание и вопросы. Перескажите содержание этого стиха. Какие качества ценит автор в молодом человеке? Могут ли приведенные стихи показать, какие проблемы волновали россиян в XVII в.?

Новая повесть о преславном Российском царстве

(1610≈1611 гг.)

╚Станем подражать и подивимся тому великому нашему граду Смоленску, его обороне от Запада, как в нем наша же братия, православные христиане, в осаде сидят и великие всякие страдания и притеснения терпят, но стоят крепко за православную веру, и за святые Божии церкви, за свои души, и за всех нас, а общему нашему супостату и врагу, королю, не покорятся и не сдадутся. Сами знаете, с какого времени сидят и всяческие великие притеснения терпят, но никакой малостью не поступятся и ни на какие их дьявольские соблазны и обещания не польстятся, на те, что обещает им сам наш супостат. И все стоят единодушно, непреклонно и неизменно умом и душою против их соблазнительных ложных обещаний. А душ своих в грехе не потопят и навеки загубить не хотят, но готовы лучше умереть со славой, нежели жить в бесчестии и горе. А какое мужество показали и какую славу и похвалу снискали во всем нашем Российском государстве!╩

Задание и вопрос. Определите, о каком событии говорится в документе, где и когда оно произошло. Каково отношение автора к участникам этого события?

Протопоп Аввакум. ╚Житие╩ (около 1673 г.)

67

╚Нут-ко, правоверные, нарцы имя Христово, стань среди Москвы, перекрестися знаменем Спасителя нашего Христа пятью персты, яко же прияхом от святых отец: вот тебе царство небесное дома родилось! Бог благословит: мучься за сложение персът, не рассуждай много! А я с тобой же за сие о Христе умрети готов. Аще я и неосмыслен гораздо, неука человек, да то знаю, что вся в церкви, от святых отец преданная, свята и непорочна суть. Держу до смерти яко же приях: не прелагаю предел вечных, до нас положено: лежи оно так во веки веков! Не блуди, еретик, но и пелены не шевели. А то удумали со дьяволом книги перепечатать, вся переменить, ≈ крест на церкви и на просвирах переменить, внутрь олтаря молитвы иерейские откинули, ектеньи переменили, в крещении явно духу лукавому молитца велят, ≈ я бы им и с ними в глаза наплевал, ≈ и около купели против солнца лукавоет их водит, такоже и церкви святя, против солнца же, и брак венчав, против солнца же водят, такоже и церкви святя, против солнца же, явно противно творят, ≈ а в крещении и не отрицаются сатаны. Чему быть? ≈ Дети ево: коли отца своего отрицатися захотят! Да что много говорить? Ох, правоверной душе! Вся горяя долу быша. Как говорил Никон, адов пес, так и зделал: ╚Печатай, Арсен, книги как-нибудь, лишь бы не по-старому!╩ Так и зделал. Да болши тово нечем переменить. Умереть за сие всякому подобает╩.

Вопросы. В чем различие между сторонниками церковной реформы в XVII в. и старообрядцами? Возможно ли определить по тексту отношение протопопа Аввакума к патриарху Никону?

Я. Рейтенфельс. ╚Сказание светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии╩

(1680 г.)

╚И, действительно, они не только радушно принимают иностранных мастеров, европейских и азиатских, являющихся к ним по собственному желанию, но и приглашают их к себе, предлагая через послов и письменно большое вознаграждение, причем так успешно подражают им, что нередко превосходят их новыми изобретениями. В кузнечном мастерстве, в искусстве приготовлять порох и тканье сукна они уже стали весьма опытны. В более сложных же и требующих знания и опытности делах, как-то: добывание металлов и приготовление их на дело, они более полагаются на знание и опытность французов и немцев, чем на собственное.

Последние добывают в округе г. Тулы, расположенном близ источников р. Волги, и в иных местах железо, а близ Новгорода медь с большой выгодой для государства. Не так давно царь послал некоторых за Казань по направлению к Сибири, откуда незадолго перед этим были доставлены в Москву прекрасные образцы скрытых там сокровищ, для обстоятельного исследования недр тех гор...

Что касается прочих ремесел, то москвичи обладают особенно им свойственным наследственным умением строить чрезвычайно изящные деревянные дома, вытачивать из дерева разного рода утварь, искусно ткать полотно, идущее на исподнее платье, и некоторыми другими, требующими усидчивости. Не буду здесь говорить о мастерствах, требующих постоянного сидения, но живопись у них совершенно своеобразна, обращена на священные предметы, ибо, кроме некоторых цветочков и животных, они пишут исключительно одних давно умерших святых, по греческим образцам. Мало того, считается поступком, не только не благочестивым, но заслуживающим наказания, если

68

торговец изображениями блаженных небожителей выставит на продажу рядом с ними картины светского содержания╩.

Вопросы и задание. Какие сведения может почерпнуть исследователь этого документа о хозяйственной жизни, торговых связях России в XVII в.? Что нового мы узнаем об обычаях народа? О каких ремесленных центрах свидетельствует документ? Найдите их на карте.

Я. Рейтенфельс. ╚Сказание светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии╩

(1680 г.)

╚[На Красной площади] и на соседних площадях постоянно производится торговля съестными припасами и иными предметами, необходимыми в жизненном обиходе, при густейшем стечении народа.

К этому рынку примыкает другой, полукругом расположенный, тянущийся почти на полмиллиария, где лавки разного товара устроены так, что каждый отдельный, какой угодно товар выставлен для продажи только в назначенном для него месте. Так, в одном месте видишь шелковые ткани, в другом ≈ шерсть, в третьем ≈ полотно; в одном ≈ золотые и серебряные вещи и драгоценные камни, в другом ≈ благовония, в третьем ≈ иностранные вина, причем до двухсот погребов расположено в ряд под землею, в четвертом ≈ разные, иного рода, напитки, приготовленные из меда, вишен и других ягод. Одним взглядом можно увидеть здесь в одном месте дорогие меха разного рода, в других ≈ колокола, топоры, подсвечники и иные металлические изделия, в третьем ≈ кожи, рукавицы, чулки, ковры, завесы и разные ткани. Особый ряд занимают масло, сало и ветчина, особый ≈ свечи и воск. Особый, наконец, ≈ разные изделия из дерева. В кожаном ряду лежат кожаные изделия: вожжи и прочая конская сбруя; в меховом ≈ шубы и шапки. В одном месте выставлены лечебные разные зелья и травы, в другом ≈ запоры, ключи, гвозди, далее ≈ шелк нитками, канитель для украшения девиц, браслеты ≈ все в особом месте. Также продаются, каждое в особом месте рынка, и обувь, и поножи, и хмель, и ячневая крупа, и рыба соленая, и сено, и овес. Не говоря уже о многом другом еще, и муке, и зерновому хлебу, и иным всякого рода вещам, и чинящим обувь и низеньким лавочкам цирульников ≈ всему точно определен свое ряд, и все они прекрасно и удобно расположены так, что покупателю дается полная возможность выбрать наилучшее из всех, собранных в одном месте, тех или других товаров.

Не мало увеличивает красоту рынка то, что на нем нет ни одного жилого помещения, дабы, таким образом, держать огонь, сильно свирепствующий обычно в этом городе, как можно далее. По этой же причине рынок тщательно оберегается сторожами, и те мастера, кои работают с огнем, живут в отдаленном от рынка месте╩.

Задание и вопрос. На основании документа дайте оценку развитию ремесла и торговли в России в XVII в. Как была организована торговля на Красной площади?

Указ о ╚заповедных летах╩ (1607 г.)

69

╚А которые после сего уложения крестьяне, или холопи, или раба побежит от своего государя и придет к иному, и государю искати своего холопа, и рабу, и крестьянина в пятнадцать лет от побега, а за пятнадцать лет не искать╩.

Соборное уложение царя Алексея Михайловича

(1649 г.)

╚Так же будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и о бобылех, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых и в дворцовых селах, и в черных волостях, или за посадех и в посадских людех... ≈ за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам... А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем, без урочных лет╩.

Вопрос. О каких изменениях в жизни крестьян свидетельствуют эти документы?

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТА

Сказание Авраама Палицына.

Приход под Троицкий Сергиев монастырь панов польских и литовских и русских изменников гетмана Петра Сапеги и пана Александра Лисовского и иных многих

╚Когда же завершились всенощное славословие и молебен, тут же собралось множество народа, и по совещании начальников и всех людей было крестное целование, что сидеть в осаде без измены. <...> И с той поры было в городе братолюбие великое, и все с усердием без измены бились с врагом. И тогда литовские люди поставили стражу многую вокруг Троицкого монастыря, и не было проходу ни из ограды, ни в ограду...

И была в городе тогда теснота большая, скорбь, беды и напасти. И у всех тогда оказавшихся в осаде кровью сердца кипели, но полезного дела, которое они начали, они не прекращали. Смерти они ожидали, но на Господа Бога упование возлагали и всячески врагам сопротивлялись...╩

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

Н. М. Карамзин о Б. Годунове

╚Сей муж знаменитый находился тогда в полном цвете жизни, в полной силе телесной и душевной, имел 32 года от рождения. Величественною красотою, повелительным видом, смыслом быстрым и глубоким, сладкоречием обольстительным превосходя всех вельмож (так говорит летописец), Борис не имел только... добродетели; хотел, умел благотворить, но единственно из любви ко славе и власти; видел в добродетели не цель, а средство к достижению цели; если бы родился на престоле, то заслужил бы имя одного из лучших венценосцев в мире; но рожденный подданным, с необузданною страстию к господству, не мог одолеть искушений, там, где зло казалось для нее выгодою ≈ и проклятие веков заглушает в истории добрую славу Борисову╩.

70

Вопрос. О каких сильных и слабых сторонах характера Бориса Годунова говорит Н. М. Карамзин?

Н. М. Карамзин о Лжедмитрии

╚Первым врагом Лжедмитрия был сам он, легкомысленный и вспыльчивый от природы, грубый от худого воспитания ≈ надменный, безрассудный и неосторожный от счастья. Удивляя бояр остротою и живостию ума в делах государственных, державный пришелец часто забывался: оскорблял их своими насмешками, упрекал невежеством, дразнил хвалою иноземцев и твердил, что россияне должны быть их учениками, ездить в чужие земли, видеть, наблюдать, образоваться и заслужить имя людей. Польша не сходила у него с языка...

Самозванец скоро охладил к себе и любовь народную своим явным неблагоразумием. Снискав некоторые познания в школе и в обхождении с знатными ляхами, он считал себя мудрецом, смеялся над мнимым суеверием набожных россиян и, к великому их соблазну, не хотел креститься перед иконами; не велел также благословлять и кропить святою водою царской трапезы, садясь за обед не с молитвою, а с музыкой. Не менее соблазнялись россияне и благоволением его к иезуитам, коим он в священной ограде Кремлевской дал лучший дом и позволил служить латинскую обедню. Страстный к обычаям иноземным, ветреный Лжедмитрий не думал следовать русским: желал во всем уподобляться ляху, и в одежде, и в прическе, в походке и в телодвижениях, ел телятину, которая считалась у нас заповедным грешным яством╩.

Вопросы. Каким должен быть российский самодержец в глазах народа? Соответствовал ли Лжедмитрий I идеалу российского самодержца?

С. М. Соловьев о патриархе Никоне

╚В страшный 1605 год, когда для Московского государства началась смута, в мае месяце, в селе Вельманове или Вельдемановке, Княгинского уезда, в 90 верстах от Нижнего, у крестьянина Мины родился сын, названный Никитою. Не знаем, великие и страшные события, происходившие в малолетство Никиты, врезались ли в его памяти, восстание родной области за веру и государство произвели ли впечатление на малютку; но имеем полное право допустить, что ближайшие семейные явления должны были подействовать на образование его характера: горе ждало его в семье, а горе всего лучше закаляет природы, способные к закалу. Младенцем лишился Никита матери, отец дал ему мачеху, а мы знаем, что такое была мачеха в древней русской семье. Мачеха Никиты не была исключением: малютка терпел от нее большие притеснения, не раз жизнь его находилась в опасности. Никита имел случай выучиться грамоте, а это было тогда верным средством для худородного человека выйти на вид. Обилие нравственных сил, энергия не могли позволить Никите долго оставаться в той среде, где он родился; воображение молодого человека воспламенялось предсказаниями о дивной судьбе: и христианские монахи, и мордовские колдуны пророчили ему или царство, или патриаршество. Грамотность влекла пытливого юношу к книгам, книги были исключительно духовные, они увлекли Никиту в монастырь Макария Желтовского; но отсюда он был вызван снова в мир; просьбы родственников убеждали его жениться, а грамотность и таланты дали ему священническое место на 20 году от рождения. Молодой священник сильно выдавался вперед между товарищами, и московские купцы перевезли его в столицу.

71

Троих малолеток имел священник Никита Минич и похоронил всех; приход и бесчадная семья стали для него тесны. Он уговорился с женой разойтись; она постриглась в московском Алексеевском монастыре, он ушел на Белое море, в Анзерский скит, где переменил имя Никиты на Никона╩.

Вопрос. О каких сильных сторонах характера Никона говорит историк С. М. Соловьев?

ОЦЕНКИ СОБЫТИЙ СОВРЕМЕННЫМИ ИСТОРИКАМИ

О сословиях

╚Сословие ≈ это социальная группа, члены которой объединены общим правовым статусом. Все основные сословия имели строго определенные обязанности по отношению к государству. Процесс становления сословий шел постепенно и получил свое закрепление в Соборном уложении 1649 г. По Уложению, крестьяне прикреплялись к земле, посадские люди к выполнению городских повинностей, служилые люди ≈ к несению военной и других государственных служб, т. е. в России сложилась система, при которой каждый слой общества нес определенный круг повинностей, как тогда говорили ≈ службы или тягло. В сравнении с Западной Европой в России сословная система имеет большую специфику╩.

Еремян В. В., Федоров М. В. История местного самоуправления в России. ≈ М., 1999.

Л. Гумилев об освоении Сибири

╚...Русские переселенцы и администрация в основной своей массе легко устанавливали плодотворные контакты с народами Сибири и Дальнего Востока, недаром противодействие миграции русских было столь ничтожно. Конфликты с русскими, если они и возникали на первых порах, например у бурят или якутов, быстро улаживались и не имели тяжких последствий в виде национальной розни. Единственным практическим следствием русского присутствия для аборигенов стал ясак (уплата одного-двух соболей в год), который инородцы понимали как подарок, дань вежливости ╚белому царю╩. При огромных пушных ресурсах Сибири дань была ничтожна, в то же время, попав в списки ╚ясашных╩ инородцев, местный житель получал от центрального правительства твердые гарантии защиты жизни и имущества. Никакой воевода не имел права казнить ╚ясашного╩ инородца: при любых преступлениях дело посылалось на рассмотрение в Москву, а Москва смертных приговоров аборигенам никогда не утверждала...

В целом с установлением власти московского царя образ жизни местного населения Сибири никак не изменился, потому что никто не пытался его сломить и сделать из аборигенов русских. Скорее наоборот. Так, в якутах русские встретили народ, оседлый быт которого был им близок. Россияне, выучив якутский язык и усвоив местные обычаи и навыки, в большей степени приблизились к якутам, чем якуты к ним... Поскольку русские не стали переучивать не похожих на них людей, а предпочли найти с местными жителями общий язык, они прочно закрепились в Сибири, где живут по сей день. Так в очередной раз были подтверждены преимущества уважения к праву других людей жить по-своему...

За считанные десятилетия русский народ освоил колоссальные, хотя и малонаселенные пространства на востоке Евразии, сдерживая при этом агрессию Запада. Включение в Московское царство огромных территорий осуществлялось не за счет

72

истребления присоединяемых народов или насилия над традициями и верой туземцев, а за счет комплиментарных контактов русских с аборигенами или добровольного перехода народов под руку московского царя. Таким образом, колонизация Сибири не похожа ни на истребление североамериканских индейцев англосаксами, ни на работорговлю, осуществлявшуюся французскими и португальскими авантюристами, ни на эксплуатацию яванцев голландскими купцами. А ведь в пору этих ╚деяний╩ и англосаксы, и французы, и португальцы, и голландцы уже пережили век Просвещения и гордились своей ╚цивилизованностью╩.

Гумилев Л. От Руси до России: Очерки по русской истории. ≈ М., 1996.

Геральдика и генеалогия в XVII в.

╚В 1672 г. искусные художники роскошно оформили книгу ╚Титулярник╩. Здесь сведены воедино зарисовки гербов-печатей России того времени. Наряду с общегосударственным гербом, тут приведены знаки городов и земель, отражающие подчас характерные местные признаки.

Так, герб Ярославля ≈ стоящий на задних лапах медведь с протазаном (род копья). Медведь, но уже в естественном положении на четырех лапах, запечатлен на гербе Перми Великой (Средний Урал). На гербе Смоленска можно видеть пушку, на которой сидит птица. Оленем-лосем представлен символ Нижнего Новгорода. Почти на всех гербах сибирских городов ≈ пушные звери. Старинный город Владимир олицетворял золотой лев в короне.

Иногда достаточно взглянуть на герб города, чтобы сказать, чем знаменита эта местность с точки зрения хозяйственных занятий населения. Кострома издавна была крупной пристанью на Волге. На ее гербе ≈ серебристая река, и на ней ладья с гребцами. В гербе Кинешмы отражено ткацкое дело. Горнорудная промышленность запечатлелась в символах городов Екатеринбурга, Петрозаводска, Бийска, Кузнецка, Алапаевска. Набор оружия представляет герб Тулы. Хлебные колосья сыплются из рога изобилия ≈ так представлен герб Кунгура. Белоозеро, Осташков и другие пункты славились рыбным промыслом, что и отразили гербы этих городов...

Зная, кто твои деды, прадеды, в каком родстве находишься с другими людьми, каждый из нас обретает как бы живую связь с историей. Мы уже говорили, что история ≈ прежде всего наука о людях. Поэтому столь значима та отрасль, которую называют генеалогией, то есть изучением родословий.

Для историка-исследователя данные генеалогии ≈ неоценимый источник. Они способствуют ориентации в безбрежном море имен исторических деятелей. Прослеживая родословные связи того или иного лица, ученый облегчает себе решение многих задач, отыскивает подходы к разгадке сложных вопросов. Знания прошлого становятся более полнокровными, зримыми.

Ранее родственные связи играли куда большую роль, чем теперь. Знали и помнили таких родичей, которых можно было бы назвать ╚девятой водой на киселе╩. Более того, в расчет шло и некровное родство: крестили ребенка ≈ крестный отец и мать почитались в родстве, женились на сестрах ≈ становились шуринами, как царь Федор (сын Ивана Грозного) и Борис Годунов.

73

Не удивительно, что российское дворянство, веками ревниво наблюдая за своими родословными, оказалось в конечном счете связанным в той или иной степени узами родства.

Каждый современный человек носит имя, отчество и фамилию. Однако вряд ли все знают, что имена и фамилии ≈ тоже исторического происхождения. И до них исследователям есть дело.

Обращаясь к ранним векам отечественной истории, мы наталкиваемся на такие факты, которые могут озадачить несведущего человека. Кто не знает великого князя киевского Ярослава Мудрого? А он был наделен вторым именем ≈ Федор, под которым значится в ряде источников. Дело тут в том, что после введения христианства старославянские имена должны были заменяться на новые. Все дни года были расписаны по ╚святым угодникам╩. Их имена записывались в святцы. Новорожденного обычно нарекали именем соответствующего дню его появления святого.

Случается, что знание состава родни того или иного исторического деятеля служит существенным подспорьем в датировке событий, выяснении хитросплетения обстоятельств.

Генеалогические разыскания позволили исследователям разрешить одну нелегкую задачу из истории Смутного времени начала XVII в.

Кузьма Минин, герой освободительной борьбы русского народа против польско-литовских интервентов, известен всем. В документах тех лет, очень плохо сохранившихся, отрывочных, говорится о торговом человеке Нижнего Новгорода Кузьме Захарьевиче Минине, по прозвищу Сухорук. Его некоторые историки отождествляли с предводителем народного ополчения. Так было записано и в некоторых летописях. Эти сведения вошли и в школьные учебники.

Дальнейшее изучение источников, в том числе имеющих прямое отношение к родителям и деду славного нижегородца, показало, что тогда жили и действовали... два Кузьмы Минина! У второго отчество было Анкудинович, а фамилия произошла от имени деда ≈ Мини, он тоже был торговым человеком.

Наконец, установили, что герой освободительной борьбы не Кузьма Захарьевич, а Кузьма Анкудинович.

Весьма интересен и вместе с тем сложен вопрос о происхождении фамилий. Он тоже напрямую связан с нашим прошлым.

Слово ╚фамилия╩ сравнительно недавно вошло в обиход. Для простолюдинов длительное время ограничивались именем с указанием, чей он сын. Например, Иван Петров сын. Если ремесленник занимался, скажем, кузнечным делом, его называли Иван Петров сын Кузнец (или Кожевник, Мыльник, Сапожник). С годами появляется род ≈ фамилия Петровых, Кузнецовых, Кожевниковых и т. д. Пришел человек на место ≈ его называли по географическому пункту, откуда он родом: из Устюга ≈ Устюгов или Устюжанин, из Москвы ≈ Москвитин, из Казани ≈ Казанец или Казанцев.

В старину широкое распространение имело наделение людей прозвищами. Они, закрепляясь, также становились основой для фамилий. Причем не следует думать, что

74

прозвища существовали только у простонародья. Среди московских бояр, людей знатных и богатых, были Коровы, Кобылы...

Увлекательна эта область исследований. Ученые составили словари фамилий с указанием их происхождения. Иной раз фамилия доносит до нас утраченное давным-давно слово. Так, фамилия Берсеньев ведет начало от слова ╚берсень╩, что означало когда-то ╚крыжовник╩.

Выходит, наши родословные, имена, фамилии тоже своеобразные источники познания прошлого. Как не вспомнить здесь слова Пушкина:

Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам╩.

Преображенский А. А. История раскрывает тайны. ≈ М., 1991.

75

ТЕМА 5. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. КОНЕЦ ХVII ≈ ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XVIII в.

Урок 46. Россия на рубеже XVII≈XVIII столетий

Внутрипредметные связи. 1697≈1718 гг. ≈ правление шведского короля Карла XII. 1701 г. ≈ провозглашение Пруссии королевством. 1697≈1733 гг.≈правление Августа II Саксонского. 1702≈1714 гг.≈правление Анны в Англии. 1642≈1727 гг. ≈ И. Ньютон, математик и естествоиспытатель.

План изучения нового материала. 1. Россия и крупнейшие страны Европы. Предпосылки реформ. 2. Начало правления Петра I. Великое посольство 1697≈1698 гг.

Организация учебно-познавательной деятельности. Сравнение уровня развития ведущих стран Европы и России по тексту учебника. Работа с исторической картой: показать территории России в конце XVII в.; определить территории, отторгнутые от России. Исторические чтения: В. О. Ключевский или С. М. Соловьев о детстве Петра I. Беседа по проблеме: каким, с вашей точки зрения, было детство Петра? Провести сравнительный анализ целей и результатов Великого посольства 1697≈1698 гг.

Урок 47. Начало Северной войны

Внутрипредметные связи. 1701≈1713 гг. ≈ война за испанское наследство. 1702 г. ≈ вступление шведов в Варшаву. 1704 г. ≈ захват Гибралтара англичанами. 1707 г. ≈ акт об объединении Шотландии с Англией.

План изучения нового материала. 1. Международная обстановка в начале XVIII в. 2. Начало войны. Поражение под Нарвой. 3. Создание регулярной армии. 4. Первые победы. 5. Строительство Петербурга.

Организация учебно-познавательной деятельности. Беседа по проблемам: как Петр I обосновывал государственные интересы России, начиная Северную войну? Какие качества проявил Петр I в начале своей государственной деятельности? Творческое задание: рисунки, отражающие военную тему эпохи. Продолжить составление систематической таблицы ╚Поля славы российской╩. Работа с исторической картой: сравнить территорию Северо-Запада России в XVI≈XVII вв. и в начале XVIII в., сделать выводы.

Урок 48. Полтавское сражение

Внутрипредметные связи. 1709 г. ≈ разгром англичанами французских войск при Мальплаке. Критическое положение Франции: расстройство финансов, голод.

План изучения нового материала. 1. Продолжение войны. Сражение у деревни Лесной. 2. Полтавское сражение. 3. Россия после Полтавской битвы. 4. Прусский поход Петра I.

Организация учебно-познавательной деятельности. Личность в истории: полководческий талант царя Петра. Работа с исторической картой: показать, где происходили основные сражения Северной войны.

Урок 49. Победы русского флота. Окончание Северной войны

76

Внутрипредметные связи. 1713 г. ≈ Утрехтский мир, окончание войны за испанское наследство. Гибралтар переходит под власть Англии. Отделение от Испании Бельгии. 1718 г. ≈ смерть Карла XII.

План изучения нового материала. 1. Гангутское сражение. 2. Международное положение России после Гангутского сражения. Действия русского флота. 3. Конец Северной войны. Ништадтский мир. 4. Каспийские походы Петра I.

Организация учебно-познавательной деятельности. Личность в истории: продолжить обсуждение вопроса о полководческом таланте царя Петра I. Проблемная беседа по материалам учебника и исторической карте: Россия до и после Северной войны. Объяснить смысл выражения: Россия ≈ морская держава.

Урок 50. Экономическое развитие России в первой четверти XVIII в.

Внутрипредметные связи. XVI в. ≈ в Англии, а затем и в других странах Европы появляются мануфактуры. 1705 г. ≈ в Англии построена паровая машина для подъема воды. Конец XVII≈XVIII в. ≈ захват Англией большей части Северной Америки, части Гвианы, Индии, Австралии, Новой Зеландии. 1713 г. ≈ Англия по Утрехтскому миру получила владения в Северной Америке, а также право торговли рабами в испанских колониях. 1720 г. ≈ эпидемия чумы в Марселе.

План изучения нового материала. 1. Российские мануфактуры при Петре I. 2. Развитие российской торговли в первой четверти XVIII в. 3. Налоги и повинности населения. 4. Укрепление положения дворян при Петре I.

Организация учебно-познавательной деятельности. Анализ текста учебника и исторической карты: мануфактурное производство и торговля в России первой четверти XVIII в. Словарная работа: мануфактура, налог, перепись населения. Беседа по проблеме: необходимость платить налоги и бремя налогов. Доклад ученика ╚Деятельность русского предпринимателя Демидова╩.

Урок 51. Восстания в царствование Петра I

Внутрипредметные связи. 1702≈1704 гг. ≈ восстание камизаров в Лангедоке (Франция). 1703 г. ≈ волнения в Венгрии. 1709 г. ≈ критическое положение во Франции после поражения при Мальплаке. 1715≈1716 гг. ≈ восстание в Шотландии. 1721 г. ≈ казнь во Франции знаменитого разбойника Пьера Картуша.

План изучения нового материала. 1. Успехи и трудности Петровского времени. Причины народного недовольства. 2. Астраханское восстание. 3. Восстание под предводительством Булавина.

Организация учебно-познавательной деятельности. Беседа по проблеме: мероприятия Петра I в интересах Российского государства и причины народного недовольства. Работа с исторической картой: показать территории астраханского восстания и восстания Булавина. Решение исторической задачи: как отражались восстания в период царствования Петра I на состоянии страны в целом?

Урок 52. Реформы государственного управления

77

Внутрипредметные связи. 1714≈1727 гг. ≈ правление Георга I. Начало Ганноверской династии. Утверждение и развитие парламентского правления в Англии. 1718≈1751 гг. ≈ правление королевы Ульрики-Элеоноры в Швеции. Ограничение королевской власти аристократическим государственным советом. 1715≈1774 гг. ≈ правление Людовика XV во Франции. 1720 г. ≈ неудачная попытка финансовой реформы во Франции. 1713≈1740 гг. ≈ правление Фридриха Вильгельма I Прусского. Улучшение финансового положения. Равномерное распределение податей. Организация войска и введение строгой дисциплины в прусской армии. 1713≈1746 гг. ≈ правление Филиппа V в Испании. Уменьшение податей, оживление торговли, организация войска и флота, усиление политического значения Испании.

План изучения нового материала. 1. Перестройка высших государственных органов. 2. Создание Сената. 3. Указ о престолонаследии. 4. Местное управление. 5. Табель о рангах. 6. Государство и Церковь.

Организация учебно-познавательной деятельности. Составление схемы: организация государственной власти при Петре I. Сравнение органов власти России XVII в. и первой четверти XVIII в. Доклады учащихся о ближайших сподвижниках царя. Беседа по проблемам: почему власть должна постоянно заботиться об укреплении государства? Удалось ли укрепить Российское государство Петру I?

Урок 53. Русская культура конца XVII ≈ первой четверти XVIII в.

Внутрипредметные связи. 1699 г. ≈ основание Лейбницем Берлинской академии наук. 1700 г. ≈ учреждение Прусской академии наук. 1643≈1727 гг. ≈ И. Ньютон. 1646≈1716 гг. ≈ Г. Лейбниц. 1685≈1759 гг. ≈ Г. Гендель. 1685≈1750 гг. ≈ И.-С. Бах. 1678≈1741 гг. ≈ А. Вивальди. 1684≈1721 гг. ≈ А. Ватто.

План изучения нового материала. 1. Просвещение. 2. Издание книг. 3. Литература.

4. Живопись. 5. Архитектура. 6. Театр. 7. Развитие науки и техники. 8. Новое в быту.

Организация учебно-познавательной деятельности. Составление таблицы: ╚Достижения русской культуры конца XVII≈ первой четверти XVIII в.╩. Доклады учащихся о выдающихся деятелях русской культуры Петровского времени. Творческие работы: рисунки школьников на тему ╚Быт эпохи Петра I╩. Составление синхронистической таблицы ╚Выдающиеся деятели культуры Западной Европы и России╩.

Урок 54. Повторительно-обобщающий урок по теме ╚Образование Российской империи╩

План урока. 1. Хозяйственная жизнь России в XVII в. и необходимость преобразований в XVIII в. 2. Преобразования Петра I для блага России. 3. Проблемы и трудности в процессе преобразований. 4. Петр I как человек и государственный деятель

5. Исследование отрывков из исторических документов этого времени 6. Чтение
фрагментов поэмы А. С. Пушкина ╚Полтава╩, которые иллюстрируют это историческое
событие. 7. Символы государственного суверенитета России.

Примерный минимум знаний учащихся по теме

Хронология

78

1703 г. ≈ основание Петербурга. 27 июня 1709 г. ≈ Полтавская битва. 27 июля 1714 г. ≈ Гангутское сражение. 1721 г. провозглашение России империей.



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Живопись России и европейских стран в XVII в. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Живопись России и европейских стран в XVII в.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)