Характеристика основных ошибок, встречающихся в работах учащихся
Управление образования администрации Семеновского района Информационно – диагностический центр Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Г. Семенов 2009 г . По подготовке обучающихся 9 класса к итоговой письменной работе В новой форме.
1. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы 1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236). 2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы По полноте охвата курса экзаменационная работа соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе. В контрольные измерительные материалы включены задания, проверяющие следующие виды компетенций: – лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; – языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; – коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе. В работу по русскому языку включено 2 задания с развёрнутым ответом (сжатое изложение и сочинение-рассуждение), а также 14 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трёх частей обязательно для всех экзаменуемых. Часть 1 выполняется на основе прослушанного текста и содержит задание с развернутым ответом (сжатое изложение), проверяющее в основном такие важнейшие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам. Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 21 задание: 7 заданий с выбором ответа, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать основную информацию из текста при чтении, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности; 14 заданий с кратким ответом, проверяющих языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знания орфографии, пунктуации и синтаксиса; владение основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях). Часть 3 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 2 альтернативных задания с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение), каждое из которых проверяет такое необходимое коммуникативное умение, как умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам. С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное. Значительная часть дидактических единиц содержания контрольных измерительных материалов представлена в экзаменационной работе в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, то есть не только в заданиях, целью которых является определение уровня сформированности аналитических языковых умений, но и в заданиях, выявляющих умения в различных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме). Варианты экзаменационной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.
Характеристика основных ошибок, встречающихся в работах учащихся В «Нормах…» разграничиваются понятия «ошибка» и «недочёт». Ошибка- это нарушение требования правильности речи. Ошибка расценивается с позиции «правильно или неправильно сказано или написано». Недочёт- это нарушение требований хорошей речи, т.е. точности, выразительности, богатства речи. Недочёт расценивается с позиции «хуже или лучше сказано или написано». Следовательно, все орфографические(I), пунктуационные(V) и грамматические(Г) нарушения, а также погрешности в содержании (С) являются ошибками; речевые(Р) же могут быть как ошибками, так и недочётами.
1. Ошибки в содержании подразделяются на фактические (Ф) и логические (Л). Ф- допущено искажение факта, нужно проверить его достоверность. («Среди Кабановых, Диких и других жертв «тёмного царства» Катерина выделяется открытым характером , смелостью и прямотой». «Представителями дворянства, которое неизбежно гибнет, в пьесе являются Раневская, Гаев и его cлуга Фирс». «Таким образом, Сатин является народным просветителем, которые стали появляться к концу xix века»).
Логические ошибки следует классифицировать. Л-1 Эти понятия несовместимы. Одно из них нужно заменить или устранить. («Антагонистами Базарова в романе представлены Кирсановы и Аркадий». «Особенно ярко Тургенев изображает природу в произведениях «Записки охотника», «Бежин луг».) Л-2 Высказанные суждения противоречивы, эту противоречивость нужно найти и устранить. («На формирование человеческого характера влияет окружающая среда. Татьяна выросла в той же среде, что и Ольга, а разница между ними огромная». «В повести «Ионыч» развёртывается борьба человека и окружающей среды, любви, пошлости».) Л-3 Это высказывание абсурдно .Мысль следует выразить ясно и чётко. («Плюшкин от жадности сплющился, стал сгорбленным». «Мне нравится Наташа тем, что в наше время она была бы хорошим другом и настоящим декабристом».) Л-4 Нет плавного перехода от одной мысли к другой. Необходимо связать эти мысли. («Базаров был нигилистом. Евгений ни минуты не мог сидеть без дела и презирал тех, кто жил за чужой счёт». «О Гаеве говорят, что он всё своё состояние «на леденцах проел». Для каждого поколения с вишнёвым садом связаны разные переживания».) 2. К речевым ошибкам относятся следующие. 1 Употребление слова в несвойственном ему значении («Прошло много лет с тех пор, как была написана пьеса «Горе от ума», но она и сейчас не потеряла авторитет среди читателей». «Образ вишнёвого сада играет многостороннюю роль».) 2 Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений, смешение лексики разных историчес. эпох. (« Описанные события проходят через сердце поэта и стают частью его биографии». «Люди Дубровского отдавали награбленное селянам». «Человек, читавший Пушкина, Лермонтова, пересчитывает перед сном «зелёные», полученные от заботливых клиентов».) 3 Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм. («Драма Островского является величайшим произведением, которое раскрывало порядки «тёмного царства» и обвиняло их». «Тихон любил Катерину, но полностью подчиняется матери». « Татьяна Ларина стала княгиней, имеет уважение в свете».) 4 Неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи. («Автор осуждает индивидуализм и эгоизм Печорина, он не обращает внимания на окружающих его людей». «Старцева интересовала лишь материальная сторона своей жизни».)
3.К речевым недочётам относятся следующие. 1 Нарушение лексической сочетаемости. («Религиозность Катерины мешает ей полностью осознать чувство, которое её постигло». «Сокол и Буревестник стремятся в небеса, где всего ярче проявляется их необъятный характер».) 2 Употребление лишнего слова. («С этим мнением Базарова нельзя согласиться, ведь творения рук Рафаэля обогащают нашу жизнь духовно». «Нет, не гроза, а пророчество сумасшедшей и безумной старухи послужило причиной признания Катерины».) 3 Повторение одного и того же слова в рамках небольшого контекста. («Печорин- главный герой «Героя нашего времени». «Помещикам свойственна жадность, стремление нажиться за счёт других. Особенно ярко эти черты проявляются у таких помещиков, как Коробочка, Собакевич и Плюшкин».) 4 Употребление рядом или близко однокоренных слов. («Купец Лопахин купил имение, прекраснее которого нет ничего на свете». «Тургенев подметил этот новый тип передового деятеля и изобразил его в образе Базарова».) 5 Употребление слова или выражения иной стилевой окраски. «(Героем повести Пушкина «Капитанская дочка» является Емельян Пугачёв, главарь восставшего народа». «Земляника сплетничает о судье, хотя тот является его родственником».) 6 Неудачный порядок слов. («Горький прежде всего верил в человека, в его силу протеста». «Печорин, в своем роде,- единственный человек, второго такого нет».) 7 Бедность и однообразие синтаксических конструкций. («Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Её воспитывал француз-гувернёр».)
4. В речи функционируют три языковые единицы: слово, словосочетание, предложение. Классификацию грамматических ошибок целесообразно произвести на основе тех языковых единиц, структура которых нарушена. 1Ошибки в структуре слова: а) в словообразовании («раздумчивый», «благородность», «заместо»); б) в формообразовании существительных, прилагательных, местоимений, глаголов («повидлой», «красившее», «более культурнее», «ихи», «у его», «победю», «ложат»). 2 Ошибки в структуре словосочетания- в согласовании, в управлении («жажда к славе», «намекает об этом», «благодаря совета», «в небольшом чаще леса», «оскорбления, нанесённое генералу»). 3 Ошибки в структуре предложения: а)нарушение границ предложения («Роман появился в печати в 1862году. В журнале «Февральский вестник», «Я считаю Катерину сильной натурой. Которая не может долго терпеть душную атмосферу кабановского дома.»); б)нарушение связи между подлежащим и сказуемым («Много молодёжи того времени пошли по стопам Базарова.», «Как мы знаем, роман-эпопея была написана Толстым не сразу.»); в)ошибки в построении предложения с однородными членами («Стихи Есенина о родной природе искренни, проникновенны, очень музыкальные», «Андрею Соколову ещё многое придётся вынести: побег из плена, узнать о гибели семьи и смерти сына.»); г)ошибки в предложении с причастным оборотом («Данко воспел Горький, отдавшего жизнь людям», «Одна идея объединяет происходящие действия в разное время»); д)ошибки в предложении с деепричастным оборотом («Подражая блестящей красавице Элен, в Наташе борется добро со злом», «Болконского, столкнувшись лицом к лицу со смертью, перестаёт прельщать слава»); е)ошибки в построении сложного предложения («Зритель сочувствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои, обиды и которая в свои тридцать лет больна чахоткой», «Дуэль надо было закончить до темноты, которой мы не на шутку увлеклись»); ж)смешение прямой и косвенной речи («Базаров говорит Аркадию, что «твой отец - человек отставной…», «Бунин заметил как-то, что «я жил затем, чтобы писать»).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |