Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика основных ошибок, встречающихся в работах учащихся



2019-12-29 161 Обсуждений (0)
Характеристика основных ошибок, встречающихся в работах учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок




Управление образования администрации Семеновского района

Информационно – диагностический центр

Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов

общеобразовательных  учреждений
(в новой форме)

Г. Семенов

2009 г .
Методические рекомендации учителю русского языка,

По подготовке обучающихся 9 класса к итоговой письменной работе

В новой форме.

 

1. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.

Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы

1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236).

2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы

По полноте охвата курса экзаменационная работа соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе. В контрольные измерительные материалы включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе.

В работу по русскому языку включено 2 задания с развёрнутым ответом (сжатое изложение и сочинение-рассуждение), а также 14 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трёх частей обязательно для всех экзаменуемых.

Часть 1 выполняется на основе прослушанного текста и содержит задание с развернутым ответом (сжатое изложение), проверяющее в основном такие важнейшие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 21 задание: 7 заданий с выбором ответа, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать основную информацию из текста при чтении, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности; 14 заданий с кратким ответом, проверяющих языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знания орфографии, пунктуации и синтаксиса; владение основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях).

Часть 3 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 2 альтернативных задания с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение), каждое из которых проверяет такое необходимое коммуникативное умение, как умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное.

Значительная часть дидактических единиц содержания контрольных измерительных материалов представлена в экзаменационной работе в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, то есть не только в заданиях, целью которых является определение уровня сформированности аналитических языковых умений, но и в заданиях, выявляющих умения в различных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме).

Варианты экзаменационной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

 

Характеристика основных ошибок, встречающихся в работах учащихся

 В «Нормах…» разграничиваются понятия «ошибка» и «недочёт». Ошибка- это нарушение требования правильности речи. Ошибка расценивается с позиции «правильно или неправильно сказано или написано». Недочёт- это нарушение требований хорошей речи, т.е. точности, выразительности, богатства речи. Недочёт расценивается с позиции «хуже или лучше сказано или написано». Следовательно, все орфографические(I), пунктуационные(V) и грамматические(Г) нарушения, а также погрешности в содержании (С) являются ошибками; речевые(Р) же могут быть как ошибками, так и недочётами.

 

1. Ошибки в содержании подразделяются на фактические (Ф) и логические (Л).

Ф- допущено искажение факта, нужно проверить его достоверность.

(«Среди Кабановых, Диких и других жертв «тёмного царства» Катерина выделяется открытым характером , смелостью и прямотой».

«Представителями дворянства, которое неизбежно гибнет, в пьесе являются Раневская, Гаев и его cлуга Фирс».

«Таким образом, Сатин является народным просветителем, которые стали появляться к концу xix века»).

 

Логические ошибки следует классифицировать.

Л-1 Эти понятия несовместимы. Одно из них нужно заменить или устранить.

(«Антагонистами Базарова в романе представлены Кирсановы и Аркадий».

 «Особенно ярко Тургенев изображает природу в произведениях «Записки охотника», «Бежин луг».)

Л-2 Высказанные суждения противоречивы, эту противоречивость нужно найти и устранить.

(«На формирование человеческого характера влияет окружающая среда. Татьяна выросла в той же среде, что и Ольга, а разница между ними огромная».

«В повести «Ионыч» развёртывается борьба человека и окружающей среды, любви, пошлости».)

Л-3 Это высказывание абсурдно .Мысль следует выразить ясно и чётко.

 («Плюшкин от жадности сплющился, стал сгорбленным».

«Мне нравится Наташа тем, что в наше время она была бы хорошим другом и настоящим декабристом».)

Л-4 Нет плавного перехода от одной мысли к другой. Необходимо связать эти мысли.

(«Базаров был нигилистом. Евгений ни минуты не мог сидеть без дела и презирал тех, кто жил за чужой счёт». 

 «О Гаеве говорят, что он всё своё состояние «на леденцах проел». Для каждого поколения с вишнёвым садом связаны разные переживания».)

2. К речевым ошибкам относятся следующие.

1 Употребление слова в несвойственном ему значении

 («Прошло много лет с тех пор, как была написана пьеса «Горе от ума», но она и сейчас не потеряла авторитет среди читателей». «Образ вишнёвого сада играет многостороннюю роль».)

2 Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений, смешение лексики разных историчес. эпох.

 (« Описанные события проходят через сердце поэта и стают частью его биографии».

 «Люди Дубровского отдавали награбленное селянам».

«Человек, читавший Пушкина, Лермонтова, пересчитывает перед сном «зелёные», полученные от заботливых клиентов».)

3 Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.

(«Драма Островского является величайшим произведением, которое раскрывало порядки «тёмного царства» и обвиняло их».

 «Тихон любил Катерину, но полностью подчиняется матери».

« Татьяна Ларина стала княгиней, имеет уважение в свете».)

4 Неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи.

 («Автор осуждает индивидуализм и эгоизм Печорина, он не обращает внимания на окружающих его людей».

«Старцева интересовала лишь материальная сторона своей жизни».)

 

3.К речевым недочётам относятся следующие.

1 Нарушение лексической сочетаемости.

(«Религиозность Катерины мешает ей полностью осознать чувство, которое её постигло».

«Сокол и Буревестник стремятся в небеса, где всего ярче проявляется их необъятный характер».)

2 Употребление лишнего слова.

(«С этим мнением Базарова нельзя согласиться, ведь творения рук Рафаэля обогащают нашу жизнь духовно».

«Нет, не гроза, а пророчество сумасшедшей и безумной старухи послужило причиной признания Катерины».)

3 Повторение одного и того же слова в рамках небольшого контекста.

(«Печорин- главный герой «Героя нашего времени».

«Помещикам свойственна жадность, стремление нажиться за счёт других. Особенно ярко эти черты проявляются у таких помещиков, как Коробочка, Собакевич и Плюшкин».)

4 Употребление рядом или близко однокоренных слов.

(«Купец Лопахин купил имение, прекраснее которого нет ничего на свете».

«Тургенев подметил этот новый тип передового деятеля и изобразил его в образе Базарова».)

5 Употребление слова или выражения иной стилевой окраски.

«(Героем повести Пушкина «Капитанская дочка» является Емельян Пугачёв, главарь восставшего народа».

«Земляника сплетничает о судье, хотя тот является его родственником».)

6 Неудачный порядок слов.

(«Горький прежде всего верил в человека, в его силу протеста».

«Печорин, в своем роде,- единственный человек, второго такого нет».)

7 Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

(«Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Её воспитывал француз-гувернёр».)

 

4. В речи функционируют три языковые единицы: слово, словосочетание, предложение. Классификацию грамматических ошибок целесообразно произвести на основе тех языковых единиц, структура которых нарушена.

1Ошибки в структуре слова:

а) в словообразовании («раздумчивый», «благородность», «заместо»);

б) в формообразовании существительных, прилагательных, местоимений, глаголов («повидлой», «красившее», «более культурнее», «ихи», «у его», «победю», «ложат»).

2 Ошибки в структуре словосочетания- в согласовании, в управлении («жажда к славе», «намекает об этом», «благодаря совета», «в небольшом чаще леса», «оскорбления, нанесённое генералу»).

3 Ошибки в структуре предложения:

а)нарушение границ предложения («Роман появился в печати в 1862году. В журнале                            «Февральский вестник», «Я считаю Катерину сильной натурой. Которая не может долго терпеть душную атмосферу кабановского дома.»);

б)нарушение связи между подлежащим и сказуемым («Много молодёжи того времени пошли по стопам Базарова.», «Как мы знаем, роман-эпопея была написана Толстым не сразу.»);

 в)ошибки в построении предложения с однородными членами («Стихи Есенина о родной природе искренни, проникновенны, очень музыкальные», «Андрею Соколову ещё многое придётся вынести: побег из плена, узнать о гибели семьи и смерти сына.»);

г)ошибки в предложении с причастным оборотом («Данко воспел Горький, отдавшего жизнь людям», «Одна идея объединяет происходящие действия в разное время»);

д)ошибки в предложении с деепричастным оборотом («Подражая блестящей красавице Элен, в Наташе борется добро со злом», «Болконского, столкнувшись лицом к лицу со смертью, перестаёт прельщать слава»);

е)ошибки в построении сложного предложения («Зритель сочувствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои, обиды и которая в свои тридцать лет больна чахоткой», «Дуэль надо было закончить до темноты, которой мы не на шутку увлеклись»);

ж)смешение прямой и косвенной речи («Базаров говорит Аркадию, что «твой отец - человек отставной…», «Бунин заметил как-то, что «я жил затем, чтобы писать»).

 



2019-12-29 161 Обсуждений (0)
Характеристика основных ошибок, встречающихся в работах учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика основных ошибок, встречающихся в работах учащихся

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)