Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эволюционистская парадигма (Э. Тейлор)



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
Эволюционистская парадигма (Э. Тейлор) 0.00 из 5.00 0 оценок




СТРУКТУРА.

Устойчивые элементы культурной системы (нормы, образцы, институты, группы, статусы и т.д.) находятся в опр. соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая стабильность социокультурной системы.

Существуют различные способы структурирования культуры по различным основаниям:

1.Дихотомическая структура (материальная, духовная);

Духовная культура включает в себя: религию и мораль, политику и право, науку и образование, литературу и искусство, средства массовой коммуникации(язык).

Материальная: конфессиональная инфраструктура, мат.-вещественная структура науки, образования, искусства и т.д., мат.-техническая база средств массовой коммуникации, материальная база производства продуктов дух. деятельности.

     2.Уровневая (классическая и современная, элитарная и массовая, официальная и андеграунд);

-если в качестве критерия рассматривать время, то культуру можно разделить на классическую и современную;

- если……..качество и количество, то культура подразделяется на элитарную и массовую;

-если……отношение к соц. системе, то можно выделить официальную культуру и андеграунд(творческая оппозиция культуре официальной);

-демографический, возрастной критерий – субкультура.

3.Ценностная (религиозная, нравственная, миф, искусство).

       4.Подход по содержанию:

-1 блок: когниктивный(или ценностный) – здесь искусство, миф, религия.

-2 блок: поведенческий – нормы, морали, правила поведения.

-3 блок: праксиологический(или функционирование культуры) – театр, кино и т.д.

 

ФУНКЦИИ

1. Познавательно-воспитательная (гносеологическая)

-функция, формирующая познавательный инстинкт человека и лежащая в основе воспитательного процесса.

2. Регулятивная (нормативная)

-функция регуляции отношений между людьми в обществе и человека с обществом, т.е. правила поведения и нормы.

3. Ценностная (аксиологическая)

-функция формирования культурно-нравственных сущностных ценностей человека в условиях потребительского общества.

4. Знаковая (семиотическая)

-язык и символы культуры.

Коммуникативно-интегративная

-культура общения.

6. Деятельностная (праксеологическая)

-функция, определяющая механизм действия культуры.

7. Меморативная (память)

-функция соц. памяти, передача из поколения в поколение традиций, верований, обрядов.

Человекотворческая.

-функция формирования опр. типа культуры.

Таким образом структура и функции культуры доказывают и иллюстрируют её многогранность, глубокую смысловую содержательность.

 

 

5. Уровни культуры: классическая и современная, элитарная и массовая, официальная и андеграунда.

КЛАССИКА (от лат. classicus — образцовый, первоклассный), образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

Массовая культура – это потребительская культура со своими нормами и ценностями.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации.

Элитарная культура – это лучшее, отборное, избранное, в переводе с франц. – культура творческого, созидающего меньшинства населения (научная, правовая, имущественная элита).
Понятия элитарная и массовая культура рассматриваются как основные особенности исторического и культурного развития человечества, при помощи которых характеризуется «элита» и «массы», власть и подчинение.
Они противоречат друг другу:

Элитарная культура содержит базовые ценности, сведения об устройстве мироздания и человеческого общества, божественных нормах

Массовая культура –рекомендации по богоподчинению, богослужению и социальному ритуалу

Элитарная культура –социальное обновление, творчество и хранение и трансляция знаний

Массовая культура – репродукция, повтор усвоенных технологий, привычных стереотипов.

Они должны соприкасаться и элитарный импульс должен входить в массовую культуру, ее модифицировать и обогащать, а творческие импульсы массовой культуры должны обогащаться и выступать фундаментальными программами культурного обновления.

Официальная культура – это строгие нормы и правила, протоколы, уставы и т.д.

Андеграунд – это не особо строгие правила

 АНДЕГРАУНД (андерграунд) (англ. underground букв. подполье), художественные направления в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.). Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Андерграунд появляется во 2-й пол. 20 в., как правило, в странах, где искусство подчинено идеологии.

6. Типология культуры: основные подходы систематизации культуры.

Культура – явление глобального масштаба, с чем связано многообразие подходов к ее классификации.

Типология – это систематизация характерных черт культуры и выделение на их основе определённого её типа.

Единой общепринятой типологии культуры не существует, т.к.нет единого критерия, по которому принято сравнивать культуры, поэтому существуют различные концепции типологии культуры.

Концепция Сорокина в работе «Человек, культура, общество» - выделяет три основных типа культуры:

1. сенситивный (чувственный) – например эпоха Возрождения (возрождается античная понимание красоты) – 2-я половина 16 века

2. идеациональный – поклонение абсолютной идее, Богу, разуму, мало внимания уделяется личности – например, период Средневековья Западной Европы – за малейшее сомнение в фанатичной преданности идее жгли на костре

3. идеалистический – гармония между чувством и разумом, это период расцвета культуры – эпоха высшего ренессанса – Микеланджело – художник, скульптор.

Концепция К.Ясперса в работе «Смысл и назначение истории» - выделяет две эпохи:

1. доосевого времени – время формирования основ человеческого бытия

2. осевого времени - период формирования общемировых культур, традиций

В это время жили в Индии – Гаутама – основоположник 1-ой мировой религии – буддизма, Гиппократ – основоположник медицины, Евклид – геометрия.

Концепция Ницше в работе «Рождение трагедии в духе музыки» - выделяет в культуре
 2 начала, опираясь на образы богов античной мифологии

1. Аполлоническое – рациональность, чувство меры, порядок, оптимистическое мировоззрение

2. дионисическое - напротив, иррациональность. Отсутствие меры, хаотичность, трагичность мироощущения.

Эволюционистская парадигма (Э. Тейлор)

 Понимание развития культуры по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов. Выделение инвариантов развития (универсалии культуры). Неоэволюционизм. Объяснение культурной эволюции с учетом достижений функционализма и психологической антропологии.



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
Эволюционистская парадигма (Э. Тейлор) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эволюционистская парадигма (Э. Тейлор)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)