Характерные черты русского культурного архетипа.
1. Псевдоколлективизм социальных отношений способствовал перекладыванию ответственности за свою судьбу на социум, коллектив, которому человек принадлежит. 2. Внутренняя безответственность вытесняется жестокой внешней необходимостью. 3. Понятие свободы как ключевого понятия европейской культуры вытесняется понятием воли, что означает свободу лишь для себя, неприятие чужой свободы. 4. Ориентация на авторитет, которая служит выражением общенациональной идеи (свёртывания самодержавия). 5. Специфическое отношение к труду. 6. Соборность – единение людей вокруг общей идеи, единство во множественности. 7. Мессианство – строительство божьего града на Земле. 8. Абсолют добра – категория, основанная на природной щедрости России. 9. Жертвенность во имя идеи.
24. Генезис культуры: структурные элементы первобытной культуры. Чтобы понять сущность явления, надо знать, как оно зародилась и какие этапы прошло в своём развитии. Наряду с традиционной научной теорией Дарвина о происхождении человека и жизни на земле существует теория переходного времени. В эту теорию включены такие версии сверхъестественного происхождения жизни на Земле, как библейская, псевдонаучная. Теорию переходного времени разработали Циолковский, Блавацкая, Рерих, Борн, русские космисты Вернадский, Чижевский, Гумилёв, Мулдашев. Согласно этой теории жизнь на земле есть продолжение в рамках вселенской цепочки подобных биологических жизней, которые имели место на всех планетах, кроме Сатурна и Венеры. Традиционная точка зрения. В рамках неодарвинизма человечество прошло несколько этапов своего развития: переход к навыковой системе, овладение огнём, формирование человеческих чувств, шаг к социализации, появление жилища, овладение речью. Источники изучения: 1. священные книги. У каждого народа есть свои священные писания (Индия – Веды, Буддизм – Трипитаки, Библия – Ветхий Завет (иудеи) и Новый Завет (христианство)). 2. научные источники: археология, антропология, палеонтология, геология, физика, химия. 3. фольклорные источники: мифы, предания, сказки, песни, пословицы, поговорки. Для каждой эпохи свойственны соответствующие картины мира: · I эпоха: эпоха первобытности – мифологическая картина мира. · II эпоха: эпоха древней цивилизации и средневековья – религиозная картина мира. · III эпоха: эпоха возрождения – гуманистическая картина мира (главная роль человека) · IV эпоха: эпоха просвещения – просветительская (Руссо, Дидро). · V эпоха: эпоха научной революции (XIXв.) – эволюционистская (открытия биологии, географии, химии). · VI эпоха: эпоха НТР (XXв.) – релятивистская (относительная) картина мира. Основные версии антропогенеза: 1. Орудийно-трудовая (19в.) – Дарвин, Маркс. Суть: основой культуры является труд, труд создал человека, в процессе труда формируется речь и мышление. 2. Игровая – культура возникает в игре, как игра. Способностью к игре обладают все живые организмы, но только человек способен к игре в полном смысле этого слова, а именно, к игре с воображаемыми возможностями. С развитием культуры игра отходит на второй план и растворяется в искусстве, политике, спорте. 3. Психоаналитическая (натуралистическая). Культура отталкивается от психобиологической культуры человека и недооценивает социальные факторы. Культура – проекция человеческой психики на общественный экран. 4. Символическая (семиотическая). В объяснении культуры отталкиваются от свойственной только человеку способности создавать образы и символы. 5. функциональная теория (Малиновский, Фриш). Культура возникает как ответ на естественные потребности человека (первичные и вторичные) 6. теория диффузионизма. Культура в силу благоприятных условий, включая природные факторы, зародилась в одном месте и кругами распространилась в разные стороны. Например, Тибет является основным культурным ареалом. 7. социологическая теория. Человек формируется под влиянием общественной среды.
25. Особенности первобытного мышления и его роль в формировании культуры. Отличительной чертой первобытной культуры является сенкритизм – нерасчленённость, слитность всех составных элементов, либо частей культуры. Появление ранних форм культуры относят к эпохе верхнего палеолита (4 тыс. лет до НЭ). Переход от первобытности к цивилизациям происходит в эпоху неолита (с 4 тыс.до н.э.) Для этого имелись соответствующие предпосылки: · Природные (наличие великих рек) · Экономические (более высокий уровень техники) · Социально-политический (появляется социальное неравенство, складываются сословия, касты). Древние цивилизации – некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, а именно доклассовому, догородскому, догражданскому, догосударственному, дописьменному состоянию общества и культуры. Древние цивилизации –древние не столько в силу временных признаков, а скорее в силу того, что они унаследовали от первобытности : стиль мышления, способ речи и действия. В основе становления сознания человека, его мышления, характере лежала мистика. Мистика – отсутствие причинно-следственной связи и внешнего мира как такового. Миф в эпоху первобытности становится основой мировоззрения, прагматическим законом, обязателен для выполнения. Он обосновал необходимость выполнения религиозных обрядов и культов, формировал этические и эстетически идеалы, объяснял непонятные явления, регулировал взаимоотношения людей. Миф – первая форма объяснения мира. Первые формы религии: Анимизм – вера в существование духов. Именно анимизм положил начало двойственности человеческой сущности – тело и душа. Душа – энергетический сгусток. Тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тотемами— видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Фетишизм – вера в сверхъестественные возможности вещи. Шаманизм – ритуальная традиция, архаическая форма веры в магическую силу шамана. Шаман – избранник, провидец (лекарь, исцелитель) Магия – представление о способности человека влиять на природу сверхъестественным путём. Первобытная культура Таким образом первобытная культура и все её основные виды есть первооснова современной культуры. 26. Миф как феномен культуры. Миф с греческого означает речь, рассказ, устное повествование. Мифы проявляются тогда, когда человек выделяет себя из окружающего мира и осознаёт противоречия между ним и окружающим миром. Миф – иллюзорное разрешение противоречий между человеком и окружающим миром (жизнь и смерть, день и ночь). По структуре миф состоит из 2-х частей: · Обращение к далёкому прошлому. · Объяснение настоящего и будущего с помощью опытов предков. Миф в эпоху первобытности становится основой мировоззрения, прагматическим законом, обязателен для выполнения. Он обосновал необходимость выполнения религиозных обрядов и культов, формировал этические и эстетически идеалы, объяснял непонятные явления, регулировал взаимоотношения людей.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |