Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Характерные черты русского культурного архетипа.




1. Псевдоколлективизм социальных отношений способствовал перекладыванию ответственности за свою судьбу на социум, коллектив, которому человек принадлежит.

2. Внутренняя безответственность вытесняется жестокой внешней необходимостью.

3. Понятие свободы как ключевого понятия европейской культуры вытесняется понятием воли, что означает свободу лишь для себя, неприятие чужой свободы.

4. Ориентация на авторитет, которая служит выражением общенациональной идеи (свёртывания самодержавия).

5. Специфическое отношение к труду.

6. Соборность – единение людей вокруг общей идеи, единство во множественности.

7. Мессианство – строительство божьего града на Земле.

8. Абсолют добра – категория, основанная на природной щедрости России.

9. Жертвенность во имя идеи.

 

24. Генезис культуры: структурные элементы первобытной культуры.

Чтобы понять сущность явления, надо знать, как оно зародилась и какие этапы прошло в своём развитии.

Наряду с традиционной научной теорией Дарвина о происхождении человека и жизни на земле существует теория переходного времени. В эту теорию включены такие версии сверхъестественного происхождения жизни на Земле, как библейская, псевдонаучная. Теорию переходного времени разработали Циолковский, Блавацкая, Рерих, Борн, русские космисты Вернадский, Чижевский, Гумилёв, Мулдашев. Согласно этой теории жизнь на земле есть продолжение в рамках вселенской цепочки подобных биологических жизней, которые имели место на всех планетах, кроме Сатурна и Венеры.



Традиционная точка зрения. В рамках неодарвинизма человечество прошло несколько этапов своего развития: переход к навыковой системе, овладение огнём, формирование человеческих чувств, шаг к социализации, появление жилища, овладение речью.

Источники изучения:

1. священные книги. У каждого народа есть свои священные писания (Индия – Веды, Буддизм – Трипитаки, Библия – Ветхий Завет (иудеи) и Новый Завет (христианство)).

2. научные источники: археология, антропология, палеонтология, геология, физика, химия.

3. фольклорные источники: мифы, предания, сказки, песни, пословицы, поговорки.

Для каждой эпохи свойственны соответствующие картины мира:

· I эпоха: эпоха первобытности – мифологическая картина мира.

· II эпоха: эпоха древней цивилизации и средневековья – религиозная картина мира.

· III эпоха: эпоха возрождения – гуманистическая картина мира (главная роль человека)

· IV эпоха: эпоха просвещения – просветительская (Руссо, Дидро).

· V эпоха: эпоха научной революции (XIXв.) – эволюционистская (открытия биологии, географии, химии).

· VI эпоха: эпоха НТР (XXв.) – релятивистская (относительная) картина мира.

Основные версии антропогенеза:

1. Орудийно-трудовая (19в.) – Дарвин, Маркс. Суть: основой культуры является труд, труд создал человека, в процессе труда формируется речь и мышление.

2. Игровая – культура возникает в игре, как игра. Способностью к игре обладают все живые организмы, но только человек способен к игре в полном смысле этого слова, а именно, к игре с воображаемыми возможностями. С развитием культуры игра отходит на второй план и растворяется в искусстве, политике, спорте.

3. Психоаналитическая (натуралистическая). Культура отталкивается от психобиологической культуры человека и недооценивает социальные факторы. Культура – проекция человеческой психики на общественный экран.

4. Символическая (семиотическая). В объяснении культуры отталкиваются от свойственной только человеку способности создавать образы и символы.

5. функциональная теория (Малиновский, Фриш). Культура возникает как ответ на естественные потребности человека (первичные и вторичные)

6. теория диффузионизма. Культура в силу благоприятных условий, включая природные факторы, зародилась в одном месте и кругами распространилась в разные стороны. Например, Тибет является основным культурным ареалом.

7. социологическая теория. Человек формируется под влиянием общественной среды.

 

 

25. Особенности первобытного мышления и его роль в формировании культуры.

Отличительной чертой первобытной культуры является сенкритизм – нерасчленённость, слитность всех составных элементов, либо частей культуры.

Появление ранних форм культуры относят к эпохе верхнего палеолита (4 тыс. лет до НЭ).

Переход от первобытности к цивилизациям происходит в эпоху неолита (с 4 тыс.до н.э.)

Для этого имелись соответствующие предпосылки:

· Природные (наличие великих рек)

· Экономические (более высокий уровень техники)

· Социально-политический (появляется социальное неравенство, складываются сословия, касты).

Древние цивилизации – некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, а именно доклассовому, догородскому, догражданскому, догосударственному, дописьменному состоянию общества и культуры.

Древние цивилизации –древние не столько в силу временных признаков, а скорее в силу того, что они унаследовали от первобытности : стиль мышления, способ речи и действия.

В основе становления сознания человека, его мышления, характере лежала мистика. Мистика – отсутствие причинно-следственной связи и внешнего мира как такового.

Миф в эпоху первобытности становится основой мировоззрения, прагматическим законом, обязателен для выполнения. Он обосновал необходимость выполнения религиозных обрядов и культов, формировал этические и эстетически идеалы, объяснял непонятные явления, регулировал взаимоотношения людей. Миф – первая форма объяснения мира.

Первые формы религии:

Анимизм – вера в существование духов. Именно анимизм положил начало двойственности человеческой сущности – тело и душа. Душа – энергетический сгусток.

Тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тотемами— видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Фетишизм – вера в сверхъестественные возможности вещи.

Шаманизм – ритуальная традиция, архаическая форма веры в магическую силу шамана. Шаман – избранник, провидец (лекарь, исцелитель)

Магия – представление о способности человека влиять на природу сверхъестественным путём.

Первобытная культура
1) самый древний тип культуры, определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории;
2) первобытной, архаичной может быть культура живущих "рядом" с нами народов, высокомерно называемой некоторыми примитивной;
3) древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.
Отношение к первобытной культуре может быть различным. Еще в древности родилась традиция отождествлять первобытность с некультурностью. Афинский оратор Исократ, живший в V-VI вв. до н.э., полагал, что само слово "эллин" является обозначением культуры, а не происхождения. С тех пор эта традиция не исчезла, а слово "первобытный" часто употребляют для обозначения неразвитости, отсталости и т.д.
Однако не нужно забывать, что высокие достижения мировой культуры существуют на основе первобытной культуры. Цивилизация стала возможной потому, что параллельно с ней шел процесс разрушения первобытной культуры. Поэтому можно сказать, что деление культур на планете на развитые и неразвитые означает деление человечества в целом на "эксплуататоров" и "эксплуатируемых".
Первобытность - это первое бытие. Разложение первобытной культуры - это разложение основ культуры, которое распространяется и на всю культуру. Сохранить ее может только культурное, т.е. почтительное и бережное, отношение к ее основам.
Известный культуролог и антрополог Дж. Фрэзер писал:
...в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми. В конечном счете мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам, накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления, которые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуитивно данное .
Первобытное искусство - искусство эпохи первобытнообщинного строя. Возникло в позднем палеолите (ок. 30 го тыс. до н. э.) и отражало образ жизни и воззрения первобыт. охотников (примитивные жилища, полные жизни и движений пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки, изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпоху неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией, орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. Поздние этапы П. и. связаны с разложением первобыт. строя.
Особенностью первобытной культуры является прежде всего то, что она, образно говоря, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого крута стоял человек - их создатель. Первобытная история, как и культура, имела еще одну особенность - примитивный коллективизм.
Взгляды на происхождение искусства
Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью. Г.В. Плеханов писал по этому поводу, что искусство - дитя труда, а не игры.
Согласно иным взглядам, искусство связано с религией. Магия охоты и магия плодородия находили отражение в деятельности первобытных художников, где образам искусства придавалось значение заклинания, а не наслаждения. Такая точка зрения во многом основана на том, что первобытные художники делали изображения в потаенных местах пещер, в темных камерах и коридорах, на значительном отдалении от входа, где и два человека не могли разойтись. Это объясняют желанием создать вокруг настенных изображений атмосферу тайны, естественную для магических действий.
Существуют также традиция связывать происхождение искусства с игровой деятельностью. Давно было замечено, что первобытные изображения постепенно становились менее реалистичными, более условными. Но для игры как раз и характерно создание человеком в условном пространстве и времени порядка, который определяется им самим. Играющий человек выражает себя в условно независимом, свободном состоянии, в состоянии незаинтересованности по отношению ко всему, что не связано с игрой. Отсутствие внешней, посторонней цели, когда целью становится сама деятельность, роднит искусство и игру. В книге "Утро искусства" академик А.П. Окладников писал, что у первобытных художников была лишь потребность в материализованном выражении внутренних переживаний, чувств и идей, творческой фантазии.
Не исключено, что первобытные художники, проникавшие в потаенные места пещер, делали это не для магии, а чтобы избежать свидетелей своего творчества, которое могло казаться со стороны пустым, непонятным и из-за этого, может быть, вредным занятием. Некоторые ученые связывают с игрой не только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в ее истоках игру. Такой подход характерен для философской герменевтики. Г. Гадамер, рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии языка.
Еще более показательны в этом отношении взгляды голландского историка культуры И. Хойзинги (иногда пишется Хейзинга). В своей книге "Человек играющий. Попытка определения игрового элемента в культуре" (1938) он универсализировал понятие игры, к которой свел все многообразие человеческой деятельности и рассматривал ее как основной источник и высшее проявление человеческой культуры. Чем ближе культура к архетипам, т.е. чем более она первобытна, тем более она игра; но отдаляясь от своих истоков, подобно тому как человек отдаляется от своего детства, культура утрачивает игровое начало.
Конечно, любая теория, в которой происхождение искусства, равно как и культуры, сводится к трудовой или игровой деятельности, к магии, не бесспорна. Естественно, что создание любой культурной ценности - это труд. Но разве игра - не труд? Что может быть серьезнее для ребенка, чем игра? Но и труд вполне взрослого человека, когда он сам по себе доставляет ему радость и удовлетворение, мало чем отличается от игры. Наконец, разве культура и искусство не оказывают магического воздействия, внушая нам мысли и чувства или пробуждая желания, которые без них у нас бы просто не возникли?
В вопросе о происхождении искусства важно понять не столько причину, сколько цели, которые преследовал первобытный художник, создавая изображения. Ясно, что они могли быть разными, что сами изображения потом использовались с различными целями. Но если художник, как писал А.П. Окладников, удовлетворял свою потребность в материализованном выражении внутренних переживаний, которые для него были идеальны, то целью его творчества служило изображение идеала. Если для культуры в целом характерно постоянное несовпадение целей и идеалов, то в начальной стадии культуры это совпадение все же происходило в силу синкретического характера первобытной культурной деятельности.

Таким образом первобытная культура и все её основные виды есть первооснова современной культуры.

26. Миф как феномен культуры.

Миф с греческого означает речь, рассказ, устное повествование. Мифы проявляются тогда, когда человек выделяет себя из окружающего мира и осознаёт противоречия между ним и окружающим миром.

Миф – иллюзорное разрешение противоречий между человеком и окружающим миром (жизнь и смерть, день и ночь).

По структуре миф состоит из 2-х частей:

· Обращение к далёкому прошлому.

· Объяснение настоящего и будущего с помощью опытов предков.

Миф в эпоху первобытности становится основой мировоззрения, прагматическим законом, обязателен для выполнения. Он обосновал необходимость выполнения религиозных обрядов и культов, формировал этические и эстетически идеалы, объяснял непонятные явления, регулировал взаимоотношения людей.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (132)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7