ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
7.1
Официально-деловой стиль – один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий сферу письменных и устных официально-деловых отношений. Официально-деловой стиль – это стиль документов, международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, служебной переписки, деловых бумаг и т.д.
Современный официально-деловой стиль используется в сфере официальных отношений и реализуется в различных документах (деловых бумагах) и в деловой переписке: автобиография, заявление, доверенность, расписка, объявление, отчёт, деловое письмо, анкета. Основная форма его реализации – письменная. Устная форма официально-деловой речи — выступления на торжественных заседаниях, приёмах, деловые беседы. Официально-деловая речь – один из важнейших стилей русского литературного языка, играющий важную роль в жизни общества.
Исходя из определения официально-делового стиля, попробуйте определить профессиональные ситуации, в которых вы будете им пользоваться:
при ГОВОРЕНИИ: … при ЧТЕНИИ: ... при АУДИРОВАНИИ: ... при ПИСЬМЕ: ...
7.2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ЧЕРТЫ ДЕЛОВЫХ ТЕКСТОВ. Сжатость, экономное использование языковых средств. Стандартное расположение материала, обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы и т.д.); употребление стандартов и клише (регулярно используемых речевых формул). Широкое использование терминологии, наличие особого запаса лексики и фразеологии, включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур. Частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в соответствии), сложных слов, а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связывания сложного предложения (на случай, если..; на основании того, что…) Повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением. Прямой порядок слов в предложении. Отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств. Употребление усложненных конструкций (сложноподчиненные предложения, причастные и деепричастные обороты). Обобщённая, неиндивидуализированная речь.
7.3 РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ. Официально-деловой стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, однозначности выражения при сохранении специфики содержания, стереотипностью изложения, использованием норм официального делового этикета, долженствующее-предписывающим характером изложения.
По данным определениям назовите документы, названия которых даны в скобках, напишите их названия.
Описание жизни какого-либо лица, написанное им самим - ... Документ, служащий средством общения между учреждениями и между учреждениями и частными лицами- ... Документ, дающий право кому-либо действовать от лица, которое его написало-... Документ, который содержит просьбу о чём-либо - ... Документ, подтверждающий получение чего-либо - ... Документ о выполнении какого-либо задания - ... (автобиография, заявление, доверенность, расписка, отчёт, деловое письмо)
7.4 ЖАНРЫ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ РЕЧИ. К письменным жанрам относятся в первую очередь документы. Документы (от лат. documentum – «свидетельство, доказательство») – это письменные тексты, имеющие юридическую (правовую) значимость. К документам относятся: - частные деловые бумаги: автобиография, резюме, заявление, доверенность, объяснительная записка; - информационные: дипломатические письма, дипломатическая нота, деловое письмо (письмо-запрос, письмо-сообщение, сопроводительное письмо и т.п.), справка, отчёт, протокол; - организационные: закон, конституция, приказ, устав, положение.
(Используя предложенную форму протокола, составьте протокол собрания студентов Вашей группы.)
ПРОТОКОЛ №__ 20.03.08 Собрания Землячества монгольских студентов Председатель (Ф.И.О.) _____________________________________________________ Секретарь (Ф.И.О.) ________________________________________________________ Присутствовали: 1.________________________________________________________________________ 2.________________________________________________________________________ (должности, фамилии, инициалы) Выступили:: 1.___________________________________________________________(Ф.И.О., должность) ___________________________________________________(содержание выступления) 2._____________________________________________________________________________________________________ 3.______________________________________________________________________________________________________
ПОСТАНОВИЛИ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Председатель Подпись Ф.И.О. Секретарь Подпись Ф.И.О.
Проанализируйте образец заявления. Декану инженерного факультета профессору Купцову П.Г. студента 1 курса, группы МГ22 Петрова Сергея
Заявление
Прошу освободить меня от занятий с 1 по 10 апреля для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни моего отца.
25.03.2003 подпись
Запомните клишированные формы, которые употребляются в заявлении: Прошу + инфинитив СВ (разрешить, допустить, освободить, принять...), в связи с + твор, пад., в связи с тем, что..., потому что..., так как...
Напишите заявления а) с просьбой перевести вас на другую специальность; б) с просьбой разрешить вам сдать досрочно экзамены (написать аттестационную работу); в) с просьбой принять вас на работу. (Объясните причину Вашей просьбы. Используйте следующие союзы или предлоги: для, в связи, из-за, в целях, с целью, по причине, вследствие того что, ввиду того что.)
Прочитайте письмо-приглашение. Составьте аналогичное (пригласите Декана Вашего факультета на собрание землячества).
Уважаемый Алексей Викторович!
Приглашаем Вас посетить новую экспозицию ювелирных изделий нашего завода. Будем рады сотрудничеству с Вашей торговой фирмой. Открытие выставки состоится 25 ноября в 12.00 по адресу Ленинский пр-т, д.5, Выставочный зал. В программе торжественные выступления, осмотр экспозиции, банкет.
Директор завода «Смоленские бриллианты» Иванов А.А.
Напишите свою биографию, пользуясь планом.
Автобиография. 1. Год и место рождения. 2. Образование и работа. 3. Место работы в настоящее время. 4. Местожительство. 5. Семейное положение. 6. Дата, подпись. Напишите резюме, используя образец.
РЕЗЮМЕ. Комарова Алла Михайловна Место рождения: г. Санкт-Петербург, Дата рождения: 15марта 1980 года
Домашний адрес: Москва, ул. Островитянова, д.15, корп.2, кв. 85 Домашний телефон: 344 05 65 E-mail: [email protected] Рабочий телефон/факс_______________
Позиция: референт-переводчик, консультант-переводчик.
Последнее место работы: Группа компаний «Телеком», офис в Санкт-Петербурге.
Сведения об образовании и имеющемся опыте работы: Референт-переводчик, консультант в Группе компаний «Телеком» - август 2002 – настоящее время. Филологический факультет Санкт-Петербургского госуд. университета - 1998-2002. Средняя школа №312 г. Санкт-Петербург - 1987-1998.
Дополнительные сведения: Работала в качестве вожатой и переводчика в молодёжном лагере - август 2000 г. Неоднократно работала переводчиком на международных выставках и конференциях.
Прочие сведения: Свободно владею итальянским, английским и португальским Могу переводить на литовский. Уверенный пользователь ПЭВМ (свободно владею программами Word 8.0, Excel). Имею водительские права на управление транспортом категории А и В.
Интересы, склонности: Увлекаюсь спортом и музыкой. Иная информация: По характеру общительна, открыта, коммуникабельна. К порученному делу отношусь ответственно. Быстро и легко учусь.
Сведения о рекомендациях: Рекомендации имеются и при необходимости могут быть представлены.
Устная официально-деловая речь. Жанры официальной устной речи: выступление, доклад-отчёт, доклад-сообщение, деловая дискуссия, деловые телефонные переговоры, дипломатические переговоры и выступления, юридические речи (адвокатские и прокурорские).
(Продумайте и запишите в тетради речевые формулы (стандартные выражения), используемые в официальных телефонных разговорах.)
Позвоните в магазин и узнайте о времени его работы (какие фразы Вы используете?) Позвоните в театр и узнайте, какие спектакли можно посмотреть в этом месяце (репертуар на месяц). Позвоните в университет и узнайте, как поступить на факультет журналистики. (Составьте диалоги. Запишите их в тетрадь. Разыграйте диалоги.)
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (414)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |