Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Периодизация древнегреческой культуры .



2019-12-29 323 Обсуждений (0)
Периодизация древнегреческой культуры . 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение.

 

    Термин античность (от лат. Antiquus - древний) употребляется для обозначения всего, что было связано с греко-римской древностью, от гомеровской Греции до падения Западной Римской империи, возник в эпоху Возрождения.

Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока.

Античная культура основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Античность – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, она раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия.

Достижения культуры Древней Греции в разных ее сферах со всеми противоречиями, одаренность, избыток творческих сил эллинов не перестают удивлять и очаровывать человечество. К. Маркс, сравнивая "греческое чудо" с детством человеческого духа, его пробуждением, вопрошает: "Почему историческое детство человечества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для вас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 46. С. 48). Истоки античной культуры, в которой воплощаются ее особенности и ценности, уходят к началу I тысячелетия до н.э., когда формируется древнегреческая мифология, религиозно-мифологические представления.

 

Периодизация древнегреческой культуры .

Греческая культура вышла на арену истории раньше римской и развивалась на территории, занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии, Эгейского и Ионического морей и прилегающие к ним острова. Причем исследователи отмечают, что цивилизация на греческой почве зарождалась как бы дважды с достаточно большим временным разрывом.

Поэтому всю историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:
I. Эпоха крито-микенской или дворцовой цивилизации (III-II тысячеления до н.э.);
II. Гомеровские ("темные") века (ХI-IX);

III. Эпоха собственно античной цивилизации:
1. архаический период (VIII-VI - время становления Эллады, формирования полисов (городов-государств);
2. классический период (V-IV вв. до н.э.) - пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры, развития демократии;
3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)- завершение развития культуры Древней Греции, утрата ею политической самостоятельности.

I. Греки или эллины (как они себя называли, связывая свое происхождение с мифическим первопредком по имени Эллин, давшим начало всем греческим племенам: ионийцам, дорийцам, эолийцам, фригийцам и пр.) не были первыми обитателями побережий Эгейского моря. Догреческим населением были племена пелазгов (или пеласгов), карийцев, лелегов. Они создали высокоразвитую культуру, о чем свидетельствуют археологические исследования.
Греческие племена (ахейцы), которых относят к индоевропейцам, пришли с севера в середине II тысячелетия до н.э. На своем пути они частично вытесняли, уничтожали местное население, хотя те стояли, по мнению многих исследователей, на более высокой ступени развития, чем греки, частично, ассимилировались с ними, образовав в ХVI в. до н.э. ахейские царства - на острове Крит, в Микенах, Трое.
Крито-микенская (царская) цивилизация, существовавшая одновременно с великими государствами Древнего Востока и взаимодействовавшая с ними, заложила основы для дальнейшего развития античной (antiquus - древний) культуры. Расцвет ее приходится на XVI-XIII века до н.э. В это время происходит накопление технологических знаний (создание сплавов, владение сложными термическими процессами, применение гончарного круга, высокий уровень строительной техники, проявившийся в строительстве дворцов, гробниц, мощных защитных стен материковых царств), развивается художественная культура (вазопись, настенные росписи), эпос и др. виды художественного творчества. В ХХII-ХII вв. до н.э. сформировалась письменность: слоговое письмо А, не расшифрованное до сих пор, и на его основе, с введением новых знаков, письмо В (примерно к 1500г. до н.э.), которое удалось прочесть.
Однако примерно к концу XII века эта, называемая Эгейской, цивилизация подверглась сокрушительному удару со стороны воинственных и жестоких греческих (дорийских) племен. Ахейская цивилизация не сумела себя защитить. Часть ахейцев бежала на побережье Малоазийского полуострова и острова Эгейского моря, часть осела в Средней Греции (Аттике).

II. В период XI-IXвв. наступает глубокий упадок во всех сферах жизнедеятельности, который явился логическим завершением страшной катастрофы, пережитой крито-микенской цивилизацией на рубеже ХIII-ХII вв. до н.э. Греция была отброшена далеко назад.
На три века материковая Греция оказалась изолированной от древневосточных государств, от внешних источников сырья. Она пережила отток населения, заглохли многие ремесла, упростилась керамика, прекратилось строительство дворцов, замерла торговля, религиозная жизнь, забылась письменность. Греция представляла собой в этот период множество мелких, относительно независимых, земледельческих общин, характеризующихся натуральным хозяйством, слабыми внешними связями, где основную экономическую единицу составляла патриархальная семья. Верхний слой еще не выделился из основной массы населения, а число рабов было ничтожно мало.
Тем не менее местное население не было уничтожено полностью и часть культурных традиций была воспринята дорийскими пришельцами, что, очевидно, впоследствии стало одним из факторов, обеспечивших мощный толчок в культурном развитии, давший начало культуре, которую до сих пор называют греческим чудом.

III. Античная цивилизация включает в себя три этапа:
1. Архаический период (VIII-VI) - время становления Эллады, ее экономического и социально-культурного подъема, формирования полисов как раннеклассовых рабовладельческих городов-государств, классического рабства, денежного обращения. Это время великой колонизации. Формируется сословная структура. Складывается аристократия, ее образ жизни, ценности, место в общественно-политической жизни. Сокращается слой свободного крестьянства, увеличивается число зависимого. Достигло апогея наступление аристократии в борьбе за землю, накапливали богатство ростовщики, торговцы, стремясь достичь власти. "Деньги в почете всеобщем. Богатство смешало породы" (Феогнид, древнегреческий поэт). В этот период произошло зарождение различных видов культурной деятельности: философии, литературы, архитектуры, театра и т. д. Мощным орудием культурного подъема стал греческий алфавит, введенный в IX-VIII вв. до н. э. и разработанный на основе финикийского алфавита. Этические, социальные нормы, эстетические идеалы наложили отпечаток на весь последующий период. Произошла консолидация сословий, выявилось доминирование аристократии в социально-культурной жизни общества.
В Древней Греции не сложилось единого государства, вся она состояла из отдельных, достаточно независимых областей (полисов), соревнующихся, соперничающих друг с другом, объединяющихся в союзы, участвующих в расширении мирной колонизации.

2. Классический период (V-IV вв. до н.э.) - время расцвета демократии, прежде всего Афинской, пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры во всех ее сферах.

3. Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.) - противоречивая эпоха. Это время кризиса полиса, утраты Древней Элладой политической самостоятельности, но и великих культурных достижений.
На территории империи Александра Македонского, сформировались крупные многонациональные государства военно-монархического типа как результат синтеза восточных монархий и полиса. При этом полис перестал быть автаркической (самообеспечивающейся) республикой, став общиной, находящейся под контролем надобщинного огромного государства, обладавшего верховной собственностью на землю, где сложился иной тип социальных отношений.

В эллинистических государствах изменилось положение индивида. Человек уже не самодействующий инициативный субъект, не гражданин суверенного полиса, а объект управления. По словам философа Антисфена из Афин, человек должен искать смысл жизни в себе самом и не быть мерой всех вещей (Древние цивилизации. - М., 1989).
Он уже не защищен коллективом, а оказался один на один с огромным государством, объединяющим множество разных народов, говорящих на разных языках, следующих разным традициям, что способствовало разобщенности, росту индивидуализма, размыванию патриотизма, формированию подданнических чувств.

С одной стороны, в эллинистическом мире развиваются некоторые общие культурные элементы, что обусловлено распространением греческой культуры на громадной территории после великих завоеваний Александра Македонского. С другой стороны, под воздействием местных древних культур, бытующих среди народных масс, складываются специфические черты, направления в каждой отдельной стране, испытавшей в той или иной мере влияние эллинистической культуры. Таким образом, эллинистическая культура явилась синтезом местных и эллинских традиций, в той или иной мере воздействовавших друг на друга. 

Разрушаются прежние формы в повседневной жизни, традиции государственности. В то же время явный подъем переживают некоторые отрасли ремесла, совершенствуется техника. Восстанавливались и возводились заново города с правильной планировкой, великолепными общественными постройками, парками, бассейнами. Но развитие техники было направлено преимущественно на производство предметов роскоши для привилегированных слоев, жилища широких масс простолюдинов и предметы их обихода оставались на крайне низком уровне.
Эллинистический период, несмотря на противоречивость, дал немало ярких достижений в разных сферах культуры, оказавших влияние на Древнеримскую и другие культуры мира.

Каждый из указанных выше периодов оставил свой след в разных сферах античной культуры.

Религия, мифология .

  Греческие религиозно-мифологические представления не есть нечто застывшее, неизменное. Мифология древних эллинов возникла на базе их стремления понять начала мироздания, объяснить появление жизни на земле, определить, почему идет дождь, дует ветер, в чем причины стихийных бедствий, каково место человека в окружающем мире и т.д. Она явилась шагом вперед в познании окружающего мира, самого себя, социальной организации, этапом в запечатлении знаний в чувственно-конкретных образах, осмыслении опыта, накопленного многими поколениями. Здесь художественный, мифологический, религиозный компоненты представлены в единстве. Мифологическое сознание создало целостный образ мира, где все имело свое значение, место и объяснение.

  Древний человек мог объяснить мир и все в нем происходящее, только обращаясь к сверхъестественным силам, и все природное и человеческое получало свою сверхъестественную ипостась, олицетворялось божественными существами. Это привело к формированию религиозно-мифологической картины мира.

Древнегреческие боги в период классической Греции (V-IV вв. до н.э.) представляли собой скульптуры прекрасных гармоничных людей. У греков не было фиксированной формы мифологических сказаний. Сюжеты мифов передавались в рисунках вазописи, на сосудах, могильных плитах, стенах храмов и т.п. Они жили в сценических произведениях, пересказах, песнях, ритуальных действиях. Это рождало свободное отношение к содержанию мифов и даже проявлению критики в адрес богов. За очень откровенную критику богов существовали наказания вплоть до смертной казни.

Содержанием мифов были деяния богов - Зевса, Геры, Афины, Диониса, Аполлона и др., их борьба с титанами, отношения к героям (Гераклу), простым людям. Греки воспринимали богов как реальных существ, связывали с ними свои дела. Каждый грек считал, что родоначальником его рода является какой-либо бог или герой. Каждому божеству посвящался храм, где было его изваяние и где хранились подношения. Выдающимися архитектурными шедеврами классического времени являются храмы Парфенон и Эрехтейон на афинском акрополе.

Религия закрепляла и освящала классовую структуру общества, разделяющую господина и раба, богатого землевладельца и рядового гражданина. В религиозно-мифологических построениях уже заключены мировоззренческие проблемы - вопрос о началах мироздания, о происхождении мира, о его космическом родоначальнике (родоначальниках), об отношении мироздания и человека, выступающего в мифологии как отношение человека и богов, олицетворяющих явления природы. У Гесиода начинает просматриваться увядание мифологического образа. Систематизация, рационализация привела к тому, что боги сводятся к той или иной функции, их места четко определены на теогонической шкале. Это своего рода предчувствие философии.

 



2019-12-29 323 Обсуждений (0)
Периодизация древнегреческой культуры . 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Периодизация древнегреческой культуры .

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)