Основные принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Содержание 1. Основные принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности…………………………………………………………3 2. Вредные и ядовитые вещества: понятия и классификация по степени опасности и токсическому действию. Нормирование действия вредных и ядовитых веществ на человека………………………………………….7 3. Классификация и характеристика пожаров……………………………..14 3.1 Поражающие факторы пожаров………………………………….20 3.2 Способы и средства тушения пожара…………………………....21 3.3 Классификация зданий и сооружений по степени огнестойкости………………………………………………………….24 3.4 Классификация помещений и зданий по степени взрывопожарности…………………………………………………….25
Основные принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности. «Безопасность — это состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, «изучению», предупреждению, ослаблению, устранению, «ликвидации» и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый, «недопустимый объективно и субъективно» ущерб, закрыть путь для выживания и развития». В методологическом плане безопасность жизнедеятельности является современной комплексной наукой фундаментально-прикладного характера. Факты и закономерности должны обязательно рассматриваться с системных позиций, позволяющих изучать их на основе определенных принципов, методов и процедур. Выбор принципов и методов зависит от конкретных условий деятельности, уровня безопасности, стоимости и других критериев. Их можно классифицировать по нескольким признакам. По признаку реализации их условно делят на четыре класса: 1. ориентирующие (общее направление поиска); 2. технические (направлен на реализацию защитных средств технических устройств). 3. управленческие (контроль за соблюдением норм, ответственность); 4. организующие (организация рабочего дня); К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход. Ориентирующие принципы представляют собой основополагающие идеи, определяющие направление поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой среди ориентирующих принципов первостепенная роль отдается принципу системности, заключающемуся в том, что любое явление, действие, всякий объект рассматривается как элемент системы. В основе принципа системности лежит соотношение целого и части. Целое по своим основным характеристикам, по значению и роли, по заложенным в нем возможностям не тождественно сумме составляющих его частей. При этом часть, в свою очередь, обладает относительной самостоятельностью, присущими ей качественными особенностями и может рассматриваться как целое со своими составными частями, но уже меньшего масштаба. Каждое явление должно изучаться как определенная система составляющих его элементов, как единство взаимосвязанных и взаимодействующих предметов, процессов, отношений. Следующий ориентирующий принцип — взаимосвязи и взаимозависимости. Объективное существование всеобщей взаимосвязи явлений и процессов действительности, как и взаимодействие всех их сторон, обусловливается тем, что ни в природе, ни в общественной жизни нет абсолютно изолированных явлений и предметов. Ориентирующий принцип деструкции заключается в том, что система, приводящая к опасному результату, разрушается за счет исключения из нее одного или нескольких элементов. Данный принцип органически связан с принципом системности и имеет столь же универсальное значение. Ориентирующий принцип снижения опасности заключается в использовании решений, которые направлены на повышение безопасности, но не обеспечивают достижения желаемого или требуемого по нормам уровня. Ориентирующий принцип ликвидации опасности состоит в устранении опасных и вредных факторов, что достигается изменением технологии, заменой отдельных веществ безопасными, применением более безопасного оборудования, совершенствованием научной организации труда и другими средствами. К техническим – принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности: принцип защиты количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов), принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация, принцип слабого звена (использование его в системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.). Технические принципы направлены на непосредственное предотвращение действия опасностей. Среди них можно выделить следующие: принцип защиты расстоянием, принцип прочности, принцип слабого звена, принцип экранирования и др. К управленческим – стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие. Управленческие принципы определяют взаимосвязи и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. Наиболее значимыми среди них будут: принцип плимовости, принцип стимулирования, принцип компенсации, принцип эффективности. К организационным - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты времени (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого) К организационным принципам относятся реализующие в целях безопасности положения научной организации деятельности. Здесь можно выделить: принцип защиты временем, принцип нормирования, принцип несовместимости, принцип эргономичности. Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Основываясь на многообразии угроз и опасностей, можно выделить основные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности: а) пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиа. двигателей); б) нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий, привести её характеристики до возможных); в) адаптация человека к соответствующей среде (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты); г) комбинирование (сочетание всех методов). Жизнь и деятельность народа, государства охватывает различные Сферы, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |