Обзор и анализ психолого-педагогической литературы
Департамент образования города Москвы Педагогический колледж №5 Специальность 0312 Изучение темы "Моделирование" На уроках информатики в начальных классах Как способ развития логического мышления Выпускная квалификационная работа Студента Вольской Валентины Петровны Группы V курса Дневного отделения Научный руководитель: Кузьмина Елена Владимировна Рецензент: Медведев Леонид Николаевич Отметка ГАК Москва, 2003-2004
Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Обзор и анализ психолого-педагогической литературы……………...6 1.1. Понятие мышления. Характеристика мышления…………………………..6 1.2. Виды мышления……………………………………………………………...7 1.3. Особенности мышления в младшем школьном возрасте……………….…9 1.4. Развитие логического мышления младших школьников……...12 1.5. Изучение темы "Моделирование" как способ развития логического мышления младших школьников………………………………………………14 1.5.1. Понятие моделирования………………………………………………….14 1.5.2. Изучение темы "Моделирование" на уроке информатики в начальной школе……………………………………………………………………………..21 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа…………………………………..27 2.1. Методика обследования уровня сформированности логического мышления………………………………………………………………………...28 2.2. Констатирующий этап……………………………………………………...29 2.3. Формирующий этап………………………………………………………...37 2.4. Контрольный этап…………………………………………………………..46 Выводы…………………………………………………………………………...51 Заключение………………………………………………………………………52 Список литературы……………………………………………………………...54 Приложения Введение Актуальность исследования состоит в необходимости изучения путей и методов развития словесно - логического мышления, поскольку от уровня его развития зависит успешность освоения ребенком окружающей действительности в процессе учебной деятельности, эффективность процесса обучения. Исследования процесса усвоения и применения знаний [18]показали, что чаще учащиеся усваивают содержательную сторону знаний и непосредственно с ней связанные конкретные приемы решения довольно узкого круга задач. Лишь у школьников с высокой обучаемостью на основе решения единичных задач формируются обобщенные приемы, методы решения целого класса задач. Формирование такого рода обобщенных приемов умственной деятельности чрезвычайно важно, так как оно означает существенный сдвиг в интеллектуальном развитии, расширяет возможности переноса знаний в относительно новые условия. Поскольку многие учащиеся самостоятельно не овладевает более обобщенными приемами умственной деятельности, их формирование должно стать важной задачей обучения. Введение предмета «Информатика» в начальной школе становится необходимостью, продиктованной временем. Пользоваться информационными средствами, уметь работать с информацией является такой же необходимой грамотностью, как читать, писать и считать. Во многих специальностях требуются умения быстро находить нужную информацию, оперативно ее обрабатывать, передавать и хранить. Объемы информационных потоков стали такими, что без применения современной компьютерной техники, без специальных навыков в них легко потеряться. Наиболее важные и значимые общеобразовательные цели урока информатики: установление и усиление межпредметных связей, создание условий для восприятия и понимания информационных процессов в обществе, природе, познании — формирование у учащихся информационной картины мира. Современное образование требует преодоления разрозненности учебных предметов. Каждой научной дисциплине свойственно свое особое сочетание формализованных и неформализованных методов моделирования явлений, процедур доказательства и объяснения. Решение задач — построение и анализ конкретных моделей явлений — на уроках информатики является одним из мощных способов реализации межпредметных связей информатики и других наук. Целью нашего исследования являлось определение оптимальных условий и конкретных методов развития логического мышления на уроках информатики в начальной школе. Объектом исследования является словесно - логическое мышление младшего школьника. Предметом нашего исследования стали проблемы теории логического мышления, а также способы развития логического мышления на уроках информатики в начальной школе. В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что изучение темы «Моделирование» способствует развитию логического мышления младшего школьника. Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру нашего исследования в его теоретической и практической частях: Ø проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; Ø изучить основные особенности логического мышления в младшем школьном возрасте; Ø рассмотреть некоторые психолого-педагогические принципы развития мышления; Ø изучить особенности изучения темы «Моделирование» в курсе информатики начальной школы и проанализировать его возможности в развитии логического мышления; Ø разработать методику проведения экспериментальной работы и провести экспериментальную работу; Ø проверить гипотезу нашего исследования; Ø сделать выводы и составить рекомендации по результатам работы. Методы исследования - изучение и теоретический анализ литературы, обобщение, систематизация, классификация теоретического материала, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности детей.
Глава 1 Обзор и анализ психолого-педагогической литературы
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |