Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описание методики экспериментальной работы.



2019-12-29 244 Обсуждений (0)
Описание методики экспериментальной работы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Для подтверждения гипотезы, разрешения проблемы и выявления уровня сформированности логического мышления младшего школьника мы провели исследование. Исследование проводилось на преддипломной практике с 26 января по 1 марта 2004 года. Базой исследования была определена школа № 1934 города Москвы, 2 «Б» класс.

Информатика в этой школе в начальных классах не преподается. По согласованию с учителем изучение предмета велось факультативно.

В своей практической работе мы работали по бескомпьютерному курсу - по тетрадям А.В. Горячева, Е. Челак. Ставили задачу найти, проанализировать и изучить возможности применения методических пособий, развивающей литературы, компьютерных программ, а также разработать собственные задания и компьютерные программы.

Разделить класс на контрольную и экспериментальную группы не удалось, и, посоветовавшись с учителем, мы решили взять в качестве экспериментальной группы весь класс (19 человек).

В ходе исследования были использованы следующие методы: беседа, самостоятельная работа, формирующий эксперимент, выборочное наблюдение, наблюдение за всем классом, статистические методы.

Нами были выделены следующие задачи исследования:

- провести беседу с учителем;

- провести наблюдение за детьми в разных видах деятельности, чтобы подобрать задания в соответствии с их интересами и возможностями;

- провести беседу с детьми;

- выявить уровень сформированности логического мышления младших школьников с помощью методики Л.Ф. Тихомировой.

Характеристика класса: класс логопедический, только 3-4 человека хорошо читают; не все дети быстро овладевают материалом, предлагающимся учителем на уроках; учащиеся на занятиях довольно активны, легко идут на контакт.

2.1. Методика обследования уровня сформированности

Логического мышления

Показатели развития логического мышления можно рассчитать, воспользовавшись методикой, которую предлагает Лариса Федоровна Тихомирова, автор книги "Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники". Это показатели развития таких логических операций, как способность к абстрагированию, обобщению, классификации, теоретическому анализу, анализу отношений понятий (аналогии).

 

Во всех этих заданиях при решении нужно было опираться на умения, которые необходимы и активно развиваются при построении моделей:

- умение выделять существенные свойства;

- умение выявлять сходные и различные признаки, переносимые признаки;

- умение выделять и переносить признак (аналогия).

 

1) Умение выделять существенное. Учитель предлагает ряд слов: пять слов дается в скобках, а одно - перед ними. Ученики должны за 20 секунд исключить из скобок (то есть выделить) два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Достаточно предложить 5 заданий.

2) Сравнение. Учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета либо понятия. Каждый ученик на листе бумаги должен написать слева черты сходства, а справа - черты различия названных предметов, понятий. Задание направлено на определение умения выделять сходные и различные признаки.

3) Обобщение. Предлагается два слова. Учащемуся нужно определить, что между ними общего:

 4) Классификация. Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Необходимо найти это слово:

5) Анализ отношений понятий (аналогия). Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Надо найти это четвертое слово. В задании проверяется умение выделить и перенести признак.

Констатирующий этап

На основе характеристики класса мы подготовили материал для констатирующего этапа. Для установления уровня сформированности логического мышления нами был выбран такой метод как самостоятельная работа. Детям на отдельных листах были предложены задания, которые они должны были самостоятельно выполнить. Если ребенок затруднялся выполнить задание, то учитель мог задать наводящий вопрос или на другом примере объяснить ученику, что от него требуется.

Уровень сформированности логического мышления определялся с помощью методики Л.Ф. Тихомировой [20, с. 71-75], в которую входили следующие задания:

Задание 1.

Цель: установить уровень развития у учащихся умения выделять существенное.

Перед скобками слово, а в скобках – еще 5 слов. Найди 2 слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего перед скобками. Подчеркни эти слова.

1) чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)

2) сад (растение, садовник, собака, забор, земля)

3) река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)

4) спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион)

5) город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Задание 2.

    Цель: установить уровень развития у учащихся умения сравнивать предметы, понятия.

Сравни:

1) книга – тетрадь.

2) стол – дом

3) песня – сказка

4) мышь – кошка

5) самолет - мотоцикл

Назови общие и отличительные черты.

Задание 3.

    Цель: выявление умения обобщать, строить обобщение на отвлеченном материале.

Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Подчеркни его.

1) дуб, дерево, ольха, ясень

2) горький, горячий, кислый, соленый, сладкий

3) дождь, снег, осадки, иней, град

4) запятая, точка, двоеточие, союз, тире

5) сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание

Задание 4.

    Цель: выявление умения обобщать понятия.

Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего.

1) дождь – град

2) нос – глаза

3) сумма – произведение

4) водохранилище - канал

5) предательство – трусость

Задание 5.

    Цель: выявить у учащихся умение определять отношения между понятиями или связи между ними:

    а) причина – следствие

    б) противоположность

    в) род – вид

    г) часть – целое

    д) функциональные отношения

Даны 3 слова. Два первых находятся в определенной связи. Третье и одно из 5 слов, приведенных ниже, находятся в такой же связи. Найди и подчеркни это четвертое слово.

 

1) волк : пасть = птица : ? а) воробей б) гнездо в) клюв г) соловей д) петь 2) библиотека : книга = лес : ? а) береза б) дерево в) ветка г) бревно д) клен  
3) птица : гнездо = человек : ? а) люди б) рабочий в) птенец г) дом д) разумный 4) слагаемое : сумма = множители : ? а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) вычитание
5) холодно : горячо = движение : ? а) взаимодействие б) покой в) мяч г) трамвай д) идти 6) бежать : стоять = кричать : ? а) ползать б) молчать в) шуметь г) звать д) плакать
7) нога : костыль = глаза : ? а) зрение б) очки в) слезы г) голова д) веки 8) рожь : поле = яблоня : ? а) сажать б) яблоки в) растить г) урожай д) сад
9) дом : этажи = лестница : ? а) перила б) лифт в) подъем г) ступени д) ходить 10) число : цифры = слово : ? а) фраза б) буквы в) рассказ г) читать д) книга

Оценка результатов производилась с помощью таблицы, предложенной Л.Ф. Тихомировой. За каждый правильный ответ присваивается 1 балл.

 

Тесты Высокий уровень Выше среднего Средний уровень Ниже среднего Низкий уровень
1. Существенное 2. Сравнение 3. Классификация 4. Обобщение 5. Аналогия 5 5 5 5 9-10 4 4 4 4 7-8 3 3 3 3 5-6 2 2 2 2 3-4 1 1 1 1 0-2
Общий уровень 30-35 24-29 18-23 10-17 0-9

 

Анализ результатов показал, что достаточно хорошо сформировано

умение сравнивать предметы и понятия, а также умение обобщать понятия. Недостаточно сформированы такие умения, как:

Ø умение выделять существенное;

Ø умение обобщать, строить обобщение на отвлеченном материале, классифицировать;

Ø умение определять отношения между понятиями или связи между ними.

Результаты констатирующего этапа представлены в таблице

Таблица. Констатирующий этап.

Из 19 человек / Номера заданий № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Выполнили задание самостоятельно 5 12 5 13 1
Выполнили задание с помощью учителя 14 7 13 6 15
Не выполнили задание - - 1 - 3

 

Диаграмма дает возможность наглядно представить результаты таблицы (см. Приложение № 4).

Сравнивая результаты по степени самостоятельности, выяснилось, что из 19 человек никто не выполнил все задания полностью самостоятельно. Учащиеся обращались за помощью к учителю.

Учитель разрешал затруднения только в том случае, если:

1) ученик не может прочесть слова – помочь;

2) ученик не понимает требований, предъявляемых в задании –переформулировать, пояснить;

3) ученик не понимает значение слов – пояснить;

4) ученик не понимает, где написать ответ – указать.

В том случае, если ученику оказывалась помощь по выполнению задания, балл за правильный ответ не присваивался.

Мы отметили, что особую сложность вызвало задание №5. При выполнении этого задания нужно было четко понять, уяснить смысл связи двух первых понятий, и на основе этой связи подбирать пару к третьему понятию. Учащиеся же в большинстве своем не понимали связи, им не хотелось долго думать самим, и они звали учителя на помощь. Учитель просил составить предложение с двумя данными словами, сформулировать главную мысль, выделить, чем же связаны эти понятия. В результате это задание (не все пункты, а только часть) выполнили с помощью учителя 15 человек. Детям не предлагался образец выполнения этого задания, не предлагалось готовых решений, не рассматривались аналогичные задания.

Наблюдения за детьми в процессе работы говорят о том, что не все дети проводят анализ задания. Они не рассуждают над тем, как правильно нужно его выполнить. В деятельности детей в основном преобладает необдуманное и невнимательное выполнение предложенных им заданий. Пожалуй, главная причина этого – то, что дети не могут отличить существенные признаки от несущественных, определить отношения между понятиями, перенести признак с одной пары объектов на другую.

Тем не менее, дети выполняли задания с интересом, спрашивали то, что неясно, и добивались результата, иногда очень неплохого. Хочется отметить Ежова Алешу, который тщательно разбирался в задании, внимательно вчитывался. Самонин Филипп старался, но не выполнил некоторые задания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что умение определять отношения между понятиями, связи между ними у учащихся сформировано на недостаточном уровне.

Опираясь на таблицу 1 оценки результатов, можно сделать следующие выводы:

 Количество детей с низким уровнем развития мышления – 3 человека из 19.

На уровне «Ниже среднего» - 7 человек из 19.

На «Среднем» уровне – 6 человек из 19.

На уровне «Выше среднего» – 3 человека из 19.

 

 

Данные таблицы отражены в таблице 1 (см. Приложение № 6) и в диаграммах (см. Приложение № 10).

Формирующий этап

Целью формирующего этапа является развитие логического мышления. На основании изученной литературы и выявленного уровня сформированности логического мышления у учащихся школы № 1934 во 2 «Б» классе мы поставили следующие задачи:

1) разработать программу работы с учащимися, направленной на развитие логического мышления; 

2) апробировать программу в данном классе.

Приведем примеры заданий, которые мы предлагали учащимся.

Задание № 1

Цель: формировать умение определять признаки предмета.

Назови признаки предмета:

а) лестница                           

б) горох                                

в) медведь                             

г) шкаф              

 

Задание № 2

Цель: формировать умение выявлять существенный признак предмета.

1) Дано понятие: лягушка.

Выбери существенный признак из списка:

а) зеленая

б) безобразная

в) квакает

г) живет в пруду

 

2) Дано понятие: дерево.

Выбери существенный признак из списка:

а) высокое

б) есть корни, ствол, ветви

в) старое

г) гнилое

 

Задание № 3 (см. Приложение № 12)

Цель: формировать умение выделять существенные признаки предмета.

Нарисован мяч.

Подчеркни его существенные признаки:

шарообразный резиновый прыгучий красивый дорогой упругий

 

Задание № 4

Цель: формировать умение определять существенный признак предмета.

Назови существенный признак предмета:

1) часы (показывают время)

2) лес (много деревьев)

3) солнце (светит днем с неба)

 

Задание № 5

Цель: формировать умение называть предмет по признакам.

По существенным признакам назови предмет:

1) четыре колеса, управляется шофером, быстро ездит - … (автомобиль)

2) шипит, кусается, яд, ползает - … (змея)

3) несет яйца, кудахчет, живет в курятнике - … (курица)

Задание № 6 (см. Приложение № 12)

Цель: формировать умение по признакам определять объект.

Определи по признакам объект. Назови его и нарисуй.

Круглое, яркое, горячее, светит, греет, всходит и заходит.

 

Задание № 7 (см. Приложение № 12)

Цель: формировать умение определять понятием графическую модель, по признакам определять объект.

Даны графические изображения животных. Назови их.

Нарисованы: лиса, сова, олень, белка, медведь.

Задание № 8

Цель: формировать умение по признаку подобрать объект.

Даны признаки: пушистый, мягкий, на 4-х ногах, с хвостом. Добавь еще один признак так, чтобы получились разные объекты.

пушистый                        ………(мяукает)

пушистый                        ………(повязывают на шею)

мягкий                             ………(на нем сидят, спят)

мягкий                             ………(его пекут)

на 4-х ногах                ………(царь зверей)

на 4-х ногах                    ………(за ним обедают)

с хвостом                         ………(перевозит людей по воздуху)

с хвостом                         ………(рыжая и хитрая)

Получились объекты (кот, шарф, диван, пирог, лев, стол, самолет, лиса).

 

Задание № 9

Цель: формировать умение выделять сходные признаки объектов.

У двух объектов назови одинаковые признаки:

1) мяч и апельсин

2) карандаш и вилка

3) небо и крыша

 

Задание № 10

Цель: формировать умение определять объект с указанным свойством.

Кто (что) может: (придумать по 2-3 примера)

- летать?

- пищать?

- прыгать?

- колоться?

- свистеть?

- светиться?

- петь?

 

Задание № 11

Цель: формировать умение определять объект с указанным признаком.

Кто (что) может быть (придумать по 2-3 примера):

- шершавым?

- пушистым?

- мягким?

- теплым?

- скользким?

- глубоким?

- прочным?

Задание № 12

Цель: формировать умение переносить признаки с одного объекта на другой.

Чем можно заменить:

1) лопату

2) стол

3) ручку (которой пишут)

 

Задание № 13

Чем можно:

- копать землю?

- рисовать?

- наливать суп?

- причесываться?

- чистить зубы?

- забивать гвозди?

- ловить бабочек?

(придумать 4-5 примеров).

Задание № 14

Цель: формировать умение определять признаки, существенные для данной цели.

1)  Какие свойства квартиры важны:

а) если вы хотите сделать ремонт;

б) если ты хочешь пригласить весь класс на день рождения?

в) если с тобой живут твои папа, мама, сестра, брат, бабушка, дедушка, тетя, дядя и двоюродная сестра с собакой?

г) если на улице мороз –30 градусов?

д) если на улице очень жарко?

е) если ты любишь тишину?

2) Какие свойства шкафа важны:

а) если его нужно поднять на 10-й этаж без лифта?

б) если в нем хотят разместить 1000 книг?

    в) если он падает на вас из окна?        

г) если в нем хочешь спрятаться?

д) если его нужно поставить в ванной?

 

Задание № 15

Цель: формировать умение соотносить описание и графическую модель.

Подбери к описанию графическую модель (рисунок).

«Вдалеке высится ослепительно белая гора, отливающая синим цветом. Над ней – голубое-голубое небо с едва видным на нем месяцем».

а)                                                          б)

 

 

в)

Задание № 16

Цель: формировать умение составлять к словесному описанию графическую модель, выделять существенные признаки.

Нарисуй графическую модель пословицы:

1) «Смелость города берет».

2) «На чужое добро и глаза разгораются».

3) «Ученье – свет, а неученье – тьма».

Задание № 17

Цель: формировать умение сопоставлять словесную модель с рисунком.

    Подбери словесную модель (описание) к рисунку:

 

а) «Стояла весна. Зеленые, распускающиеся деревья радовали глаз».

б) «На холме стояло старое, сухое, потрепанное ветрами и грозами дерево. Ему было очень одиноко на этом пустом холме».

в) «Природа вся оделась в белые кружева, ведь на дворе стояла зима. Все деревья казались пушистыми, хрупкими. Они были очень красивы».

 

 

Задание № 18

Цель: формировать умение составлять словесную модель к рисунку.

Составь словесную модель к рисунку:

 

 

Задание № 19

Цель: формировать умение составлять модель объекта, выделять его существенные признаки, действия, свойства.

1) Как объяснить, что такое «снег» тому, кто его никогда не видел?

На что похож? (вата, взбитые сливки, сахарная пудра)

Какие у него свойства? (холодный, тает)

Что делает? (падает с неба)

Когда бывает? (зимой)

Что может быть моделью снега? (вата, словесное описание, рисунок)

2) Солнце:

На что похоже? (апельсин, блин, фонарь)

Какие у него свойства? (горячее, круглое)

Что делает? (светит, согревает, далеко от земли, высоко в небе)

Что может быть моделью солнца? (апельсин, словесное описание, рисунок, лампа)

Задания №№ 20, 21, 22 направлены на формирование умения строить умозаключения по аналогии – переносить признак.

Задание № 20 (подготовительное)

Составь предложение с 2-мя данными словами:

1) кошка – мышка;

2) ученик – школа;

3) лопата – земля.

 

Задание № 21

Составь предложение с двумя данными словами, а потом – похожее предложение с другими двумя словами.

1) роза – цветок; береза – дерево;

2) лиса – заяц; мышка – сыр;

3) повар – столовая; врач – больница.

 

Задание № 22

Составь предложение с двумя данными словами, а затем – предложение с одним данным словом. Какое еще слово тебе понадобилось?

1) сад – яблоня;

лес - ………..

2) магазин – продавец;

касса - ……………..

3) человек - легкие;

рыба - …………

4) рубашка – пуговицы;

ботинки - ………….

5) дождь – зонт;

солнце - ………. 

 

    Конспекты уроков формирующего этапа – в Приложениях № 8 и № 9.

 

 



2019-12-29 244 Обсуждений (0)
Описание методики экспериментальной работы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описание методики экспериментальной работы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)