Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разработанный курс направлен на решение следующих задач:



2019-12-29 178 Обсуждений (0)
Разработанный курс направлен на решение следующих задач: 0.00 из 5.00 0 оценок




Г. Люберцы Московской области

Реферат

Элективный курс

«Решение задач с параметрами»

Учитель математики

Спиридонова Ирина Петровна

 


Г. Люберцы, 2007 г.

Оглавление

1. Введение.                                                                      3 стр.

2. Элективный курс «Решение задач с параметрами».  

              а) Пояснительная записка.                                              5 стр.

         б) Структура курса планирования учебного материала. 7 стр.

         в) Краткое содержание курса.                                        8 стр.

        г) Планирование.                                                          12 стр.

        д) Методические рекомендации при изучении 

              некоторых тем.                                                         13 стр.

3. Заключение.                                                               27 стр.

4. Библиографический список.                                    28 стр.

5. Приложения.

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

В связи с переходом на профильное обучение возникла необходимость в обеспечении углубленного изучения предмета математики и подготовки учащихся к продолжению образования.

Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», где ставится задача создания специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». 

Принятая в Концепции гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками. Эта система включает в себя курсы трех типов: базовые общеобразовательные; профильные общеобразовательные; элективные.

Единый государственный экзамен – это словосочетание знакомо сегодня едва ли не каждой семье, в которой есть школьник. Одной из целей проведения ЕГЭ является совмещение итоговой аттестации выпускников и вступительных испытаний для поступления в ВУЗы. Еще одна из целей введения ЕГЭ – попытка улучшения качества образования в России за счет более высокой мотивации на успешное его прохождение. Теперь детей надо готовить к экзаменам по-иному, так, чтобы они сдавали их успешно, а результаты можно было сравнить. Выдерживать такие экзамены – новая задача, как для школьников, так и для педагогов.

Можно привести один из главных выводов эксперимента с ЕГЭ: «Впервые за сто лет в России появился объективный и абсолютно прозрачный механизм оценки знаний школьников».

На экзаменах прошлых лет в общеобразовательных классах, как правило, задачи с параметрами не решались, а если решались сильными учащимися, то только частично. Решаемость таких заданий не превышала 2% для всех испытуемых.

Каждый ВУЗ предъявляет свои требования к уровню математической подготовки будущего студента, поэтому ВУЗы с большим курсом математики включали в билеты задачи, решить которые, как правило, можно, пройдя специальную целенаправленную подготовку. Вопрос лишь в том, насколько конкурсная задача повышенной сложности обладает диагностической ценностью. Иными словами, можно ли с помощью этой задачи проверить знание основных разделов школьной математики, уровень  математического и логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

Такой диагностической и прогностической ценностью в полной мере обладают задачи с параметрами.

Практика вступительных экзаменов в ВУЗы по математике показывает, что задачи с параметрами представляют для абитуриентов наибольшую сложность как в логическом, так и в техническом плане и поэтому умение их решать во многом предопределяет успешную сдачу экзамена в любом высшем учебном заведении.

На сегодняшний день задачи с параметрами – неотъемлемая часть ЕГЭ по математике.

Поэтому учителю, прежде всего, необходимо познакомить учеников с приемами решения этих задач, и делать это нужно не от случая к случаю, а регулярно.

Что же такое параметр и почему подобные задачи вызывают такие трудности?

Параметр – это переменная, значение которой считается фиксированным, и каждое значение параметра определяет относительно заданного неизвестного соответствующее уравнение (неравенство, систему).

Иными словами, уравнение с параметром является фактически семейством уравнений, рассматриваемых при фиксированном значении параметра.

Введение параметра способствовало появлению качественно новых типов задач, вдохнуло, если так можно выразиться, новую жизнь в такие традиционные виды задач, как решение уравнений и неравенств. При этом параметры, входящие в условие, существенно влияют на логический и технический ход решения и форму ответа. В этом смысле не всякая задача, в условии которой формально присутствуют параметры («буквы»), является задачей с параметрами.

В процессе подготовки к экзамену необходимо отрабатывать у учащихся умение четко представлять ситуацию, о которой идет речь, анализировать, сопоставлять, устанавливать зависимость между величинами. Важно знакомить учащихся с различными способами решения задачи, а не отдавать предпочтение какому-то одному способу. Ученик должен знать, что при выполнении работы он может выбрать любой способ решения, важно, чтобы задача была решена правильно.

При подготовке к экзамену большое внимание следует уделять накоплению у учащихся опыта самостоятельного поиска решений, чтобы на экзамене каждый ученик был готов к полной самостоятельной работе.

В связи с вышесказанным, возникла необходимость в разработке и внедрении в учебный процесс элективного курса по математике по теме: «Решение задач с параметрами».  

Основными формами проведения элективного курса являются изложение узловых вопросов курса в виде обобщающих лекций, семинаров, дискуссий, практикумов по решению задач, рефератов учащихся.

Автор реферата долгое время занималась изучением данной темы в рамках самообразования. В 2001г. ею была разработана «Программа дополнительного образования по математике», в которой задачи с параметрами вводились в курс обучения с 7-го класса. (См. приложения к реферату). Программа была успешно отработана на двух выпусках учащихся. Сейчас это студенты соответственно третьего и второго курсов различных ВУЗов. Все ребята отмечают значимость тех дополнительных знаний, которые они получили на этих занятиях.

Нынешний курс позволяет обобщить и систематизировать весь опыт, накопленный за эти годы; дает возможность за короткое время обучить умению решать достаточно сложные задания.  

                              

Разработанный курс направлен на решение следующих задач:

1. Формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;

2. Выявление и развитие их математических способностей;

3. Подготовка к ЕГЭ и к обучению в ВУЗе.

 

 

Элективный курс

«Решение задач с параметрами»

Пояснительная записка

Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.

Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С) встречаются задачи с параметрами. Обязательны такие задания и на вступительных экзаменах в ВУЗы.

Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.

Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.

В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме: «Решение задач с параметрами».

Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.

Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.

 

Цель курса

· Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами для подготовки к ЕГЭ и к обучению в ВУЗе.

· Изучение курса предполагает формирование у учащихся интереса к предмету, развитие их математических способностей.

· Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся.

· Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.

В результате изучения курса учащийся должен:

· усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений с параметрами;

· применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр;

· проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;

· овладеть исследовательской деятельностью.

 

 

 

Структура курса планирования учебного материала

Темы:

I. Первоначальные сведения. 2ч

II. Решения линейных уравнений, содержащих параметры. 2ч

 III. Решения линейных неравенств, содержащих параметры. 2ч

 IV. Модуль и параметр. 2ч.

V. Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры. 7ч

 VI. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами. 4ч

VII. Рациональные уравнения. 2ч

VIII. Рациональные неравенства. 2 ч

 IX. Иррациональные уравнения. 2ч  

X. Иррациональные неравенства. 2ч

 XI. Показательные и логарифмические уравнения, содержащие параметры. 4 ч 

XII. Показательные и логарифмические неравенства, содержащие параметры . 4ч 

XIII. Производная и ее применения. 4ч

XIV. Тригонометрия и параметры. 4ч

XV. Графические приемы решения. 4ч

XVI. Нестандартные задачи с параметрами. 6ч

§ количество решений уравнений;

§ уравнения и неравенства с параметрами с некоторыми условиями.

XVII. Текстовые задачи с использованием параметра. 4 ч

 

Краткое содержание курса



2019-12-29 178 Обсуждений (0)
Разработанный курс направлен на решение следующих задач: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разработанный курс направлен на решение следующих задач:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)