Линейные и квадратные уравнения
Линейное уравнение, записанное в общем виде, можно рассматривать как уравнение с параметрами: ах = b, где х – неизвестное, а, b – параметры. Для этого уравнения особым или контрольным значением параметра является то, при котором обращается в нуль коэффициент при неизвестном. При решении линейного уравнения с параметром рассматриваются случаи, когда параметр равен своему особому значению и отличен от него. Особым значением параметра а является значение а = 0. 1. Если а ≠ 0 , то при любой паре параметров а и b оно имеет единственное решение х = .
2. Если а = 0, то уравнение принимает вид: 0 х = b. В этом случае значение b = 0 является особым значением параметра b. 2.1. При b ≠ 0 уравнение решений не имеет. 2.2. При b = 0 уравнение примет вид: 0 х = 0. Решением данного уравнения является любое действительное число.
Пример. Решить уравнение 2а(а — 2) х = а — 2. (1) Решение. Здесь контрольными будут те значения параметра, при которых коэффициент при х обращается в 0. Такими значениями являются а=0 и а=2. При этих значениях а невозможно деление обеих частей уравнения на коэффициент при х. В то же время при значениях параметра а≠0, а≠2 это деление возможно. Таким образом, целесообразно множество всех действительных значений параметра разбить на подмножества A1={0}, А2={2} и А3= {а≠0, а≠2} и решить уравнение (1) на каждом из этих подмножеств, т. е. решить уравнение (1) как семейство уравнений, получающихся из него при следующих значениях параметра:
1) а=0 ; 2) а=2 ; 3) а≠0, а≠2. Рассмотрим эти случаи.
1) При а=0уравнение (1) принимает вид 0 х = - 2. Это уравнение не имеет корней. 2) При а=2уравнение (1) принимает вид 0 х=0. Корнем этого уравнения является любое действительное число. 3) При а≠0, а≠2 из уравнения (1) получаем, х = , откуда х = .
0твет: 1) Если а=0,то корней нет; 2)если а=2, то х – любое действительное число; 3) если а≠0, а≠2 , то х = . Пример.Решить уравнение (а — 1) х2+2 (2а+1) х+(4а+3) =0; (2) Решение. В данном случае контрольным является значение a=1. Дело в том, что при a=1 уравнение (2) является линейным, а при а≠ 1 оно квадратное (в этом и состоит качественное изменение уравнения). Значит, целесообразно рассмотреть уравнение (2) как семейство уравнений, получающихся из него при следующих значениях параметра: 1) а = l; 2) а≠1.
Рассмотрим эти случаи. 1) При a=1 уравнение (2) примет вид 6х+7=0. Из этого уравнения находим х = - . 2) Из множества значений параметра а ≠ 1 выделим те значения, при которых дискриминант уравнения (2) обращается в 0. Дело в том, что если дискриминант D=0 при а=ао, то при переходе значения D через точку ао дискриминант может изменить знак (например, при а<ао D< 0, а при а>ао D>0). Вместе с этим при переходе через точку ао меняется и число действительных корней квадратного уравнения (в нашем примере при а<ао корней нет, так как D< 0, а при а>ао D>0 уравнение имеет два корня). Значит, можно говорить о качественном изменении уравнения. Поэтому значения параметра, при которых обращается в 0 дискриминант квадратного уравнения, также относят к контрольным значениям. Составим дискриминант уравнения (2): =(2а+ l)2 — (а — 1) (4а+3). После упрощений получаем = 5а+4. Из уравнения = 0 находим а = - — второе контрольное значение параметра а. При
этом если а <- , то D <0; если a≥- , то D≥0, a ≠ 1.
Таким образом, осталось решить уравнение (2) в случае, когда а <- и в случае, когда { a≥- , a ≠ 1 }. Если а <- , то уравнение (2) не имеет действительных корней; если же { a≥- , a ≠ 1 }, то находим Ответ: 1) если а <- , то корней нет; 2) если а = 1, то х = - ; 3) если a≥- , a ≠ 1, то .
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |