Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ сюжетной линии и системы образов



2019-12-29 338 Обсуждений (0)
Анализ сюжетной линии и системы образов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С первых же глав мы многое узнаем о родителях Миши, поскольку мальчик решает начать свою историю именно с родителей. Довольно сложно без иронии отнестись к маме и папе, опираясь на это описание. Складывается не самое лучшее мнение о характере мамы, которая не любит, чтобы ее называли бухгалтером, а любит именовать себя «финансистом»; которая, по ее же словам, «погибла для большого искусства», зато неплохо справляется в самодеятельности, о маме, которая всю жизнь вынашивала в своей душе высокие амбиции, которые, к сожалению, так и не реализовались, и теперь, несмотря ни на что, стремившейся осуществить свои мечты за счет сына.

Что же касается Мишиного отца, то и здесь складывающийся образ заставляет грустно улыбнуться. Отец – прямая противоположность маме. Он спокоен, внимателен, но крайне мягок, никогда не повышает голоса. Его главное свойство – преувеличенный восторг перед мамой, начальством и вообще перед всеми людьми. Таково впечатление от первого знакомства с родителями Миши Кутусова.

Собственно, именно с амбиций мамы и началась вся эта история, а именно с непреодолимого желания ее приобщить мальчика к миру высокого искусства, которое ожидало их в ближайшем доме культуры. Миша выбирает кружок пения.

В поисках кружка пения Миша с мамой столкнулись со странной сценой, никак не вяжущейся с понятием «культура»:

 

Худощавый, седой человек перепрыгнул через одного мальчишку, пригнувшего спину, и сел на спину второму. Тот поднялся, а человек пригнулся и встал на его место.

 - Что это... он делает? - спросила мама.

 - Играет в чехарду, - объяснила девочка.

 

Как оказалось, странный пожилой человек оказался художественным руководителем кружка хорового пения. Звали его Виктор Макарович. Он тут же согласился прослушать Мишу, да и вообще показался мальчику замечательным человеком, чего нельзя было сказать о Маргарите Васильевне, аккомпаниаторе, которую боялся даже Виктор Макарович. Именно она и сообщила маме безрадостную информацию о полной бесталанности Миши по части пения. Виктор Макарович, однако, обнаружил в мальчике талант ведущего, объявляющего номера концерта. Так Миша становится частью хорового коллектива.

По мере развития событий мы заочно, опять-таки со слов Миши, знакомимся с еще одним крайне занятным персонажем по фамилии Лукьянов, начальником отца Миши на заводе. Любимое выражение Лукьянова: «Это пройденный этап». Таким, собственно, и представлял себе Лукьянова Миша – человеком, никогда не оборачивающимся, всегда смотрящим вдаль и умеющим пренебрегать мелочами во имя большого и главного. Правда, на столь высокий образ бросала тень одна особенность Лукьянова – он никогда не называл отца или маму по имени, не интересовался делами своих подчиненных, все, что его интересовало – только дело и ничего более.

Миша не любил Лукьянова, но любил Виктора Макаровича, причем по ряду определенных причин:

 

Взрослые люди утверждают, что трудно объяснить, за что именно любишь человека. Но я бы, мне кажется, мог объяснить... Во-первых, он раньше всех заметил, что у меня открытое и приятное лицо. Во-вторых, он умел показывать фокусы, играть не только в чехарду, но вообще во все игры. И обязательно побеждал!

 

В противоположность Лукьянову, Виктор Макарович внушает любовь именно потому, что обращает внимание на конкретного человека и желает ему добра. Что же до нравственной философии самого Виктора Макаровича, то основная мысль ее выражена в одном высказывании, ярко иллюстрирующим авторское понимание такой важной категории отечественной культуры, как «соборность». Это высказывание и станет ценностным мерилом для героев рассказа:

 

- Никто не может жить на сцене как бы сам по себе. И в то же время каждый должен себя ощущать солистом. В том смысле, что нельзя прятаться за спины впереди стоящих. И за их голоса! В смысле чувства ответственности... каждый из вас солист!

 

Мы смело могли бы назвать педагогическую систему Виктора Макаровича личностно-ориентированной, если бы этот термин обладал тою свежестью, какой обладает обаяние самого героя.

Важно остановится на некоторых деталях, пробуждающих искренние чувства преданности и любви в душах детей к своему педагогу. К примеру, Виктор Макарович никогда не называл по фамилии ни одного своего воспитанника, хотя ребят с одинаковыми именами было не два и не три. Кроме того, Виктор Макарович жил один, так и не завел семью – и все из-за детей, «потому что утром он репетировал с младшей группой хора, днем со средней, а вечером - со старшей. Или наоборот... Так было всю жизнь. Значит, из-за нас, из-за наших песен он жил на свете один». Наконец, Виктор Макарович стремился воспитать из детей не музыкантов, не гениев, а просто хороших людей, и в этом находил главный смысл своей жизни.

В поток событий незаметно вливается и директор дома культуры, или дирдом, как его прозвали дети, человек, намертво привязанный к собственной должности, корыстный, трусливый и ненавидящий искусство. Он запрещает Володе, приятелю Миши, за «тройки», полученные в школе, участвовать в районном концерте.

Володя по прозванию «Мандолина» давно расстался с мечтой выступить на сцене из-за непримиримости дирдома и репетирует дома часами только для себя. На помощь пришел Миша, Виктор Макарович поддержал. Вне запланированного репертуара Володька вышел на сцену со своей мандолиной и имел грандиозный успех. Дирдом не забыл своего поражения и надолго затаил ненависть на Виктора Макаровича.

Это и привело к дальнейшему увольнению учителя пения из дома культуры «по состоянию здоровья». Дальнейшие обязанности были возложены на Маргариту Васильевну, которую ребята недолюбливали за строгость.

В душе Мишки рождается идея бунта и надежда на скорое возвращение своего учителя. Его искренне поддержали родители, которые уже успели полюбить Виктора Макаровича не меньше, чем сын. Все лучшие качества мамы неожиданно просыпаются, и оказывается, что она способна сражаться за человека, который ей дорог. Оказывается, что амбиции и желание ребенку счастья – не одно и то же, что у мамы мужественное сердце и стойкая воля, что мама обладает способностью к состраданию и сочувствию и никогда не будет сидеть сложа руки при виде несправедливости.

Но пока мама искала выход из положения, Миша тоже не сидел на месте. В голове его родился план, благодаря которому можно было убедительно доказать, что хор без Виктора Макаровича петь не может, что никакая Маргарита Васильевна дела не решит. Другие ребята согласились, что это – единственный выход из ситуации. В результате, хор преднамеренно с треском провалил один из номеров на очередном концерте, куда был приглашен в том числе и Виктор Макарович.

Как выяснилось, расчет ребят был ложен, они ошиблись, а Виктор Макарович рассказал одну немаловажную историю по этому поводу:

 

- В одной стране, мне рассказывали, есть такая традиция... Главного врача больницы обязательно отправляют в длительную командировку. И если без него все идет как при нем, он возвращается на прежнее место. А если хоть что-нибудь ухудшается, его переводят в рядовые врачи. В ординаторы... Прекрасный обычай!

- Что вы хотите сказать?

- Я должен буду публично принести извинения залу, вашим родителям... Маргарите Васильевне...

 

После концерта Миша провожал своего учителя до дома и на этот раз открыл для себя великую истину, которая никак не вязалась с тогдашней советской идеологией, истину о благих намерениях и их последствиях:

 

- Есть средства, которые могут убить благородную цель... - медленно произнес Виктор Макарович. - Это ты запомни на всю свою жизнь. Чтобы когда-нибудь тебе не сказали, что "благими намерениями дорога в ад вымощена".

 

Тогда же Миша узнает и тайну Виктора Макаровича и Маргариты Васильевны. Они любили друг друга, но не могли быть вместе (она была замужем). Несчастная женщина столько лет проработала рядом с любимым человеком и никогда не стремилась заняться собственным творческим ростом, оставаясь простым аккомпаниатором. И это была одна из причин ее вечной затаенной грусти.

Автор незримо переходит к центральной проблеме современности – к проблеме памяти, которая еще раз отсылает нас к образу Лукьянова с его «пройденным этапом». Виктор Макарович в буквальном смысле спорит с Лукьяновской философией: «Вообще помнить всегда лучше, чем забывать, Мишенька. Плохое иногда еще можно вычеркнуть. Но хорошее... Тот, кто не помнит вчерашнего, тот и сегодняшнее забудет... На самом деле позавчера и послезавтра в жизни неразделимы». Эта глубоко христианская по своему содержанию идея становится лейтмотивом рассказа.

Проблема совести, соборности и памяти сливаются. Память есть воскрешение минувшего. Беспамятство порождает пренебрежение и кощунство. В богословском контексте память – единственное условие существования человечества, поскольку только памятование греха порождает мысль о его искуплении, только припоминание доброго может породить мысль о его возвращении. Мифологема грехопадения, равно как и мифологема первозданного блаженства – две фундаментальные стихии человеческого существа. Отрицая память, человек лишается всякого шанса на спасение, то есть шанса на будущее. Без прошлого нет и будущего, без памятования ошибок нет и их исправления, без покаяния нет искупления. Наконец, без памяти добра и света, нет благодарности за их обретение.

Беспамятный человек – уже не человек, он лишен не просто корней, не просто традиции, не просто жизненного опыта, он лишен самого себя, ибо каждый человек – это триада прошлого-настоящего-будущего. Уберем один элемент, и существо распадется. Неслучайно автор в уста Виктора Макаровича вкладывает фразу, насыщенную совершенно очевидными дантовскими религиозными аллюзиями: «Говорят, что в один из самых страшных кругов ада... того самого, дорога к которому вымощена твоими рухнувшими намерениями, попадают "предатели своих благодетелей". То есть люди, не помнящие добра... Не будем принадлежать к их числу, Мишенька! ... Память - не склад и не хранилище... Это – святилище».

И вот постепенно Миша начинает меняться, вдруг понимая, что многое в людях и их поведении зависит от него самого, от его личного мнения о них. Маргарита Васильевна, в присутствии которой у него пробегал холодок по коже, теперь как будто преобразилась в глазах мальчика: «Она изредка начала улыбаться, чего я раньше почти никогда не видел. А один раз даже потрепала меня за волосы. Я наклонил голову, чтобы ей удобнее было трепать. Такое я получал удовольствие!»

Со временем Мишина мама добилась от Лукьянова введения новой должности в доме культуры, на которую и полагалось восстановить Виктора Макаровича, но планам мамы также не суждено было сбыться. Они столкнулись с планами дирдома, четко знавшего, кого бы он хотел видеть на месте нового художественного руководителя хора. Вместо бывшего дирижера, он назначает на нововведенное место Евгения Аркадьевича Наливина, бывшего ученика Виктора Макаровича, ныне заслуженного артиста. Как ни странно, Наливин соглашается, хотя прекрасно знает, чье место будет занимать, демонстрируя только что упомянутое качество, имя которому «неблагодарность».

А что же Лукьянов? Знал ли он о ловкой подмене? Дал ли свое согласие?

На свидании родителей Миши с Лукьяновым следует остановиться подробнее. Лукьянов и впрямь не знал о подмене, осуществленной директором дома культуры. Однако, узнав, ничуть не расстроился, заметив только: «Ну, в такие детали я вникать не могу...». Собственно, на этом разговор мог и закончиться, если бы не отец Миши.

 Странное дело, но всегда мужественная мама отчего-то робела перед Лукьяновым, тогда как папа совершенно неожиданно

 

 «…повысил голос: “Нет, вы прекрасно знаете, что любой проект, любая машина состоит из деталей. И вы постоянно вникаете... Но и художественное произведение, и человеческая жизнь - все, все состоит из деталей!»

 

 Тот самый папа, который некогда так восхищался Лукьяновым, папа, который ни при каких условиях не повышал голос, превратился в другого человека. Значит, папа Миши, несмотря на мнение мальчика, не так уж и беспомощен, слаб, безволен. Значит, Мишин папа имеет собственное мнение, а его умение подмечать в людях их лучшие качества - не бессилие, а проявление глубокого уважения к человеческой личности, умения обнаружить в каждой душе образ Божий. Отец мальчика оказывается уникальной личностью, и узнает об этом читатель лишь в заключительном эпизоде произведения.

Дальнейший разговор ведет только он: «Человек не может быть пройденным этапом! - И вообще я должен сказать... Что значит "пройденный этап"? Наша с вами жизнь покоится на "пройденных этапах". Как на фундаменте! Не надо быть строителем, чтобы знать, что без фундамента здание рухнет».

Тут уже Лукьянов испытывает удивление и легкую робость. Речь подчиненного произвела на него впечатление.

 

Мать с отцом недолго вычеркнуть из памяти. Они ведь тоже выполнили свои функции: родили нас, подняли на ноги. Оглянуться назад - вовсе не значит отступить! (Лукьянов продолжал не узнавать его.) А Виктор Макарович мог бы еще долгие годы исполнять свою роль. Назвать его "пройденным этапом"?!

 

Поразителен финал этого диалога, когда мы узнаем, что Лукьянов не просто знаком с Виктором Макаровичем. В детстве он тоже ходил в хоровой кружок. Мировоззрение Лукьянова уничтожило не просто память, но чувство всякого долга перед своими учителями. Он помнил все, но не считал должным помогать и благодарить. И этот итог – самый страшный итог рассказа.

К счастью, слова подчиненного что-то сместили в душе Лукьянова: он «сел за стол, на котором стояли разноцветные телефоны. Он уже не был таким напряженным, стремительным. И хотя в кабинете у него шло совещание, он как будто не торопился: “Нехорошо получилось...”»

Удивительно и мнение Мишиного отца о поведении Лукьянова, когда они остались одни, мнение, заслуживающее пристального внимания:

 

- И все-таки я люблю его, - сказал папа. - Он - голова.

- А душа? - тихо спросила мама.

- И душа есть. Только ей некогда себя проявлять...

 

Финал рассказа наполнен оптимизмом и верой. Нет, Виктора Макаровича не восстановили в должности, хотя к борьбе подключился даже Лукьянов. Итог в другом: люди вспомнили друг о друге и протянули руки друг другу. А если это произошло, то осуществилась мечта Виктора Макаровича, его мечта о хоре в душе каждого человека, о музыке среди нас, о торжестве любви и благодарности над лицемерием и беспамятством.

 

 

Вопросы:

 

1. Проблемная ситуация в художественном пространстве рассказа. Мир детей и мир взрослых.

2. Ключевой вопрос произведения: Я и Другие. Что значит быть личностью? Хоровое начало как способ реализации духовно-нравственного и творческого потенциала личности. Индивидуалистическое начало в рассказе и его представители. Что такое эгоизм?

3. Проблема памяти как обязательного условия сохранения человечества. Память как поминовение. Память как воспоминание. Память как условие самопознания.

4. Образ Миши Кутусова и его сюжетное развитие в ходе повествования

5. Образ педагога Виктора Макаровича как учителя, наставника, друга. Что такое альтруизм? В чем назначение истинного педагога? Счастлив ли Виктор Макарович? Психологический портрет, характер, судьба.

6. Нравственная философия Виктора Макаровича. Спасительная роль памяти в жизни человека. Что такое благодарность?

7. Родители Миши. Психологическая характеристика в начале рассказа и распознавание истинной нравственной красоты отца и матери Миши в его финале.

8. Образ Лукьянова и его место в нравственном пространстве произведения. Проблема беспамятства в современном мире. Лукьянов как тип делового человека.

 



2019-12-29 338 Обсуждений (0)
Анализ сюжетной линии и системы образов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ сюжетной линии и системы образов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)