Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Сюжетная линия произведения




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сразу заметим, что тайна Уоллеса, главного героя рассказа, так и осталась до конца не раскрытой, словно бы автор намеренно умолчал о том, сколь истинной была его убежденность в реальности произошедшего. Рассказчик, приятель Уоллеса, впервые услышав историю друга о двери в стене, пришел в замешательство и так до конца и не смог прийти к какому-либо положительному решению:

 

«…видел ли он на самом деле, или же это ему просто казалось, обладал ли он каким-то редкостным драгоценным даром или же был во власти игры воображения, не берусь судить».

 

Вся эта история началась еще в раннем детстве, рассказывает Уоллес. Мальчик просто бродил по улицам Лондона и почти совсем заблудился, как вдруг перед его глазами возникла белая невзрачная стена, а в ней зеленая дверь:

 

«Его влекло к ней, неудержимо захотелось открыть и войти. Вместе с тем он смутно чувствовал, что с его стороны будет неразумно, а может быть, даже и дурно, если он поддастся этому влечению. Уоллес утверждал, что, как ни удивительно, он знал с самого начала, если только память его не обманывает, что дверь не заперта и он может, когда захочет, в нее войти».



На первый взгляд, все признаки прелести налицо. Чем может отличаться состояние малыша от аналогичного состояния Данилы, прельщенного красотой каменного мира? По внешним характеристикам, пожалуй, ничем. Однако не будем забывать, что перед нами специфический взгляд автора на проблему истины и лжи, реальности и ее искаженной копии. Она, дверь, просто существует в пространстве, и если так, то, разумеется, в нее всегда можно войти, нужно лишь увидеть или научиться видеть ее. И давайте вспомним, друзья, сколько раз мы, проходя мимо дверей храма, одержимые своими ежеминутными проблемами, усиленно старались не оглянуться в его сторону, подавляя в себе тягостное чувство вины перед тем, что прошли мимо. Итак, перед нами далеко не соблазн и не прелесть, а зов души, эхо духовной родины человечества, явившейся ребенку во всей своей полноте, потому что детское сердце не способно лгать самому себе. Маленький Уоллес открывает дверь:

«Все кругом блистало чистыми, чудесными, нежно светящимися красками. Очутившись в саду, испытываешь острую радость, какая бывает у человека только в редкие минуты, когда он молод, весел и счастлив в этом мире. Там все было прекрасно... Бог знает, куда вдруг провалился Восточный Кенсингтон. И у меня было такое чувство, словно я вернулся на родину... я забыл всякую осторожность; забыл и о повседневной жизни. В одно мгновение я очутился в другом мире, превратившись в очень веселого, безмерно счастливого ребенка. Это был совсем иной мир, озаренный теплым, мягким, ласковым светом; тихая ясная радость была разлита в воздухе, а в небесной синеве плыли легкие, пронизанные солнцем облака».

 

Ощущение счастья и света наполняют описание. Здесь важен один интересный момент, связанный с мотивом родины, духовной родины человеческого существа. Можно вспомнить Платона, высказавшего замечательную мысль о познании как припоминании того, что от века заложено в человеческой душе. Существуют в нашей жизни и такие моменты, которые восхищают нас своей новизной и невиданной красотой, но в то же время наполняют сердце чем-то давно забытым, словно приснившимся. Мы склонны интерпретировать такие ощущение как отголоски детства, его далекое эхо. Но вполне возможно, что детское счастье и детские переживания так прекрасны и полны еще и потому, что детская душа такова, какой она вышла из дыхания Творца. Со временем, к сожалению, блаженство уходит в прошлое. Но пока

«…это не вызвало во мне ни малейшего удивления, но лишь чудесное сознание, что иначе и не могло быть, напоминая о чем-то счастливом, что странным образом выпало из памяти».

Уоллес встречает женщину с печальным выражением лица, единственное печальное лицо в этом волшебном саду. В руках у нее книга жизни, которую она показывает мальчику. Уоллес был поражен тем, что вместо картинок он увидел в этой книге самого себя, вернее – всю свою жизнь так, как будто она целиком прошла у него перед глазами, и в тот момент когда события мерным ходом подошли к моменту прикосновения к двери, страницы перестали переворачиваться. Малыш настаивал на том, чтобы читать дальше, но странная женщина лишь поцеловала его в лоб, и Уоллес оказался ровно в том месте, где и стоял на картинке – как раз перед зеленой дверью. Кто была эта женщина, каким образом была она связана с его судьбой, остается загадкой, которую предстоит решить на уроке самим ребятам.

С этого дня Уоллес стал от всего сердца молиться Богу о возвращении в сад. Дни шли за днями, год за годом. Воспоминание угасало, а вместо него в душе возникали обыкновенные человеческие страсти и заботы, как, например, гордыня и тщеславие. Впервые юный Уоллес, чтобы заработать авторитет среди старшеклассников, рассказывает всем подряд о таинственной двери и даже решается проводить желающих к ней самой. Разумеется, за это он был справедливо наказан. Никакой двери на том месте, где она могла бы быть, не оказалось. Существует евангельская заповедь, которая гласит: «Не искушай Бога твоего…», которая очень подходит к этому поступку юного Уоллеса.

Искушение Господа – это желание использовать милость и благоволение Божие в собственных эгоистических интересах. Никогда и ни при каких обстоятельствах подобное действие не остается безнаказанным. Самый яркий пример в истории русской литературы – случай со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке», что в своих необузданных желаниях замахивается, в конце концов, и на господство уже не над тварью, а над самим Творцом.

Что же до нашего героя, то спустя несколько лет пришла пора ему готовиться к экзаменам и осуществлять свою деловую карьеру. Именно в этот «совершенно неподходящий» момент он встречает свою дверь вновь. Как часто случается в жизни, встреча с долгожданным счастьем отчего-то оказывается несвоевременной и возникает болезненное желание подождать, не выпадать из рутинного тока событий, хотя нет в этих событиях для нас ничего особенно важного и существенного. Но словно некий магнит мы прикованы к этой цепи забот и треволнений. Впрочем, молодой Уоллес уже разбирается в жизни и в силах отличить действительно важное от детских никчемных фантазий:

 

- Я вновь увидел зеленую дверь, когда мне было уже семнадцать лет. Она внезапно появилась передо мной в третий раз, когда я ехал в Падингтон на конкурсный экзамен...

"Если бы я остановил извозчика, - размышлял я, - то не сдал бы экзамена, не был бы принят в Оксфорд и наверняка испортил бы предстоящую мне карьеру". Я стал лучше разбираться в жизни. Этот случай заставил меня глубоко призадуматься, но все же я не сомневался, что будущая моя карьера стоила такой жертвы. Теперь я собирался покорить весь мир, и передо мной распахнулась другая дверь - дверь моей карьеры.

Истинный соблазн, с точки зрения Герберта Уэллса, состоял в честолюбии героя, которое с неудержимой силой влекло молодого человека к себе. Тщеславие стало двигателем всей жизни Уоллеса. Этот факт особо характерен для европейской протестантской культуры, в рамках которой карьера считалась знаком благоволения Божьего. Уэллс бросает вызов традиционным представлениям о человеке, стремясь обнаружить под ее покровом традицию более глубокую и древнюю, в соответствии с которой подлинная цель человека на жизненном пути – спасение души, стремление к истине, служение ей вплоть до полного отречения от мира повседневности.

Удивительное дело, но чем глубже погружается герой в стихию карьерного «роста», тем чаще, словно напоминания из горнего мира, встречает он в разных местах ту самую дверь. Однажды, будучи приглашен на обед к одной знаменитой особе, Уоллес просто «прошел мимо, так как настойчиво стремился к своей цели. Дверь не манила меня в тот день. В глубине души я был уверен, что она распахнется для меня, но тут я подумал, что ведь это может меня задержать, я опоздаю на свидание, а ведь дело идет о моем самолюбии».

Мотивы Уоллеса становятся совершенно прозрачны. Что ж, маяк зеленой двери со временем тускнеет, а душа героя столь же интенсивно мрачнеет и черствеет. Таков, согласно авторской мысли, путь многих подающих надежды молодых людей, в свое время больших мечтателей, авторов лирических вирш, романтиков и энтузиастов, а впоследствии – лицемеров, циников и мизантропов, иронизирующих над собственной юностью и лучшими мгновениями своей жизни. 

Спустя многие годы упорного труда, когда Уоллес забыл и думать о заветной двери, он достиг всего, о чем только мог мечтать. И вдруг неожиданно понял, чего ему так не хватало все эти годы и в какую духовную западню он попал, восходя, как казалось, к самой вершине успеха. Важно отметить, что успех как таковой или, говоря словами Гегеля, «жажда признания», часто оборачивается к человеку совсем другой стороной, и вместо ожидаемого счастливого отдохновения от трудов превращается в тяжелую ношу, от которой невыносимо трудно избавиться. Эта ноша напоминает нам чудовищные вериги грешников в «Рождественской песне» Ч. Диккенса. Это ноша тщеславия и его плодов.

«С некоторых пор я утратил жизнерадостность, которая помогает бороться и преодолевать все препятствия. И это теперь, когда назревают важные политические события и надо энергично действовать.

Я давал клятву, а когда дверь оказывалась передо мной, не входил. Три раза в течение одного года я проходил мимо этой двери, но так и не вошел в нее. Три раза за этот последний год».

Наконец, Уэллс устами своего героя недвусмысленно высказывает свое отношение к теории успешной (или преуспевающей) личности. Английский писатель, сам добившийся невероятной популярности, писал:

Ты говоришь, я добился успеха? Но что таксе успех, которому все завидуют? Жалкая, нудная, пустая мишура! Да, успеха я добился.

При этих словах он с силой раздавил грецкий орех, который был зажат в его большой руке, и протянул его мне:

- Вот он, мой успех!

Путь человеческий есть беззаветное и бескорыстное искание вечности в своем сердце и в мире вокруг себя. В этом, по мнению писателя, состоит единственное по-настоящему достойное призвание человека. Все же остальное – пустой грецкий орех с крепкой скорлупой, но без ядра внутри.

А на следующий день газеты публикуют известие о смерти Уоллеса. И вот тут мы вправе задаться вопросом – что же на самом деле произошло и действительно ли таинственная дверь была орудием зла?

Для безопасности проходящих по шоссе людей траншеи были обнесены сколоченным наспех забором, где был прорезан небольшой дверной проем, куда проходили рабочие. По недосмотру одного из десятников дверь осталась незапертой, и вот в нее-то и прошел Уоллес.

Я, как в тумане, теряюсь в догадках...

Да и существовала ли когда-нибудь белая стена и зеленая дверь? Право, не знаю.

Тайна, окутывающая смерть Уоллеса, ставит читателя перед выбором: признать героя безумным фантазером, либо принять на веру его слова. Сам Уэллс намекает на возможный ответ. Первая мысль подтверждает наше предположение о неземном происхождении таинственной двери:

Теперь я совершенно уверен, что, во всяком случае для него, эта "дверь в стене" была настоящей дверью в реальной стене и вела к вечным реальным ценностям.

Вторая же мысль, выражающая философскую идею рассказа, его мистическое измерение, заключается в следующем:

 

Все вокруг нас кажется нам таким простым и обыкновенным, мы видим только ограду и за ней траншею. В свете наших обыденных представлений нам, заурядным людям, кажется, что Уоллес безрассудно пошел в таивший опасности мрак, навстречу своей гибели.

Но кто знает, что ему открылось?

Уэллс предлагает читателю взглянуть на наш мир с другой стороны, всего лишь попытаться и допустить мысль, что мир – не только то, что мы привыкли видеть из окна автомобиля. В нем существует и нечто такое, что могло бы показаться нелепым, а зачастую и кажется таковым. Проблема веры, сформулированная еще апостолом Павлом, сводится к идее уверенности в вещах невидимых. Подвиг человеческий заключается именно в той силе, с какой человек способен поверить в то, что далеко не всегда кажется ему очевидным.

 

Вопросы:

 

1. Художественное пространство и художественное время рассказа «Дверь в стене». Два града, земной и небесный; два мира, дольний и горний. Их значение в христианской модели мироздания. Мир дольний как результат грехопадения. Мир горний как а) мир небесных бесплотных сил (ангелов); б) мир ожидаемый, «Небесный Иерусалим», следствие тотального обновления и преображения космоса и человечества (обожение, теозис), которое наступит после конца истории (апокатастасис).

2. Понятие суеты, суетности как омраченного состояния души. Суета как порабощенность несущественными проблемами повседневности. Суетность как предание забвению истинного предназначения человека в пользу ложных истин и объектов удовлетворения желаний (по М. Хайдеггеру, озабоченность).

3. Символический образ двери и его возможные интерпретации. Образ стены как преграды между душой и Богом, возведенной человеческой слабостью и безволием.

4. Чудесный мир по ту сторону двери. Его описание. Мотив духовной родины человеческой души, символически воплощенный в сказочном мире Уоллеса.

5. карьерный рост как мотив, тщеславие как порок.

6. О двух смыслах человеческой жизни в рассказе. Тщеславие (карьеризм, успешность) или духовный рост (подвижничество, покаяние)? Путь нагорной проповеди или путь земной славы? Возможно ли примирить два пути? История Уоллеса – путешествие от самоутраты к самообретению.

7. Двусмысленность и проблематичность финала рассказа. Проблема истинной и ложной реальности, их соотношения. Существовала ли таинственная дверь на самом деле?

8. Идея рассказа: проблема веры и способности верить в высшее предназначение человека вопреки сложившемуся общественному мнению.

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7