Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Путешествие «вслед за автором»



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Путешествие «вслед за автором» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На примере этой замечательной истории мы рассмотрим последний вариант судьбы личности, столкнувшейся с искушением. Перед нами наиболее полная версия структуры соблазна.

Молодой человек по имени Петер Шлемилль, мечтающий о богатстве и карьере, без единой монеты в кармане, но с поручительным письмом, приезжает в незнакомый город в поисках своего работодателя. Состоятельный господин встречает его знаменательной фразой, могущей стать лозунгом для многих предприимчивых молодых людей:

 

«- У кого нет хотя бы полмиллионного состояния, - заметил он, - тот, простите меня за грубое слово, - голодранец!»

 

   На что Петер отвечает:

 

«- Ах, как это верно!»

 

В саду Петер замечает и другого странного персонажа, на которого, кроме самого Петера, никто не обращает ровным счетом никакого внимания. Тем не менее, любая просьба хозяина дома исполняется «длинным господином» по первому требованию. Требуется посмотреть на корабли из подзорной трубы? Пожалуйста. Незнакомец лезет в карман и выуживает подзорную трубу. Нужен персидский ковер, чтобы комфортно расположиться на лужайке? Сколько угодно: из того же кармана появляется роскошный ковер. Оттуда же - три оседланные лошади, огромный шатер с колышками, карета и проч. и проч., при этом сам незнакомец держится довольно скромно, даже в некотором смысле смиренно.

Петер, однако, не был готов к подобным номерам и спешит ретироваться. Но длинный господин не отстает от Шлемилля, нагоняет его и огорошивает совершенно безумным предложением – совершить «бартерную» сделку. Петер отдает господину ни к чему не нужную ему тень, а тот на выбор предлагает ему целый ряд бесценных безделушек.

По всей вероятности, главная страсть Шлемилля была сосредоточена на богатстве и славе, самой насущной и повседневной страсти миллионов людей. Пройти мимо предложений господина было невыносимо сложно, ведь последний предлагал на выбор:

 

«…подлинную разрыв-траву, корень мандрагоры, пфенниги-перевертыши, талер-добытчик, скатерть-самобранку, принадлежавшую оруженосцам Роланда, чертика в бутылке за какую угодно цену.

- Но все это не то, что вам требуется. Хотите волшебную шапку, принадлежавшую Фортунато, совсем новенькую и крепкую, только что из починки? А может быть, волшебный кошелек, такой же, как у Фортунато?

 - Давайте кошелек Фортунато! - прервал я его речь, и, как ни был велик мой страх, при этих словах я позабыл обо всем. Голова закружилась, перед глазами засверкало золото.

- Соблаговолите, сударь, взглянуть и испробовать, что это за кошелек!

Я сунул в кошель руку и вытащил десять червонцев, а потом еще десять, и еще десять, и еще…»

 

Признаться, редкий молодой и даже не очень молодой человек отказался бы от подобного предложения, тем более ради какой-то тени. Шлемилль, разумеется, не стал этим исключением и в довольном расположении духа отправился в номер гостиницы с кошельком Фортунато за пазухой, не отбрасывая за собой решительным образом ничего.

На первом же перекрестке его освистали, над ним запричитали и каждый прохожий принялся показывать на него пальцем. Этот факт немного озадачил юношу. Как же такой пустяк может столь сильно бросаться в глаза? Неужели тень – нечто существенное в жизни человека? С этого момента в душе героя начинается процесс медленного осознавания того, что господин был совсем не так прост, как показался на первый взгляд. Сделка оказалась уловкой, за которой скрывалась какая-то иная цель.

И вот оказывается, что любая мелочь, любой кажущийся пустяк, которым можно пожертвовать в нашей жизни ради страсти, может оказаться бесценным, а потеря его – непоправимой. Именно с пустяков, обычно, начинается страшное и невозвратное падение души в порочную зависимость. Неслучайна и присказка: «дьявол кроется в мелочах».

Этой мелочью может стать ничтожная уступка злу в той или иной ситуации. Мелкая взятка, удар унижаемого одноклассника «за компанию», пустячная ложь. Ради чего? Ради признания, ради однодневного удовольствия, во избежание неприятностей. Этим пустяком когда-то стал и плод с древа познания, который ничего не стоило сорвать.

Но Шлемилль не слишком расстраивается, ибо главным утешением для него было все-таки золото, которое в силах устранить или исправить многие недочеты в любой внешности.

Духовное состояние нашего героя, закрывшегося в номере гостиницы, могло бы испугать всякого увидевшего его в ту минуту. С молодым и милым Петером Шлемиллем происходит ужасная перемена. Та одержимость, что некогда поразила душу Элиса Фребема и превратила его в безумца, неистово рыщущего в подземной тьме, вдруг остервенело прорывается в наивной и по-детски беззащитной душе Шлемилля.

 

«Я снял с груди кошелек и с каким-то остервенением, которое как пламя пожара разгоралось во мне все сильней и сильней, стал доставать из кошелька золото, еще и еще, все больше и больше, сыпал золото на пол, ходил по золоту, слушал, как оно звенит, и, упиваясь его блеском и звоном, бросал на пол все новые и новые пригоршни благородного металла, пока, наконец, обессилев, не свалился на это богатое ложе; с наслаждением зарывался я в золото, катался по золоту».

 

На следующее утро эйфория прошла. Цель достигнута, а счастья как не бывало. Требуется вновь и вновь продлевать удовольствие, искать новые формы наслаждения до тех пор, пока рано или поздно они не исчерпают себя. Пока наш герой лишь начинает путь самопознания, пока он еще слишком далек от расставания со чудесным подарком незнакомца.

Постепенно формируется и устойчивая привычка выбирать определенное время суток, чтобы появляться на людях. Его считают экстравагантным богачом. Он даже увлекается красавицей Фанни, правда лишь оттого, что прежде она казалась ему недоступной. Вот какими словами он описывает свои ухаживания:

 

«Моему тщеславию льстило, что Фанни льстит мое ухаживание; я любил только умом и при всем своем желании не мог полюбить сердцем».

 

День за днем богатство порождало в душе Петера невиданную гордыню и тщеславие, в результате чего чувство любви покидает его. А две другие центральные категории духовной жизни (ум и сердце) находятся в конфликте, в разладе - верный признак болезни души.

И вот спустя несколько месяцев Шлемилля посещает уныние. Он ощущает вокруг себя лишь холод, мысль о том, что «Бог отвернулся от меня», становится невыносимой.

Так начинается путешествие юноши по Германии, в ходе которого он добирается до маленького уютного городка, где и оседает на время. В городке о нем ходят самые разнообразные слухи, но многие убеждены, что Петер – сам император, путешествующий по окрестностям инкогнито.

За время путешествия Петер значительно изменился. Он активно занимается благотворительностью, помогает беднякам, наконец, влюбляется в девушку по имени Минна. Отношения их складываются самым безоблачным образом до тех пор, пока накануне помолвки родители Минны и нечистый на руку слуга Петера Раскал не раскрывают главный секрет – отсутствие тени у их благодетеля. Невероятно быстро общественное мнение поворачивается к Шлемилю спиной, а помолвка, разумеется, расторгается.

И тут на горизонте снова замаячила фигура темного незнакомца. Понятно, что Шлемилль давно желает покончить со своим богатством ради возвращения сладостной свободы. Но что требует взамен господин, ведущий себя, заметим, значительно наглее и самоувереннее?

 

«- Взамен тени я прошу пустячок, так, на память: будьте столь любезны, поставьте свою подпись вот под этой запиской!

На листочке пергамента стояли следующие слова: "Завещаю держателю сего мою душу после того, как она естественным путем разлучится с телом, что собственной подписью и удостоверяю"».

 

Шлемилль, глубоко сознавая свою вину перед Минной, не может решиться на последний шаг, вовремя отказываясь от предложения своего искусителя. С этого момента начинается путь искупления собственного греха.

 

«Любезный друг, кто по легкомыслию свернет хоть на один шаг с прямого пути, тот незаметно ступит на боковые дорожки, которые уведут его все дальше и дальше в сторону.

Напрасно будет он взирать на сверкающие в небе путеводные звезды, у него уже нет выбора: его неудержимо влечет вниз».

 

Отныне бес с тенью Петера за пазухой носится за героем по пятам, от него нельзя отделаться ни днем, ни ночью. Вся прислуга Шлемилля разбежалась, а Петер получает еще один урок: купленная любовь никогда не задерживается надолго и так же искусственна, как слава богача. Петер «слушал лукавого, и сердце... разрывалось между соблазном и твердой волей». И вот наш герой решается дать последний бой ненавистному спутнику.

Долгое время Петер так и не мог понять причины, по которой демонический образ повсюду следует за ним. Но как-то раз дух зла проговорился: день за днем Шлемилль продолжал пользоваться его услугами, сам того не замечая, тогда как кошелек с золотом все еще болтался на его шее, подобно петле. «Даже если бы вашу тень уже съела моль, - ехидно замечает его спутник, - при помощи кошелька вы крепко связаны со мной. Словом, вы держите меня за мое золото». Тут же Петер решил осведомиться о судьбе того славного веселого богача, которого он впервые встретил в саду, устраиваясь на работу. Бес недолго думая выуживает его из кармана. В этот момент ужас пронзает Шлемилля с головы до ног. Он видит бывшего весельчака, «побледневшего, осунувшегося, с синими, как у покойника, губами, шептавшего: "Праведным судом Божиим я был судим; праведным судом Божиим я осужден"».

 

«Я ужаснулся и, быстро швырнув звенящий кошелек в пропасть, обратился к моему спутнику с последним словом:

- Заклинаю тебя именем Господа Бога, сгинь, злой дух, и никогда больше не появляйся мне на глаза!

Он мрачно поднялся с места и сейчас же исчез за скалами, окаймлявшими заросшую густым кустарником местность».

 

Так герой сказочной истории Шамиссо расстается с духовным рабством. Но перед нами лишь начало пути духовного выздоровления. Бродя по окрестностям и маленьким селам, Шлемилль на последние деньги покупает изрядно поношенные сапоги. Сапоги-скороходы, как оказалось впоследствии.

Во искупление своего греха он стремится использовать дар быстрого передвижения для служения всему человечеству. Он поселяется в одной из пещер, где некогда жили монахи-анахореты, и, путешествуя по свету, занимается наукой, изучением флоры и фауны, открытием новых невиданных видов животных и растений.

 

«За проступок, совершенный в молодые годы, я отлучен от человеческого общества, но в возмещение приведен к издавна любимой мною природе; отныне земля для меня - роскошный сад, изучение ее даст мне силы и направит мою жизнь, цель которой – наука».

 

Из беззаботного юноши, Петер превращается в самого настоящего подвижника, призванного отлучением от мира к великому труду. Следы Божественного промысла со всей очевидностью проступают в судьбе Шлемилля, последние слова которого на страницах новеллы таковы: «Ты же, любезный друг, если хочешь жить среди людей, запомни, что прежде всего тень, а уж затем деньги. Если же ты хочешь жить для самоусовершенствования, для лучшей части своего "я", тогда тебе не нужны никакие советы».

 

Вопросы:

 

1. Образ Петера Шлемилль в начале новеллы: его мечты, надежды, чаяния, идеалы.

2. Почему Шлемилль с невиданной легкостью поддается обману?

3. Что означат изречение: «Дьявол кроется в мелочах»? Какое отношение оно имеет к судьбе героя новеллы?

4. В какой момент Петер начинает понимать, что совершил ошибку? Что предпринимает ради того, чтобы исправить свое положение?

5. В какой момент главный герой окончательно осознает собственный грех?

6. Окончательная победа Шлемиля над духом зла. Почему Петер так и не получает свою тень обратно? Каким образом герой старается искупить свою вину? Какой жизненный путь избирает?

7. Духовный контекст произведения А. фон Шамиссо: концепция праведного и неправедного пути. Проблема свободы его выбора и ответственности за сделанный выбор.

 

 

Наконец, третий вариант истории, посвященной структуре соблазна

 

А. фон Шамиссо. НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПЕТЕРА ШЛЕМИЛЯ.

 

1) В этой замечательной истории мы рассмотрим последний вариант судьбы личности, столкнувшейся с искушением.

Первый, как мы сказали, был историей падения души.

Второй – историей мудрого испытания ее Божественным промыслом.

Третий станет историей падения, борьбы и одоления соблазна силой человеческого духа.

 

2) На мой взгляд, наиболее полная версия структуры соблазна и крайне актуальная на сегодняшний день.

Вы, наверное, прекрасно помните сюжет Шлемилля. Но, на всякий случай, напомню.

Молодой человек, веселый и счастливый, без единой монеты в кармане, но с поручительным письмом, приезжает в незнакомый город в поисках одного богатого господина в надежде получить работу.

Что же, когда Петер находит господина прогуливающимся в саду в дамами.

Господин встречает его знаменательной фразой, могущей стать лозунгом многих современных молодых людей:

 

«- У кого нет хотя бы полмиллионного состояния, - заметил он, -

тот, простите меня за грубое слово, - голодранец!»

На что Петер отвечает:

«- Ах, как это верно!»

 

Так, собственно, и начинается вся эта история.

 

3) В саду Петер замечает и другого странного длинного человека, на которого, кроме него самого, никто не обращает ровным счетом никакого внимания.

Однако, любая просьба хозяина дома исполняется длинным господином по первому требованию.

Нужно посмотреть на корабли из подзорной трубы? Пожалуйста. Длинный лезет в карман и достает трубу.

Нужен персидский ковер, чтобы присесть на траву? Сколько угодно. Из того же кармана выуживается огромный ковер.

Оттуда же три оседланные лошади, огромный шатер со всеми колышками, причем сам человечек держался крайне скромно, даже смиренно.

 

Петер больше не мог выдержать такого спектакля:

«и все же в его бледном лице, от которого я не мог отвести взгляд, было что-то такое жуткое, что под конец я не выдержал» и удалился»

 

4) Однако, не все так просто, длинный господин не отставал от Шлемиля. Он нагнал его и огорошил совершенно безумным предложением – совершить бартерную сделку. Петер отдает господину ни к чему не нужную ему тень, а тот на выбор предлагает ему целый ряд бесценных безделушек.

Процесс соблазна был, как мы видим начат с самого вступления Петера в сад. Однако, душа нашего героя не такая уж безобидная. По всей вероятности, главная страсть Шлемиля была сосредоточена в богатстве, самой насущной и повседневной страсти миллионов.

 

Итак, господин предлагал на выбор:

 

подлинную разрыв-траву, корень мандрагоры, пфенниги-перевертыши,

талер-добытчик, скатерть-самобранку, принадлежавшую оруженосцам Роланда,

чертика в бутылке за какую угодно цену. Но все это не то, что вам

требуется. Хотите волшебную шапку, принадлежавшую Фортунато, совсем

новенькую и крепкую, только что из починки? А может быть, волшебный

кошелек, такой же, как у Фортунато?

- Давайте кошелек Фортунато! - прервал я его речь, и, как ни был велик мой

страх, при этих словах я позабыл обо всем. Голова закружилась, перед

глазами засверкало золото.

- Соблаговолите, сударь, взглянуть и испробовать, что это за кошелек!

Я сунул в кошель руку и вытащил десять червонцев, а потом еще десять, и

еще десять, и еще…

 

Вот это штука – сказали бы мне ученики. Почти уверен в том, что если бы им предложили такую сделку никакая потеря тени не смогла бы их остановить.

 

5) Шлемиль довольный отправляется без всякой тени

На первом же перекрестке его освистали, над ним запричитали и каждый принялся показывать в него пальцем. Это немного озадачило Шлемиля

Как же такой пустяк может столь сильно бросаться в глаза?

Неужели тень – что-то существенное в жизни человека? Начинается медленное понимание того, что господин был не так прост. Сделка эта оказалась лишь удочкой, преследующей какую-то иную цель.

 

Наш первый вывод: любая мелочь, любой кажущийся пустяк, которым можно пожертвовать в нашей жизни ради страсти, может оказаться бесценным, а потеря его – непоправимой. Именно с пустяков, обычно, начинается страшное и невозвратное падение души в зависимость от зла и греха.

Неслучайная присказка: дьявол кроется в мелочах.

Этим пустяком может стать ничтожная уступка злу в той или иной ситуации. Мелкая взятка, удар унижаемого одноклассника «за компанию», мелкая ложь. Ради чего? Ради признания, ради однодневного удовольствия, во избежание неприятностей.

Этим пустяком может стать плод на древе познания, который ничего не стоит сорвать.

 

6) Но Шлемиль не слишком расстроился, ибо главным для него было золото, и он был совершенно уверен, что уж золото-то исправит все недочеты в его внешности.

Давайте отметим духовное состояние нашего героя, когда он закрылся в номере гостиницы. Вот он – один на один с богатством, превышающим мир. Вот он, апофеоз сребролюбия:

 

Я снял с груди кошелек и с каким-то

остервенением, которое как пламя пожара разгоралось во мне все сильней и

сильней, стал доставать из кошелька золото, еще и еще, все больше и

больше, сыпал золото на пол, ходил по золоту, слушал, как оно звенит, и,

упиваясь его блеском и звоном, бросал на пол все новые и новые пригоршни

благородного металла, пока, наконец, обессилев, не свалился на это богатое

ложе; с наслаждением зарывался я в золото, катался по золоту.

 

Что же это, как не исступление?

7) На следующее утро эйфория прошла. Цель достигнута, а счастья как такового не ощущается. Хотя расставаться с таким товаром Шлемиль пока не собирается.

Постепенно он привыкает выбирать определенное время суток, чтобы появляться на людях. Его считают экстравагантным богачом. Он даже увлекается одной красавицей Фани, правда лишь оттого, что прежде она казалась ему недоступной. Вот каким словами он описывает свои ухаживания:

 

Моему тщеславию льстило, что Фанни льстит мое ухаживание; я любил только

умом и при всем своем желании не мог полюбить сердцем

 

Отсюда только один вывод. Наш Шлемиль полностью погружен пленен своим кошельком. Богатство породило невиданную гордыню и тщеславие, в результате которого чувство любви покидает его. А две другие центральные категории духовной жизни (ум и сердце) находятся в конфликте, в разладе. А это верный признак болезни души.

 

8) И вот спустя несколько месяцев такой жизни Шлемиль начинает унывать. Он ощущает вокруг себя лишь холод и осознает, что «Бог отвернулся от меня»

Он начинает путешествовать по Германии и добирается до маленького городка у подножия горной цепи, где и оседает на время. В городе о нем ходя самые разные слухи, но многие убеждены, но Петер – сам император, путешествующий по окрестностям.

Здесь Петер уже значительно изменился. Он активно занимается благотворительностью, помогает беднякам, и влюбляется в девушку по имени Минна.

И вот, накануне свадьбы родители Мины и нечистый на руку слуга Петера (Раскал) обнаруживают главный секрет – отсутствие тени у их благодетеля. Тут же происходит переворот в общественном мнении. Раскал, успевший за время службы сколотить целое состояние, уходит от Шлемиля. Помолвка расторгается. Минна в шоке.

И здесь-то и появляется наш длинный человек.

Понятно, что Шлемиль давно желает покончить со своим богатством ради возвращения сладостной свободы. Но что требует взамен уже более нагловатый и нахальный господин?

 

- Взамен тени я прошу пустячок, так, на память: будьте столь любезны,

поставьте свою подпись вот под этой запиской!

На листочке пергамента стояли следующие слова: "Завещаю держателю сего мою

душу после того, как она естественным путем разлучится с телом, что

собственной подписью и удостоверяю".

А позвольте спросить, что такое ваша душа? Вы ее когда-либо

видели? И на кой прах она вам нужна после смерти? Радуйтесь, что нашли

любителя, который еще при жизни согласен заплатить чем-то реальным

 

9) Итак, Шлемиль оставляет возлюбленную и отрекается от услуг темного господина, или беса

Его душа раскаивается в совершенных деяниях, а разум впервые осознает всю полноту им совершенного поступка:

 

«Любезный друг, кто по

легкомыслию свернет хоть на один шаг с прямого пути, тот незаметно ступит

на боковые дорожки, которые уведут его все дальше и дальше в сторону.

Напрасно будет он взирать на сверкающие в небе путеводные звезды, у него

уже нет выбора: его неудержимо влечет вниз»

Так начинается путь искупления своего греха.

 

Но не все так просто. Отныне бес с тенью Петера за пазухой носится за ним по пятам, от него нельзя отделаться ни днем, ни ночью. И всякий раз он навязчиво предлагает подписать договор.

Вся прислуга Шлемиля разбежалась, и Петер получил еще один урок: купленная любовь никогда не задерживается надолго и так же искусственна, как слава богача.

Соблазн постепенно одерживал над ним верх. Долгие месяцы бес внушал Петеру ложность его упорства

 

я слушал лукавого, и сердце мое разрывалось между соблазном и

твердой волей. Пребывать дольше в таком раздвоенном настроении я был не в

силах и решил дать окончательный бой.

 

10) Последний бой.

Долгое время Петер так и не мог понять причины, по которой демонический господин следует за ним. Он полагал, что причиной тому его тень.

Но дело было далеко не в тени.

И вот тут-то бес проговорился: оказывается, Петер был настолько ослеплен, что не понимал, причина в том, что Петер продолжал день за днем пользоваться услугами злого духа, сам того не замечая, ведь он так и не отрекся от главного объекта страсти – кошелька с золотом.

 

Вот она, причина власти духа над ним.

 

Даже если бы вашу тень, уже съела

моль, при помощи кошелька вы крепко связаны со мной. Словом, вы держите

меня за мое золою

 

Тут же Петер решил осведомиться о судьбе того славного веселого богача, которого он впервые встретил в саду, устраиваясь на работу. Бес не долго думая выуживает его из кармана. Петер поразился изменениями в лице того

 

побледневшего, осунувшегося, с синими, как у покойника, губами,

шептавшего: "Праведным судом божиим я был судим; праведным судом

божиим я осужден" (лат.).

 

Это было последней каплей для Шлемиля:

 

«Я ужаснулся и, быстро швырнув звенящий кошелек в пропасть, обратился к моему спутнику с последним словом: - Заклинаю тебя именем Господа Бога, сгинь, злой дух, и никогда больше не

появляйся мне на глаза!

Он мрачно поднялся с места и сейчас же исчез за скалами, окаймлявшими заросшую густым кустарником местность».

 

11) Так герой расстался с духовным рабством.

Но это было лишь начало пути.

 

Бродя по окрестностям и маленьким селам, Шлемиль на последние деньги покупает сапоги, изрядно поношенные. Сапоги-скороходы, как оказалось впоследствии.

 

Рана Шлемиля рарубцевалась, но не исчезла, тени он лишен навеки.

Однако во искупление своего греха он стремится использовать этот Божий дар быстрого передвижения для служения всему человечеству.

Он поселяется в одной из пещер, где некогда жили монахи-анахореты. И, путешествуя по свету, занимается наукой, изучением флоры и фауны, систематизацией сведений, открытием новых невиданных видов животных и растений.

 

«За проступок, совершенный в молодые годы, я отлучен от человеческого общества, но в

возмещение приведен к издавна любимой мною природе; отныне земля для меня

- роскошный сад, изучение ее даст мне силы и направит мою жизнь, цель

которой – наука».

 

Из беззаботного юноши, Петер превращается в самого настоящего подвижника, по сути своей призванного своим отлучением к великому труду. По сути, следы Божественного промысла со всей очевидностью видны в судьбе Шлемилля.

 Однажды

 Я поправлялся в Шлемилиуме, никем не узнанный, и услышал еще следующее: я

находился в родном городе Бенделя в больнице моего имени, которую он

основал на остаток моих проклятых денег, но здесь больные меня не кляли, а

благословляли;

 

 

12) Последние слова Шлемилля:

 

Ты же, любезный друг, если хочешь жить среди людей, запомни, что прежде

всего тень, а уж затем деньги. Если же ты хочешь жить для

самоусовершенствования, для лучшей части своего "я", тогда тебе не нужны

никакие советы

 

 



2019-12-29 240 Обсуждений (0)
Путешествие «вслед за автором» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Путешествие «вслед за автором»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)