Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Систематизация корпоративных нормативных актов.



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Систематизация корпоративных нормативных актов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Корпоративные нормативные акты, так же как и акты, издаваемые государством, имеют такое свойство права, как системность, т. е. специализируются на регулировании отдельных сторон жизни коллектива и связаны между собой. Конечно, системность урегулирования предпринимательской деятельности корпоративными актами по сравнению с общегосударственным регулированием выражена менее явно. Это связано прежде всего с общей неразвитостью корпоративного права в нашей стране. В самое ближайшее время сфера корпоративного права еще более расширится, и, думается, значительно.

Работа по систематизации корпоративных актов очень важна, поскольку от нее во многом зависит эффективность ведения предпринимательского дела. Указанные недостатки не только не снимают с органов управления корпораций обязанности организовать работу по систематизации корпоративных нормативных актов, но и подчеркивают необходимость ее незамедлительного проведения.

Систематизация корпоративных нормативных актов – это обработка изданных на предприятии нормативных актов и приведение их в единую, согласованную, цельную систему.

Систематизация может проводиться в трех формах: в форме инкорпорации, консолидации и кодификации.

Инкорпорация – это форма систематизации, в процессе которой корпоративные нормативные акты подвергаются внешней обработке и объединяются полностью или частично по определенной системе в разного рода сборники.

При инкорпорации в акты вносятся последующие изменения, устраняются устаревшие положения и противоречия, дублирующие предписания.

Нормативный материал располагается по определенной схеме. Для построения такой схемы могут быть выбраны различные критерии.

Если в .качестве такового избирается время издания актов, то инкорпорация называется хронологической.

Если критерием является предмет регулирования, то инкорпорацию следует считать предметной (систематической). Систематическая инкорпорация – это результат более высокой и сложной работы. Она дает возможность более обстоятельно упорядочить нормативный материал, обеспечить удобство в пользовании корпоративными актами. При систематической инкорпорации нормативный материал делится на множество рубрик, чаще всего эти рубрики группируются по отраслям права. Но на тех предприятиях, где работой по систематизации корпоративных актов занимаются не юристы, рубрики посвящаются отдельным вопросам, не находящимся во взаимосвязи, и располагаются в алфавитном порядке.

Работа по инкорпорации корпоративных нормативных актов может выражаться в составлении:

1) подшивок нормативных актов предприятия. Это наиболее простая и доступная всем форма инкорпорации, не требующая к тому же специальных знаний, больших трудовых усилий, а также не связанная со значительными финансовыми затратами. Подшивку можно производить как по хронологическому, так и по предметному признакам. На небольших предприятиях, где массив корпоративных актов незначителен, предпочитают использовать хронологическую инкорпорацию;

2) сборников корпоративных актов. Это форма систематизации, требующая не только наличия квалифицированных работников, но и определенных материальных затрат. Могут составляться тематические сборники, например, по вопросам применения труда, по вопросам ведения договорной работы на предприятии, сборник положений о структурных единицах, сборник должностных инструкций и т. д. Сборники могут носить и комплексный характер, т. е. касаться всех видов деятельности. Очень редко сборники корпоративных актов составляются по хронологическому признаку. Как правило, таковые представляют собой лишь первый опыт систематизации нормативных актов предприятия;

3) программ для ввода корпоративных актов в ЭВМ. Сейчас все большее количество предприятий может себе позволить заниматься работой по систематизации нормативных актов с помощью ЭВМ. Конечно, чаще всего это осуществляется на крупных предприятиях, в противном случае издержки, связанные с автоматизированным поиском нормативной информации, могут превысить полученные от нее выгоды. Характер информационного обслуживания зависит от составленной программы. Компьютер может выдать по первому требованию перечень корпоративных (а чаще вкупе с общегосударственными) актов по тому или иному вопросу, может дать целиком подборку текстов корпоративных нормативных актов, которые затрагивают интересующий вопрос, либо подборку лишь нормативных положений по определенному вопросу и т. п. \

Второй формой систематизации является консолидация.

Консолидация – это сведение корпоративных нормативных актов по тому или иному вопросу в единый акт.

Ранее действовавшие нормативные акты в этой связи прекращают свое существование. В результате такой работы получаются укрупненные нормативные документы, объединяющие значительное количество правовых норм корпорации.

Кодификация – это форма систематизации корпоративных нормативных актов, в процессе которой производится существенное изменение нормативного материала, причем такое, которое приводит к появлению принципиально иных нормативных предписаний.

Определенное значение для систематизации корпоративных актов имеет справочно-информационная работа. Она проводится на предприятии юридическими отделами, юрисконсультами, а если таковых нет в штате, то работниками, которые назначаются за нее ответственными (обычно работниками отделов кадров) либо ее выполняют по собственной инициативе. В отличие от систематизации, в процессе справочно-информационной работы нормативные акты не подвергаются какой-либо обработке, а остаются такими, какими они были приняты. Внешне это, как правило, выражается в составлении каталогов либо в упорядоченном расположении корпоративных актов в соответствии с рубриками. Часто используется система «вклеек» и т. д. Подготавливаемые в процессе справочно-информационной работы материалы могут быть стадией, предваряющей систематизацию нормативных актов. Справочно-информационная работа имеет и самостоятельное значение, когда процесс систематизации еще не получил необходимого развития: она может в определенной мере ослабить отрицательные последствия, связанные с отсутствием систематизированных подшивок, сборников, подборок актов. Но и при налаженной работе по систематизации корпоративных актов необходимо проводить справочно-информационную работу, поскольку она является плацдармом для качественной и глубокой систематизации корпоративных актов.

В заключение хотелось бы отметить, что деятельность по систематизации корпоративных актов является одним из важных показателей работы предприятия, к какой бы организационно-правовой форме оно ни относилось.

 

Заключение

Прежде всего корпоративное право - это частное право объединений. Как система правовых норм, корпоративное право является составной частью коммерческого (предпринимательского) права наряду с такими его составными частями, как банковское, страховое право, биржевое и др. Это система таких правовых норм, которые регулируют отношения, связанные с организацией и функционированием предпринимательского объединения в форме корпорации.

Поскольку же коммерческое право есть совокупность общих и специальных норм гражданского права, то корпоративное право - это прежде всего система общих и специальных норм гражданского права, регулирующих правовое положения предпринимательского объединения в форме корпорации.

Понятие корпоративного права рассматривается в литературе как в широком, так и в узком смысле.

В широком понимании корпоративное право - это право и персональных, и капитальных объединений, создаваемых для достижения определенных совместных целей. В книге "Введение в немецкое право", в частности, приводится следующее определение корпоративного права: "Корпоративное право - это право обществ гражданского права, открытого торгового товарищества (общества), коммандитного товарищества (общества), скрытого общества (негласное товарищество), партнерского общества, Европейского хозяйственного объединения интересов, сообщества судовладельцев, союзов, акционерных обществ, коммандитных обществ на акциях, обществ с ограниченной ответственностью, внесенного в реестр товарищества и страхового общества на паях"*(32). Иными словами, это право любых объединений (и капитальных, и персональных), создаваемых для определенной общей цели.

Из широкого понимания корпоративного права исходит Т.В. Кашанина, рассматривая его как право хозяйственных товариществ и обществ. По ее мнению, "корпоративное право - это система правил поведения, которые разработаны в организации, основанной на объединении лиц и капиталов, выражают волю ее коллектива и регулируют различные стороны деятельности данной организации"*(33). Корпоративное право также можно назвать внутриорганизационным, внутрифирменным правом. "Любая организация, представляющая собой автономное образование, объединение лиц и капиталов для осуществления какой-либо социально полезной деятельности, вправе формулировать для своих членов определенные правила поведения, с тем чтобы наиболее эффективно организовать их работу и достичь поставленных перед организацией целей и задач", - пишет Т.В. Кашанина.

Такое широкое понимание корпоративного права, безусловно, имеет право на существование, но не соответствует исторической природе появления корпорации в качестве нового субъекта права, существующего независимо от состава его участников, и управление которым обособлено от их личной воли.

В узком понимании корпоративное право - это частное право предпринимательских "капитальных объединений", право акционерных обществ (предпринимательских корпораций). При этом оно не сводится к праву внутриорганизационному, внутрифирменному - правилам поведения для участников корпорации. Его предмет - корпоративные отношения, которые являются по содержанию более широкими, чем отношения только внутриорганизационные.

Использование в казахстанской действительности термина "корпоративное право" вместо термина "акционерное право", или "право акционерного общества", с одной стороны, довольно условно, но с другой - обусловлено тем, что российские акционерные общества уже достигли такого экономического развития и потенциала, имеют такую сложную структуру управления, что на первый план выходят проблемы разрешения конфликтов интересов внутри общества, повышение его инвестиционной привлекательности вовне.

Если акционерное право как составная часть предпринимательского права - это совокупность правовых норм, регулирующих порядок создания, реорганизации и ликвидации акционерных обществ, права и обязанности их акционеров и обеспечивающих защиту прав и интересов акционеров, то корпоративное право - это то же акционерное право, но в своем новом витке развития, когда первостепенное значение приобретает регулирование отношений собственников (акционеров) с профессиональным менеджментом, самого общества с потенциальными инвесторами с целью сглаживания и минимизации конфликтов внутри корпорации и вовне.

Причем это регулирование осуществляется не только и не столько правовыми нормами, сколько нормами морально-этическими, правилами, установленными самой корпорацией, деловыми обыкновениями и обычаями. Такие правила поведения, действующие в рамках корпорации и установленные самой корпорацией, являются корпоративными нормами. Они принимаются самой корпорацией, что является реализаций самоуправления (саморегулирования), но при этом они должны соответствовать нормам права. Такие корпоративные нормы являются обязательными для участников корпорации, при этом они не обеспечиваются государственным принуждением, но могут включать определенные санкции, установленные самой корпорацией, т.е. обладают собственным механизмом принуждения.

Определяя корпоративные нормы как правила поведения участников искусственно создаваемых социальных групп, С.А. Алейник отмечает, что они имеют двойное значение: с одной стороны, дополняют нормы права, а с другой - декларируют правовой статус корпоративного объединения и иную, юридически значимую информацию.

Корпоративные нормы нельзя сводить лишь к локальным нормам, выраженным в локальных актах корпорации. Под корпоративными нормами можно понимать правила поведения участников корпорации независимо от того, выражены они или нет в том или ином локальном акте. Важно, чтобы эти нормы не противоречили законодательству и принципам права.

Для акционерных обществ, впрочем, как и для любых участников торгового оборота, значение имеет следование принципам добросовестности, разумности и справедливости. Поэтому морально-этические стандарты разумности, справедливости и добросовестности также рассматриваются как составная часть в регулировании корпоративных отношений и приобретают все большее значение в деятельности акционерных обществ. Такие этические нормы, регулирующие корпоративные отношения, изложены в Кодексе корпоративного поведения, рекомендованном акционерным обществам к применению.

Применение обществом Кодекса корпоративного поведения как акта рекомендательного является добровольным: его исполнение не обеспечивается нормами государственного принуждения, следовательно, начинают действовать другие механизмы, заставляющие общество следовать его предписаниям. Сфера регулирования из нормативно-обязательной переходит в плоскость действия морально-этических стандартов разумности, справедливости и добросовестности, в плоскость саморегулирования (самоуправления). Иными словами, если корпорация хочет быть привлекательной для инвесторов, желает минимизировать внутрикорпоративные конфликты, она должна будет следовать рекомендациям Кодекса корпоративного поведения.

Подтверждением приверженности корпорации рекомендациям кодекса должно стать внесение поправок, основанных на этих рекомендациях, в уставы и иные внутренние документы акционерных обществ, а также принятие собственных кодексов корпоративного поведения, основанных на рекомендациях Кодекса корпоративного поведения.

Что будет, если корпорация не следует положениям Кодекса корпоративного поведения? Ведь никаких мер государственного принуждения в этом случае не предусмотрено. Но последствия для корпорации могут быть более суровыми, чем при нарушении нормы законодательства: такой корпорации будет все сложнее и сложнее привлечь серьезных инвесторов и она потеряет свою инвестиционную привлекательность.

Таким образом, корпоративное право является совокупностью общих и специальных норм гражданского права (частноправовых норм), регулирующих корпоративные отношения, а также корпоративных норм, установленных самой корпорацией и обеспечиваемых негосударственным принуждением.

 

Список использованной литературы

 

1. Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование –Л., 1987.

2. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. –М., 1996.

3. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. – М., 1995.

4. Кашанина Т.В., Сударькова Е.А. Акционерное право. Практический курс. –М., 1997.

5. Кашанина Т.В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ). Учебник для вузов. – М., 1999.

6. Мозолин В.П. Корпорации, монополии и право США –М., 1961.

7. Романкова И.В. Проблемы правового регулирования участия юридических лиц в деятельности друг друга.//Право и государство. – 1997. -№3. –с.3-10

8. Источники всемирной сети интернет.



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Систематизация корпоративных нормативных актов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Систематизация корпоративных нормативных актов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)