Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Человек как активный правовой субъект



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Глава 3. Человек как активный правовой субъект 0.00 из 5.00 0 оценок




правовой поведение правомерный убежденность

Социальная активность – это форма поведения – общественная, производственно-трудовая, политическая, экономическая, познавательная, правовая, творческая и др., имеющая целью достижение пользы, результата, как правило, позитивного (возможны случаи и негативного) для общества, социальной группы или отдельного человека (в том числе для действующего субъекта).

Социальная активность, реализуемая в правовой сфере, выступает в форме правовой активности.

Правовая активность личности – одна из важнейших составных частей (форм) социальной активности, включающая в себя всё многообразие её проявлений, играющая важнейшую роль в процессе становления российского государства как правового. Как закреплено ст. 1 Конституции РФ, Россия – это демократическое федеративное правовое государство. Основой же данного государства выступает активная правовая личность.

Правовую активность личности следует рассматривать как интенсивную деятельность личности в сфере права, включающую в себя как позитивный (одобряемый государством и обществом), так и негативный (отрицательно воспринимаемый государством и обществом) факторы. Правовая активность содержит ряд признаков, которые раскрывают ее сущность[8].

Во-первых, правовая активность личности всегда выражается в действиях, т.к. суть активности состоит именно в действии, в активном поведении человека.

Во-вторых, действия осуществляются свободными индивидами. Свобода в данном случае характеризуется как гарантия того, что каждый из нас может делать нечто без помех со стороны другого, воспрещающего это делать, или заставляющего делать нечто иное.

В-третьих, данные действия происходят в сфере права и могут носить как правомерный, так и противоправный характер.

Противоправное поведение – это тоже поведение правовое (но не правомерное), поэтому противоправный характер, как и правомерный, является ее составляющей.

В-четвертых, правовая активность отражает психологическую готовность личности к общению с правом, в рамках которой у каждой личности должна присутствовать устойчивая убежденность в высоком назначении права.

Правовое воспитание оказывает значительную роль на правовую активность личности через свои специфичные методы, еще большее влияние происходит за счет форм воспитания, выражающихся в пропаганде и обучении, в связи с которыми у личности возникает стойкое убеждение соблюдать права и обязанности.

Раскрыть сущность правовой активности невозможно вне связи с такими категориями как «правовая жизнь» и «правовая политика», что позволяет выявить весьма значимые аспекты исследуемого нами понятия.

По мнению А. В. Малько, правовая жизнь общества - это «форма социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов»[9].

Одним из важнейших элементов правовой жизни является активное поведение людей как членов гражданского общества, основанное на их сознании. Именно они выступают показателем состояния и хода развития и функционирования общественных процессов. Поэтому их исследование представляет важный инструмент для принятия научно обоснованных решений во всех сферах общественно-правовой жизни.

Правовая активность личности может выполнять роль критерия правовой жизни, «движителя» общественного развития только на основе «объективного знания права», которое является теоретическим и жизненным основанием, для того чтобы спорить о праве и бесправии, возмущаться произволом, противодействовать, защищать, апеллировать к суду, настаивать на своих правах политической свободы, отрицать по праву свой «мнимый долг», протестовать против нарушения своих имущественных прав, избирать представителей власти и прочее.

При этом правовая активность личности может рассматриваться не только как элемент правовой жизни, но и как показатель, критерий её качественного состояния. Оттого насколько активнее ведет себя личность в сфере права, в том числе и в политической жизни общества, определяется и уровень (состояние) правовой жизни.

Качественное состояние правовой жизни – это совокупность признаков, характеристик, показывающих степень разновидности процессов, связанных с активным использованием личностью права для решения насущных проблем общественного развития: формированием правового государства, гражданского общества, повышением уровня правовой культуры, правосознания, борьбы с правовым нигилизмом, преступность и т. д. Категория «качественное состояние правовой жизни» выражает, прежде всего, подвижность правовой жизни, «нестоящей» на месте, ее развитие. Преобразование общества, совершенствование его правовой жизни – основная, глобальная цель свободных индивидов. Поэтому именно через правовую активность личности можно анализировать качественное состояние правовой жизни[10]

Таким образом, правовая активность личности в отношении к правовой жизни является:

- необходимым элементом правовой жизни;

- способом ее функционирования;

- показателем, нормативом её качественного состояния.

Правовая активность выступает не только одним из основных способов правовой жизни, но и является объектом, критерием эффективности проводимой правовой политики[11].

Правовая политика – это:

Во-первых, комплекс идей, задач, мер, программ и установок, реализуемых в сфере действия права;

во-вторых, научно-обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и негосударственных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры в жизни общества и личности;

в-третьих, способ организации правовой жизни, средство улучшения ее качественного состояния;

в-четвертых, система мер (ограничений, правовых стимулов) по правовой активизации граждан.

Формируя через систему юридических ограничений неблагоприятные правовые условия, государство уменьшает возможности для удовлетворения интересов деструктивных, антиобщественных, противозаконных. Направленность правовых ограничений, прежде всего, заключается в том, чтобы сдерживать негативную активность, доводить ее до уровня пассивности и на этой основе создавать условия для повышения позитивной активности. И, напротив, создавая с помощью правовых стимулов необходимые правовые условия для реализации интереса личности как главного источника ее правовой активности, государство создает больше возможностей для повышения активности позитивной, ведь поведение строится таким образом, что активность направляется на удовлетворение самых насущных интересов. Направленность же правового стимулирования состоит в том, чтобы повысить общественно полезную активность граждан, «оградить» от пассивности и тем более от активности негативной.

Таким образом, правовое воспитание оказывает прямое воздействие на формирование правовой активности личности, правовую жизнь и правовую политику, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. С одной стороны, правовая активность как важнейшая составная часть правовой жизни выступает критерием ее качественного состояния. С другой – правовая жизнь является показателем уровня правовой активности граждан.

Взаимосвязь этих понятий и значимость правового воспитания отражаются в том, что правовая политика играет особую роль в упорядочении и организации правовой жизни, соотношении личности и государства, а правовая жизнь и правовая активность дают, в свою очередь, возможность оценить эффективность проводимой правовой политики.

Насколько эффективнее будет правовое воспитание, настолько качественнее будет состояние правовой жизни общества и выше уровень (позитивной) правовой активности.

 


Заключение

 

В данной работе была рассмотрена актуальная тема о понятии, значении и системе принципов уголовного процесса России.

В работе, исходя из поставленных задач, были сделаны выводы, которые заключаются в следующем:

1. Изучив природу правового воспитания, в каких формах оно должно осуществляться и с помощью каких средств и методов реализовываться, установили, что суть такого воспитания состоит, по-видимому, в передаче различными способами информации о том, какие существуют образцы поведения и какую реакцию они вызывают у окружающих, у общества: одобряется или пресекается поведение, соответствующее образцу. Для воспринимающего субъекта это отбор и усвоение информации, это постижение мира в образцах поведения.

2. Определили, что правомерное поведение является следствием правового воспитания и через методы правового воспитания, такие как убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы должно формироваться правомерное поведение у субъекта правоотношений. Использование таких методов зависит от конкретных обстоятельств.

3. Установили, что человека как активного правового субъекта формирует правовое воспитание, которое оказывает прямое воздействие на формирование правовой активности личности, правовую жизнь и правовую политику, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Воспитанный человек, всесторонне развитая высоконравственная личность – таким в идеале видится гражданин современного общества.

Таким образом, в современном варианте теория правового воспитания более усложнилась по сравнению с более ранними исследованиями и сегодня предполагает свое двух аспектное рассмотрение: в широком и узком смыслах. Правовое воспитание в широком смысле (правовое формирование личности) — все многогранный процесс формирования правовой культуры и правового сознания под влиянием самых различных факторов. Правовое воспитание в узком смысле — целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на понимание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание предстает, таким образом, как способ трансляции правовой культуры, передачи правового опыта, норм правовой деятельности, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе. В то же время как некоторая деятельность, имеющая субъективную направленность, правовое воспитание ставит своей целью развитие самого человека, его правового сознания и правовой культуры.

Наиболее интенсивной частью воспитания, его ядром является нормативно-правовое воспитание, которое несет особую нагрузку: предупредить, подготовить, обеспечить правомерное поведение. Оно предотвращает столкновения человека (даже групп людей) и общества. Такие столкновения, которые каждый раз причиняют вред и обществу, и субъекту правонарушения. Общество терпит вред не только от поступка или действия правонарушителя, но и от того, что возникает необходимость восстановить справедливость и подвергнуть гражданина - свою неотъемлемую часть - принуждению.

 


Список использованной литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [текст] // "Российская газета" - 25 декабря 1993 г. - № 237.

2. Затонский, В.А. Правовой менталитет, правосознание и правовая активность граждан в контексте повышения эффективности российской государственности [Электронный ресурс] / В.А. Затонский // [Режим доступа]: справ.- прав. сист. «Консультант-плюс» по сост. на 20.01.2010

3. Затонский В.А. Эффективная государственность / Затонский В.А. – М.: Юристъ, 2006. – 286 с.

4. Кирсанов, И.В. Природа правового воспитания [Электронный ресурс] / И.В. Кирсанов // [Режим доступа]: справ.- прав. сист. «Консультант-плюс» по сост. на 20.01.2010

5. Малько, А.В. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления / А.В. Малько // Государство и право. – 2001. – № 5. – С. 5-13.

6. Мигущенко, О.Н. Роль правосознания в применении права [Текст] / О.Н. Мигущенко // Юридический мир. – 2007. - № 6. – C.35-38

7. Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. – 456 с.

8. Панькин, М.А. Правовые качества как критерий общественной и индивидуальной правовой культуры [Текст] / М.А Панькин // История государства и права. – 2007. - № 10. – C. 45-48

9. Смоленский, М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества [Электронный ресурс] / М.Б. Смоленский // [Режим доступа]: справ.- прав. сист. «Консультант-плюс» по сост. на 20.01.2010

10. Теория государства и права: Учебник для вузов [Текст] / Перевалов В.Д.// Норма. – М.: 2006. – 567 с.

11. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2009. - 776 с.

12. Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.П. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М.: Изд-во НОРМА, 2008. – 484 с.

13. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Венгеров, А.Б. - М.: «Новый Юрист», 2008. – 457 с.

 


[1] Кирсанов, И.В. Природа правового воспитания [Электронный ресурс] / И.В. Кирсанов // [Режим доступа]: справ.- прав. сист. «Консультант-плюс» по сост. на 20.01.2010

[2] Панькин, М.А. Правовые качества как критерий общественной и индивидуальной правовой культуры [Текст] / М.А Панькин // История государства и права. – 2007. - № 10. - C. 35-37

[3] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: 2008. – С. 405-407

[4] Теория государства и права: Учебник [текст] / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько, 2009. - С. 436-445

[5] Теория государства и права: Учебник для вузов [текст] /Под ред. Проф. В.П. Корельского и проф. В.Д.Перевалова, 2008. – C. 376

[6] Теория государства и права: Учебник [текст] / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько, 2009. - С. 466-468

[7] Смоленский, М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества [Электронный ресурс] / М.Б. Смоленский // [Режим доступа]: справ.- прав. сист. «Консультант-плюс» по сост. на 20.01.2010

[8] Затонский, В.А. Правовой менталитет, правосознание и правовая активность граждан в контексте повышения эффективности российской государственности [Электронный ресурс] / В.А. Затонский // [Режим доступа]: справ.- прав. сист. «Консультант-плюс» по сост. на 20.01.2010

[9] Малько А.В. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления / А.В. Малько // Государство и право. – 2001. – № 5. – С. 5-13.

[10] Затонский В.А. Эффективная государственность / Затонский В.А. – М.: Юристъ, 2006. – C. 127

[11] Панькин, М.А. Правовые качества как критерий общественной и индивидуальной правовой культуры [Текст] / М.А Панькин // История государства и права. – 2007. - № 10. - C.45-47



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Глава 3. Человек как активный правовой субъект 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Человек как активный правовой субъект

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)