III. Приемы и способы фактического ФЭК.
Правильность совершения хозяйственных операций не всегда можно проверить методами документального контроля. Часто возникает необходимость провести проверку наличия денежных средств, материальных ценностей и основных фондов в натуральном выражении. С этой целью применяют методы фактического контроля. Фактический контроль представляет собой изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра их в натуре (обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и др.). наиболее распространенным методом фактического контроля является инвентаризация. Закон о бухгалтерском учете предусматривает обязательное проведение инвентаризации в следующих случаях: 1) при передаче имущества в аренду; 2) выкупе, продаже, а также при преобразовании государственных или муниципальных унитарных предприятий; 3) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; 4) при смене материально-ответственного лица; 5) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; 6) при стихийных бедствиях, пожаре или других чрезвычайных ситуациях вызванных экстремальными условиями; 7) при реорганизации или ликвидации организации; 8) в других случаях предусмотренных законодательством. Инвентаризация представляет собой способ фактического контроля за сохранностью имущества организации путем сопоставления фактических остатков основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и состояния расчетов, с соответствующими данными бухгалтерского учета на определенную дату и выявление отклонений. Основными целями инвентаризации являются: · выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; · сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; · проверка полноты отражения в учете обязательств. В зависимости от степени охвата хозяйственных средств и состояния хозяйственных расчетов различают полную и частичную инвентаризацию. Полная инвентаризация распространяется на все виды хозяйственных средств и расчетов, в том числе находящихся в обособленных подразделениях организации. Частичные инвентаризации касаются только отдельных видов этих средств и расчетов или объектов организации. По полноте охвата объектов инвентаризации подразделяются на сплошные и не сплошные. При сплошной инвентаризации проверяются все виды материалов у определенного материально-ответственного лица. При не сплошной только отдельные наименования этих ценностей. Порядок инвентаризации имущества и финансовых обязательств юридических лиц (кроме банков и организаций, финансируемых за счет средств бюджета) силами самой организации определяется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от13.06.95г. №49). Примером регламентации проведения инвентаризации при осуществлении финансового контроля является приказ Минфина России «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке» от 10.03.99г. №20н. Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель налогового органа по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему имущества и транспортных средств и по каждому материально-ответственному лицу. Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации экспертов, переводчиков и др. специалистов. Проверка фактического наличия имущества производится в присутствии должностных лиц, материально-ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика. До начала проверки инвентаризационной комиссии необходимо получить последние на момент проверки приходные и расходные документы, отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Представитель инвентаризационной комиссии визирует все документы, что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу проверки по учетным данным. Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Данные о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты в двух экземплярах, который подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. Если проверка проходит в течении нескольких дней, то помещения, где хранятся товарно-материальные ценности, должны быть опечатаны. Инвентаризация имущества проводится несколькими способами: подсчет, взвешивание и обмер. Перевешивание и перемеривание. Данный метод не следует смешивать собственно с инвентаризацией, хотя он и включает в себя перевешивание, перемеривание, измерение ценностей, упомянутых в документах. Контрольное перевешивание и перемеривание производится только исправными весоизмерительными приборами. Весы должны быть предварительно осмотрены на наличие пломб, механических повреждений, отрегулированы по уровню и установлены точно на «ноль». В необходимых случаях для проверки весоизмерительных приборов может быть приглашен метролог. Эффективность метода во многом зависит от своевременности применения. Ревизор может сверить фактический объем партии груза с содержанием накладной в момент транспортировки или поступления товара на склад покупателя. Проверка возможна и по завершении операции, но незамедлительно, пока, например, бестоварный приход не замаскирован столь же бестоварным расходом. Данный метод используется и для проверки материалов инвентаризации, когда сомнительные позиции описи контролируются повторным снятием остатков. Контрольный замер отличается от контрольного обмера способом исполнения: - обмер представляет собой измерение внешних данных (толщина бетонной стяжки, кирпичной кладки и др.); - замер – способ определения фактического наличия имущества, находящегося в какой-либо таре, например, в цистерне. Замеры требуют технической подготовки контролера, знаний методики пересчета объема в массу, познаний о зависимости объема от температуры и т.д. Пример замера приведен в Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортировке и учету этилового спирта от 25.09.85г. Количество спирта при инвентаризации определяется пропуском через мерник или замером с указанием способа определения в соответствующей графе акта. В акте о снятии остатков (форма №П-27) должны быть указаны все без исключения числящиеся за материально-ответственным лицом резервуары, баки, бочки и т.п., предназначенные для хранения и транспортировки спирта. О результатах инвентаризации в акте приводится справка, вытекающая из фактического наличия спирта, остатков его на день инвентаризации по данным учета в расчете потерь и естественной убыли спирта по нормам. Осмотр территории и имущества – это проверка реального состояния средств хозяйства, упомянутых в содержании документа, путем осмотра и обследования определенных объектов. Осмотру могут подвергаться производственные помещения, оборудование, территории, склады, продукция и т.д. Такой осмотр производится работниками милиции (п.25 ст.11 Закона РФ «О милиции» от18.04.1991г. №1061-1), а обследования уполномочены проводить контролеры-ревизоры, представители налоговой инспекции (п.4 ст.7 Закона РФ «О государственной налоговой службе» от 21.03.1991г. №943-1), органы торгинспекции, органы СЭС, инспекторы Госстандарта, представители Государственной инспекции труда. В торговых организациях требуется проводить тщательный осмотр маркировки, товарных знаков, наличия акцизных марок и др. Полученные при осмотре данные сверяются с содержанием бухгалтерских документов. При осмотре весового хозяйства обнаруживаются следующие нарушения: · отсутствие клейма на весоизмерительных приборах; · облегченные гири; · утяжеленные чаши весов; · разбалансированные весы и др.; · отсутствие пломбы. Осмотр торговых помещений способствует выявлению нарушений при использовании ККМ. В процессе осмотра могут быть выявлены и следующие факты: 1) нарушение правил хранения продукции; 2) неудовлетворительной организации контрольно-пропускного режима; 3) сокрытие объектов от налогообложения и др. В процессе осмотра и обследования проверяющими лицами может осуществляться отбор проб и изъятия образцов сырья, материалов, продукции для последующего лабораторного анализа. Указанный метод фактического контроля предусмотрен п. 13 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина России, утвержденной приказом Минфина России от 14.04.2000 №42н. Анализ качества сырья, материалов и готовой продукции позволяет выявить факты использования неполноценного сырья, пересортицы, недовложения в продукцию, искажения качественных показателей принимаемой или выпускаемой продукции. Подобные факты свидетельствуют о нарушениях технологии, установленных норм, правил, стандартов, технических условий, и как следствие создание неучтенных излишков материальных ценностей. При использовании данного метода необходимо брать на анализ продукцию, выпущенную до начала ревизии, или сырье, запущенное в производство к тому же времени, иначе проверка неэффективна. Если проверка качества возможна без лабораторных исследований и производится прямо на месте нахождения продукции, то в ней обязательно должны принять участие лица, ответственные за данный участок работы. Проверка оформляется соответствующим актом, если ее результаты имеют значение для ревизии. Когда анализ производится в лаборатории, ревизор организует изъятие проб и образцов, оформляя данное действие актом за подписями всех присутствующих. Результаты лабораторного анализа в виде соответствующего документа прилагаются к акту ревизии. Метод контрольного запуска сырья (материалов) в производство применяется когда необходимо: · проверить правильность действующих или ранее действовавших в ревизуемый период на предприятии норм расхода сырья и материалов; · установить фактический расход, количество отходов, выход готовой продукции; · проверить технологический процесс, производительность оборудования. Для этого проводятся опытные действия, например, раскрой ткани, выпуск мясопродукции, выпечка хлеба и т.д. Данный метод помогает выявить недостатки и нарушения в нормировании и технологии производства, вскрыть хищения и злоупотребления, связанных с созданием неучтенных излишков материальных ценностей за счет применения завышенных норм расхода и необоснованного списания сверх норм, изменения технологического режима, искажения качественных показателей продукции. При использовании данного метода необходимо, чтобы производство продукции осуществлялось в тех же условиях и в том же порядке, как и ранее. Лишь в этом случае возможно установление фактического расхода сырья, получение дополнительной информации о хищении и т.д. Данные об условиях и процессе производства, существовавших ранее, ревизор получает из соответствующих документов: утвержденных норм, технических условий, технологических карт, производственных журналов, лабораторных анализов и т.д. Берутся также объяснения должностных лиц и сотрудников, ранее работавших на предприятии. В результате этих мероприятий устанавливается, были ли изменены характер и условия производства. Если данные изменились или были искажены, мероприятие должно быть организовано с учетом этих изменений путем воссоздания прежних условий. При организации проведения контрольного запуска следует иметь в виду, что в целях сокрытия нарушений и злоупотреблений ревизуемые лица сами пытаются изменить те или иные существенные условия эксперимента и исказить его результаты. Поэтому привлекать к данному мероприятию следует незаинтересованных лиц, либо проводить эксперимент с участием группы ревизоров. Весь ход данного мероприятия от начала до конца со всеми подробностями фиксируется в одном или нескольких актах, подписываемых его участниками. Результаты, зафиксированные в акте, используются в дальнейшей ревизионной проверке и отражаются затем в общем акте ревизии. Контрольные обмеры выполненных работ наиболее часто применяются для проверки выполнения строительно-монтажных работ и ремонтных работ. С их помощью устанавливается фактический объем и стоимость выполненных работ, правильность их отражения в актах приемки работ и нарядах рабочим, а также правильность списания материалов на производство этих работ. Обмер осуществляется с привлечением специалистов-строителей. Предварительно определяются конкретные объекты, конструктивные элементы и виды работ. Далее подсчитывается количество и стоимость и сверяется с данными проектно-сметной документации. В результате выявляются отклонения в характере, количестве и стоимости работ. Проверяется также правильность списания материалов, подсчитываются виды и количество списанных материалов. К контрольному обмеру привлекаются должностные лица, исполнители, и лица, подписавшие акт приемки работ, наряды и документы на списание материалов. Это прорабы, начальники участков. Целесообразно проводить контрольные обмеры объектов, где выполнен большой объем работ. При большом количестве объектов контрольный обмер малорезультативен при выявлении приписок и завышения объемов работ, и требует больших затрат времени. Способом производства обмеров строительных работ является инструментальный замер (рулетка, метр, геодезический инструмент и т.д.). С помощью обмера проверяются: 1) соответствие характера, количества и стоимости выполненных работ тем, которые указаны в актах приемки и нарядах, в проекте и смете; 2) соответствие выполненных работ составу работ, предусмотренному сметными нормами, на основании которых составлены примененные при расчетах единичные расценки, калькуляции и прейскурантные цены, а также расценки в нарядах; 3) законченность объектов, конструктивных элементов, этапов и видов работ или их частей. Распространенные способы завышения объемов и стоимости работ: · включение в акты и наряды фактически невыполненных работ; · выполнение работ с отступлением от проекта; · выполнение работ в меньшем объеме, чем указано в акте приемки; · применение определенных расценок при выполнении полностью состава предусмотренных ими работ; · внесение в акты приемки ранее оплаченных работ и др. У ревизора, осуществляющего контрольный обмер, должно быть две таблицы: 1. В сметных ценах (по журналу учета выполненных работ формы КС-6, форма журнала утверждена постановлением Госкомстата от 30.10.1997 г. №71а). 2. Непосредственно по нарядам. В левой части таблица отражаются по отдельным документам наименования и объемы работ, в правой отмечает все, что будет установлено в процессе обмера. Результаты обмера выполненных работ в составленном ревизором совместно со специалистом-строителем акте обмера, который подписывают все участники этого действия.
Экспертная оценка заключается в исследовании хозяйственных операций специалистами различных отраслей знаний по поручению ревизора. Привлеченные специалисты осуществляют проверку действительных объемов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей, соблюдения технологических режимов, соответствия продукции стандартам и техническим условиям. Контрольная приемка продукции по количеству и качеству необходима для определения достоверности донных отдела технического контроля о количестве и качестве выпускаемой продукции, проверки сигналов о хищениях сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов, готовой продукции, правильности начисления заработной платы рабочим, соблюдения условий хранения материальных ценностей на производственных участках и складах. Этот метод проверки целесообразно использовать в случаях выявления приписок в сведениях о выпуске и реализации продукции. Наблюдение как способ фактического контроля предполагает изучение организации труда и учета на рабочих местах, в цехах, на отдельных производственных участках и в организации в целом, проверку условий хранения товарно-материальных ценностей на складах, состояния пропускной системы, контроля за поступлением и отпуском товарно-материальных ценностей и т.п.
Заключение Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Список литературы 1. Бюджетный кодекс РФ 2. Налоговый кодекс РФ 3. Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утв. Приказом Минфина РФ от 04.09.07 № 75н 4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49 5. Порядок ведения кассовых операций в РФ, утв. решением Совета директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 г. № 40 и сообщённое письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 г. № 18 6. Бровкина Н. Д. Контроль и ревизия /Под ред. Мельник М. В. – М.: Инфра-М, 2010. 7. www.consultant.ru 8. www.klerk.ru
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |