Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Приемы и способы фактического ФЭК.



2019-12-29 209 Обсуждений (0)
III. Приемы и способы фактического ФЭК. 0.00 из 5.00 0 оценок




Правильность совершения хозяйственных операций не всегда можно проверить методами документального контроля. Часто возникает необходимость провести проверку наличия денежных средств, материальных ценностей и основных фондов в натуральном выражении. С этой целью применяют методы фактического контроля.

Фактический контроль представляет собой изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра их в натуре (обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и др.). наиболее распространенным методом фактического контроля является инвентаризация. Закон о бухгалтерском учете предусматривает обязательное проведение инвентаризации в следующих случаях:

1) при передаче имущества в аренду;

2) выкупе, продаже, а также при преобразовании государственных или муниципальных унитарных предприятий;

3) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

4) при смене материально-ответственного лица;

5) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

6) при стихийных бедствиях, пожаре или других чрезвычайных ситуациях вызванных экстремальными условиями;

7) при реорганизации или ликвидации организации;

8) в других случаях предусмотренных законодательством.

Инвентаризация представляет собой способ фактического контроля за сохранностью имущества организации путем сопоставления фактических остатков основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и состояния расчетов, с соответствующими данными бухгалтерского учета на определенную дату и выявление отклонений. Основными целями инвентаризации являются:

· выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;

· сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

· проверка полноты отражения в учете обязательств.

В зависимости от степени охвата хозяйственных средств и состояния хозяйственных расчетов различают полную и частичную инвентаризацию. Полная инвентаризация распространяется на все виды хозяйственных средств и расчетов, в том числе находящихся в обособленных подразделениях организации. Частичные инвентаризации касаются только отдельных видов этих средств и расчетов или объектов организации. По полноте охвата объектов инвентаризации подразделяются на сплошные и не сплошные. При сплошной инвентаризации проверяются все виды материалов у определенного материально-ответственного лица. При не сплошной только отдельные наименования этих ценностей.

Порядок инвентаризации имущества и финансовых обязательств юридических лиц (кроме банков и организаций, финансируемых за счет средств бюджета) силами самой организации определяется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от13.06.95г. №49).

Примером регламентации проведения инвентаризации при осуществлении финансового контроля является приказ Минфина России «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке» от 10.03.99г. №20н.

Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель налогового органа по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему имущества и транспортных средств и по каждому материально-ответственному лицу.

Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации экспертов, переводчиков и др. специалистов. 

Проверка фактического наличия имущества производится в присутствии должностных лиц, материально-ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика.

До начала проверки инвентаризационной комиссии необходимо получить последние на момент проверки приходные и расходные документы, отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Представитель инвентаризационной комиссии визирует все документы, что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу проверки по учетным данным.

Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Данные о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты в двух экземплярах, который подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица.

Если проверка проходит в течении нескольких дней, то помещения, где хранятся товарно-материальные ценности, должны быть опечатаны.

Инвентаризация имущества проводится несколькими способами: подсчет, взвешивание и обмер.

Перевешивание и перемеривание.

Данный метод не следует смешивать собственно с инвентаризацией, хотя он и включает в себя перевешивание, перемеривание, измерение ценностей, упомянутых в документах.

Контрольное перевешивание и перемеривание производится только исправными весоизмерительными приборами. Весы должны быть предварительно осмотрены на наличие пломб, механических повреждений, отрегулированы по уровню и установлены точно на «ноль».

В необходимых случаях для проверки весоизмерительных приборов может быть приглашен метролог.

Эффективность метода во многом зависит от своевременности применения. Ревизор может сверить фактический объем партии груза с содержанием накладной в момент транспортировки или поступления товара на склад покупателя. Проверка возможна и по завершении операции, но незамедлительно, пока, например, бестоварный приход не замаскирован столь же бестоварным расходом.

Данный метод используется и для проверки материалов инвентаризации, когда сомнительные позиции описи контролируются повторным снятием остатков.

Контрольный замер отличается от контрольного обмера способом исполнения:

- обмер представляет собой измерение внешних данных (толщина бетонной стяжки, кирпичной кладки и др.);

- замер – способ определения фактического наличия имущества, находящегося в какой-либо таре, например, в цистерне.

Замеры требуют технической подготовки контролера, знаний методики пересчета объема в массу, познаний о зависимости объема от температуры и т.д. Пример замера приведен в Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортировке и учету этилового спирта от 25.09.85г. Количество спирта при инвентаризации определяется пропуском через мерник или замером с указанием способа определения в соответствующей графе акта.

В акте о снятии остатков (форма №П-27) должны быть указаны все без исключения числящиеся за материально-ответственным лицом резервуары, баки, бочки и т.п., предназначенные для хранения и транспортировки спирта.

О результатах инвентаризации в акте приводится справка, вытекающая из фактического наличия спирта, остатков его на день инвентаризации по данным учета в расчете потерь и естественной убыли спирта по нормам.

Осмотр территории и имущества – это проверка реального состояния средств хозяйства, упомянутых в содержании документа, путем осмотра и обследования определенных объектов.

Осмотру могут подвергаться производственные помещения, оборудование, территории, склады, продукция и т.д.

Такой осмотр производится работниками милиции (п.25 ст.11 Закона РФ «О милиции» от18.04.1991г. №1061-1), а обследования уполномочены проводить контролеры-ревизоры, представители налоговой инспекции (п.4 ст.7 Закона РФ «О государственной налоговой службе» от 21.03.1991г. №943-1), органы торгинспекции, органы СЭС, инспекторы Госстандарта, представители Государственной инспекции труда. В торговых организациях требуется проводить тщательный осмотр маркировки, товарных знаков, наличия акцизных марок и др.

Полученные при осмотре данные сверяются с содержанием бухгалтерских документов.

При осмотре весового хозяйства обнаруживаются следующие нарушения:

· отсутствие клейма на весоизмерительных приборах;

· облегченные гири;

· утяжеленные чаши весов;

· разбалансированные весы и др.;

· отсутствие пломбы.

Осмотр торговых помещений способствует выявлению нарушений при использовании ККМ. В процессе осмотра могут быть выявлены и следующие факты:

1) нарушение правил хранения продукции;

2) неудовлетворительной организации контрольно-пропускного режима;

3) сокрытие объектов от налогообложения и др.

В процессе осмотра и обследования проверяющими лицами может осуществляться отбор проб и изъятия образцов сырья, материалов, продукции для последующего лабораторного анализа.

Указанный метод фактического контроля предусмотрен п. 13 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина России, утвержденной приказом Минфина России от 14.04.2000 №42н. Анализ качества сырья, материалов и готовой продукции позволяет выявить факты использования неполноценного сырья, пересортицы, недовложения в продукцию, искажения качественных показателей принимаемой или выпускаемой продукции. Подобные факты свидетельствуют о нарушениях технологии, установленных норм, правил, стандартов, технических условий, и как следствие создание неучтенных излишков материальных ценностей. При использовании данного метода необходимо брать на анализ продукцию, выпущенную до начала ревизии, или сырье, запущенное в производство к тому же времени, иначе проверка неэффективна. Если проверка качества возможна без лабораторных исследований и производится прямо на месте нахождения продукции, то в ней обязательно должны принять участие лица, ответственные за данный участок работы.

Проверка оформляется соответствующим актом, если ее результаты имеют значение для ревизии. Когда анализ производится в лаборатории, ревизор организует изъятие проб и образцов, оформляя данное действие актом за подписями всех присутствующих. Результаты лабораторного анализа в виде соответствующего документа прилагаются к акту ревизии.

Метод контрольного запуска сырья (материалов) в производство применяется когда необходимо:

· проверить правильность действующих или ранее действовавших в ревизуемый период на предприятии норм расхода сырья и материалов;

· установить фактический расход, количество отходов, выход готовой продукции;

· проверить технологический процесс, производительность оборудования.

Для этого проводятся опытные действия, например, раскрой ткани, выпуск мясопродукции, выпечка хлеба и т.д.

Данный метод помогает выявить недостатки и нарушения в нормировании и технологии производства, вскрыть хищения и злоупотребления, связанных с созданием неучтенных излишков материальных ценностей за счет применения завышенных норм расхода и необоснованного списания сверх норм, изменения технологического режима, искажения качественных показателей продукции. При использовании данного метода необходимо, чтобы производство продукции осуществлялось в тех же условиях и в том же порядке, как и ранее. Лишь в этом случае возможно установление фактического расхода сырья, получение дополнительной информации о хищении и т.д. Данные об условиях и процессе производства, существовавших ранее, ревизор получает из соответствующих документов: утвержденных норм, технических условий, технологических карт, производственных журналов, лабораторных анализов и т.д.

Берутся также объяснения должностных лиц и сотрудников, ранее работавших на предприятии. В результате этих мероприятий устанавливается, были ли изменены характер и условия производства. Если данные изменились или были искажены, мероприятие должно быть организовано с учетом этих изменений путем воссоздания прежних условий.

При организации проведения контрольного запуска следует иметь в виду, что в целях сокрытия нарушений и злоупотреблений ревизуемые лица сами пытаются изменить те или иные существенные условия эксперимента и исказить его результаты. Поэтому привлекать к данному мероприятию следует незаинтересованных лиц, либо проводить эксперимент с участием группы ревизоров.

Весь ход данного мероприятия от начала до конца со всеми подробностями фиксируется в одном или нескольких актах, подписываемых его участниками. Результаты, зафиксированные в акте, используются в дальнейшей ревизионной проверке и отражаются затем в общем акте ревизии.

Контрольные обмеры выполненных работ наиболее часто применяются для проверки выполнения строительно-монтажных работ и ремонтных работ. С их помощью устанавливается фактический объем и стоимость выполненных работ, правильность их отражения в актах приемки работ и нарядах рабочим, а также правильность списания материалов на производство этих работ.

Обмер осуществляется с привлечением специалистов-строителей.

Предварительно определяются конкретные объекты, конструктивные элементы и виды работ. Далее подсчитывается количество и стоимость и сверяется с данными проектно-сметной документации.

В результате выявляются отклонения в характере, количестве и стоимости работ.

Проверяется также правильность списания материалов, подсчитываются виды и количество списанных материалов.

К контрольному обмеру привлекаются должностные лица, исполнители, и лица, подписавшие акт приемки работ, наряды и документы на списание материалов. Это прорабы, начальники участков. Целесообразно проводить контрольные обмеры объектов, где выполнен большой объем работ. При большом количестве объектов контрольный обмер малорезультативен при выявлении приписок и завышения объемов работ, и требует больших затрат времени.

Способом производства обмеров строительных работ является инструментальный замер (рулетка, метр, геодезический инструмент и т.д.).

С помощью обмера проверяются:

1) соответствие характера, количества и стоимости выполненных работ тем, которые указаны в актах приемки и нарядах, в проекте и смете;

2) соответствие выполненных работ составу работ, предусмотренному сметными нормами, на основании которых составлены примененные при расчетах единичные расценки, калькуляции и прейскурантные цены, а также расценки в нарядах;

3) законченность объектов, конструктивных элементов, этапов и видов работ или их частей.

Распространенные способы завышения объемов и стоимости работ:

· включение в акты и наряды фактически невыполненных работ;

· выполнение работ с отступлением от проекта;

· выполнение работ в меньшем объеме, чем указано в акте приемки;

· применение определенных расценок при выполнении полностью состава предусмотренных ими работ;

· внесение в акты приемки ранее оплаченных работ и др.

У ревизора, осуществляющего контрольный обмер, должно быть две таблицы:

1. В сметных ценах (по журналу учета выполненных работ формы КС-6, форма журнала утверждена постановлением Госкомстата от 30.10.1997 г. №71а).

2. Непосредственно по нарядам.

В левой части таблица отражаются по отдельным документам наименования и объемы работ, в правой отмечает все, что будет установлено в процессе обмера.

Результаты обмера выполненных работ в составленном ревизором совместно со специалистом-строителем акте обмера, который подписывают все участники этого действия.

 

№ п/п

Оплачено или предъявлено к оплате

Установлено контрольным обмером

Выявлено завышений

Цена за ед. изм. Кол-во Сумма Цена за ед. изм. Кол-во Сумма Всего на сумму, руб. В том числе по припискам, руб.

1

1000

150

150000

1000

120

120000

30000

30000

2

850

100

85000

850

95

80750

4250

4250

Экспертная оценка заключается в исследовании хозяйственных операций специалистами различных отраслей знаний по поручению ревизора. Привлеченные специалисты осуществляют проверку действительных объемов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей, соблюдения технологических режимов, соответствия продукции стандартам и техническим условиям.

Контрольная приемка продукции по количеству и качеству необходима для определения достоверности донных отдела технического контроля о количестве и качестве выпускаемой продукции, проверки сигналов о хищениях сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов, готовой продукции, правильности начисления заработной платы рабочим, соблюдения условий хранения материальных ценностей на производственных участках и складах. Этот метод проверки целесообразно использовать в случаях выявления приписок в сведениях о выпуске и реализации продукции.

Наблюдение как способ фактического контроля предполагает изучение организации труда и учета на рабочих местах, в цехах, на отдельных производственных участках и в организации в целом, проверку условий хранения товарно-материальных ценностей на складах, состояния пропускной системы, контроля за поступлением и отпуском товарно-материальных ценностей и т.п.

 

Заключение

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому исполь­зование государством и муниципальными образованиями для ре­шения своих задач финансов обязательно предполагает проведе­ние с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Фи­нансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными кон­трольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами го­сударственной власти и местного самоуправления, предприятия­ми, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляе­мых действий, соответствие их задачам государства и муници­пальных образований. Таким образом, он служит важным спосо­бом обеспечения законности и целесообразности проводимой фи­нансовой деятельности.

 

 

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ

2. Налоговый кодекс РФ

3. Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утв. Приказом Минфина РФ от 04.09.07 № 75н

4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49

5. Порядок ведения кассовых операций в РФ, утв. решением Совета директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 г. № 40 и сообщённое письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 г. № 18

6. Бровкина Н. Д. Контроль и ревизия /Под ред. Мельник М. В. – М.: Инфра-М, 2010.

7. www.consultant.ru

8. www.klerk.ru

 



2019-12-29 209 Обсуждений (0)
III. Приемы и способы фактического ФЭК. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Приемы и способы фактического ФЭК.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)