Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АВС- анализ состояния материально-производственных запасов



2019-12-29 195 Обсуждений (0)
АВС- анализ состояния материально-производственных запасов 0.00 из 5.00 0 оценок




Для совершенствования системы управления запасами рекомендуется провести АВС анализ с целью оптимизации ассортимента и условий хранения закупаемых материальных ресурсов и усовершенствовать организационную структуру управления запасами. Для этого проанализируем ассортимент закупаемого сырья для производства хлеба и хлебобулочных изделий:

Таблица 3.1

Ассортимент закупаемого сырья ИП Королев Ю.Б.

Наименование продукта Объем закупок, тыс.руб./год Поставщик
1 Улучшители теста (Denfai ®) 70,3 ООО «Союзснаб»
2 Сухие смеси: наполнители для хлебобулочных и кондитерских изделий 600 ООО «Союзснаб»
3 Яйцо и яичные продукты 930,5 ЗАО «Индустрия питания»
4 Какао-продукты: какао-поршок натуральный 90,3 ООО «Союзснаб»
5 Наполнители фруктово-ягодные 60,1 ООО «Союзснаб»
6 Красители натуральные 70,3 ООО «Союзснаб»
7 Масло и спец. жиры 1300 ООО «Союзснаб»
8 Сухое молоко 660,5 ООО «Союзснаб»
9 Сахар 1000,2 ИП Мурыгин Ю.В.
10 Мука 1600 ОАО «Мукомольный завод»

    Итого:

6400,2  

В логистике АВС-анализ применяют, ставя целью сокращение запасов, сокращение количества перемещения на складе, общее увеличение прибыли предприятия. Идея АВС-анализ состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.

Данный метод позволяет определить оптимальное соотношение групп и видов продукции на предприятии с учетом основных требований для достижения поставленной цели. Метод предусматривает многоступенчатое деление всего ассортимента по нескольким критериям на три категории по каждому критерию. К категории "А" относится товар, составляющая около 70% значения критерия. К категории "В" относится товар, составляющая около 25% значения критерия, а к категории "С" – около 5%. Причем, в первую категорию рекомендуется включать примерно 15% наименований продукции от общего количества, во вторую группу 35%, а в третью 50% (рис. 3.1).

 

Рис. 3.1. Графическое представление распределения товаров на области А, В, С.

 

В качестве критериев оценки выбраны стоимость закупки ресурсов и закупаемое количество.

Деление ассортимента основывается на ранжировании товарных групп по выбранному критерию и определении категорий «А», «В», «С» в соответствии с условиями АВС-анализа.

Анализ результатов проводится в следующей последовательности. Группы продукции располагаются в порядке убывания прибыли. В категорию «А» включаются группы, которые в сумме дают около 70% прибыли, в категорию «В» – 25% прибыли, в категорию «С» – 5% прибыли. Для каждой категории подсчитывается общее количество входящих в нее ассортиментных позиций и определяется их доля в номенклатуре ассортимента. В соответствии с этим делается вывод о достаточности количества ассортиментных позиций в каждой категории. В дальнейшем, с каждой отдельно взятой категорией, производятся подобные действия по другому критерию – товарообороту, а каждые сформированные категории по товарообороту, в свою очередь, проранжируем и разобьем на категории по издержкам [25,с.126].

АВС - анализ проводится на основе статистических данных по торговому предприятию за год, полугодие, квартал. Организация необходимых расчетов требует от коммерческих работников наличия производительных вычислительных ресурсов с возможностью как табличного, так и графического представления результатов. Следует отметить, что АВС - анализ является инструментом совершенствования ассортимента товаров, а не формирования его изначально.

При разделении всех групп, подгрупп, видов товаров по методу АВС - анализа составляются таблицы, характеризующие степень вклада каждого оцениваемого вида или подгруппы товаров в результат деятельности (критерий) [43,с.9].

Для определения принадлежности товаров к группе А, В или С необходимо рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных товаров. При этом расположим товары, представленные в таблице 2.1 в порядке убывания относительно годовой реализации продуктов и построим таблицу 3.2.

Таблица 3.2

Расчет доли продукта в общей реализации

Наименование продукта Годовой объем закупок, тыс. р. Доля продукта в общем объеме закупок, %
1 Мука 1600 25
2 Масло и спец. жиры 1300 20,3
3 Сахар 1000,2 15,7
4 Яйцо и яичные продукты 930,5 14,6
5 Сухое молоко 660,5 10,4
6 Сухие смеси-наполнители 600 9,4
7 Какао-порошок 90,3 1,5
8 Красители натуральные 70,3 1,1
9 Улучшители теста 70,3 1,1
10 Наполнители фруктово-ягодные 60,1 0,9

Доля продукта вычисляется по «формуле (2)»:

,                                        (2)

где Z – доля продукта;

Y- реализация продукта за год;

W- общая реализация.

Рассчитаем долю первого продукта:

Аналогичным образом рассчитываются последующие наименования продуктов. Необходимо для определения групп А, В и С дополнить таблицу 3.2

Таблица 3.3

АВС – анализ

Наименование продукта Годовая реализация продукта, тыс.руб. Доля продукта в общей реализации, % Количество позиций ассортимента упорядоченного списка нарастающим итогом в процентах к общему количеству позиций ассортимента (ось ОХ), % Доля продукта нарастающим итогом (ось OY), %
1 2 3 4 5 6
1 Мука 1600 25 10 25
2 Масло и спец. жиры 1300 20,3 20 45,3
3 Сахар 1000,2 15,7 30 61
4 Яйцо и яичные продукты 930,5 14,6 40 75,6
5 Сухое молоко 660,5 10,4 50 86
6 Сухие смеси-наполнители 600 9,4 60 95,4
7 Какао-порошок 90,3 1,5 70 96,9
8 Красители натуральные 70,3 1,1 80 98
9 Улучшители теста 70,3 1,1 90 99,1
10 Наполнители фруктово-ягодные 60,1 0,9 100 100

 

Общее число позиций на данном предприятии – 10. Следовательно, первая позиция упорядоченного списка составляет 10 % от общего числа позиций. Две верхние позиции упорядоченного списка составят 20 % от общего числа позиций. На их долю в нашем примере приходится 45,3 % всего оборота склада (25 + 20,3 = 45,3). Следуя данной логике, заполнить графы 5 и 6 таблицы 3.3, а затем по данным этих граф построить кривую АВС в системе координат, приведенной на рисунке 3.2.

При построении графика были выполнены следующие действия.

1) Построили по данным таблицы 3.3 график кривой. Обозначили конец графика буквой С.

2) Соединили системы координат и конец графика прямой ОС и затем провели касательную к кривой, параллельную линии ОС. Абсцисса точки касания (точка А) показала нам границу между группами А и В, а ордината указала долю реализации продуктов группы А в общей реализации.

3) Теперь соединили точку А с концом кривой – точкой С, и провели новую касательную к графику, параллельную линии АС. Абсцисса точки касания (точка В) показала нам границу между группами В и С, а ордината указала долю реализации групп А и В в общей реализации.

4) Процентное соотношение групп А, В и С, полученное методом касательной, представлено в таблице 3.4.

С
В
А

Рисунок 3.1. Кривая АВС – анализа

Из рисунка 3.2 видно, что в группу А попадают товары доля продукта общей реализации, исчисленной нарастающим итогом, которых меньше 50%, а в группу В – равные 95,4%, в группу С – в промежутке от 95,4% до 100%.

Таким образом, можно вычислить среднестатистическое процентное соотношение групп А, В и С (таблица 3.4).

Таблица 3.4

Среднестатистическое процентное соотношение групп А, В и С

Группа Доля в ассортименте, % Доля в реализации, %
А 50 86
В 10 9,4
С 40 4,6

 

Заполняется таблица 3.4 с помощью графика. В строке группы А вводятся данные координаты точки А. Затем из координат точки В вычитаем координаты А и получим долю в ассортименте и долю в реализации для группы В. Группа С вычисляется вычитанием из 100 % группы А и В. Можно сделать вывод, что на долю 50 % «ударного» ассортимента приходится лишь 86 % реализации.

Метод АВС позволил нам дифференцировать продукты на группы А, В и С по доли в реализации. При проведении АВС – анализа было выявлено, что такие ассортиментные группы как сахар, мука, масло и яичные продукты потребляются наиболее часто. К данным товарным группам необходимо применить стратегию усиленного контроля за состоянием запасов, поскольку их порча, хищение или отсутствие на складе в момент предъявления спроса может серьезно сказаться на положении предприятия. Таким образом, перераспределение средств на управление, выполненное в соответствии с результатами анализа АВС, дает снижение затрат на управление запасами и одновременно повышает его эффективность.



2019-12-29 195 Обсуждений (0)
АВС- анализ состояния материально-производственных запасов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АВС- анализ состояния материально-производственных запасов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)