Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа с текстом на этапе чтения (знакомство со смысловой стороной текста)



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
Работа с текстом на этапе чтения (знакомство со смысловой стороной текста) 0.00 из 5.00 0 оценок




Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) педагогических работников

 «ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ, МОНИТОРИНГА И

 ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников

IX и XI ( XII ) классов общеобразовательных учреждений

 

Выпуск 3

 

(Для руководителей ОУ, педагогов, выпускников и их родителей)

 

Дзержинск, 2009 г.

Методические рекомендации учителю русского языка,

Готовящему обучающихся 9 класса к итоговой письменной работе

В новом формате.

I. Методика проведения урока-изложения. Ход урока. (2 часа)

Урок

1. Объявление цели урока

2. Актуализация опорных знаний (что такое тема, идея, план)

3. Вступительная беседа

• Чтение текста

• Беседа по тексту

• Составление плана изложения

• Работа по плану (деление текста на части, анализ)

• Чтение и языковой разбор текста (выявление выразительных и изобразительных средств, обоснование их применения в тексте)

• Анализ грамматических форм

• Устный пересказ

• Орфография, пунктуация, лексическая работа

• Повторное чтение текста

• Написание изложения

 2 урок

· Анализ изложения.

· Возможно также редактирование текста, его исправление.

II Требования к сжатому изложению.

· вычленение в тексте основных микротем

· обобщение содержания исходного текста

· необязательность сохранения авторского стиля (однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания)

· сохранение последовательности в развитии событий

· наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части

· использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия

· установление смысловой связи между предложениями

· использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания

III. Особенности работы с текстом. Приемы сжатия текста.

Сжатое изложение - наиболее трудный вид изложения, т.к. при написании сжатого изложения необходимо добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Следовательно, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

1. К приемам сжатия текста путем его языковой переработки – упрощению – относятся:

1) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

2) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

3) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

4) перевод прямой речи в косвенную.

Примеры

1.Слияние двух простых предложений И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. И все-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди.      
2.Сокращение сложного предложения Мы не знаем в точности, почему они так поступали. Мы не знаем причины их поступков
3. Разбивка сложного предложения Ветер прохватывал часового насквозь, высушивая мокрую одежду, и, хотя солнце пригревало, Александра охватил озноб. Ветер прохватывал часового насквозь. Солнце пригревало, но Александр замерз.
4.Перевод прямой речи в косвенную Александр отступил на шаг и крикнул по-французски: «Если вы, сударь, еще раз коснетесь меня рукой, я вызову караул». Александр отступил и пригрозил, что вызовет караул.

 

Работа с текстом на этапе чтения (знакомство со смысловой стороной текста)

1. Необходимо добиться знания учащимися особенностей строения описания, повествования, рассуждения.

2. Систематически следует работать над строением абзаца, добиваясь понимания того, что первые фразы абзаца особенно важны, т.к. именно они выражают обобщающие, «узловые» суждения автора, к которым «привязываются» все другие мысли.

3. Следует целенаправленно учить школьников искать основные мысли текста в начале текста или в его конце (как тезис или вывод), а также вычленять оценочную лексику и на ее основании формулировать основную мысль высказывания.

Наиболее известные задания, способствующие более осмысленному восприятию исходного текста:

Ú Выделите опорные слова в предложении, абзаце.

Ú Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.

Ú Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

Ú Изложить данный текст в тезисной форме.

Ú Изложите сжато содержание предложения, абзаца.

Ú Выделите в тексте смысловые части (абзацы). В каждой части определите основную мысль. Составьте тезисный план.

Ú Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.

Ú Замените текст его аннотацией.

Ú Составьте вопросный план к тексту.

Ú Передайте содержание развернутого абзаца абзаца 5-2 предложениями,

Ú Следует уделить особое внимание формированию навыка составления тезисного плана текста на основе первичного знакомства с текстом на этапе аудирования(темп чтения указан в рекомендациях к проведению экзамена).



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
Работа с текстом на этапе чтения (знакомство со смысловой стороной текста) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа с текстом на этапе чтения (знакомство со смысловой стороной текста)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)