Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Практическая работа по русскому языку на устном экзамене




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I Второй вопрос на экзамене по билетам -практический, предполагает анализ текста по следующим параметрам:

- композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли, количества микротем; озаглавить в соответствии с темой, главной мыслью, составить простой план, сложный план и др.);

- стилистический анализ;

- типологический анализ;

- языковый анализ;

- анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений.

II 1 Устный экзамен по русскому языку в форме комплексного анализа текста требует сопровождать текст тремя группами заданий:

    а)  задания, связанные речеведческим анализом;

  б) задания, предусматривающие виды языкового анализа (фонетического, лексического, словообразовательного и т.д.)

    в)  задания на проверку правописной грамотности.

 

Программа комплексной работы с текстом (примерные вопросы и задания).

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы — короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.

2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.



3. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие — на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия, если анализируется текст, имеющий заголовок.)

4. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

5. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?

6. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.

7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?

8. Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов.

9. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?

10. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.

11.    Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова употребленные в переносном значении, слова, стилистически окрашенные (высок., книжп., разг., прост., офиц.). Какова их роль в тексте?

12. Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.

13.     Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение: подробное, или сжатое, или выборочное и т. д.).

14.      Произведите на материале текста разные виды разбора.

15.     Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

    Данные вопросы и задания являются примерными и могут быть дополнены в зависимости от особенностей текста, например, так:

1.    Запишите текст (абзац). Подчеркните грамматические основы предложений.

2.    Какова роль в этом тексте односоставных предложений? Как их использование связано с содержанием текста?

3.    Какова роль вводных слов?

4.    Какие языковые средства помогают автору выразить свое отношение, оценку?

5.    Какова роль в тексте повторяющихся слов? Докажите, что повтор слов в этом тексте является оправданным и т. д.

    Анализируя текст, надо стремиться построить свой ответ в форме связного высказывания. Если на уроке-зачете или устном экзамене по русскому языку вы выберете из предложенной выше программы работы с текстом пять-шесть заданий (включая разные виды разбора) и выполните их правильно, то этого будет вполне достаточно для того, чтобы получить положительную оценку. Материал для разных видов разбора (слова и предложения) может быть отобран учителем, или вы сами можете выбрать его из текста и произвести разные виды разбора. 3 Критерии подбора текста («Вестник образования» №4 - 2006г) (количество в образце)

- Объем- 110 слов;

- количество орфограмм (49 в примерном тексте);

- вариативность - 16 видов;

- пропуск всех знаков препинания, кроме авторских (-24 знака);

- вариативность знаков - 8 видов.

 

Памятка для учителя русского языка, члена ТППЭК в 9 классе, по проверке экзаменационной работы по русскому языку по новой форме

В 2007-2008 учебном году.

Приемы сжатия текста:

1.Содержательные:

· Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной, второстепенной информации;

· Свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

2.Языковые приемы:

1. Замены:

· Замена однородных членов обобщающим наименованием;

· Замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

· Замена предложения или его части указательным местоимением;

· Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

· Замена сложноподчиненного предложения простым.

2. Исключения:

· Исключение повторов;

· Исключение фрагмента предложения;

· Исключение одного или нескольких синонимов.

3. Слияния:

· Слияние нескольких предложений в одно;

Типичные ошибки в абзацном членении:

1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.

2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения: вступление, основную часть, заключение – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.

3. Необоснованное выделение предложения из состава смысловой части.

4. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7