Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Истоки Месопотамской цивилизации




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В VII-V тыс. до н.э. Месопотамия становится местом формирования нескольких крупных земледельческо-скотоводческих племенных образований.

В ранненеолитическом поселении Джармо на севере Месопотамии (VII-VI тыс. до н.э.) люди жили в примитивных домах, построенных из глины и тростника на каменном основании, которые часто реставрировались или перестраивались. Постоянное население состояло из около 150 чел. Орудия труда преимущественно каменные. На позднем этапе появляется много инструментов из кости, в частности, иглы, пуговицы и ложки.

На раннем этапе для жидкостей жители использовали плетеные корзины, обработанные смолой местного происхождения. Позже появляется керамика, самая ранняя на Ближнем Востоке, очень простая, ручной работы, с толстыми стенками. Кроме посуды из глины изготавливали зооморфные и антропоморфные фигурки, в том числе, изображения беременной женщины, предположительно, Богини-матери.

Использовали каменные серпы и другие земледельческие орудия, а также гравированные мраморные ящики для хранения урожая. Выращивали одомашненную пшеницу, ячмень, бобовые, а также собирали дикорастущие желуди, фисташки и злаки, употреблявшиеся в пищу и на корм скоту: козам, овцам и собакам. В последние годы существования селения разводили также свиней.



Хассунская культура, возникшая в предгорьях северо-западной Месопотамии в VI тыс. до н.э., характеризуется многокомнатными глинобитными постройками с плоской крышей, появлением металлических изделий и орнаментированной глиняной посуды. Обязательной принадлежностью каждого дома являлась обжигательная или металлургическая печь, иногда в виде довольно массивного сооружения. Полы и стены в домах покрывались циновками из камыша.

Жители Хассуны жили в небольших посёлках площадью 1-3 гектара. Населенность даже самых крупных поселений Хассуны не превышала нескольких сотен человек.

О сельскохозяйственном образе жизни свидетельствуют топоры, серпы, мельничные камни, закрома, печи для выпечки и многочисленные кости одомашненных животных. Женские статуэтки являются предметами культа, а погребения в глиняных ящиках вместе с пищей говорят о наличии веры в загробную жизнь.

Халафская культура в северной Месопотамии (V тыс. до н.э.) характеризуется глинобитными круглоплановыми домами, керамикой с монохромной, а затем и полихромной росписью, глиняными фигурками полных сидящих женщин. Специфика халафского зодчества – преобладание круглых строений, иногда на каменном фундаменте с примыкающими к ним прямоугольными помещениями. Тонкостенная халафская глиняная посуда украшалась разноцветным геометрическим и растительным узором, а также изображениями пятнистых барсов, оленей, птиц, рыб, змей. Впервые появляется техника глазури. Судя по всему у халафцев ремесло уже отделилось от земледелия, и появилась самая примитивная меновая торговля.

Основой хозяйства были земледелие и скотоводство. Земледелие основывалось на природных осадках, ирригация не использовалась. Выращивали эммер (сорт пшеницы), ячмень и лён. Держали коров, овец и коз. Найдены каменные зернотёрки, ступки, серпы, обгоревшие зёрна разных видов пшеницы, ячменя, кости домашних животных (коровы, овцы, козы, собаки и др.). Многочисленны орудия из кости.

Обнаружены антропоморфные и зооморфные глиняные фигурки, отдельные медные предметы (в том числе печать). Но медь для изготовления орудий не использовалась.

Погребения — трупоположения в катакомбах и ямах, трупосожжения. Мертвых хоронили вместе с дарами, среди которых были глиняные женские фигурки и букрании (изображения быков).

В середине V тыс. до н.э. сложилась Убейдская культура, которая широко распространилась в Южном Двуречье. Основным занятием убейдцев было сельское хозяйство. Они уже начали сооружать большие и сложные системы искусственного орошения, включая каналы и водохранилища. Активно шел процесс специализации производств. Возводились не только утилитарные постройки, но и монументальные и культовые строения. Вероятно, выделились ремесленники, торговцы, жрецы. Для данной культуры характерны монохромная расписная, большей частью с геометрическим рисунком, керамика, вылепленная от руки, иногда в форме животных; незначительное количество медной посуды, печати-штампы, серпы с кремневыми вкладышами, культовые статуэтки стоящих женщин с головами фантастических существ и так далее.

Убейдская культура стала прологом шумерской цивилизации.

Шумерская цивилизация

Основы цивилизации в Месопотамии заложили шумеры. Где находилась их прародинане ясно. Они говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено. В антропологическом плане они принадлежали кавказско-средиземноморской разновидности европеоидной расы.

Со второй половины IV тыс. до н.э. шумеры переходят в цивилизованное состояние, что нашло свое выражение в Урукской культуре (2-я пол. IV-III тыс. до н.э). Уже к исходу IV тыс. до н.э. большие поселения превращаются здесь в города-государства. Каждый такой город (а их насчитывалось более 20) имел свой храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни зиккурата, дворец правителя и глинобитные жилые постройки, причем во многих жилых домах была канализация. Города Шумера строились на холмах и были окружены стенами. Они делились на отдельные поселки, из соединения которых и появились эти города. В центре каждого поселка находился храм местного бога. Бог главного поселка считался господином всего города. В каждом из таких городов-государств жило от 20 до 40-50 тыс. человек.

В IV тыс. до н.э. город Урук являлся самым крупным городом Месопотамии. Он занимал площадь примерно 7,5 кв. км., треть которой была под городом, треть занимала пальмовая роща, а на остальной площади располагались кирпичные карьеры. Обжитая территория Урука составляла 45 га. В области подвластной Уруку находилось более 100 сельских поселений.

Материальная культура урукского периода развивалась далеко не всегда прямолинейно. В гончарном производстве исчезла высокохудожественная керамика. Этот регресс был связан с массовым выпуском глиняных изделий, изготовляемых с помощью гончарного круга.

Шумеры в различных местах долины занимались осушением болотистой почвы и использовали воды Евфрата, а затем и Тигра для создания ирригационного земледелия. Создание целой системы каналов и регулярное орошение полей, в сочетании с продуманной агротехникой были важнейшим достижением Урукского периода.

В городских центрах набирало силу ремесло, стремительно специализировавшееся. Появились строители, металлурги, гравировщики, кузнецы. В особое производство выделилось ювелирное дело. Помимо различных украшений изготовляли культовые фигурки и амулеты в виде разнообразных животных: быков, овец, львов, птиц. Уже в первой половине III тыс. до н.э. шумеры стали привозить золото, серебро, медь, свинец из соседних областей. Шла оживленная международная торговля в виде бартерных сделок или обменов дарами. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу они получали также дерево и камень.

Жизнь шумерского общества складывалась вокруг храмов, которые имели важное общественное и экономическое значение. В них концентрировались значительные материальные ценности. Около 3000 г. до н.э. храмовые хозяйства стали настолько сложными, что понадобился их учет, что повлекло за собой изобретение письменности на рубеже IV-III тыс. до н.э. Первоначально она имела характер пиктографии, т.е. рисуночного письма. Рисовали на сырых глиняных табличках углом заостренной тростниковой палочки. Затем табличке путем высушивания или обжига придавалась твердость. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связанное с этим предметом. Постепенно знаки теряли свою конкретность, и со временем превратились в комбинацию клиновидных черточек. Такое письмо получило название клинопись. Будучи воспринятой многими соседями шумеров, клинопись иногда называют латиницей Древнего Востока.

После недолгого периода объединения в середине III тыс. до н.э.большей части Месопотамии в рамках единого государственного организма, известного под именем «III династии Ура», наступил период политической раздробленности, который длился свыше двух столетий. В такой обстановке выдвинулся и постепенно добился преобладания город Вавилон.

Выгодно расположенный в месте, где сближаются русла Тигра и Евфрата и скрещиваются важнейшие речные и караванные торговые пути, Вавилон приобрел большое политическое и культурное значение, сохранявшееся на протяжении полутора тысяч лет.

Несмотря на ведущую роль Вавилона, Месопотамия по-прежнему оставалась страной множества городов. Обычно город этого периода занимал площадь от 2 до 4 кв. км и насчитывал несколько десятков тысяч жителей. Внешне любой месопотамский город отражал сложившийся при шумерах градостроительный стандарт. В центре, как правило, помещался храмовый комплекс с зиккуратом, храмами бога-покровителя нома и других божеств. Здесь же находился дворец правителя. Остальную часть города занимали дома горожан. Их размеры колебались обычно от 35 до 70 кв.м. Они образовывали узкие улицы, не более 2 м шириной. Наверное, вид у этих улиц был достаточно мрачный, т. к. фасады домов представляли собой сплошные глиняные стены без окон и каких-либо украшений. В Вавилоне времен Навуходоносора в дом приходилось спускаться по ступенькам – уровень улиц быстро повышался из-за выбрасываемых на них строительных и бытовых отходов. Входную дверь красили в красный цвет для защиты от злых духов. В богатых домах имелись встроенные туалеты и глиняные ванны, врытые в землю. Кухонный очаг был сложен из кирпича и не имел дымохода, поэтому печь для изготовления хлеба старались выносить во двор. Лишь изредка встречаются 2-этажные дома. Хижины бедняков были предельно просты - остов из стеблей тростника покрытый сверху циновками.

Кроме городов существовали и небольшие сельские поселения, население которых составляло от пятидесяти до нескольких сот человек. Жители этих поселений работали на полях. Они возделывали ячмень, реже пшеницу, выращивали лук, бобовые, финики.

Сельское хозяйство Вавилонии базировалось исключительно на орошении, основы которого были заложены шумерами в конце IV – начале III тыс. до н.э. От рек были отведены многочисленные каналы. Уровень воды в них регулировался плотинами, каждый год приходилось укреплять дамбы и расчищать каналы. Самой большой проблемой вавилонского земледелия было засоление почвы. В жаркое время года содержащаяся в речной воде соль оседала на полях, а сильные дожди, способные ее вымыть, были весьма редки. Поэтому с течением времени плодородие земли понижалось. При 0,5% содержания соли в почве нельзя возделывать пшеницу, при 1,5% – ячмень, а при 2% перестают расти даже финиковые пальмы. В старовавилонский период пшеницу сеяли уже редко, а средний урожай ячменя составлял 12 центнеров с гектара. Ряд ученых даже связывает упадок шумерских городов с кризисом сельского хозяйства.

В нововавилонский период крестьянам удавалось получать со своих полей неплохие урожаи за счет того, что каждый третий год поля оставляли незасеянными и собирали один урожай в год. Зерно хранили в высоких цилиндрических башнях и доставали через отверстие внизу. Волов использовали как тягловую силу и очень редко резали на мясо. Большое значение имели козы и овцы, от них получали шерсть, молоко, кожу. Интересно, что до середины II тыс. до н.э. шерсть не стригли, а выщипывали. Для перевозки грузов использовали ослов. Стада лошадей появляются в касситский период, в I тыс. до н.э. их стали применять в боевых колесницах.

На исходе VI века до н.э. Вавилон пал под ударом персов, а сама Вавилония была присоединена к могущественной Персидской державе, навсегда утратив свою независимость.

У Месопотамской цивилизации не было непосредственных преемников, хотя ее достижениями и ученостью воспользовались многие цивилизации мира. Культура, созданная шумерами, сохраненная и обогащенная аккадцами и вавилонянами, продолжает жить и в наше время. Месопотамскую цивилизацию открыли арабы в средневековье, а затем и европейцы в эпоху Возрождения и особенно в эпоху Просвещения.

 




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7