Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рождение Древнегреческой цивилизации



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Рождение Древнегреческой цивилизации 0.00 из 5.00 0 оценок




Архаический период (VIII-VII вв. до н.э.) Только с конца VIII века до н.э. греческое население Балканского полуострова, островов Эгейского моря и Малой Азии вновь вступает в стадию развитой цивилизации. Это связано с развитием технологической базы и экономики в условиях перехода Греции к железному веку. Появление железа позволило более успешно обрабатывать земли, заниматься вырубкой лесов, строительством дорог и мостов. Оно революционизировало ряд ремесел: кузнечное, оружейное, столярное, кораблестроительное. К VII веку до н.э. греческая культура уже приобретает вполне узнаваемые очертания: возникают города-государства (полисы), складывается общегреческий рынок, чеканится монета. На основе финикийского алфавита создается греческая письменность.

Особенно бурное развитие приобретает храмовая архитектура. Если в гомеровский период изображения богов ставились в священных рощах под деревьями, то к VII веку возникает необходимость в храмах. В эпоху архаики основным строительным материалом становится камень – сначала известняк, а затем мрамор. Здания не только становятся более прочными, чем деревянные, но и выглядят величественнее. Однако, несмотря на повсеместную смену материала, внешний вид в целом остается прежним, как и в деревянной архитектуре. Это впечатление усиливала и техника раскраски каменных зданий.

Наиболее прочными были постройки культового характера, многие из которых дошли до нашего времени. Значительно хуже сохранились различные административные и общественные здания: залы для собраний, гостиницы, театры. Жилые постройки архаической эпохи были невзрачными, чаще всего сырцовыми или деревянными, и практически совсем не оставили после себя следов.

Классический период (VI-V вв. до н.э.) – время наивысшего расцвета древнегреческой культуры и искусства. Греческие города, победившие персов, объединяются в середине V века до н.э. под эгидой Афин, куда со всей Греции съезжаются виднейшие архитекторы, скульпторы, художники. Разрушенные персами Афины отстраиваются общественными зданиями, жилыми домами, площади и улицы украшаются статуями, на акрополе воздвигается ансамбль храмов. Характер этой классической ступени развития античного искусства заключается в сильном стремлении к обобщению, типизации. Как в архитектуре, так и в скульптуре этого периода главной задачей считалось создание идеального произведения, соразмерного и эстетически совершенного.

В архитектуре позднеклассического периода V века все заметнее становятся крайности: громадные храм Артемиды Эфесской, Мавзолей в Галикарнассе и небольшие постройки с декоративным оформлением. Заметно увлечение зодчих различными планами: квадратными, круглыми, прямоугольными. Отход от классического канона становится повсеместным и пронизывает практически все уровни материальной культуры, от монументальной скульптуры до мелкой пластики.

Эти тенденции находят свое дальнейшее развитие в эллинистический период (IV в. до н.э – V в.). Он начинается с завоеваний Александра Македонского и заканчивается, как и весь период Античности, с захватом Рима варварами. Империя Александра охватывала весь Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малую Азию, Египет, всю Переднюю Азию, южные районы Средней Азии и часть Центральной Азии – до нижнего течения Инда. Хотя империя Александра просуществовала недолго и распалась после его смерти, но сам факт ее существования оказал сильнейшее воздействие на все последующее развитие культуры.

Бурное развитие зодчества в эллинистическую эпоху связано во многом со стремлением правителей прославить мощь своих монархий в архитектурных памятниках, созданием больших городов в отдаленных районах античной периферии, которых достигали греческие воины. Огромное количество таких городов возникло в различных частях античного мира. Назывались они чаще всего по имени воздвигавших их монархов – Александриями, Селевкиями, Антиохиями. В последние годы царствования Александра Македонского, по его приказу было создано около семидесяти городов, а после его смерти диадохом Селевком – семьдесят пять новых. Поэтому у строителей и архитекторов не было недостатка в работе. Выбор места для основания городов исключал случайные факторы и учитывал как природные условия (близость морской гавани, реки, плодородных земель), так и характер торговых и стратегических путей. Принципы целесообразности, всегда ставившиеся на первое место, исключали порой даже заманчивые перспективы грандиозности вида или внешней красоты будущего города. Так, Александр Македонский отверг восхитившее его вначале предложение архитектора Дейнократа создать из горы Афон фигурное изваяние с огромным городом на ладони левой руки, когда узнал, что вблизи этого места нет плодородных почв.

Характер планировки эллинистических городов отличался строгой упорядоченностью. Прямизна широких (от 4 до 10 м) улиц, пересечение их под прямым углом, расположение в центре наиболее важных общественных и культовых зданий – все это было свойственно большинству новых городов, даже если они возникали на сложных по рельефу участках. Особенно процветали в эллинистическую эпоху города в Малой Азии и на островах Эгейского моря, служившие центрами оживленной торговли Востока и Запада, средоточием многих ремесел и производств, крупными очагами культуры и искусства.

Строительные материалы использовались в основном те же, что и в классическую эпоху – мрамор, известняк, дерево, сырцовые кирпичи, несколько чаще привлекался обожженный кирпич. Инженерно-строительная сущность сооружения постепенно начинала отодвигать на второй план его архитектурно-художественную сторону. Постепенно утрачивались цельность и органичность содержания, свойственные классическим произведениям. Наметилась тенденция к смешению различных архитектурных канонов и их элементов.

Особенно много сооружалось в эти века гражданских зданий общественного и хозяйственного назначения. Известные архитекторы начинают возводить такие чисто утилитарные сооружения как арсеналы, подземные водосборные цистерны, морские гавани, доки, волнорезы, маяки и другие сооружения, необходимые для жизни огромных эллинистических городов.

Среди ремесленных изделий широкое распространение получили стеклянные чаши. В Александрии изготовлялись очень дорогие кубки с двойными стеклянными стенками, между которыми вставлялись тончайшие узоры из золотой фольги.

В годы эллинизма обычным явлением стала декоративная скульптура, украшавшая огромные сады и парки, возникшие вокруг дворцов эллинистических правителей. Причем в отличие от классического периода, мастера эллинистической эпохи не ограничивали себя какими-либо эстетическими соображениями и показывали человека то младенцем, то дряхлым стариком. Появляется как самостоятельный жанр скульптурный портрет, не только точно воспроизводивший черты человеческого лица, но и передававший его характер, его чувства.

Эллинистическая материальная культура оказала огромное влияние не только на характер во многом дочерней римской культуры, но и было основой дальнейшего культурного развития в таких областях Средиземноморья, как Египет, Сирия, Малая Азия, Балканский полуостров.

 



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Рождение Древнегреческой цивилизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рождение Древнегреческой цивилизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)