Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО СВЕТА



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО СВЕТА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

К моменту появления первых европейцев в Новом Свете, этот огромный континент был населен множеством индейских племен и народностей, находившихся на разных уровнях развития. Большинство из них были охотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами, лишь в двух сравнительно небольших областях – в Мезоамерике и Перу – находились высокоразвитые индейские цивилизации. В науке эта территория получила название Срединная Америка или Зона высоких цивилизаций. Приход европейских завоевателей насильственно прервал самостоятельное развитие аборигенного населения этих областей.

Новый Свет представляет собой уникальное явление, поскольку процесс развития местной культуры происходил в целом самостоятельно, начиная от эпохи позднего палеолита (30–20 тыс. лет назад). В Новом Свете прослеживаются почти все основные стадии древней истории человечества. Причем индейские цивилизации Нового Света сумели достичь своего расцвета без важнейших технических достижений известных Старому Свету, к которым относились выплавка железа, разведение домашних животных (особенно тягловых и вьючных), колесный транспорт, гончарный круг, плужное земледелие, арка в архитектуре и т.д.

МЕЗОАМЕРИКА

Ольмеки

Первой развитой цивилизацией Мезоамерики считается культура «ольмеков» на южном побережье Мексиканского залива. Здесь, на болотистой безлесной равнине, кишащей пресмыкающимися и кровососущими насекомыми, во 2 или 3-ем тысячелетии до н.э. возникает самобытная цивилизация, просуществовавшая до рубежа новой эры. Основу ее хозяйства составляло возделывание маиса, фасоли, тыквы, перца и других овощей. Жаркий и очень влажный климат позволял собирать до 3-х урожаев этих культур в год.

До сих пор нет ясности по поводу этнической принадлежности носителей этой культуры; основных этапов ее развития; точной хронологии и материальных признаков этих этапов. Неизвестна и общая территория распространения этой культуры, ее социально-политическая организация. На настоящее время обнаружено около 10 ритуально-административных центров этой культуры, позволяющие в общих чертах реконструировать ее материальный облик.

Ольмекскую культуру характеризуют: упорядоченная городская планировка с прямоугольной главной площадью и общей направленностью по линии юг-север; многочисленные искусственные платформы и пирамиды с храмами наверху; монументальная скульптура, включающая алтари, стелы, статуи; расписная керамика и предметы мелкой пластики со специфическим орнаментом и сюжетами; зачатки иероглифической письменности и научных знаний в области математики, астрономии (солнечный календарь), медицины (формование черепов и их трепанация); единая традиция захоронений (оставление умершего в пределах жилого пространства или в непосредственной близости от него); а также особая религиозно-идеологическая концепция, в рамках которой сочетались культ предков (с массовыми человеческими жертвоприношениями и ритуальной игрой в мяч), сакрализация северного направления и культ ягуара. Важно отметить, что в последующем эти признаки стали общими типологическими признаками для всех высокоразвитых мезоамериканских и, даже, отчасти, перуанских культур. Т.е. ольмекскую культуру можно назвать материнской по отношению к другим мезоамериканским культурам.

Отличительным признаком собственно ольмекской культуры являются гигантские каменные антропоморфные головы в шлемах (изображающих по разным версиям местных правителей, либо игроков в мяч), до 20 т весом. Для «ольмекского» стиля искусства характерна низкорельефная резьба по базальту и нефриту. Основным мотивом ее была фигура плачущего ребенка с чертами ягуара.

К рубежу новой эры ольмекская цивилизация приходит в упадок и исчезает, но ее культурные достижения сохраняются и развиваются рядом цивилизаций-преемников.

Теотихуакан

Одним из преемников ольмекской культуры стала цивилизация, сложившаяся у города Теотихуакан (50 км от современного Мехико). Она возникла около 300-го года до н.э., но стала заметной лишь с рубежа новой эры.

В III-VI вв. н.э. – в момент наивысшего расцвета этой культуры – общая территория города составляла около 20 км2, а население – от 60 до 120 тыс. человек. Основное ритуально-административное ядро Теотихуакана, сложившееся уже к I в. н.э., было тщательно спланировано вокруг двух пересекающихся под прямым углом и ориентированных по странам света широких улиц: одна 5 км, другая 4 км. Здесь же находились два крупнейших архитектурных памятника этой культуры – Пирамида Луны (высота 42 м), сложенная из сырцового кирпича и облицованная нетесаным вулканическим камнем, и ее точная, но увеличенная, копия – Пирамида Солнца (64,5 м), пятиступенчатое сооружение с плоской вершиной, и храмом наверху. В южной части города выделяется храм в честь бога Кецалькоатля – Пернатого Змея, покровителя культуры и знаний, бога воздуха и ветра, одного из главных божеств местного пантеона. Само здание храма полностью разрушено, но сохранилось его пирамидальное основание, состоящее из шести каменных платформ, поставленных друг на друга.

Этот ритуально-административный центр Теотихуакана был окружен жилыми кварталами в виде скоплений домов-блоков (длиной до 60 м), спланированных по странам света вдоль правильной сети узких прямых улиц. Каждый блок состоял из жилых, хозяйственных и подсобных помещений, разбитых вокруг прямоугольных внутренних двориков. Это – одноэтажные, с плоскими крышами постройки, сделанные из сырцового кирпича, камня и дерева. Они обычно сконцентрированы в более крупные единицы – «кварталы», а те в свою очередь – в четыре больших «района». Теотихуакан был крупнейшим в Мезоамерике центром культуры, ремесла и торговли. Несомненно, что культурное, экономическое (и, вероятно, политическое) влияние города в период его наивысшего расцвета распространялось на большую часть Мезоамерики.

Как и для ольмеков, для теотихуаканской культуры характерны захоронения под полом или в нишах стен жилищ, массовые человеческие жертвоприношения и практика прижизненных трепанаций черепа.

В конце VII в. н.э. огромный город внезапно гибнет, уничтоженный гигантским пожаром. Причины этой катастрофы до сих пор остаются невыясненными. Считается, что это могло быть следствием одного из набегов северных варварских племен (возможно тольтеков). После этого страшного разгрома город так и не оправился, а место Теотихуакана занимают другие цивилизации.

Сапотеки и миштеки

Цивилизация сапотеков и пришедших им на смену миштеков возникла в 1 тыс. до н.э. в горной части южной Мексики и просуществовала около двух тысячелетий. Эта культура в значительной степени была синхронна культуре ольмеков и очень на нее похожа. Такая же четко упорядоченная городская планировка (с тем лишь отличием, что центральная площадь города плотно застраивалась пирамидальными храмами и дворцами), такие же погребальные традиции, культ ягуара и т.д. К особенностям этой культуры можно отнести культ человеческих черепов. Они очищались, просверливались и, возможно, предназначались для ношения на шее. Были ли это убитые в бою враги, или предки, достоверно не известно. Кроме того массовый характер у них приобретает практика прижизненных трепанаций черепов. В частности довольно часты находки жертв неудачных медицинских экспериментов, как правило низкого социального статуса.

Еще одной из особенностей данной культуры, отличающей ее от большинства мезоамериканских культур, но сближающей с перуанскими, является сложная ирригационная система, состоящая из сети плотин и каналов, позволяющих в условиях гористой местности обеспечить водой террасное земледелие.

Крупнейшим городом этой культуры стал возникший в середине 1 тыс. до н.э. ритуально-административный центр Монте-Альбан. В период расцвета его площадь составляла около 40 км2, с населением около 25 тысяч человек. В середине 1 тыс. до н.э. у сапотеков появляется иероглифическая письменность, которая до сих пор не дешифрована. После прихода к власти миштеков она была заменена пиктографией.

В отличие от своих предшественников сапотеки были знакомы с металлами, они знали золото, а также медь и ее сплавы.

Майя

Наиболее развитой в культурном отношении среди всех прочих мезоамериканских цивилизаций стала цивилизация майя. Она появляется на рубеже 2-1 тыс. до н.э., с середины 1 тыс. до н.э. у майя появляются первые городские центры с монументальной архитектурой, а уже в начале новой эры ими был изобретен точный солнечный календарь (возможно перенятый у ольмеков) и создана единственная в Америке развитая иероглифическая письменность; они использовали в математике понятие нуля, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения. Высокого развития достигли архитектура, скульптура и живопись.

Как и в других мезоамериканских культурах ритуальная, храмовая зона городов майя располагалось на естественном или искусственно созданном возвышении. Пирамидальные храмы, считавшиеся ранее святилищами важнейших богов, а сама пирамида – лишь каменным постаментом для храма, оказались у майя местом пышных погребений царей и членов правящих династий. Вокруг храмовой зоны находились дворцы жречества и знати. Обычно это были монументальные дворцы из камня и извести в один-пять этажей, расположенные на террасах и платформах, фасадом ориентированные на восток. Внутренние помещения дворцов были сравнительно узки и невелики по размерам. Единственным источником света в комнатах служили узкие дверные проемы.

На периферии, у подножья холма располагались деревянные двух-, четырехкомнатные хижины простых горожан, крытые пальмовыми листьями. Все жилые дома стояли на невысоких (1–1,5 м) платформах, облицованных камнем. Обычно жилые и подсобные помещения образуют группы из 2–5 построек, расположенных вокруг открытого внутреннего дворика прямоугольной формы. Это – резиденция большой патриархальной семьи. Группы жилых построек обычно объединялись в более крупные единицы – наподобие городских кварталов.

Между городами были проложены широкие, вымощенные камнем дороги. В среднем дороги имели ширину 10 м и протяженность около 100 км, были приподняты над местностью на 0,5-2.5 м и представляли собой прямую линию.

В течение многих столетий на территории культуры майя существовали многолюдные государства и города (с населением в 50-70 тыс. человек). Но в IX–X вв. период расцвета закончился внезапным упадком. Города на юге страны были заброшены, население резко сократилось, а тропическая растительность очень быстро покрыла эту территорию.

После X в. развитие остатков культуры майя продолжилось на севере – на п-ове Юкатан – и на юге – в горах Гватемалы. Испанцы застали там свыше двух десятков небольших постоянно враждующих между собой индейских государств.

Ацтеки

В начале XIV в. в Центральной Мексике в результате слияния завоевателей-варваров (тольтеков) и остатков теотихуаканской цивилизации возникает могущественное государство ацтеков. Столица нового государства – Теночтитлан – была основана на островах оз. Тескоко.

Ацтеки вели воинственный образ жизни и к моменту прихода испанцев в начале XVI в. империя ацтеков охватывала огромную территорию – около 200 тыс. км2 – с населением 5-6 млн. человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. Столица империи – Теночтитлан – со временем превратилась в огромный город, площадь которого составляла около 10 км2, а количество жителей, по разным оценкам, достигало 120–300 тыс. человек.

С материком этот островной город был связан тремя большими каменными дорогами-дамбами. Подобно Венеции, Теночтитлан был прорезан правильной сетью каналов и улиц. Ядро города образовывал его ритуально-административный центр: обнесенная стенами площадь со сторонами в 400 м, внутри которой находились главные городские храмы, жилища жрецов, школы. Рядом располагались дворцы ацтекских правителей. Вокруг центра теснились жилые кварталы, населенные торговцами, ремесленниками, земледельцами, чиновниками, воинами. Практически все эти постройки были разломаны испанцами при постройке новой столицы – города Мехико. А значительная часть самих ацтеков (как и других индейских народов Центральной Америки) погибла от привезенной испанцами оспы.

ПЕРУ

Уже во II тыс. до н.э. в разных областях Перу возникает несколько самобытных и достаточно развитых цивилизаций.

 

Первой из наиболее развитых стала культура Чавин, процветавшая на восточных склонах Анд с 1400 г. до 200 г. до н.э. Она была синхронна с «ольмекскими» памятниками Мезоамерики и близка им по характеру (культ ягуара, каменные пирамидальные храмы, расписная керамика, монументальная скульптура).

Найдено несколько довольно крупных городских центров этой культуры. Ее предположительный центр, город Чавин, имел огромную четырехугольную площадь, которая со всех сторон была окружена особыми платформами. Сама площадь была как бы опущена вниз между этими платформами. На западной платформе сохранились остатки большой ступенчатой пирамиды.

Экономическую основу культуры Чавин составляло развитое земледелие (картофель, фасоль) и скотоводство (разведение лам на мясо и шерсть). С возникновением чавинской культуры во всех областях Перу, где благоприятствовали климатические условия, стали выращивать кукурузу. Предполагается, что пришедшие под знаком ягуара чавинцы вместе с новой религией и новым изобразительным стилем привнесли также кукурузу или, по крайней мере, новые ее сорта.

Чавинцы впервые в доколумбовой Америке начали строить оросительные системы и сложные гидротехнические сооружения. В одной из долин ими была сооружена гигантская плотина (у основания 24 метра); она задерживала до наступления засухи воду, поступавшую в искусственное водохранилище по двум каналам, один из которых имел в длину ок. 20 километров. Эту плотину дополняли дамбы и водоспуски, защищавшие посевы от разлива весенних вод в период, когда в Андах тает снег. Эта сложная оросительная система позднее была значительно расширена гидротехниками культуры Мочика и функционирует по сей день.

Чавинцы знали и металлы – золото, серебро и их сплавы.

 

Следующая по времени высокоразвитая культура, возникшая после Чавина, появилась на южном побережье Перу. Она получила название Паракас по местонахождению на одноименном полуострове. Время ее существования – от 700 г. до н.э. до 100 г. до н.э.

 В начале ХХ века рыбаки случайно нашли на п-ове Паракас подземные склепы, в которых были обнаружены десятки мумий в сидячем положении, завернутые в раскрашенные ткани. Культура Паракас, по всей видимости, существовала в этой части Перу не менее 500 лет и в своей ранней фазе находилась под значительным влиянием Чавина и его художественного стиля. На древнейших паракасских тканях и керамике часто обнаруживались изображения ягуара, культ которого господствовал в Чавине.

Культура паракас, чьи предметы материальной культуры дошли до нас лишь в качестве содержимого паракасского некрополя, прославилась своими уникальными тканями с многоцветным орнаментом, сохранившим свои яркие краски спустя тысячелетия.

Еще одной яркой чертой этой культуры являются традиции прижизненной деформации черепов, а также многочисленные случаи их трепанирования с медицинскими или культовыми целями.

 

Преемницей Паракаса стала культура Наска, просуществовавшая со II в. до н.э. по VI век н.э. Крупнейшие центры Наска отчасти занимают те же территории, на которых располагались паракасские некрополи. Эта культура унаследовала также определенные стилистические и иконографические мотивы паракассцев (есть версия, что Паракасская культура – это начальный этап культуры Наска). Прежде всего, это культ ягуароподобного существа, традиция изготовления двойных сосудов с общей ручкой и, кроме того, практика черепных трепанаций.

Сохранилось мало каменных строений Наска. Все они расположены в долинах рек, пересекающих прибрежную полосу пустынь. Первым из обнаруженных и самым крупным был воздвигнутый в долине реки Наска город Кауачи. Здесь было обнаружено шесть пирамидальных холмов – то есть к естественным холмам были пристроены террасы из сырцового кирпича. К этим пирамидам примыкали дворы и постройки. В центре поселения возвышался так называемый Большой храм. Он также возник на естественном, по подправленном плоском холме, превратившемся в 20-метровую ступенчатую пирамиду. В пределах этого культового центра был обнаружен также необычный комплекс из 12 рядов деревянных столбов, установленных на низкой платформе из сырцового кирпича. Он даже получил наименование деревянного Стоунхенджа.

Как и чавинцы, насканцы использовали для орошения искусственные ирригационные системы. Их особенность была в том, что каналы были крытыми, во избежание большого испарения воды в зоне пустыни.

Однако наибольшую известность культуре Наска принесли ее гигантские наземные рисунки, ставшие сенсацией в конце 30-х годов ХХ столетия. В 50 километрах от Тихого океана на ровном плато начертаны тысячи линий различной длины и ширины, десятки спиралей, а также рисунки животных, птиц, рыб и других фигур. Причем наблюдение с поверхности земли или с небольших гор, окружающих плато, не давало о них четкого представления. Количество линий на плато достигает 13 тысяч. Длина их от нескольких десятков метров до десятков километров. Ширина – от 15-20 сантиметров до десятков метров. Технология нанесения линий на землю была простой: снимался верхний, более темный, слой каменистой почвы. Этого оказалось достаточно, чтобы линии были заметны. Предполагается, что с технологией нанесения рисунков могли быть как-то связаны вогнутые металлические зеркала тупу, находимые в насканских захоронениях.

Выдвигаются самые разные версии относительно смысла этих рисунков – от астрономического календаря до посадочных полос инопланетных звездолетов – но пока нет ни одной сколько-нибудь достоверной.

 

Практически одновременно с Наска, но несколько севернее, в начале новой эры возникает культура Мочика(Моче). Сосуды в форме скульптурных антропо- и зооморфных изображений позволили мочика представить не только яркую картину своей повседневной жизни, но и подробное изложение многих мифов. До наших дней дошло более 150 тысяч подобных сосудов. Их стилистическое совершенство позволяет считать их одним из величайших культурных достижений человечества.

Мочика были и великолепными строителями. Известны остатки двух гигантских пирамид (пирамиды Солнца и Луны); длина основания одной из них достигала 250 метров, а высота должна была достигать 140 метров (чуть ниже пирамиды Хеопса). Строили они и дороги до 10 м шириной, а также разветвленные сети оросительных каналов.

Основу хозяйства составляло возделывание кукурузы, фасоли и других овощей. Высокого развития достигло и металлопроизводство (знали золото, серебро, медь, латунь (томпак)).

 

Во II-IX вв. н.э. в горах Боливии и Южного Перу, на берегу озера Титикака, сформироваласьоригинальнаякультура Тиауанако. Эта культура названа по имени города, являвшегося центром могущественного государства Пукина. Основой города является храмовый комплекс, состоящий из ряда строений, возвышающихся на площадке со сторонами 500 на 1000 метров.

Одно из этих строений представляет собой пятнадцатиметровую многоступенчатую пирамиду. Другое – платформа площадью около 1,3 км2, поднятая на три метра над поверхностью земли и огражденная рядом четырехгранных каменных колонн. Именно здесь расположены знаменитые Ворота Солнца, ставшие визитной карточкой этой культуры.

Носители этой культуры стали создателями грандиозной ирригационной системы, использовавшей воду озера Титикака.

 

В XII-XIII вв. н.э. на перуанском нагорье возникает несколько государственных образований, крупнейшим из которых стало Чиму (преемница культуры Мочика), расположенное на севере данной области. Его столица Чан-Чан занимала площадь около 25 км2 и имела население от 25 до 50 тыс. человек. В центре города находилось десять огромных прямоугольников 400x200 м, огороженных стенами 12 м высотой, – дворцовые ансамбли местных правителей. Вокруг – постройки маленького размера, где жили чиновники, ремесленники и другие группы горожан. После смерти, правителя хоронили в его дворце со всеми богатствами, а преемник строил себе новое здание, похожее скорее на замок или крепость, чем на обычный дворец.

В Чиму была впервые в доколумбовой Америке открыта технология изготовления бронзы – из которой, как и из меди делались ножи, мотыги, наконечники для стрел и многое другое. Это государство вошло в историю и как создавшее самую длинную оборонительную стену в доколумбовой Америке – ее длина составляла 64 километра при высоте около трех метров и ширине пять метров. Эта уникальный американский аналог Великой Китайской стены.

В Чиму бытовала особая технология украшения керамических сосудов. Они не орнаментировались и не расписывались, но в процессе обжига к сосудам перекрывали доступ кислорода, в результате чего они приобретали глубокую черную окраску.

На рубеже XIV-XV вв. в горной зоне с большим числом почти изолированных друг от друга долин и рек одновременно возник целый ряд мелких враждующих между собой государств. Но лишь одно из них – государство инков в долине Куско, – обладая более совершенной организацией армии и аппарата власти и отличаясь воинственностью своих жителей, сумело сломить сопротивление соседей и стать господствующей силой в регионе. Это произошло всего лишь за столетие до прихода испанцев, в XV в. н.э. Когда в 1532 г. испанские конкистадоры ступили на перуанскую землю, вся страна, а также Эквадор, Боливия и Северное Чили уже входили в пределы гигантской империи инков, Тауантинсуйю (четыре стороны света). Общая протяженность Тауантинсуйю вдоль Тихоокеанского побережья составляла свыше 4300 км, а население – от 6 до 12 млн. человек.

Инков иногда называют «римлянами Нового Света» – в их империи царил железный порядок, а исполнительные и контролирующие функции осуществляла не только обученная армия, но и огромное количество чиновников. Это была самая развитая бюрократическая система во всей доколумбовой Америке. Рядовое население империи три месяца в году в порядке выполнения трудовой повинности должно было строить дороги, водоводы, крепости, рыть каналы, террасировать горные склоны. Налаженная инками система добычи золота, серебра и меди была позже использована испанскими конкистадорами. Жители вновь завоеванных земель насильственно перемещались из своих родных мест в отдаленные провинции.

В центре столицы империи, города Куско (дословно «пуп земли»), находилась главная площадь, считавшаяся центром города, а значит и всего мира. От нее в четыре стороны расходились дороги, связывавшие четыре провинции империи. Ко времени прихода испанцев на площади находилось три дворца. Два из них уже были превращены в святилища. Дело в том, что как и в Чиму, когда умирал верховный правитель, тело его бальзамировалось, а мумия оставлялась в его дворце. С этого момента дворец превращался в усыпальницу, а новый инка строил себе новый дворец.

Любая крупная империя для эффективности своего управления нуждается в быстром обмене информацией. Эту роль в империи инков выполняли пешие гонцы и т.н. «кипу» – узелковое письмо. Основой кипу являлась толстая веревка к которой привязывались веревочки потоньше. Их цвет, количество узлов и, возможно, способ их завязывания содержали определенную информацию. По-видимому, кипу служили главным образом для численных обозначений и являлись средством хранения и передачи статистических данных. Империя была связана обширной сетью мощенных камнем дорог, вдоль которых через определенные расстояния (около 3 км) стояли почтовые станции с помещениями для отдыха и склады с продуктами и необходимыми материалами. Благодаря правильно рассчитанным участкам и постоянной смене гонцов, сообщения могли быть переданы на расстояние до 350 километров в день.

Именно дороги стали главным достижением инков в сфере материальной культуры. Две главные дороги соединяли всю империю от края до края. Длина одной из них, бывшей до начала прошлого столетия, самым длинным шоссе в мире, составляла 5250 километров. Ширина дорог достигала 7-8 метров. Эти трассы, проложенные с севера на юг, соединялись между собой множеством более коротких поперечных дорог, образуя при этом гигантскую транспортную сеть.

 

Для всех южноамериканских культур характерно прежде всего то, что они возникли самостоятельно, одновременно или почти одновременно с классическими цивилизациями Мезоамерики, но без каких-либо заметных связей с ними. И хотя древние перуанцы не создали ни иероглифической письменности, ни сложного календаря, их технология в целом была совершеннее, чем у населения Мезоамерики. В то время, когда мезоамериканцы жили еще почти целиком в каменном веке, индейцы Перу и Боливии со II тыс. до н.э. знали металлургию, обрабатывали золото, серебро, медь и их сплавы и делали из них не только украшения и оружие, но и наконечники земледельческих орудий. Они изготовляли великолепную керамику с полихромной росписью. Высокой степени развития достигло ткачество и связанные с ним ремесла – изготовление одежды и гобеленов. Эти три важных компонента местной культуры – металлические изделия, керамика и ткани являются отличительным признаком всех древнеперуанских цивилизаций.

 




2019-12-29 220 Обсуждений (0)
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО СВЕТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО СВЕТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)