Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ



2019-12-29 278 Обсуждений (0)
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С точки зрения истории материальной культуры начало новейшего времени связывается с завершением промышленного переворота и переходом от ручного труда к машинной индустрии и датируется примерно второй третью XIX века. К этому времени в обществе происходят кардинальные демографические и социальные изменения; быстрый рост населения сопровождается его концентрацией в городах и промышленных центрах, а революционные изменения в промышленности, транспорте, энергетике затрагивает быт миллионов людей.

Возникают новые потребности, неизвестные ранее, новые понятия о необходимом и излишнем, об удобствах и роскоши. Урбанизация, развитие массового промышленного производства сокращают до минимума натуральное хозяйство и формируют новый тип личности – покупателя, потребителя массовой унифицированной продукции. Начинают производиться промышленным способом предметы обихода – мебель, посуда, орудия труда и развлечений и т.д. Быстро развивается выпуск готовых пищевых продуктов. Во второй половине столетия все больше распространяется т.н. конфекция – изготовление и продажа готовой одежды. Конфекция дала возможность организовать массовое производство тканей и упростить покрой одежды, что привело в целом к увеличению доступности новой одежды для широких слоев населения. В конце века появляются кафе самообслуживания и устанавливаются торговые автоматы.

Особенно существенное воздействие на повседневный быт человека оказал переворот в сфере транспорта и связи. Впрочем, на всем протяжении XIX века важную роль продолжал играть гужевой транспорт. Скорость передвижения таким способом не превышала нескольких десятков километров в сутки. Городской транспорт также был конным. Состоятельные городские семьи имели собственный экипаж или коляску. Обычные горожане пользовались услугами наемных извозчиков: кэбов в Англии, фиакров во Франции.

Долгое время рельсовый и паровой транспорт развивались параллельно. В XIX веке железные дороги получили широкое распространение в городах в качестве общественного пассажирского транспорта. Это были конки или конные трамваи. Вагоны были простые или двухэтажные (т.н. империал). В качестве городского транспорта также использовались безрельсовые многоместные кареты, ходившие по регулярным маршрутам – омнибусы. В 80-х гг. в некоторых городах были уже пущены трамваи на электрической тяге.

Хотя первые попытки использования парового транспорта были еще в XVIII веке, сколько-нибудь функциональными такие устройства могли стать только при объединении их с рельсовым путем. Уже в 30-х гг. начинается строительство железных дорог в большинстве развитых стран Европы и Америки. В середине века некоторые паровозы могли развивать скорость до 100 км в час. В это же время появляются закрытые товарные вагоны, а чуть позже – пассажирские. Во 2 половине века появляется новый вид городского рельсового транспорта – метро.

С начала XIX века развивается паровой водный транспорт. В 30-х гг. уже становятся возможными и трансконтинентальные рейсы, где паровой флот практически полностью вытесняет парусный.

Опыты аэроплавания на воздушных шарах, проводившиеся на протяжении всего XIX века привели к созданию управляемого дирижабля. Параллельно во многих странах ведутся работы над созданием летательных аппаратов тяжелее воздуха – планеров, самолетов, геликоптеров. Однако только с изобретением двигателя внутреннего сгорания такие проекты вышли на стадию практического воплощения.

В конце века на улицах крупных городов появляются автомобили, пока еще в роли скорее дорогой игрушки, нежели вида транспорта. Эра массовой автомобилизации началась на рубеже XX века.

Совершается переворот и в технике связи. Если в первой четверти XIX века используется оптический (семафорный) телеграф, то уже к 40–м гг. его полностью сменяет телеграф электрический. В 50-60-х гг. прокладываются подземные и подводные, в т.ч. трансконтинентальные, телеграфные кабели. Еще быстрее развивается телефон, появившийся в последней трети XIX века. Чуть позже появляется беспроволочный телеграф – радио, нашедший практическое применение в период первой мировой войны.

Перевороты в транспорте и в средствах связи резко изменили мир, разрушили информационные барьеры между странами и континентами, удешевляя и стимулируя миграцию, обеспечили повышенную мобильность населения. Это резко нивелирует региональные различия, приводит к массовому распространению предметов европейско-американской материальной культуры, унифицирует и упрощает культурное многообразие мира.

В XIX веке техническая революция начинает проникать и в быт. В середине века появляются керосиновые лампы, которые заменяют свечи. Газовое освещение улиц (на основе т.н. светильного газа – смеси водорода, метана и др. горючих газов), просуществовавшее до 70-х гг. заменяется электрическим. Создаются и средства разведения огня. Опасные фосфорные спички (на основе ядовитого белого фосфора, загоравшиеся от малейшего трения), производимые с 30-х гг. XIX века, с 50-х гг. заменяются безопасными – шведскими (на основе красного фосфора).

В городах прокладываются подземные коммуникации, во 2 половине столетия в дома проводятся холодная вода, газ, электричество. Создаются новые материалы, которые широко применяются в строительстве: металл, стекло, бетон и принципиально новый конструктивный материал – железобетон.

 

Первую половину ХХ века можно считать продолжением тенденций в развитии технических средств и других объектов материальной культуры, заложенных еще в XIX в. Самое широкое распространение приобретают средства транспорта и связи – автомобили, метро, авиация, телефон и радио, а также средства развлечения – кинематограф и портативные проигрыватели музыкальных пластинок – патефоны. В 30-х гг. появляется телевидение, технические и идейные основы которого были также заложены еще в XIX веке.

Качественно новый скачок в материальном оснащении жизни и быта (т.н. НТР) начался в 40-х гг. и справедливо связывается со Второй мировой войной и ее последствиями.

Во-первых, это открытие и использование ядерной энергии, сначала в военных, а затем и в мирных целях. Ядерная энергия явилась первой принципиально новой силой природы, которую человек освоил с того времени, как он научился добывать огонь. Видимо именно с этим связаны те трудности, которые сопутствуют использованию этого вида энергии.

Во-вторых, это ракетная техника и основанная на ней космонавтика. Вообще, принято считать, что ракеты появились в Китае, возможно, уже в XI веке. А как боевое оружие ракеты использовались в Китае, а также в странах Ислама и Европы еще в XIII веке. С тех пор их совершенствовали главным образом для фейерверков, пока в 1780 году индийцы, вооруженные ракетами (с дальностью действия около 1,6 километра), наголову не разгромили английскую колониальную армию в битве под Гунтуром. Интерес к ракетам как к оружию возрос. Англичане использовали ракеты в войне с Наполеоном, а в России уже в 30-х гг. XIX века боевые ракеты впервые были установлены на подводные лодки. Однако интерес к ракетам постепенно угасал. Они не выдержали конкуренции с новой нарезной артиллерией, так что на протяжении XIX века больших достижений в области ракетостроения не было.

Новый виток интереса к ракетам проявился в СССР и США в 20-30-е гг., связанный с появлением теоретической космонавтики. В конце второй мировой войны немцы стали использовать свои знаменитые ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2 в качестве оружия. Однако они были крайне неэффективны, поскольку были неуправляемы, а их траектории, в связи с отсутствием ЭВМ, не могли быть высчитаны сколько-нибудь точно. Послевоенное развитие ракетной техники в СССР и США уже базировалось на применении вычислительной техники и автоматизированных систем управления полетами. Только благодаря этому стали возможны полеты искусственных спутников Земли, а затем и пилотируемых полетов.

В-третьих, наверное самым очевидным следствием потребностей войны стало появление ЭВМ. Несмотря на то, что идейно и технически ЭВМ могли возникнуть уже 20-х гг. ХХ века, до второй мировой войны серьезных практических шагов по их созданию не предпринималось. Только в 1944 году Артиллерийское управление армии США субсидировало работу по созданию первой ламповой электронной вычислительной машины ENIAC. Она была построена в 1946 году и предназначалась главным образом для управления артиллерийским зенитным огнем. Однако скоро выяснилось, что ее можно использовать для всяких вычислений. Она осуществляла 5000 операций сложения в секунду и рассчитывала за 30 секунд баллистическую таблицу ведения огня, для чего ранее требовалось до 20 часов. Вес ее составлял около 30 т., а размещалась она на площади 170 кв.м. С этого времени наступила пора весьма быстрого прогресса благодаря применению более совершенной техники: транзисторы заменяли электронные лампы, внедрялась микроминиатюризация, разрабатывались более совершенные запоминающие устройства и т.д. Компьютеры становились все компактнее, производительнее, дешевле. В 90-х гг. они проникают не только в производственную и общественную практику, но и в повседневный быт. Немалую роль в популяризации персональных компьютеров сыграло появление Интернет.

Наиболее серьезным следствием послевоенного времени (а именно холодной войны) стало появление средств массовой информации (СМИ), приведшей к максимальной унификации духовной и материальной культур населения Земли, к появлению т.н. «массовой культуры».

Массовая культура резко отличается от прежних низовых форм культуры тем, что она опирается на достижения самой передовой технологии и во многом является их продуктом. В сфере массовой культуры (музыка, киноиндустрия, мода, пресса, телевидение и пр.) используются мощные потенциалы социологии, психологии, менеджмента, политологии и др. общественных, и антропологических дисциплин. Массовая культура по сути является результатом манипуляции сознанием больших масс людей, с использованием новейших достижений технологии и науки.

Конкретные средства массовой информации претерпели за ХХ век значительные изменения. Печатная пресса, являвшаяся во 2 половине XIX – первой половине XX века основным средством информационного воздействия, во второй половине несколько теряет свои ключевые позиции. В середине века серьезную конкуренцию печатной продукции составляют радио и кинематограф, а во второй половине XX века – телевидение. Именно телевидение с его изощренной технологией коммерческой рекламы во многом ответственно за культ вещизма и приобретательства, характеризующий современного человека, а также за унифицированность окружающих его предметов материальной культуры. Т.к. телевидение не только учит людей одинаково думать, совершать одинаковые поступки, но и приобретать одинаковые вещи.

Некоторый оптимизм внушает появление всемирной сети Интернет, хотя формально и являющейся средством массовой информации, но с эффектом скорее противоположным телевидению. Присущая сетевой жизни разнородность и принципиальная неконтролируемость в значительной степени противостоят нивелирующему воздействию телевидения и других средств массовой информации.

Глобальная компьютерная сеть появилась в результате секретного исследования, проводимого в 1969 году по заказу американского правительства. Целью исследования являлась выработка способов выживания ЭВМ во время ядерной войны. Результатом исследования и стало появление компьютерной сети, способной выжить даже при уничтожении значительной части своих элементов. Эксперимент оказался настолько удачным, что нашел свое применение в научных и правительственных учреждениях США, а с середины 70-х гг. и всего мира. С начала 90-х гг. с появлением гипертекста и новых графических браузеров возникает Интернет в его современном виде.

 



2019-12-29 278 Обсуждений (0)
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)