Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ



2019-12-29 167 Обсуждений (0)
ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Этика делового общения (ЭДО) – совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу, морально-нравственные нормы общения в деловой сфере.

Деловое общение людей регулирует профессиональная этика. Ее содержанием является кодексы поведения, которые предписывают определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, одобряющие или порицающие нормы поведения в той или иной социальной групп. Так же важны способы, методы, обоснования кодексов поведения применяемых в той или культуре.

ЭДО изучает:

1. отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

2. нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

3. особенности профессионального воспитания;

4. взаимоотношения внутри профессиональных коллективов;

5. специфические нормы, которые свойственны для этой профессии.

ЭДО посвящает свое внимание исследованию историко-культурной формы общения в деловой среде в зависимости от места производства, общественной формации, этноконфессиональных факторов, государственного устройства и т.д.

 

! Арго – профессиональный язык терминов. Какие арго характерны для нашей среды? (учеба, работа)

 

Эта дисциплина носит не только теоретический, но и прикладной характер. Ее целью является формирование у деловых людей соответствующих нравственных и психологических качеств.

Происхождение ЭДО как дисциплины следует выявить во взаимосвязи с другими науками:

1. Теория организации. Исследуют характер взаимодействия, взаимосвязи субъектов профессиональных организаций; исследуют корпоративную культуру, культуру организации как совокупность норм, ценностей, правил, запретов, моделей поведения, символов, имиджей, которые приняты в данной организации и способствуют формированию чувства сопричастности сотрудника этой организации к ней;

2. Социальная психология. Исследуют малые и большие социальные группы, феномен лидерства, типы лидерства, феномен власти;

3. Этнопсихология, этнокультурология. Изучают менталитеты этносов и народов, национальных особенностей деловой культуры;

4. Философия. Изучают вопросы морали, нравственности, философия хозяйственной деятельности, предпринимательской деятельности.

Этика является философской категорией.

Появление ЭДО явилось результатом создания научных этических учений.

Этические воззрения в древности:

Конфуций (551-479 г. до н.э.): обращает внимание на нравственные качества человека, который делает его приятным в общении: 1) чувство долга по отношению к другим людям; 2) выполнение установленных норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и правила в обществе – принцип гармонии "ВА"

Античные представления о труде и этике:

В Древней Греции физический труд по ценности и значимости на самой низшей ступени.

Сократ (469-339 г. до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей, как главном факторе их общения между собой. Сократ старался логически обосновать положение этики, понимание этики он рассматривал как основное условие нравственного совершенствования каждого человека.

Платон (427-347 г. до н.э.) считал, что общение между людьми должно строиться на основе доброжелателей: справедливость, благочестие, рассудительность, соблюдение нравственных норм. Он обратил внимание на способы ведения беседы, отразил тонкости диалога разных собеседников и показал зависимость мышления людей от характера и содержания их общения. Он полагал, что душа размышляет и разговаривает сама с собой. Тем самым Платон ставит вопрос о внутренней речи людей (один из важнейших аспектов в современной психологии). Так же он рассматривал осознанные и неосознанные мотивы поведения людей.

Аристотель (384-322 г. до н.э.) - наставник Александра Македонского. Он рассматривал человеческие способности как функции души и рассуждал о психологических чертах характера человека, о целесообразности поведения и деятельности человека.

Средние века:

В средние века меняется отношение к труду. Труд по-прежнему оставался деятельностью крестьян в то же время возникают первые профессионально-этические кодексы в Европейских городах. В условиях становления средневековых цехов в период ремесленного труда появляются первые кодексы (11-12 в.в.)

Начиная с 9-10 в.в. в Европе стала формироваться и складываться университетская культура, чьи традиции, этические нормы, профессиональные кодексы в той или иной мере до сих пор характерны для Европейских университетов.

В феодальных обществах религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. Вместе с тем в работах Фомы Аквинского появляются идеи о благородности труда.

Новое время:

Бенедикт Спиноза (1632-1677 г.г.) в работе "Этика" подчеркивал роль человеческой индивидуальности, которая характеризует прежде всего внутренний мир человека. Внутренний мир человека проявляется в аффектах – гнев, радость, любовь, сострадание, ненависть, ревность и т.д. Вместе с тем он указывал на причинную обусловленность человеческого поведения объективной необходимостью. Что однако не снимает с человека ответственность за его поступки.

Томас Гоббс (1588-1679 г.г.) и Джон Локк (1632-1704 г.г.) пытались доказать, что общественная мораль и мораль человека взаимосвязаны и определяются обстоятельствами жизни людей и их интересами на обусловленность морали людей их жизненным опытом указывал Вольтер (1694-1778 г.г.), он отмечал, что критериями нравственности поступков является их полезность для общества.

И. Кант (1724-1804 г.г.) создал учение о долге, как основании нравственности, а так же учение о нравственном законе.

19 век:

19 в. характерен бурным развитием социализма и социальных теорий, которые исследуют природу капитализма, этику трудовых отношений в эпоху капитализма.

В марксистской традиции выделяют 2 типа нравственности при капитализме:

1. хищнически-грабительская, капиталистическая;

2. коллективистки-освободительская нравственность рабочего класса.

В 19 в. складываются традиции исследования деловой морали.

Эмиль Дюркгейм ввел понятие социального факта, понятия аномия (распад ценностей в обществе). Дюркгейм одним из первых обосновал культурные, национальные, религиозные факторы формирования хозяйственных отношений и деловой культуры.

Макс Вебер (1860-1920 г.г.) – "Протестантская этика и дух капитализма".

Вебер проанализировал типы капитализма, взаимосвязь религии и отношения к труду. Высоко ценил культуру протестантов с точки зрения их деловой морали, культуры ведения дел, моральных принципов (бережливость, трудолюбие и т.д.)

В. Зомбард – "Буржуа".

Исследовал деловую мораль как совокупность правил и предписаний поведения делового человека по отношению к окружающим людям. Делил деловую мораль: "мораль в деле" и "мораль для дела".

"Мораль для дела" включает мещанские 3 добродетели: молчание, умеренность, прилежание.

"Мораль в деле" - процесс ведения дел рассматривается как благонадежность, пунктуальность в выполнении деловых обязательств и мораль верности договорам.

Считал, что предприниматель должен обладать качествами завоевателя, организатора и торговца, должен иметь интеллектуальные способности, обладать волей к действию и составлять планы предпринимательства.

20 век:

В 20 в. Этика деловых отношений была проанализирована в работах многих ученых философской, экономической, социальной школ, по мере развития капиталистических отношений, этика деловой культуры стала базироваться на ценностях прагматичности, на материальном интересе, на идеях утилитарности. По мнению ряда авторов рыночные отношения не могли не повлиять на социальную психологию и нравственный облик современного человека.

Эрик Фромм психоаналитик в работе "Иметь или быть" (To have or to be), ввел понятие "рыночного характера", как результата адаптации человека к новым рыночным условиям, от индустриального к постиндустриальному обществу. По его мнению, в постиндустриальном обществе человек ощущает себя в качестве товара, а индивиды становятся товаром на "рынке личностей". Рыночный характер человека подразумевает потребление (контьюмеризм потребление, как способ и форма самореализации человека).

Структура этики. В зависимости от той или иной научной школы этика структурируется по-разному.

С точки зрения гуманистической этики можно выделить следующие разделы:

1. история этики и морали, которая описывает процесс развития этических учений, а так же генезис и эволюцию морали с древности и до современности. Так же выделяются социальные исторические типы морали;

2. теория морали, учение о сущности морали, ее основных принципах, категориях, структуре, функциях и закономерностях, которые объясняют эволюцию морали;

3. нормативная этика, обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности. Моральные принципы базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиции долженствования определенные правила поведения, помогают ему выработать стратегию "правильной жизни";

4. прикладная этика, включает в себя ряд отраслей научения людей поведению в конкретной ситуации:

1) экология, она рассматривает нормы поведения человека, как части экосистемы по отношению к окружающей среде;

2) этика гражданственности, она разрабатывает нормы поведения человека, как гражданина по отношению к обществу;

3) ситуативная этика, в ней разрабатываются практические рекомендации по поведению в определенных сферах деятельности;

4) политическая этика или этика семейных отношений;

5) профессиональная этика;

6) этика делового общения, она выступает как в роли самостоятельной профессиональной этики, так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий.

 



2019-12-29 167 Обсуждений (0)
ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)