Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Свойства ролевой игры и ее характеристики.




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как считают Р.У. Родригес и Р.Г. Вайт "ролевая игра соединяет классную комнату и жестокую реальность".

Ролевая игра характеризуется:

1) особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и в мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры в целом за счет игро­вого момента);

2) субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и за­фиксировать свое "я" не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений личность — личность, личность — группа, личность — учитель); 

3) социально значимым видом деятельности (участник вне зави­симости от внутреннего склада и настроения "обязан" играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключа­ют пассивную позицию);

4) особыми условиями процесса усвоения знаний (теоретиче­ские и практические знания предлагаются участникам игр в нена­вязчивой форме естественного общения, а не принудительного запо­минания значительных объемов информации).

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностя­ми, которые заключаются в следующем:



 

Обучающие возможности Содержание
Ролевая игра как самая точ­ная модель общения. Предполагается подражание действительности в ее наиболее существенных чертах.
Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побуди-тельного плана Точно обозначенные предполагаемые обстоятельст­ва создают общий побудительный фон, а конкретная роль, которую получав ученик, сужает его до субъ­ективного мотива.
Ролевая игра предполагает усилия личностной сопри­частности ко всему проис­ходящему Ясно ощущаемое личностное ядро повышает эмо­циональный тонус актера-ученика, что положитель­но сказывается на результате и, в конечном счете, на усвоении иностранного языка
Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнер­ства. При правильной постановке дела игру можно расце­нивать как организационную форму, способствую­щую созданию сплоченного коллектива, и в этом ее воспитательное значение.
Ролевая игра способствует расширению сферы обще­ния. Предполагается предварительное усвоение языково­го материала в тренировочных упражнениях и раз­витие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной сто­роне высказывания, поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой.
Ролевая игра имеет образо­вательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра.

 

В соответствии с данными характеристиками можно обнаружить сходство ролевой игры и реальной деятельности. Отличие же заклю­чается в том, что ролевая игра — это условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей.

Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна от­вечать целому ряду требований, учитывающих как учебные зада­чи, так и индивидуальные особенности и потребности учащихся, Ролевая организация общения требует отношения к учащемуся как к личности с присущими ей особенностями, которая может пред­почесть те или иные роли. Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволит учи­телю предложить им те роли, которые в наибольшей степени со­ответствуют особенностям их личности. При подборе ролей важ­но учитывать не только интересы учащихся, но и их психологи­ческие особенности.

 

Функции ролевой игры.

Рассмотрим ролевую игру с позиции учащихся и учителя, учитывая, что ролевая игра — это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и учебная одновременно.

С точки зрения учащихся, ролевая игра — это игровая деятель­ность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Она выполняет определенные функции.

1. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке. И именно в этой позиции она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

2. Как уже говорилось выше, ролевая игра обеспечивает обучаю­щую функцию, поскольку она в значительной степени определяет вы­бор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и уме­ний, позволяет моделировать общение учащихся в различных рече­вых ситуациях.

3. Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимо­помощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельно­сти, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

4. Ролевая игра формирует у школьников способность играть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого по­ведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Та­ким образом, ролевая игра выполняет и ориентирующую функцию.

5. Компенсаторная функция ролевой игры проявляется в том, что именно в игре разрешается противоречие между потребностью дей­ствия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действи­ем операции. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им воз­можность реализовать свое стремление.

 

С позиции учителя ролевая игра выступает как форма органи­зации учебного процесса, цель которой заключается в формирова­нии и развитии речевых навыков и умений у учащихся.

В игре учитель может занимать следующие позиции:

Из данной схемы видно, что на уроке учителю приходится про­игрывать многочисленные ситуационные роли (под которыми пони­маются более или менее зафиксированные стандарты поведения и деятельности), которые не задаются однозначно социальными отно­шениями, а устанавливаются в ситуациях педагогического общения и в большей степени зависят от типа и формы организации урока; например, роль наблюдателя, роль контролера, роль партнера по общению, роль участника или организаторадеятельности и др..

Ролевые отношения между участниками общения являются ос­новным параметром, определяющим характер ситуации.

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7