Технология ролевой игры.
Технология ролевой игры состоит из следующих этапов: 1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц. 2. Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. При необходимости, учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения. 3. Этап проведения. Этап проведения — процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли. 4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации. Технологическую схему ролевой игры можно представить следующим образом:
Варианты ролевых игр. Элис О. Хэдли предлагает ролевые игры, основанные на так называемой "культурной капсуле", коротком описании, состоящем из 1-2 параграфов различий между культурными традициями родной страны и страны изучаемого языка, дополняемое фотографиями, предметами. Автор предлагает следующие варианты проведения ролевых игр на основе "культурной капсулы": 1. Ученики представляют ролевые игры, основанные на "капсуле", с ситуациями или сценарием, подготовленным учителем. 2. Группы учеников подготавливают ролевую игру, базируясь на информации, данной в "капсуле". 3. Отдельные ученики или группы пишут "культурные капсулы", на основе которых учитель разрабатывает ролевую игру. 4. Ученики самостоятельно пишут "культурные капсулы" и подготавливают ролевые игры. Данный прием, с точки зрения автора, помогает учащимся в интересной форме обнаружить различия и сходства в поведении в аналогичных ситуациях в двух культурах. Также такие ролевые игры являются эффективным средством развития коммуникативных умений.
Но наиболее широко используемыми вариантами ролевых игр являются интервью и импровизация. Как считают С.Д. Крашен и Т.Д. Террел интервью — одна из самых простых форм проведения ролевой игры. В качестве основы для интервью может быть использован любой материал на иностранном языке. Один участник игры исполняет воображаемую роль, предварительно придумав "историю". Второй участник готовит интересные вопросы, которые затем задает в интервью. Джек Ричарде и Дэвид Нунан предлагают записывать интервью на видеомагнитофон, для дальнейшего анализа ролевой игры с точки зрения успешности общения. Что касается импровизации, то Л.Г. Денисова считает данный прием эффективным при обучении иноязычному общению, так как импровизация предполагает активную работу воображения школьников. В инструкциях к данному виду ролевой игры дается недостаточно информации, фактов для проведения реалистичной ролевой игры. Участникам необходимо самостоятельно додумывать ситуацию и выбирать линию поведения.
М.Л. Вайсбурд и Л.Н. Пустосмехова рекомендуют использовать телепередачу как опору для организации ролевой игры на уроке иностранного языка и дают технологию проведения данных ролевых игр. Выбрав телепередачу с учебными целями, необходимо решить, какой ее аспект можно использовать как основу для ролевой игры: содержание передачи, ее форму или только персонажей. После анализа проблем, которые будут обсуждаться, и определения темы ролевой игры, учителю следует настроить школьников на внимательный просмотр телевизионной программы, постараться запомнить (законспектировать, записать схематично или в виде плана), о чем пойдет речь. Затем учитель совместно с учениками намечает общий ход игры: 1) распределяются роли; 2) осуществляется специальная языковая подготовка, в ходе которой отрабатываются новые слова и выражения. Следующий шаг — игра, которая при максимально точном следовании передаче занимает урок. Обсуждение ошибок и работа над ними, обмен мнениями, впечатлениями и анализ игры — занимают часть следующего урока.
Другие методисты, Е.Д. Матрон и Г.В. Яцковская, предлагают использовать ролевые игры в работе с газетой. Проведение ролевой игры по общественно-политической тематике требует тщательной подготовки, которая должна включать различные виды работ: • адаптирование самими учащимися газетного материала, его анализ; • комментирование и продуцирование текста на данную тему; • умение вести диалоги и полилоги (например, репортажи, обсуждение). Авторы подчеркивают, что в процессе такой подготовки знания, умения и навыки учащихся ведут к новому единству — коллективным согласованным речемыслительным действиям, которые создают условия для творческого общения и импровизации. Хочется отметить, что работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки. Все они имеют самостоятельную дидактическую ценность, позволяют связать воедино классную и внеклассную, учебную и воспитательную работу. По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность школьников на всех этапах игры.
Игровая форма обучения способствует использованию различных способов мотивации.
Мотивы общения: а) учащиеся, совместно решая задачи, участвуют в ролевой игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей; б) в ролевой игре, при решении коллективных задач, используются различные возможности учащихся; учащиеся в практической деятельности на собственной опыте осознают полезность своих действий и действий своих товарищей по игре; они могут оценить насколько быстро соображают их партнеры, критически их оценивают; в игре ученики становятся осмотрительными, а порой и рискованными; в) совместные эмоциональные переживания во время ролевой игры способствуют укреплению межличностных отношений.
Моральные мотивы: в ролевой игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности и к играющим с ним другим ученикам.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |