Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обстоятельства, подлежащие установлению по делам



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
Обстоятельства, подлежащие установлению по делам 0.00 из 5.00 0 оценок




Несовершеннолетних

В теории уголовного процесса обстоятельства, подлежащие обязательному установлению по каждому уголовному делу, именуются предметом доказывания. Предмет доказывания определен положениями статьи 73 УПК РФ. При производстве дознания либо предварительного следствия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних указанный предмет доказывания детализируется обстоятельствами, предусмотренными статьей 421 УПК РФ. Поэтому, осуществляя дознание или следствие по данной категории дел необходимо обратить особое внимание на выяснение всех установленных в названной норме обстоятельств.

Так, непосредственно, в соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК обязательным обстоятельством, подлежащим установлению по делам несовершеннолетних, является установление точного возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения)[6], так как в соответствие с п. 5 ст. 24 УПК недостижение к моменту совершения преступления возраста, с которого, согласно закона возможна уголовная ответственность (с 16 лет, а по некоторой категории дел с 14 лет), исключает производство по делу. Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК исключается производство по дела и в случаях, когда установлено, что несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 20 УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния: а) не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия); б) либо не мог в полной мере руководить ими. Поэтому данное обстоятельство должно быть установлено еще на этапе возбуждения уголовного дела[7], чтобы принять правильное решение.

Возраст несовершеннолетнего можно определить двумя путями:

1) с помощью документов (паспорт, свидетельства о рождении, выписки из книги актов гражданского состояния);

2) с помощью экспертизы[8] (при отсутствии документов):

а) судебно-медицинской;

б) комплексной судебно-медико-психологической;

в) комплексной судебно-медико-психиатрической.

Так, когда имеются паспорт или свидетельство о рождении, то соответственно других документов не требуется, так как достаточно их чтобы определить точный возраст.

В случае отсутствия перечисленных документов и установления места его рождения, необходимо запросить из органа ЗАГС выписку из книги актов гражданского состояния.

Копия свидетельства о рождении может также находиться в личном деле несовершеннолетнего, находящегося в дошкольном учреждении (ясли, детский сад), в учебных заведениях (школах, колледжах, техникумов, СПТУ и т.д.).

Сведения о дате рождения могут быть получены из медицинских документов – из истории родов, заполненной на мать при поступлении в роддом (независимо от того, где состоялись роды – на дому или в роддоме). История родов хранится в архиве медицинского учреждения в течение 20 лет. В истории родов (статистическая карточка) отражены следующие сведения: Ф.И.О., возраст, место жительства матери, дата родов, пол родившегося ребенка и иные сведения.

Кроме того, после выписки матери с ребенком из роддома, ребенок ставится на учет в поликлинике по месту жительства в педиатрическом участке, где на него составляется карточка Ф-112, в которой отражаются сведения о Ф.И.О. ребенка, даты его рождения, места жительства, состоянии его здоровья, перенесенные заболевания. По достижению совершеннолетия данная карточка может быть выдана на руки, или сдана в архив, где хранится 25 лет.

В год достижения несовершеннолетним 17 лет, он приписывается к военному комиссариату по месту жительства, где на него формируется личное дело, в котором имеются сведения о времени и месте рождения лица, месте жительства, результаты медицинских обследований, характеристики.

После призыва лица на службу, либо признании его непригодным к воинской службе, личное дело направляется в 4 отделение РВК, где хранится в течение 5 лет.

Сведения о времени рождения лица могут содержатся в сельских администрациях, в жилищно-эксплуатационных трестах в городах, где в похозяйственных книгах заполняется лицевой счет на каждый дом (квартиру). В лицевом счете содержатся сведения о всех лицах, зарегистрированных по данному адресу, с указанием дат рождения, образования, места учебы, работы и т.д. Похозяйственная книга ведется 5 лет, затем передается в архив, где хранится постоянно.

При установлении факта получения лицом паспорта (с 14 лет), но невозможности его предъявления по каким-либо причинам, необходимо запросить из органа ПВС копию Ф-1, в которой отражены все необходимые сведения о дате рождения лица.

Сведения о дате рождения несовершеннолетнего могут быть получены и в органах социальной защиты населения, производящих выплаты детских пособий, или по месту работы родителей, по учетам кадровых аппаратов, бухгалтерий.

При невозможности документально подтвердить возраст несовершеннолетнего, необходимо назначить комплексную судебно-медицинскую экспертизу. Например, в г. Барнауле Алтайского края такие экспертизы проводятся АКБСМЭ (г. Барнаул, ул. Чкалова, 57-А Алтайское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы, тел. 36-90-27).

Основанием для обязательного назначения и производства судебной экспертизы в целях установления возраста участника судопроизводства, когда это имеет значение для уголовного дела, является отсутствие документа, либо предъявленный документ вызывает сомнение в достоверности содержащихся в нем сведений.

При установлении возраста судебно-медицинской экспертизой днем рождения лица считается последний день того года, который назван экспертами, например: если экспертами назван год рождения 1986, то днем рождения считается 31 декабря 1986 года, а при определении возраста минимальным и максимальным числом, то следует считать предполагаемый экспертами минимальный возраст этого лица, например: экспертами определено примерное время рождения лица – 1986-1988 г.г., днем рождения следует считать 31 декабря 1988 года[9].

Возраст несовершеннолетнего обвиняемого должен быть установлен с точностью до числа месяца, года рождения. К уголовному делу подлежит приобщить документ (удостоверенную надлежащим образом копию), подтверждающие возраст несовершеннолетнего (свидетельство о рождении, паспорт, выписка из книги актов гражданского состояния, заключение комплексной судебно-медицинской экспертизы).

Определение возраста со слов самого несовершеннолетнего, его родных и близких, педагогов и иных лиц недопустимо.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ необходимо обязательно установитьобстоятельства, которые свидетельствуют обусловиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, об уровне его психического развития и иных особенностях его личности.

Условия жизни и воспитания выясняются путем собирания данных о семье несовершеннолетнего, его родителях (лиц, их заменяющих), об учете (работе) несовершеннолетнего, участии в жизни коллектива, бытовом окружении, связях, проведении досуга, о круге интересов, поведении дома и в быту.

Детально для установления условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, в процессе предварительного расследования необходимо собрать следующие сведения:

– где рос и воспитывался несовершеннолетний, в полной или неполной семье, или в детском доме;

– каков материальный уровень жизни семьи (низкий, средний, высокий);

– какие взаимоотношения сложились между несовершеннолетним и членами семьи, с соседями, в школе и т.д.;

– совершали он противоправные деяния, какие меры воздействия применялись к нему, кем, как он реагировал на них;

– состоит ли на учете в органах внутренних дел, если да, то в связи, с чем поставлен на учет;

– с кем общается, как проводит свободное время;

– его отношение к учебе, работе, если не учится и не работает, причина;

– наличие у несовершеннолетнего вредных привычек: курение, употребление наркотических средств или спиртных напитков;

– кем он воспитывался, как относятся родители (иные лица) к его воспитанию, как влияют на его воспитание.

То есть в уголовном деле должны быть следующие процессуальные документы: справка из ОППН (состоял ли он ранее на профилактическом учете и за что), справка из ОППН (обсуждался ли там ранее и какие меры воспитательного воздействия применялись); протоколы допросов: родителей, классных руководителей, мастеров производственного обучения, инспекторов ОППН, соседей по месту жительства и др.; характеристики: с места жительства, места учебы, места работы несовершеннолетнего; характеристики родителей.

Кроме того, выясняются причины и условия, способствовавшие совершению преступлений несовершеннолетним. Выяснение указанных причин и условий включает в себя собирание данных относительно: обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления (безнадзорность со стороны родителей, недостатки воспитательной работы в учебном или трудовом коллективе, недостатки в деятельности органов опеки и попечительства, комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних и др.); обстоятельств, которые непосредственно привели к формированию преступного умысла и толкнули на преступление (подстрекательство, неправомерные действия потерпевших и др.).

Выясняется, в чем конкретно состояли указанные недостатки, кто виновен в непринятии мер к оздоровлению условий жизни подростка с тем, чтобы суд мог вынести частное определение в соответствующий адрес с требованием устранить недостатки.

В случае совершения преступления в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, устанавливаются источники приобретения спиртных напитков (наркотиков), источники приобретения или изготовления оружия или орудий преступления. В случае повторного совершения преступления несовершеннолетним, следует выяснить, какие меры фактически применялись для исправления и перевоспитания подростка, приговоренного ранее к условной мере наказания, находившегося под отсрочкой исполнения наказания, привлекавшегося к ответственности комиссией по делам несовершеннолетних (КДН) и почему эти меры не дали результатов.

Выясняя мотивы преступления, следует обращать внимание на специфические, «детские мотивы» и иметь в виду, что за отдельные незначительные правонарушения, внешние сходные с преступлениями, но носящие характер детского озорства, не должны применяться меры уголовного наказания.[10]

Определение уровня психического развития заключается в необходимости установления степени интеллектуального его развития, соответствия возрасту или наличие признаков задержки психического развития.

Эти обстоятельства могут быть получены в ходе допросов родных, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов, классных руководителей, соседей, друзей, коллег по учебе и работе.

В этих же целях необходимо истребовать характеристики с места учебы, работы и жительства несовершеннолетнего, или из органа внутренних дел, поставившего его на учет.

Во время обучения несовершеннолетних в общеобразовательных учебных заведениях, по окончанию каждого учебного года классным руководителем составляется характеристика, которая приобщается к личному делу учащегося, поэтому возможно приобщить их к материалам уголовного дела.

В ходе предварительного расследования необходимо проверить, по учетам лечебно-медицинских учреждений, наличие сведений о лечении несовершеннолетнего в связи с психоневрологическими заболеваниями. Эти сведения могут быть получены в медицинских учреждениях по месту жительства, а также по учетам психоневрологических диспансерах для детей[11].

При установлении данных об умственной отсталости несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, для определения уровня его психического развития, в соответствии с требованиями п. 3 ст. 196 УПК РФ назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза[12]. Основания, порядок и условия производства судебно-психиатрических экспертиз определяется Федеральным Законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 2.07.92 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», другими нормативными актами.

При назначении и производстве судебной экспертизы необходимо соблюдать следующую процедуру:

а) определить юридические и фактические основания, а также момент назначения судебной экспертизы;

б) выбрать эксперта и выяснить необходимые данные о его специальности и компетентности;

в) определить учреждение, в котором должна быть произведена судебная экспертиза;

г) составить постановление о назначении судебной экспертизы с указанием времени и места ее производства;

д) сформировать вопросы, подлежащие разрешению экспертами;

е) ознакомить с постановлением подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъяснить ему права, предусмотренные ст. 198 УПК РФ;

ж) отобрать и представить в распоряжение экспертов материалы уголовного дела и иные необходимые материалы;

з) поместить обвиняемого или подозреваемого в медицинский или психиатрический стационар в порядке, установленном п. 3 ч. 2 ст. 29, ст. 165, 203 УПК РФ;

и) заявить о своем участии или неучастии при производстве судебной экспертизы;

к) поручить руководителю экспертного учреждения разъяснить эксперту права и обязанности и предупредить его об ответственности по ст. 307 УК РФ за заведомо ложное заключение.

Постановление о назначении судебной экспертизы является обязательным процессуальным актом и его не может заменить иной документ (см. Приложение № 62-65 к УПК РФ). При вынесении постановления о назначении экспертизы не допускаются изменения граф, специально оговоренных в приложениях к УПК РФ.

При проведении комплексной экспертизы психиатры определяют наличие психических заболеваний и отвечают на следующие вопросы:

1) страдал ли обвиняемый каким-либо душевным заболеванием в момент совершения преступления, если да, то каким именно;

2) мог ли он в момент совершения преступления отдавать отчет своим действиям и руководить ими;

3) имеется ли душевное заболевание сейчас и нуждается ли он в принудительном лечении.

Психологи определяют уровень интеллектуально-волевого развития несовершеннолетнего, при этом им ставятся вопросы:

1) соответствует ли уровень развития несовершеннолетнего обвиняемого его возрасту;

2) если нет, то уровню развития, какого возраста соответствует фактическое развитие лица;

3) возможно ли на основе данных психологии и педагогики сделать вывод о том, что подросток в силу уровня и особенностей умственного развития не сознавал полностью значение своих общественно-опасных действий;

4) имеются ли у несовершеннолетнего такие особенности развития личности, наличие которых свидетельствует о его повышенной внушаемости.

Постановка и ответы на данные вопросы помогут следователю дать оценку уровню интеллектуально-волевого развития, способности правильно воспринимать и излагать определенные факты и т.п. Именно после заключения экспертов следователь может решить вопрос о прекращении уголовного дела согласно ч. 1, 2 ст. 20 УК РФ и п. 2 ч.1 ст.5 УПК РСФСР.

Помещение подозреваемого (обвиняемого), не находящегося под стражей в медицинский (психиатрический) стационар для производства судебно-медицинской (судебно-психиатрической) экспертизы производится только на основании судебного решения. Для его получения необходимо вынести с согласия прокурора постановление о возбуждении перед судом ходатайства о помещении лица в стационар для производства соответствующей экспертизы.

Под иными особенностями личности несовершеннолетнего следует установить его способность к абстрактному мышлению, возможность им самостоятельно организовать свое занятие, досуг, круг его интересов и увлечений, наличие сформированных морально-этических норм поведения, наличие запаса общих сведений и знаний.

Эти сведения могут быть получены в ходе допросов педагогов, родных, из характеристик, а также из табелей успеваемости за весь период обучения.

Особое внимание должно быть уделено установлению данных об отрицательномвлиянии на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК РФ).

В соответствии с положениями УПК РФ по каждому преступлению несовершеннолетнего проверяется версия о подстрекательстве или соучастии взрослого. Проверяется, не имели ли они место со стороны родителей или других лиц. Поэтому, очень важно в ходе предварительного расследования установить круг лиц, с кем общается несовершеннолетний и имеющих на него влияние, в чем конкретно это влияние выражается, т.е. положительно или отрицательно влияют взрослые на несовершеннолетнего. Отрицательное влияние на несовершеннолетнего может заключаться в совершении совместного преступления, совершение преступления по «совету» взрослого, т.е. по подстрекательству. Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность возможно как непосредственное привлечение его к совершению преступления, так и привития и поддержания у несовершеннолетнего желания заниматься преступной деятельностью. Одним из способов вовлечения несовершеннолетнего в преступную деятельность может быть факт нахождения его в финансовой или иной зависимости от взрослого, так и пропагандой «прелестей» преступного образа жизни или привития у несовершеннолетних, уверенности в том, что в случаях, когда правоохранительным органам становится известно об их причастности к совершению преступления, им ничего не грозит, т.к. они являются несовершеннолетними.

Формами вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность являются оказание пособничества, т.е. помощь «добрым советом», обучение преступному «ремеслу», дача рекомендаций и т.д.

Выяснение характера взаимоотношений между взрослым и подростком имеет существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, так как является основанием привлечения взрослого к уголовной ответственности. Если будет установлено, что совершению преступления несовершеннолетним предшествовало неправомерное или провоцирующее поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по уголовному делу, то суд вправе признать это обстоятельство смягчающим наказание виновного несовершеннолетнего[13].

Кроме того, если в деле усматриваются обстоятельства, могущие служить основанием для лишения или ограничения родительских прав, отобранию детей без лишения родительских прав, выселению лиц, создающих невозможные условия для совместного проживания с ними детей, об этом следователь или суд доводит до сведения ОППН или КДН, а также органа опеки или попечительства.

 

 



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
Обстоятельства, подлежащие установлению по делам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обстоятельства, подлежащие установлению по делам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)