Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Освидетельствование подозреваемого, связанного с незаконным оборотом наркотиков




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наркологическое освидетельствование производится в обязательном порядке, который утвержден приказом местного управления здравоохранения по согласованию с ОВД.

Освидетельствование производится в наркологическом учреждении и включает осмотр лица врачем-наркологом и исследование биологических сред организма (моча, кровь, слюна). Факт употребления наркотического средства окончательно устанавливается в результате исследования отобранных биологических сред организма. Лаборатории, проводящие исследование биологических сред организма, могут быть организованы как непосредственно в наркологическом учреждении, где производится освидетельствование, так и в судебно-медицинской экспертной службе или в токсикологических центрах. Необходимо учитывать, что эффективное исследование на установление факта употребления наркотиков может быть проведено примерно в течение суток с момента последнего употребления наркотического средства. В тоже время для некоторых веществ этот период больше, для некоторых – меньше. В таблице приведено примерное время эффективного обнаружения некоторых наиболее распространенных наркотических средств в биологических жидкостях[36].



Название наркотического средства Примерное время эффективного обнаружения
Морфин 1.3 – 6.7 час.
Фенадон Эпизодическое употребление 15 час. Хроническое – 13-55 час.
Амфетамин (фенамин) 4 -12 час.
Метамфетамин (первитин) 9 час.
Эфедрон 3-8 час.
Кокаин 0.7 – 1.5 час.
МДМА 7.6 час.
Тетрагидроканнабинол (наркотическеий компонент марихуаны-гашиша) Эпизодическое употребление 3-13 дней Хроническое – 20-57 дней.
Барбамил 15-40 час.

Время, в течении которого наркотическое средство или психотропное вещество может быть обнаружено в биологических жидкостях зависит от количества употребленного наркогена, способа употребления, частоты употребления, от правильного, с точки зрения сохранности, отбора образцов для исследования, правильного выбора биологических жидкостей, в которых предполагается присутствие наркогенов ли их метаболитов, технического оснащения лаборатории, квалификации персонала экспертного учреждения. В настоящее время разработаны новые методики обнаружения наркотических средств в волосах и срезах ногтевых пластин, однако, исследования эти проводятся не во всех лабораториях и требуют специального высокочувствительного оборудования.

К протоколу задержания следует приложить справку медицинских работников с результатами медицинского осмотра. Медицинский осмотр важен не только для установления состояния приема наркотиков (следы инъекций, общее состояние), но и для выбора оптимального режима состояния задержанного.

Легализация оперативно - розыскной информации при формировании доказательств по делам, связанным с незаконным

Оборотом наркотиков

Главной целью любого оперативно-розыскного мероприятия является добывание фактической информации, значимой для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступной деятельности, связанной с контрабандой и сбытом наркотиков.

Методологической основой использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, служат положения теории познания, связанные с такими категориями, как добывания и собирание, проверка и оценка оперативной информации, входящей в уголовный процесс в качестве доказательств[37]. Возможность получения оперативной информации и ее использования при доказывании – наиболее важная и перспективная линия связи уголовного процесса, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности. Варианты использования оперативной информации в процессе доказывания определяются ее содержанием.

Как правило, задержанные с наркотиками граждане дают показания о том, что обнаруженные у них наркотики были приобретены у незнакомых лиц в местах массового пребывания людей (на вокзалах, скверах, парках, подземных переходах и т.д.). Подтвердить или опровергнуть такие показания в ходе дальнейшего расследования в большинстве случаев не удается[38].

Следственно-оперативная практика показывает, что показания задержанных о времени, месте приобретения наркотиков и маршруте их перевозки, личностях сбытчиков крайне скудны, непоследовательны и противоречивы и, в конечном счете, не подкреплены никакой доказательственной базой.

Что касается сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 73 УПК РФ), то их устанавливают с помощью определенных средств. Указывая на это, некоторые авторы определяют, что единственное средство доказывания в уголовном процессе – доказательства, которые представляют собой сведения о фактах, полученных из перечисленных в законе источников определенными способами[39]. При этом основное внимание в статье уделяется использованию научно-технических средств в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 ФЗ об ОРД. Авторы указывают, что в процедурном аспекте перевод результатов ОРД в доказательства представляет собой сложносоставное действие, регламентированное согласуемыми между собой оперативно-розыскными и уголовно-процессуальными нормами и включающее в себя:

1) документирование результатов ОРД в целях использования их в процессе доказывания;

2) представление в установленном законом порядке соответствующих правовых документов, исходящих от органов, осуществляющих ОРД, в сферу уголовного судопроизводства в целях использования в процессе доказывания;

3) принятие результатов ОРД с составлением протокола, удостоверяющего факт происхождения результатов ОРД, легитимность их получения и представления;

4) приобщение результатов ОРД к материалам уголовного дела (а в необходимых случаях – также принятие процессуального решения о придании результатам ОРД статуса вещественных доказательств)[40].

Как представляется, требует уточнения процедура перевода данных, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий от органа дознания следователю. Практика проведения ОРМ показывает, что в процессе документирования латентной преступной деятельности может проводиться значительно больше ОРМ, чем потом будет представлено следователю. Прежде чем передать полученные материалы следователю, руководитель органа, осуществляющего ОРД, должен принять решение о рассекречивании части материалов. Представленные следователю материалы должны содержать информацию о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предметов и документов, получения аудио- и видеозаписи, фотоматериалов, копий и слепков, а также описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.

Данные, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, сами по себе доказательствами не являются, и чтобы стать таковыми, они должны быть введены в уголовный процесс в соответствии с положениями УПК РФ, рассматривающими собрание, проверку или оценку доказательств (ч. 2 ст. 11 Закона об ОРД), т.е. получить статус одного или нескольких доказательств, предусмотренных ст. 74 УПК РФ.

Важность и актуальность использования результатов ОРД в уголовном процессе в настоящее время признается всеми специалистами в области уголовного процесса, криминалистики, теории оперативно-розыской деятельности. В целях единообразной интерпретации содержания понятия результатов ОРД практика пошла по пути межведомственного компромисса, что отразилось в принятии в 1988 г. Совместной Инструкции «О порядке представление результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд». На практике оперативные работники занимаются сбором информации и концентрируют сведения о криминальной деятельности лиц, занимающихся контрабандой и сбытом наркотиков в делах оперативного учета, чтобы впоследствии во время продажи задержать сбытчиков наркотиков. Но такая возможность предоставляется далеко не всегда, поэтому информация, полученная в ходе проведения ОРМ, остается не реализованной и оседает в архивах либо навсегда, либо до появления новых оперативных данных в отношении разрабатываемых лиц.

Исследователи отмечают, что органы, осуществляющие ОРД, получив информацию о подготавливаемом или совершенном преступлении и, учитыва конкретную оперативную обстановку, должны принять наиболее оптимальное решение, опираясь при этом не только на детальный анализ ситуации, но и на различные варианты ее развития[41].

Анализ изучения судебно-следственной практики показывает, что полученные оперативным путем данные могут служить основой для формирования следующих видов доказательств: показаний свидетеля (реже – показаний подозреваемого или обвиняемого); а также приобщения к делу вещественных доказательств или документов.

К общим тактическим приемам проверочной закупки относятся зашифрованность проведения и его фиксация с помощью технических средств[42]. При выявлении организованных групп, занимающихся контрабандой и сбытом наркотиков, данное мероприятие может способствовать пресечению незаконного оборота оружия и наркотиков, при этом необходимо проведение крупномасштабных операций, состоящих из нескольких этапов. На этапе доследственных, проверочных ситуаций возможно проведение следующих мероприятий:

– создание соответствующей легенды или имитация преступных целей;

– установление контакта с преступной группой и проведение переговоров по приобретению наркотиков;

– подготовка операции по проведению проверочной закупки наркотиков и задержания преступников с поличным.

На основании п. 4 ст. 6 Закона об ОРД может проводиться проверочная закупка, в ходе которой оперативный работник или лицо, оказывающее ему содействие, выступает в роли покупателя[43].

Полученные таким образом сведения могут быть введены в процесс только посредством допроса лица, которому эти сведения стали известны, и приобщены к делу в качестве изъятых вещественных доказательств.

В соответствии со ст. 8 Закона об ОРД проверочная закупка предметов и веществ должна производиться на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Контролируемая поставка как метод борьбы с незаконным оборотом наркотиков, в отличие от других оперативно-розыскных мероприятий, в российской правоохранительной практике появилась сравнительно недавно, но исследованию вопросов ее законодательного регулирования уделяется достаточное внимание.[44] Впервые возможность применения контролируемой поставки наркотиков была закреплена в Таможенном кодексе РФ 1993 года, где в гл. 37 были выделены нормы, регламентирующие проведение этого оперативно-розыскного мероприятия. Это было обусловлено присоединением России к Конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 19 декабря 1988 года, где в ст. 11 стороны обязались принимать в рамках своих возможностей необходимые меры, предусматривающие надлежащее использование контролируемых поставок на международном уровне.

В ч. 1 ст. 227 ТК РФ 1993 года законодатель определил, что целью применения контролируемых поставок является пресечение международного незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и выявление лиц, участвующих в таком обороте. Метод контролируемой поставки определен как заключающийся в допуске под контролем Государственной таможенной службы ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, транзита через ее территорию наркотических средств и психотропных веществ. Действие этой нормы не предполагалось распространять на внутригосударственный оборот наркотиков.

В ч. 2 ст. 227 ТК РФ было закреплено правило, согласно которому решение об использовании метода контролируемой поставки принимает Государственная таможенная службы РФ. Это означало, что никакие другие таможенные органы (региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты) не могут самостоятельно принимать такое решение. Это было обусловлено международным характером проводимых таможенными органами контролируемых поставок, необходимостью ведения соответствующих переговоров с представителями таможенных и других полномочных органов иностранных государств, что находится в компетенции центрального аппарата Государственной таможенной службы.

В связи с этим вполне своевременно прозвучало замечание В.И. Михайлова, по мнению которого действие ст. 227 ТК РФ должно распространяться и на случай проведения контролируемых поставок другими государственными правоохранительными органами[45]. Отметим, что с закреплением контролируемой поставки в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» круг субъектов этого оперативно-розыскного мероприятия расширился, и законодатель при этом наделил ГТК правом принятия решения на проведение контролируемой поставки другими оперативными аппаратами. Это противоречие было устранено в связи с принятием новой редакции ГТК РФ от 1 января 2004 года, где в гл. 42 (ст. 435) указано, что иные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят контролируемую поставку товаров по согласованию с таможенными органами.

Порядок такого согласования определяется соглашением между федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области таможенного дела, и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Таким образом, все субъекты оперативно-розыскной деятельности, указанные в ст. 13 Закона об ОРД, в настоящее время наделены полномочиями самостоятельно проводить такое оперативно – розыскное мероприятие, как контролируемая поставка.

Сравнительный анализ правовых норм, содержащихся в ТК РФ, в Законе об ОРД, Законе о наркотических средствах и психотропных веществах и регулирующих проведение контролируемой поставки наркотиков, позволяет сделать вывод о том, что они не дублируют, а логически дополняют, расширяют и конкретизируют друг друга. По нашему мнению, они находятся в иерархической подчиненности как общее, особенное и частное.

Во-первых, нормы Закона об ОРД, регламентирующие контролируемую поставку, носят общий характер, так как сам закон является основополагающим для всех субъектов оперативно-розыскной деятельности. Во-вторых, нормы Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» можно назвать особенными, поскольку они регулируют и контролируют поставку специфических предметов: наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования для их производства, но распространяются на все субъекты ОРД. В-третьих, нормы Таможенного кодекса носят частный характер, так как рассматривают частный случай контролируемой поставки, проводимой одним из субъектов ОРД – таможенными органами или другими субъектами органов исполнительной власти, имеющими свою территорию обслуживания и юрисдикцию в пределах таможенных границ.

Принципиально важным является положение ч. 5 ст. 8 Закона об ОРД, согласно которому контролируемая поставка наркотиков как вещества, свободная продажа которого запрещена, должна проводиться по мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего ОРД. Если ранее, в рамках ст. 227 ТК РФ, постановление о проведении контролируемой поставки должно было утверждаться руководителем ГТС РФ, то теперь, согласно ст. 425 ТК РФ в редакции от 1 января 2004 года, постановление о проведении контролируемой поставки выносится руководством федерального органа исполнительной власти и согласуется с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Именно по этим правилам была проведена контролируемая поставка наркотиков в январе 2005 года. Сотрудниками УФСБ по Новосибирской области была реализована оперативная информация о том, что организованная группа из Казахстана поставляет большие партии наркотиков в Новосибирск и далее по городам Сибири. В качестве средства доставки наркотиков был использован большегрузный автомобиль «Скания», перевозивший грузы из Средней Азии в Новосибирск. В процессе подготовки контролируемой поставки постановление о его проведении было согласовано с Сибирским региональным таможенным управлением, а впоследствии на основании соглашений СНГ проведение этого мероприятия было согласовано с таможенными и пограничными органами Республики Казахстан.

До прибытия автомобиля на границу с Россией все действия преступной группы контролировались спецслужбами Казахстана, а после пересечения границы автомобиль, его водитель и пассажиры были взяты под контроль российскими спецслужбами. Пройдя более 600 км до Новосибирска, водитель встретился в городе с хозяином груза, который прибыл из Алма-Аты в Новосибирск поездом. Ночью наркотики были извлечены из контейнера, расположенного в топливном баке с двойным дном, и на автомашине ВАЗ-2106 груз был доставлен в частный дом, где в момент передачи наркотиков перекупщикам вся группа была задержана, изъяты пакеты с наркотиками – 96 кг опия и 4 кг героина.[46]

По замыслу преступников, наркотики планировалось доставить далее в Красноярск и Иркутск. Во время проведения контролируемой поставки проводились следующие оперативно-розыскные мероприятия: наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, обследование зданий, сооружений, автотранспорта, отождествление личности. Применение указанных выше оперативно-розыскных мероприятий в рамках Закона об ОРД позволило выявить группу контрабандистов, длительное время занимавшихся доставкой наркотиков, ликвидировать канал поставки наркотиков в Россию.




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7