Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Органами дознания в ходе предварительного расследования



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Органами дознания в ходе предварительного расследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие неотложных следственных действий

Прилагательное «неотложный» является исконно русским термином, означающим событие, которое не может быть отложено, являющееся срочным.

Для уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации термин «неотложный» не является новым, он фигурировал и в ранее действовавших уголовно-процессуальных кодексах. Указанный термин применялся для обозначения следственных действий, образовывавших одну из форм дознания, проводимую по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия являлось обязательным. Данные следственные действия именовались «неотложными следственными действиями».

Вместе с тем, необходимо отметить, что свое законодательное закрепление понятие «неотложные следственные действия» получило впервые. Пункт 19 ст. 5 УПК РФ содержит формулировку данного понятия: неотложные следственные действия – действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Необходимо отметить, что определение законодателя не лишено недостатков. Оно не в полной мере раскрывает сущность рассматриваемого правового института, а также противоречит другим нормам уголовно-процессуального закона. Так, например, из определения следует, что выполнение неотложных следственных действий осуществляется органом дознания. Однако в ч. 5 ст. 152 УПК РФ содержится указание о том, что не только дознаватель, но и следователь, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело прокурору для направления его по подследственности.

Данное обстоятельство обусловливает необходимость согласования ряда норм, регламентирующих производство неотложных следственных действий. Таковыми являются: п. 19 ст. 5, ч. 1 ст. 157 и ч. 5 ст. 152 УПК РФ.

Кроме того, думается, поспешными являются выводы процессуалистов, полагающих, что неотложные следственные действия являются лишь этапом, предшествующим предварительному следствию[87].

В связи с этим, вряд ли можно считать обоснованным отказ органа дознания возбуждать уголовные дела о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, то есть по которым предварительное следствие не обязательно, в связи со ссылкой на ч. 2 ст. 223 УПК РФ, при неустановлении конкретного лица, совершившего деяние, содержащее признаки преступления. В данном случае, согласно действующему законодательству, органу дознания целесообразно возбудить уголовное дело, выполнить неотложные следственные действия и при неустановлении лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, передать дело в соответствующий орган предварительного следствия, в установленном законом порядке.

На вопрос, можно ли производить неотложные следственные действия по уголовным делам компетенции органов дознания при отсутствии подозреваемого дан положительный ответ известным специалистом в области дознания, профессором Л.Н. Масленниковой. По ее мнению орган дознания по такой категории дел может возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия, но не может производить дознание[88].

Именно такой порядок, думается, в скором времени будет закреплен законодателем в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Возможность внесения изменений и дополнений, направленных на совершенствование деятельности органов дознания, обсуждалась на межрегиональной конференции, проходившей в феврале 2004 г. в г. Красноярске.

Согласно закону производство неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, возложено на органы дознания и составляет наряду с дознанием одну из форм их деятельности (ст. 150 УПК РФ). Необходимость в этом возникает в ситуациях, когда следователь не имеет возможности свое­временно приступить к расследованию. В правоприменительной практике это может иметь место по различным причинам. Например, когда следственные подразделения оказываются на значительном удалении от места совершения преступления.

Производство неотложных следственных действий возможно при следующих обстоятельствах:

1) в случае обнаружения органом дознания признаков преступления, по которому обя­зательно предварительное следствие, и возбуждения на этом основании уго­ловного дела компетенции криминальной милиции, согласованного с прокурором. Цель производства неотложных следственных действий в данном случае состоит в установлении и закреплении следов преступления, которые могут исчезнуть, если расследование будет начато с промедлением. Ожидание следователя может повлечь утрату следов преступления, а лицо, совершившее преступление может скрыться. Своевременное возбуждение уголовного дела с последующим производством неотложных следственных действий даст следователю возможность в будущем продолжить расследование, используя полученные органом дознания доказательства;

2) в случае возбуждения органом дознания уголовного дела своей компетенции, то есть компетенции МОБ[89] и последующем установлении, что дело по какому-либо признаку подследственности относится к компетенции другого органа предварительного расследования. Например, дело подследственно другому органу дознания по территориальному признаку (ст. 152 УПК РФ); дело подследственно органу предварительного следствия или другому органу дознания в соответствии с предметным признаком подследственности (ст.151 УПК РФ); по делу обязательно производство предварительного следствия в соответствии с персональным признаком подследственности (пп. «б», «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ);

3) в случае возбуждения следователем уголовного дела и последующим установлением подследственности этого дела другому органу предварительного расследования (ч. 5 ст. 152 УПК РФ);

Статья 157 УПК РФ не содержит перечня неот­ложных следственных действий. Критерием неотложности служит опасность исчезновения и деформации доказательств, которые необходимо получить. Такая опасность может возникнуть при запоздалом проведении любого след­ственного действия, следовательно, любое следственное действие может быть отнесено к неотложному. Действительно, невозможно заранее предугадать ка­кое следственное действие в каждом конкретном случае окажется безотлагательным и неотложным. Фактически орган дознания вправе осуществлять любое из них, которое окажется безотлагательным и неотложным в каждом конкретном случае.

Компетенция ОВД как органа дознания при возбуждении

уголовного дела и производстве неотложных следственных действий

Следует иметь в виду, что законодатель устанавливает разграничение в компетенции между органами дознания по производству неотложных следственных действий (ч. 3 ст. 151 и ч. 2 ст. 157 УПК РФ). Например, дознаватель ОВД не вправе возбудить дело и производить неотложные следственные действия по уголовным делам, отнесенным к подследственности органов ФСБ. Таким образом, производить неотложные следственные действия по уголовным делам, подследственным следователю, вправе не любой орган дознания, а лишь тот, к компетенции которого оно относится.

В УПК РФ компетенцию органов дознания по проведению неотложных следственных действий разграничивается, что определяется функциями соответствующих органов и правилами предметной подследственности следователей соответствующих органов. Так органы внутренних дел Российской Федерации как орган дознания вправе производить неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных следующими статьями:

1) указанными в п.п. «а» п.1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ: 105 -110, ч. 4 ст. 111, 120, 126, ч. 2, 3 ст. 127, 128, 131 – 133, 136 –149, 205, 208 – 212, 215, 215¢, 216, 217, 227, 237 – 239, 246 – 249, ч. 2, 3 ст. 250, ч. 2, 3 ст. 251, ч. 2, 3 ст. 252, ч. 2, 3 ст. 254, 255, 263, 269, 270, 271, 279, 282, 282¢, 285 – 293, ч. 2, 3 ст. 294, 295, 296, 298 – 305, 317, 318, 320, 321, 328, 332 – 354, 356 – 360 УК РФ;

2) указанными в п. 3, 4, 5 ч. 2 ст. 151 УПК РФ. Исключение составляют, согласно ч. 2 ст. 157 УПК РФ преступления, предусмотренные частями 2-4 ст. 188, ст. 190, ст. 193 УК РФ. Вместе с тем, если учитывать, что по уголовным делам об указанных преступлениях, согласно ч. 5 ст. 151 УПК РФ предварительное расследование может производиться следователями органа, выявившего эти преступления, то значит ли это, что и орган дознания, выявивший преступление может производить по данному делу неотложные следственные действия? Законодатель в данном случае четко разграничивает компетенцию органов дознания. При обнаружении признаков преступлений, предусмотренных частями 2-4 ст. 188, ст. 190, ст. 193 УК РФ, ОВД до возбуждения уголовного дела обязаны направить материалы проверки сообщения о преступлении по подследственности в соответствующие таможенные органы, в порядке п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ;

3) невзирая на то, что по уголовным делам о преступлениях, компетенции МОБ (т.е. предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ), совершенных лицами, указанными в подпунктах «б » и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ дознание производится следователями прокуратуры (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), в УПК РФ не содержится запрета на производство органом дознания неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно предварительное следствие о преступлениях, совершенных той же категорией лиц.

С учетом требований главы 52 УПК РФ возможно производство неотложных следственных действий органами внутренних дел и в отношении лиц, указанных в статье 447 УПК РФ, то есть:

– члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

– судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления ими правосудия;

– Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ;

– Уполномоченного по правам человека в РФ;

– Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

– прокурора;

– следователя;

– адвоката;

– члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью.



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Органами дознания в ходе предварительного расследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Органами дознания в ходе предварительного расследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)