Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Попытки решать все эти проблемы только в рамках национальных стратегий пока не дают ощутимого результата.



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
Попытки решать все эти проблемы только в рамках национальных стратегий пока не дают ощутимого результата. 0.00 из 5.00 0 оценок




Конечно, все эти тенденции не исключают и факта многочисленных достижений. Однако представляется, что при объективном взгляде на проблему общий баланс ситуации на Каспии в долгосрочной перспективе склоняется к негативному сценарию развития событий при условии консервации или, тем более, углубления нынешних тенденций развития.

В связи со всеми этими обстоятельствами, оптимальным видится такой подход к развитию всестороннего практического взаимодействия в Каспийском регионе, который будет основываться на укреплении механизма сотрудничества прикаспийских государств. Необходимо понять, что Каспий – это общий дом всех стран «каспийской пятерки».

Преодоление негативных тенденций в каспийском регионе возможно через осуществление своевременных интегрированных усилий не только ключевыми государственными ведомствами, но и частным бизнесом, общественной инициативой граждан, совместно действующих в русле общих, взаимовыгодных подходов к вопросам развития региона.

При этом представляется, что с целью снижения субъективного фактора негативного внешнего влияния, проблемы, которые существуют в каспийском регионе в настоящее время, и с которыми страны Прикаспия будут сталкиваться в дальнейшем, должны совместно решаться государствами региона без внерегиональных акторов. Несмотря на то, что уже несколько десятков государств и ТНК стали участниками тех или иных форм сотрудничества на Каспии, развитие ситуации в регионе должно находиться в зоне ответственности «каспийской пятерки»

В частности одним из первых шагов в этом направлении могло бы утверждение в качестве общепризнанного факта того обстоятельства, что регулирование ситуации в каспийском регионе является исключительно делом «каспийской пятёрки», а любое вмешательство внешних сил, скорее всего, имеет негативное влияние на ситуацию в регионе.

 

РЕЗЮМЕ

Таким образом, представляется, что внешнеполитические усилия стран «пятерки» должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:

· создание благоприятных внешних условий для модернизации экономик стран региона, перевода их на инновационный путь развития;

 

· формирование отношений добрососедства между прикаспийскими государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих регионах и других районах мира;

 

· поиск точек коммуникации и совпадающих интересов со странами региона, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения региона к колебаниям геополитической конъюнктуры;

 

принятие комплекса мер и шагов для сохранения уникальной природной среды Каспия.

 


ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА

 

Каспийский регион, по сути, является генеральной коммуникационной развязкой центральной части Евразии, где стыкуются границы Большого Ближнего Востока, Южного Кавказа, Центральной Азии, и юга России, соединяющего по линии Волго-Донских гидроузлов бассейны Каспийского и Азовского морей. Такая особенность расположения создала уникальные исторические предпосылки для формирования современного международного транспортного перекрестка, включающего акваторию, воздушное пространство, береговую линию, и русла рек. На сегодняшний день каспийский транспортный узел сформирован меридианным и широтным пересечением глобальных транзитных и местных региональных инфраструктур. Активно развиваются морские, наземные автомобильные и железнодорожные коммуникации вдоль каспийских меридианов (элементы МТК «Север-ЮГ»). Существует определенная геоэкономическая закономерность экспортно-импортных операций каспийских портов и транспортных узлов. Основными «лучами» экспорта местных ресурсов и продукции является астраханско-волжский, азербайджано-кавказский, и иранский формирующие грузопоток в направлении северо-западных, восточно-европейских и средиземноморских рынков (их элементы встроены в коридор ТРАСЕКА). Ему навстречу, в порты Актау, Туркменбаши идет поток транспорта и товаров на восток. Отдельное место в качестве стратегических транспортных артерий занимают региональные и трансграничные нефте-газопроводы.

Эффективное сотрудничество, создание интегрированного каспийского узла («хаба») может стать объективным отражением того факта, что транспортные интересы стран региона во многом совпадают. Таким образом, представляется целесообразным интегрировать комплексное представление о сетке транспортных коммуникаций, и находить понимание у всех членов «каспийской пятерки».

Усиление транспортных артерий создаст условия для экономического роста региона (влияет на национальный рост ВВП), содействует повышению конкурентоспособности национальных экономик пятерки.

Каспийская транспортная сеть должна развиваться как безопасная и качественная транспортная услуга улучшающая качество жизни населения региона. Стратегия должна быть рассчитана на увеличение товарных и пассажирских потоков и соответственно создание условий для легкой доступности транспортных услуг. Важной задачей является объединение усилий по снижению аварийности, рисков и угроз безопасности по всем видам транспорта.

Другими приоритетными задачами на Каспии также представляются:

1. Разработка мер для снижения уровня удельных транспортных издержек в цене доставки товаров и ресурсов

2. Создание условий для увеличения коммерческой скорости и ритмичности продвижения партий товаров по национальным сегментам МТК «Север-Юг» (эффективная тарифная политика).

3. Разработка механизмов развития здоровой конкурентной среды, включая особенности государственно-частного партнерства.

4.  Повышение рентабельности местных транспортных систем, снижения энергоемкости, создания приоритетных конкурентных условий для местных перевозчиков и повышения их конкурентоспособности.

5. Подготовка каспийских коммуникаций к обеспечению перевозок высокотехнологичной продукции (в перспективе создание на Каспии сети высокотехнологичных производств в рамках ЕврАзЭС, ТС или на двусторонней основе).

6. Создание условий для внешнего инвестирования во внутрирегиональную транспортную отрасль, обеспечивающую ее развитие опережающими темпами.

Таким образом, стратегическая цель развития транспортной системы Каспия в нашем понимании отражает комплексное удовлетворение потребностей инновационного и социально-ориентированного развития экономики и предполагает развитие в регионе качественных транспортных услуг, конкурентоспособных с лучшими мировыми аналогами. Ключевой целью такого подхода является формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры.

Важной частью транспортной политики в регионе представляется развитие проекта международного транспортного коридора МТК «Север-Юг». К примеру, в России создан международный совет МТК «Север - Юг» по форме организации – некоммерческое партнерство. Активно развивается Астраханский водно-транспортный узел (канал дельта Волги - море). Наиболее серьезным российским представителем в МТК «Север-Юг», осуществляющим долгосрочное планирование является ОАО «РЖД». Руководством компании предложено сформировать компанию-оператора, ориентированную на привлечение грузов в сообщении от Индии через Иран в Россию к странам СНГ и Европы. РЖД рассматривает коридор «Север – Юг» в качестве безусловного приоритета в реализации стратегического партнёрства со странами Каспийского региона. Для транспортировки грузов и пассажиров по коридору РЖД предлагает три варианта: перспективный западный (прямое железнодорожное сообщение Астрахань – Махачкала – Самур через территорию Азербайджана с выходом на Иран); фрагментарно действующий восточный (прямое железнодорожное сообщение через территории Казахстана, Узбекистана и Туркмении с выходом в Иран по пограничному переходу Теджен – Серахс); действующий транскаспийский железнодорожно-водный маршрут через порты Астрахань, Оля, Махачкала.

В связи с возрастающей ролью МТК «Север - Юг» следует создать крупный международный операционный и логистический центр с офисами представительств компаний, участвующих в перевозках по данному коридору.

Инвесторы могли бы быть заинтересованы в участии в логистическом бизнесе транспортных систем прикаспийских государств.

В настоящее время уже существует несколько примеров подобного взаимодействия в другой транспортной отрасли. ОАО "Аэропорт "Астрахань" и ЗАО "Азербайджанские авиалинии" («Azal») готовят к реализации совместный инвестиционный проект строительства грузового узла в Астрахани стоимостью 200 млн рублей. Узел будет занимать площадь примерно в 4 га, включая загрузочную площадку и терминалы разгрузки. После недавней реконструкции взлетно-посадочная полоса астраханского аэропорта была удлинена с 2,5 до 3,2 км, для приема большегрузных самолетов. Наибольшая потребность на каспийском рынке грузовых авиаперевозок в настоящее время существует в сфере нефтяного и торгового оборудования. Крупнейший региональный аэропорт Баку нацелен преимущественно на прием грузов в регион Кавказа, а также поддержание международного транзита Европа-Азия. Будущий астраханский хаб привлек азербайджанских транспортников (Azal самое крупное авиатранспортное предприятие Кавказа) тем, что оттуда проще доставлять в российские регионы Поволжья товары произведенные в Иране, Китае и Юго-Восточной Азии.

Важной частью МТК «Север-Юг» будет создание автопаромного сообщения Баку-Астрахань. В течение нескольких лет этот проект является темой обсуждения двусторонней межправительственной комиссии. Однако ведомственные и отраслевые трения пока серьезно тормозят этот проект.

В анализе перспектив коридора «Север-Юг» необходимо учитывать и так называемые широтные коммуникации, привязанные к китайским и европейским направлениям грузопотоков.

В целом можно отметить, что развитие международного транспортного коридора «Север-Юг» в сочетании с развитием отношений с Ираном на основе реального учёта взаимных интересов и без излишних оглядок на позицию США, могло бы дать одновременно и стимул для региональной интеграции. Объективно говоря, политические проблемы на иранском направлении не дают другим странам региона достроить свои транспортные коридоры до Персидского залива, что могло бы стать мощным стимулом развития для региона в целом и для каждой из стран «пятёрки» в частности. 

 



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
Попытки решать все эти проблемы только в рамках национальных стратегий пока не дают ощутимого результата. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Попытки решать все эти проблемы только в рамках национальных стратегий пока не дают ощутимого результата.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)