Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОРГАНИЗАЦИЯ КАСПИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ОБЩИХ ПРОБЛЕМ



2019-12-29 273 Обсуждений (0)
ОРГАНИЗАЦИЯ КАСПИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ОБЩИХ ПРОБЛЕМ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Практика последних лет со всей очевидностью показала, что для решения многих насущных задач региона не существует адекватных организационных форматов. Как уже говорилось выше, попытки решать вопросы исключительно в рамках национальных стратегий или двусторонних отношений зачастую оказываются неудачными, так как не соответствуют комплексному, многостороннему характеру и масштабу тех проблем и вызовов, которые стоят перед странами региона. Сама логика развития политических и экономических процессов подталкивает к мысли о необходимости создания некоего пятистороннего формата отношений, как инструмента для реализации общих подходов к стратегии развития региона. Тем более, что разного рода интеграционные объединения уже давно и повсеместно стали общепринятым способом выработки совместных подходов и инструментом более эффективного взаимодействия с самых различных сферах жизни.

Перед странами региона открывается три важнейших направления собственного развития, которые обусловят и соответствующие процессы международного каспийского сотрудничества.

Первый - интровертный - направленный на создание собственных уникальных внутригосударственных независимых экономических систем - наиболее привлекателен, но он маловероятен в условиях современной глобализации.

Второй – путь модернизации «западного типа» является все более доступным и конъюнктурно более выгодным для экономики и бизнеса. Но автоматически копируя западный опыт в постсоветских условиях мы получим «догоняющую модернизацию». С одной стороны, это явно будет иметь негативные последствия размывания стабильности политической системы, с другой – рождает зависимость от западных геополитических центров. На этом пути имеется реальная опасность потери государственного суверенитета вслед за неизбежной потерей экономической самостоятельности.

Третий путь сопряжен с интеграцией. Это может происходить как в рамках СНГ, так и в форме других организаций на постсоветском пространстве. Этот путь является наиболее целесообразным, поскольку он исторически апробирован и имеет устойчивые формы традиционных политических связей и социально–экономических отношений. Его реализация зависит от многочисленных факторов, влияющих на динамику конфигурации международных и региональных каспийских отношений. Одновременно, именно этот путь даёт реальную возможность не примыкать к уже известным центрам глобального развития на правах сырьевой периферии, а создать собственный региональный полюс притяжения, имеющий перспективы масштабного развития.

На сегодняшний день единственным относительно реалистичным и наиболее активно обсуждаемым проектом подобной интеграции на Каспии является проект Организации Каспийского Экономического Сотрудничества (ОКЭС). В этой связи имеет смысл определить ожидаемые трудности и выгоды от создания региональной интеграционной организации, рассмотреть сферу интересов ОКЭС, круг решаемых вопросов и инструменты реализации.

Позитивная динамика социально-экономического взаимодействия государств «каспийской пятерки» доказывает необходимость создания коллективного органа регионального сотрудничества и модернизации. Поэтому для стран «пятерки» появление каспийской международной организации станет доказательством достигнутого высокого уровня их политического взаимодействия.

Современный опыт многостороннего взаимодействия каспийских стран, способы решения конфликтных вопросов, глубина вовлечения геополитических интересов третьих государств в динамику каспийской политики не внушает оптимизм относительно ближайших перспектив согласования каспийской Конвенции (существуют проблемы неурегулированных границ акваторий и дна в южном секторе моря, проблемы несовпадения в стратегиях безопасности, конфликт по поводу транскаспийских трубопроводов).

В то же время, между прикаспийскими государствами существует «не сжигаемая» сумма совпадающих взглядов на цели и направления социально-экономического развития региона. Поэтому создание ОКЭС может оцениваться всеми игроками (включая внерегиональных) как значительное достижение в сотрудничестве, способствующее повышению качества общего развития.

Эффективность данной организации прочитывается в ее двойной политической миссии:

- с одной стороны ОКЭС создает доныне отсутствующую площадку социально-экономических переговоров по широкому кругу вопросов на Каспии в формате «пятерки»;

- с другой стороны ОКЭС дает возможность вынести за скобки сверхпроблемные зоны, связанные с неурегулированным статусом моря и прочие спорные вопросы, блокирующие взаимодействие государств.

ОКЭС не станет первой целевой экономической организацией, созданной на пространстве бывшего СССР из числа стран СНГ и государств «дальнего зарубежья» (таких примеров достаточно: ШОС, ОЧЭС, СМДВА и т.д.). Уникальность ОКЭС в другом: данная структура станет первой, сумевшей соединить в своих рамках региональные противоречия Азербайджана, Туркмении и Ирана.

Достаточно сложно спрогнозировать, как сложится переговорный процесс с Ираном. Но очевидно, что оградить ОКЭС от Ирана, значит ограничить амбиции новой структуры, с самого начала свести ее к локальному аналогу СНГ.

 



2019-12-29 273 Обсуждений (0)
ОРГАНИЗАЦИЯ КАСПИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ОБЩИХ ПРОБЛЕМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОРГАНИЗАЦИЯ КАСПИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ОБЩИХ ПРОБЛЕМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)