Законы спроса и предложения. Рыночное равновесие
Рассмотрим закономерности поведения производителей на рынке. В качестве примера целесообразно вспомнить соотношение цен на муку сахар в дореформенный (советский) период и в наше время. В 80-е годы цена сахара составляла примерно 80 коп. за кг, а мука стоила около 30 коп. за кг, т. е. цена сахара в 2,5 раза превышала цену муки. Прошло несколько лет, рынок стал доминировать во всех сферах хозяйственной деятельности и в 95-97 гг. цены на муку и сахар практически сравнялись. Что же произошло? Ответ на этот вопрос неоднозначен, но доминирующее влияние на это изменение соотношения цен безусловно сыграло поведение производителя на рынке. Дело в том, что в начале 90-х годов уровень рентабельности производителей сахара (в том числе свеклосеющих хозяйств) был значительно выше, чем у производителей пшеницы, муки и поэтому число производителей сахара, их мощности постоянно, в результате предложение сахара резко увеличилось. Это привело к относительному (по сравнению с мукой) уменьшению цены. Поведение производителя на рынке, его реакция на изменение цен изображается кривой предложения S-S.
Каждая точка этой кривой показывает, какое количество продукции Q производитель готов поставить на рынок по цене Р. Предположим, при первоначальной цене Р1 производитель поставлял на рынок Q1 объема продукции. Затем по каким - либо причинам цена на эту продукцию увеличилась до уровня Р2, это вызывает увеличение объема выпускаемой продукции до уровня Q2. И наоборот, при уменьшении цены, производители сокращают объемы выпускаемой продукции. Потребители реагируют на изменение цен прямо противоположным образом, что графически отражается кривой спроса D. При первоначальной цене Р1 объем приобретения товара составлял Q1, а при повышении цены до уровня Р2 объем потребления сокращается до уровня Q2. Таким образом, подводя итог данному вопросу можем сказать следующее: Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Закон спроса: между уровнем цены (Р) и величиной спроса на него (Q) существует обратная зависимость: Qd = f (1/ P ) или проще говоря, чем ниже цена - тем выше спрос и наоборот - выше цена - ниже спрос. Закон предложения - эта реакция величины предложения на динамику цены; Qs=f(P) Повышение цены стимулирует рост предложения, а снижение цены ведет к снижению предложения. Если рассматривать сравнительно небольшой участок спроса, то его с некоторым приближением можно считать отрезком прямой. Для решения практических вопросов крайне важно знать основные закономерности конкретной кривой спроса и прежде всего влияние изменения цен на объем потребления. На графике видно, что отношение изменения цен ∆Р к соответствующему изменению объема потребления ∆Q есть не что иное как , его называют коэффициентом эластичности. Критерий эластичности спроса можно получить и в процентах по следующей формуле: Т.е. эластичность равна отношению изменения объема потребления и % к соответствующему изменению цены в %. Данный критерий эластичности показывает, на сколько % изменяется объем покупок при изменении цены на 1 %. Если при уменьшении цены на 1% спрос увеличивается менее, чем на 1% , он не эластичен; если равен 1 %, эластичность спроса равна единице; если более чем на 1% такой спрос называют эластичным. В зависимости от эластичности спроса меняется поведение деятелей рынка, стремящихся получить максимальную прибыль. Если спрос достаточно эластичен цену товара целесообразно снижать за счет увеличившегося товарооборота можно получить большую прибыль, если же спрос неэластичен ситуация подобна монополии и цену на товар можно поднять (клиент все равно никуда не денется). Рассмотрим теперь взаимодействие производителей и потребителей на рынке. Их интересует прежде всего цена и количество товаров, которые они могут купить или продать. На графике это выглядит как совмещение кривых спроса и предложения. Точка А, пересечения кривых спроса и предложения показывает равновесную цену Р0 при которой производители готовы произвести Q0 продукции по цене Р0, а потребители готовы приобрести это количество продукции по предложенной цене Р0, т.е. наблюдается баланс, равновесие, однако это идеальное состояние, на практике цена колеблется около равновесной цены, отклоняясь в ту или другую сторону. При повышении цены до уровня Р1 производители, видя возможность заработать, увеличивают объем производства до Q2 (прирост составляет Q2-Q0), а потребители, в соответствии с кривой спроса, оказываются не в состоянии приобретать подорожавший товар и вынуждены сокращать объем потребления до уровня Q1 (уменьшение потребления составляет Q0-Q1). В результате происходит затоваривание рынка, масса товаров (Q2-Q1) не находит своих потребителей и производители вынуждены снижать цены. В случае понижения цены, ниже уровня равновесной, наблюдается обратная ситуация: в соответствии с кривой спроса объем потребления увеличится от Q0 до Q2 (увеличение спроса составит Q2-Q0), а предложение товаров сократится с Q0 до Q1 (уменьшение предложения составит Q0-Q 1). В результате увеличения спроса и уменьшения предложения на рынке возникает дефицит товаров равный Q2-Q1. Природа не терпит пустоты, а рынок такое же естественное образование и поэтому первой реакцией рынка на товарный дефицит является повышение цены, а это в свою очередь стимулирует производство. Платежеспособный спрос - потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами получателя. Спрос. Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Сдвиг кривой вправо означает увеличение спроса, влево уменьшение спроса. «изменение в спросе», которое выражается в сдвиге кривой спроса влево или вправо не следует смешивать с «изменением величины спроса», т.е. перемещением по кривой спроса вверх или вниз. При этом сам спрос не меняется, а увеличивается или уменьшается QP, т. е. количество товара, на которое предъявляется спрос при той или иной цене.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (392)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |