Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Основы теории потребительского поведения




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рынок ориентирован на потребителя и поэтому экономическая наука проявляет по­стоянный интерес к его поведению. Один потребитель - «песчинка» в море товаров, выбрасываемых на рынок. Однако силу потребителя и его влияние на производите­лей не следует недооценивать. Если большое число потребителей согласно отдать за данный товар свои деньги, причем столько, что с лихвой покрывает издержки про­изводителя, то фирма получает желанную прибыль. Если нет - фирма может разо­риться или по крайней мере потерять часть потенциальной прибыли. Этот механизм взаимоотношений между производителем и потребителем действует в рыночной экономике по принципу обратной связи, «автоматически» согласовывая объем и структуру производства с объемом и структурой потребления.

Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для одного че­ловека, может быть абсолютно не нужно для другого. Однако даже если выбранный продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями являются це­на и доход.



Задачу определения предпочтения потребителей путем соизмерения полезности объема производства определили экономисты австрийской школы Карл Менгер и Евгений Бем-Баверк. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зави­сит от степени значимости приобретаемого блага для данного человека, уровня на­сыщенности и количестваэтих благ.

Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей. Одно дело, кусок хлеба, чтобы не умереть с голода; стакан воды, что­бы утолить жажду. Другое дело наличие большого количества подобных благ, что меняет полезность.

Основы теории полезности разработаны такими крупными экономистами 19 в., как Г.Госсен, Ч. Джевонс и К. Менгер. Названные экономисты создали особое направ­ление в экономической науке, получившее название «маржинализм» (предельность). Ключевая идея маржиналистского подхода состояла в следующем: стоимость (цен­ность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эф­фектом, который он способен принести потребителю. Такой подход противоречил традиционным представлениям классической школы (А.Смит, Д. Рикардо, К .Маркс), т.к. признавал приоритет конечных результатов функционирования эконо­мики.

 

Основатели маржинализма были твердо убеждены, что все категории экономиче­ской науки могут быть выведены из отношения к вещи экономического субъекта. Подобная мысль приходила в голову многим и гораздо раньше, например, В. Шек­спир: «... сами по себе вещи не бывают ни хорошими ни дурными, а только в нашей оценке». (Гамлет, Принц Датский).

 

Ход рассуждения маржиналистов состоял в следующем: потребитель постепенно увеличивает количество единиц потребляемого блага пока не насытит потребность в нем. (Например, испытывая жажду человек выпивает стакан воды, второй и так, по­ка не пройдет чувство жажды). Из этого следовало три вывода:

 

1. Каждая дополнительная единица товара приносит потребителю дополнительную полезность, (которая называется предельной полезностью).

 

2. чем больше количество единиц потребленного блага, тем меньше предельная (т.е. дополнительная) полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага.

 

3. Потребляя некоторое число единиц одного товара (например, бутербродов), че­ловек получает общую полезность этого ряда, состоящую из суммы убывающих предельных полезностей.

 

В теории принято называть условные единицы величины предельной полезности «ютилями». Если потребление первого бутерброда принесет человеку полезность равную например пяти ютилям, второго - четырем, третьего - двум, а четвертого одному ютилю, то общая полезность этого ряда составит двенадцать ютилей, а пре­дельная полезность будет равна одному. Отказ от каждого последующего будет оз­начать уменьшение общей (суммарной) полезности и одновременное увеличение предельной полезности последнего бутер­брода. Например, если отказаться от чет­вертого бутерброда, то общая полезность составит 11 единиц, а предельная полез­ность будет равна двум.

 

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7