Источники и методы получения аудиторских доказательств.
Источниками информации при проверке кассовых операций служат: · журнал-ордер №1 и ведомость №1 (при журнально-ордерном учете), · карточка и анализ счета №50 (при автоматизированном учете), · кассовая книга (форма КО-4), · книга кассира-операциониста, · приходные кассовые ордера (форма КО-1), · расходные кассовые ордера (форма КО-2), · журнал регистрации кассовых ордеров (форма КО-3), · книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма КО-5), · акт инвентаризации наличия денежных средств (форма ИНВ-15), · инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма ИНВ-16), · платежные ведомости (форма Т-53), · расчетно-платежные ведомости (форма Т-49). Аудиторские процедуры, которые могут быть использованы при проверке кассовых операций: · инвентаризация кассы и осмотр помещения кассы, · контрольный замер (например, совершение контрольной закупки), · опрос и проверка соблюдения установленных на проверяемом предприятии правил, · просмотр и сравнение документов [5; стр.200], · получение перечня банковских счетов и согласование остатка средств, показанного в балансе по статьям “Расчетные счета” и “Прочие денежные средства”, с банковскими выписками, · оценка правильности бухгалтерских записей по учету средств на счетах в банках, · соблюдение организацией лимита хранения наличных денег в кассе, · соблюдение порядка расчетов наличными деньгами с юридическими лицами . Методы проверки принято подразделять на две группы: методы фактической проверки; методы документальной проверки. К основным методам фактической проверки, которыми могут пользоваться аудиторы, исходя из права самостоятельно определять формы и методы проверки, руководствуясь требованиями нормативных актов и условий договора с субъектом или содержания поручения государственных органов, относятся: – осмотр; – обследование; – инвентаризация; – контрольный запуск сырья и материалов в производство; – лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции; – экспертная оценка; – опрос; – проверка объемов выполненных работ. Осмотр. С помощью этого метода можно выяснить, например, условия хранения имущества, документов; состояние производственных, складских торговых помещений. Осмотру подвергают разнообразные объекты: территорию, места хранения материальных активов, документов, производственное и торговое оборудование, готовую продукцию, контрольно-кассовые машины. В процессе осмотра могут быть обнаружены доказательства, свидетельствующие о нарушениях или злоупотреблениях. Обследование. Обследование представляет собой как бы продолжение осмотра, но с одновременным ознакомлением с документами как нормативными, так и оправдательными; с получением объяснений от ответственных лиц. Эффективные результаты дает обследование при проверках технологии производства продукции в цехах, порядка приема, хранения, отпуска и реализации продукции, товаров. Например, в процессе проверки эксплуатации контрольно-кассовых машин, руководствуясь письмом Минфина России от 30.08.93 г. № 104 «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и ст. 4 Закона РФ от 18.06.93 г. № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» можно встретить нарушения и ошибки. Наиболее часто встречаются следующие: – контрольно-кассовые машины регистрируются в налоговых органах без указания показателей счетчиков; – в эксплуатации находятся контрольно-кассовые машины, которые разрешены с некоторыми ограничениями к регистрации или в которых к назначенному сроку не выполнена русификация текста чеков и не трансформирована фискальная память; – не на каждой контрольно-кассовой машине имеется табличка с заводским номером; – в кассовых чеках не указывается заводской номер контрольно-кассовой машины; – в паспорте контрольно-кассовой машины отсутствуют реквизиты клише с обозначением наименования предприятия; – в книге кассира-операциониста отсутствуют показания секционных счетчиков, а также подписи сдавшего и принявшего выручку; – обнуление секционных счетчиков не актируется и не согласовывается с контрольными органами; – места разрывов контрольной кассовой ленты не подписываются представителями администрации. Инвентаризация. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой необходимо проверять и документально подтверждать их наличие, состояние и оценку. Основными целями инвентаризации в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49 (далее — Методические указания) являются: – выявление фактического наличия имущества; – сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; – проверка полноты отражения в учете обязательств. Инвентаризация является наиболее эффективным методом фактической проверки достоверности показателей баланса, являющегося составной частью бухгалтерской отчетности. Однако предприятия, подлежащие обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ, должны включить в состав бухгалтерской отчетности и аудиторское заключение. Безусловно, положительное заключение аудиторской организации будет означать, что отчетность во всех существенных аспектах отражает активы и пассивы на отчетную дату, исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность, · Разновидностью выборочных инвентаризаций являются контрольные проверки с целью определения правильности включения инвентаризационной комиссией в опись фактических остатков материалов, денежных средств, товаров и иного имущества. К порядку проведения инвентаризации предъявляются определенные требования. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации может служить основанием для признания ее результатов недействительными. Очень важно, чтобы к документам, представляемым для оформления описания недостачи ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, были обязательно приложены решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).
3.2 . Процедуры средств контроля , процедуры по существу и их доку ментирование.
Процедуры (средства) контроля (Control procedures) – политика и процедуры, организованные руководством организации в дополнение к контрольной среде для реализации конкретных ее задач. Примерами процедур контроля являются: - арифметический контроль правильности произведенных записей; - осуществление контроля использования среды компьютерных информационных систем, в частности, путем установления ограничения круга лиц для внесения изменений в информационные ресурсы компьютерных программ или самого допуска к базам данных; - контроль составления первичных документов, отражающих хозяйственные операции, включая процедуры их одобрения (согласования и санкционирования); - сопоставление внутренних данных с внешними источниками информации; - сравнение фактического наличия имущества (денежных средств, ценных бумаг и проч.) с данными бухгалтерского учета путем проведения инвентаризаций; - установление ограничений прямого физического доступа к имуществу и информации; - проведение регулярного сравнительного анализа фактических и запланированных результатов финансово-хозяйственной деятельности. Так, действенный контроль составления первичных документов характеризуется следующими признаками: - документы имеют непрерывную сплошную нумерацию с целью выявления в необходимых случаях отсутствующих документов, а также быстрого поиска самих документов; - документы составляются в момент совершения хозяйственной операции или сразу по ее окончании (следует отметить, что данное положение также предусмотрено ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»); - документы достаточно просты и доступны для понимания (требование «прозрачности» к финансовой информации); - применяются унифицированные формы первичных учетных документов (данное положение тоже предусмотрено Федеральным законом «О бухгалтерском учете»); - разработаны, утверждены руководством и соблюдаются работниками организации график документооборота, структура самих документов (к последней относится, к примеру, рабочий план счетов бухгалтерского учета); - хозяйственные операции, отраженные в документах, выполняются с одобрения руководства организации. Такому средству контроля, как ограничение прямого физического доступа к имуществу и информации организации, свойственно наличие оборудованных кассовых помещений, складов для хранения материальных ценностей, охранной и пожарной сигнализации, сейфов для хранения документов на бумажных носителях, паролей доступа к компьютерным базам данных и т.д. Одной из важнейших процедур контроля, рассмотренных выше, является инвентаризация имущества и обязательств организации. В ходе ее проведения устанавливаются и устраняются расхождения между фактическим наличием имущества (или обязательств) и данными бухгалтерского учета. Посредством проведения инвентаризаций производится оценка степени реальности аудируемой финансовой отчетности (чаще говорят, что те или иные статьи бухгалтерской отчетности подтверждены или не подтверждены проверкой наличия их в натуре - инвентаризацией).
При этом аудитор обращает внимание на то, как в организации за проверяемый период проводились инвентаризации, или сам может ее организовать (в ходе самой проверки).По результатам инвентаризации составляется рабочий документ №1
РД 1 Организация ООО «Мотор» Период проверки: 01.01.2009-31.12.2009 Составила: Смирнов А. С. Дата проверки: 07.02.2010г. Проверка соответствия данных инвентаризации за 2009 год данным бухгалтерского учета.
Аудитор Смирнов А. С. Дата 07.02.2010г. Вывод: инвентаризация денежных средств расхождений не показала. На предприятии отработанная система внутреннего контроля за движением денежных средств в кассе: налаженная система проведения внезапных ревизий кассы с полным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей находящихся в кассе, имеется приказ руководителя, устанавливающего периодичность проверок
Проверка соблюдения установленного размера проведения наличных расчетов между юридическими лицами состоит в том, чтобы установить соответствие Указанию N 1050-У. Результаты проверки могут быть оформлены РД 2 . РД 2 Организация ООО «Мотор» Период проверки: 01.01.2009-31.12.2009 Составила: Смирнов А. С. Дата проверки: 08.02.2010г.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |