Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ТЕМА 11. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Решить задачи

5. Ответить на тестовые вопросы

6. Подготовить рефераты на тему: «Природа внешних эффектов: издержки и выгоды, вызываемые побочными воздействиями», «Содержание теоремы Р. Коуза»

7. Составить дополнительный глоссарий по теме.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое внешние эффекты?

2. К каким последствиям приводит воздействие внешних эффектов?

3. Какие существуют способы урегулирования (интернализации) внешних эффектов? Что нового в этом плане привнесла теория Коуза?

4. Приведите примеры проявления положительных и отрицательных экстерналий в вашем городе.

5. Каково условие достижения общественно эффективного объема выпуска?

6. Отличается ли кривая рыночного спроса на общественное благо от кривой спроса на частное благо? Если да, то в чем его особенности?

7. Каким образом государство предоставляет общественные блага?

8. По каким причинам использование при принятии решений «принципа большинства» не может обеспечить эффективности?



9. Когда достигается большая эффективность производства государством общественных благ, финансируемых за счет собираемых налогов?

10. Чем обусловлены ограниченные возможности рынка в предоставлении общественных благ?

11. Какие свои примеры Вы можете привести в связи с асимметричностью информации?

12. Каковы последствия асимметричности информации?

Тесты:

1. Внешние эффекты возникают из-за того, что:

A) рыночное равновесие не является стабильным;

B) производство наносит ущерб окружающей среде;

C) производители располагают рыночной властью;

D) рыночные цены благ не отражают побочных издержек и выгод.

2. Наличие отрицательного внешнего эффекта проявляется в том, что:

A) имеет место перепроизводство блага;

B) государство субсидирует производство благ;

C) фирмы используют неэффективные технологии;

D) рыночные цены превышают издержки производства.

3. Причиной, порождающей внешние эффекты, является:

A) наличие вредных производств;

B) вмешательство государства в экономику;

C) отсутствие установленных прав собственности;

D) наличие у фирм рыночной власти.

4. Наличие внешних эффектов приводит к таким негативным последствиям, как:

A) неэффективность распределения ресурсов;

B) неравноправная конкуренция;

C) захват потребительского излишка производителями;

D) возникновение рыночной власти.

5. Регулирование положительных внешних эффектов связано с:

A) определением наиболее полезных для общества благ;

B) обеспечением объема потребления блага, соответствующего уровню общественных предельных выгод;

C) обеспечение условий для производства с минимальными средними издержками;

D) обеспечение равных условий функционирования для всех фирм.

6. Каким отношением определяется предельная внешняя выгода (МЕC):

А) МЕВ =∆ ЕВ / ∆Q;

B) МЕВ = ∆Q / ∆ЕВ;

C) МЕ = ∆ЕВ / ∆Q-1;

D) МЕВ= ∆Q/∆ЕВ-1;

E) МЕВ= ∆Q/∆ЕВ.

7. Химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Это пример:

А) отрицательного внешнего эффекта;

B) положительного внешнего эффекта;

C) отрицательного внутреннего эффекта;

D) положительного внутреннего эффекта;

E) исключаемого блага.

8. Теорема Коуза – Стиглера доказывает, что права собственности на загрязнение ресурсов должны быть переданы:

А) лицу, являющемуся источником загрязнения;

B) лицу, являющемуся получателем загрязнения;

C) как лицу, являющемуся источником загрязнения , так и лицу являющемуся получателем загрязнения;

D) третьим лицам;

E) Правительству.

9. Что из ниже перечисленного является корректирующей субсидией:

А) пособия для жертв чернобыльской катастрофы;

B) высокие таможенные пошлины на импортируемые в Казахстан зарубежные автомобили;

C) пособия для одиноких матерей;

D) совокупные расходы;

E) НДС.

10. Понятие «корректирующий налог» связано с именем ученого:

А) Пигу;

B) Смита;

C) Коуза;

D) Дж. Кейнса;

E) К. Маркса.

11. Конкурентные рынки не могут обеспечить представление оптимального количества общественных благ так как:

A) общественные блага требуют больше затрат, чем частные фирмы могут осуществлять

B) не всем нужно одинаковое количество общественного блага

C) существует проблема «безбилетника»

D) обеспечение общественными благами - это задача правительства

12. Общественные блага отличаются от частных тем, что они:

A) делимы

B) находятся в индивидуальном пользовании

C) делимы и находятся в индивидуальном пользовании

D) неделимы и не находятся в индивидуальном пользовании

13. Что из перечисленного является чистым общественным благом:

A) общественные библиотеки

B) общественные туалеты

C) общественные стоянки для автомобилей

D) программа общественного здравоохранения

14. Проблема «безбилетника» будет тем менее значительной, чем:

A) больше будет число получающих выгоды

B) легче будет исключить неплательщиков и числа получающих выгоды

C) труднее будет определить получающих выгоды

D) больше будет число получаемых выгод

15.     Неконкурентность и неисключаемость являются характеристиками:

A) нормальных товаров

B) дефицитных товаров

C) факторов производства

D) общественных благ

16.     Экономисты определяют тип благ, называемых общественными, которые характеризуются тем, что:

A) издержки предоставления этих благ потребителям малы по сравнению с частными выгодами от их потребления; издержки по защите от «безбилетников» сравнительно низки

B) издержки предоставления этих благ потребителям существенно выше, чем частные выгоды от их потребления; издержки по защите от «безбилетников» сравнительно велики

C) решения о производстве этих благ принимаются исключительно государственными институтами

D) решения о производстве этих принимаются фирмами

17. Эффективный объем производства общественного товара достигается в том случае, если:

А) сумма этих предельных выгод меньше предельных издержек производства;

B) сумма этих предельных выгод равна предельным издержкам производства;

C) сумма предельных выгод равна нулю;

D) сумма предельных выгод равна средним издержкам;

E) эффективный объем производства общественного товара не достижим.

18. Кривая рыночного спроса на общественное благо:

А) не отличается от кривой спроса на частное благо;

B) определяется путем суммирования по горизонтам всех кривых индивидуального спроса;

C) показывает общую стоимость, которую все индивидуумы платят за каждую единицу товара;

D) отличается от кривой спроса на частное благо;

E) это есть совокупный спрос на товары и услуги.

19. Охарактеризуйте общественное благо: проезд по мосту в период интенсивного движения:

А) исключаем, но неконкурентен;

B) неисключаем и неконкурентен;

C) исключаем и конкурентен;

D) неисключаем и конкурентен;

E) неисключаем.

20. Национальная оборона, как общественное благо:

А) не исключаема и неконкурентна;

B) исключаема и конкурентна;

C) исключаема и неконкурентна;

D) не исключаема и конкурентна;

E) исключаема.

Задачи:

Задача 1. Действующие в городе две фирмы выбрасывают в атмосферу по 6 тонн в день загрязняющих веществ каждая.

   Маслихат решил сократить наполовину загрязняющее воздействие фирм. Какой из вариантов ограничения вредного воздействия – введение ограничения на выбросы или налог – обеспечит наиболее эффективное решение, если издержки сокращения на каждую тонну выбросов у одной фирмы составляют 3000 тенге, а у второй фирмы 2000 тенге в день.

Задача 2. Вблизи поселка расположен аэропорт. Ежесуточно выполняется 10 рейсов. В связи с расширением потока пассажиров руково­дство аэропорта собирается ввести дополнительный, 11-й рейс в сутки, который в связи с ограниченной пропускной способностью аэропорта может осуществляться лишь поздно вечером. Введение дополнительного рейса принесет валовый доход аэропорту в размере 1500 долл. в день, при этом издержки на его организацию составят для аэропорта 1000 долл. В день. Однако вечерний рейс причинит существенные неудобства обитателям поселка, негативно сказываясь на их отдыхе и, следовательно, на их производительности. Уменьшение производи­тельности обитателей поселка на своих рабочих местах приведет к
снижению их совокупного дохода на 800 долл. в день. Будет ли организован 11-й рейс в сутки, если учесть, что:

а)   жители обладают правом на запрещение полетов над поселком;

б)   аэропорт обладает правом на беспрепятственную организацию полетов?

Задача 3. Три фирмы подали заявления на получение лицензии по обслуживанию городской сети кабельного телевидения. При этом обладатель лицензии получит монопольное право на оказание услуги и установление любой цены за ее предоставление. Какую максимальную величину средств готов потратить каждый заявитель на лоббирование, если соглашение между ними невозможно, при кривой спроса на обслуживание Р = 100 – Q, где Р – цена, а Q – число абонентов и ежегодных издержек на эксплутацию в 200 единиц?

Задача 4. Вам предлагают купить акции предприятия, которое соби­рается инвестировать средства в разработку нового месторожде­ния газа. Вероятность успеха равна 1/3, а неудачи - 2/3. В случае успеха за акцию можно будет получить 60 тенге, в случае неуда­чи - 12 тенге. За какую цену Вы будете готовы купить эти акции?

Задача 5. Вы имеете доход в 2 тыс. тенге в месяц (для простоты счета даны небольшие суммы). Неожиданно Вам делают предложение о новом месте работы с негарантированным уровнем дохода. При благоприятном исходе дела Ваш доход мо­жет составить 6 тыс. тенге, при неблагоприятном - 1,5 тыс. тенге. Причем уровень общей полезности для Вас при доходе в 2 тыс. тенге составляет 15 единиц, при доходе в 6 тыс. тенге - 20 еди­ниц, а при доходе в 1,5 тыс. тенге - 12 единиц. Вероятность исхо­да предлагаемого Вам дела составляет 0,5. Определите ожидаемый доход и ожидаемую полезность. Стоит ли принимать предложение о новом месте работы?

Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Известно, что рыночный механизм наиболее эффективный способ распределения ресурсов. Однако, в реальности, такая эффективность достигается далеко не всегда. Одна из причин неэффективности распределения ресурсов связывается с внешними эффектами. В этой связи возникает необходимость объяснить природу внешних эффектов, формы их проявления, а также причины их возникновения.

Важно понять в чем выражается влияние внешних эффектов на рыночный обмен и какие способымогут быть использованы для корректировки их влияния.

Определяя сущность общественных благ, необходимо разобраться в их специфике, выяснить особенности спроса на общественные блага.

 

Критерии оценки знаний:

Шкала оценки Критерии
Рейтинг 0-49 Балл 0 Буквенный эквивалент F Оценка неуд. Полное отсутствие знаний программного материала; не знание основного материала учебной программы и допуск грубых ошибок.
Рейтинг - 50-74 Балл - 1-2,33 Буквенный эквивалент - D , D +, C -, C C + Оценка удовл. Ответ в основном правильный, но неполный; в нем обнаруживается недостаточно глубокое понимание программного материала; допускаются отдельные ошибки в интерпретаций теоретических положений; проявляется умение лишь к репродуктивному изложению материала; отсутствуют самостоятельные выводы и обобщения.
Рейтинг - 75-89 Балл - 2,67-3,33 Буквенный эквивалент – B -, B , B + Оценка - хорошо Ответ полный, правильный; показаны знания основных идей, положений изучаемых источников. Умение построить графики и провести их анализ. Умение вести доказательство, аргументировать, делать опровержение, выводы и обобщения. Умение использовать теоретические знания для анализа практических ситуации. Но есть неточности в изложений, не ведущие, однако, к существенному искажению содержания.  
Рейтинг - 90-100 Балл - 3,67-4,0 Буквенный эквивалент – A -, A Оценка - отлично Ответ полный, правильный; показаны знания основных идей, положений изучаемых источников. Умение построить графики и их анализ. Правильная оценка и умение составлять математические модели микроэкономических ситуации. Использование дополнительной литературы. Умение вести доказательство, аргументировать, делать опровержение, выводы и обобщения.

 

Штрафные баллы за:

- опоздания, дезорганизующее поведение на занятиях – 10% от общего рейтинга

- регулярное невыполнение заданий – - 10% от общего рейтинга

Поощрительные баллы за:

- активную работу на занятиях по СРСП – +10% от общего рейтинга

- отсутствие пропусков занятий по СРСП, опозданий – + 5% от общего рейтинга

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Вечканов Г. С. Микроэкономика - 8-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 288 с. - 753.00 т.        

2. Мухамедиев Б. М. Микроэкономика: учебник /Б.М.Мухамедиев. - Алматы : Қазақ университеті, 2008. - 248 с.

3. Кулекеев Ж. А. Микроэкономика: учебное пособие / Ж.А. Кулекеев, Г.К. Султанбекова . - Алматы : Казстатинформ, 2001. - 240 с.

4. Микроэкономика социальной сферы и туризма: учебное пособие /С.Т. Абеуова; Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза. - Караганда:КЭУК, 2010. - 171 с.

5. Микроэкономика: учебно-практическое пособие / С. С. Кемельбаева; Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза. - Караганда : КЭУК, 2006. - 188 с.

6. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник для вузов /Р.М.Нуреев. - М.: НОРМА, 2009. - 576 с.

7. Сабден О. Экономика. Избранные труды. Рыночная экономика - Алматы : ИЭ КН МОН РК, 2009. - 656 с.

8. Тарануха Ю.В Микроэкономика: учебник / Тарануха, Ю.В ; ред. Сидорович А.В. - М. : Дело и Сервис, 2006. - 640 с.

9. Микроэкономика: теория и Российская практика.Учебное пособие /ред.: Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. - 6-е изд.,испр.и доп. - М : КНОРУС, 2006. - 624 с.

10. Чеканский А.Н Микроэкономика Промежуточный уровень: учебное пособие / Чеканский,А.Н, Фролова Н.Л. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 382 с.

11. Черемных Ю. Н. Микроэкономика: продвинутый уровень: учебник для вузов. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 844 с. - (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова)

12. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: учебное пособие/ Г.М.Гукасьян, Г.А.Маховикова, В.В.Амосова. - 7-е изд. . - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 240 с.

Д ополнительная литература:

13. Нуреев Р. М. Рабочая тетрадь по курсу микроэкономики : Основные понятия. Формулы. Задания. Тесты. Задачи. Проблемы. Литература. - М. : Норма, 2006. - 176 с. - 300.00 т.

14. Гальперин В.М. Микроэкономика: сборник задач - Санкт-Петербург : Экономическая школа,Омега-Л, 2007 - .Т.3. - 352 с.

15. Микроэкономическая статистика : учебник / ред. Ильенкова С.Д. - М. : Финансы и статистика, 2004.

16. Белокрылова О.С. Теория переходной экономики: учебное пособие / Белокрылова,О.С. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 352 с.

17. Макро- и микроэкономика: выигрывает целесообразность // Казахстанская правда. - 2009. - №31-32. - С. 2.

18. Ершов М. Как обеспечить стабильное развитие в условиях финансовой нестабильности /М.Ершов // Вопросы экономики. - 2009. - N12.-С.4-26.

19. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1991

20. Барр Р. Политическая экономия. В 2-х тт., Т.2, М.: «Международные отношения», 1995

21. Маршалл А. Принципы экономической науки, т.II, М.: Издательская группа «Прогресс», 1993

22. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег

23. Кларк Дж. Распределение богатства, М: Гелиос АРВ, 2000, 368

24. www.zakon.kz – законодательство РК, справочная система ЮРИСТ

25. www.stat.kz – Агентство РК по статистике

26. www.nationalbank.kz – Национальный Банк РК

27. www.enbek.kz – Министерство труда и социальной защиты РК

28. www.minplan.kz – Министерство экономики и бюджетного планирования РК

29. www.minfin.kz – Министерство финансов РК

30. www.mit.kz – Министерство индустрии и торговли

31. www.government.kz – Правительство РК

32. www.akorda.kz – Официальный сайт Президента РК

 




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.032 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7