Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы экономического анализа



2019-12-29 149 Обсуждений (0)
Методы экономического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание, предмет и задачи экономического анализа.

 

Экономический анализ предполагает изучение количественных и качественных характеристик, показателей отражающих финансово-хозяйственную деятельность организации. Это дает возможность получить достаточно полное представление о результатах работы предприятия, определить его перспективы, скорректировать тенденции развития и мобилизовать внутренние резервы.

Предметом экономического анализа являются показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации – информация отражающая хозяйственно-финансовые процессы и факторы влияющие на показатели деятельности организации.

Предмет экономического анализа определяет его задача, к которой относится оценка и всестороннее изучение показателей деятельности организации, выполнение бизнес-плана, изменение показателей в динамике.

- Выявление причин (факторов) влияющих на результаты работы организации, измерение их влияния.

- Определение эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

- Выявление внутренних резервов и упущенных возможностей на всех участках управления организации и разработка конкретных мер по улучшению деятельности организации.

Изучение предмета экономического анализа требует определенного метода, с помощью которого изучаются показатели характеризующие хозяйственно-финансовую деятельности организации.

 


Методы экономического анализа

 

В основе методов экономического анализа лежит диалектический метод познания, который предполагает изучение экономических явлений во взаимосвязи взаимообусловленности изменение и развитие. При этом используется индуктивный подход от частного к общему и дедуктивный подход от общего к частному. Что позволяет установить связи между хозяйственными процессами и определенные факторы, влияющие на эти процессы. Условно методы экономического анализа можно подразделить на 2 группы:

- традиционные

- экономико-математические

К традиционным относятся методы, которые используются с момента возникновения экономического анализа как самостоятельной науки. К ним относятся статистические и бухгалтерские методы.

Экономико-математические включают методы возникшие с развитием экономического анализа, повышением требований к нему и появлением вычислительной техники.

Традиционные методы:

- метод цепной подстановки

Используется в факторном анализе, т.е. когда изучаемый показатель может быть выражен через факторы и рассчитывается влияние каждого фактора на изменение изучаемого показателя. Метод цепной подстановки может использоваться при прямой и при обратной зависимостях между изучаемыми показателями и формирующими его факторами.

При использовании метода цепной подстановки изучаемые показатели выражаются через факторы или строится факторная модель, затем определяется исходная (базисная) факторная модель (то с чем сравнивается) и конечная (отчетная) факторная модель (что сравнивается). В факторной модели используемой в методе цепной подстановке с начала обязательно приводятся количественные факторы, а затем качественные.

DВ = Вф – Вб – объект анализа

При использовании метода цепной подстановки базисное значение каждого фактора в исходной факторной модели по цепочке заменяется его фактическое значение.

Просчитывается промежуточные результативные показатель. Разница между каждым последующим и предыдущим результативным показателями характеризует влияние конкретного фактора на изменение изучаемого показателя. Совокупное влияние факторов дает общее изменение изучаемого показателя.

Расчет влияния факторов:

В = П *Ч *К

Вб = Пббб

Вф = Пффф

- «Ч»

Чфбб = Вч

~ DЧ = Вч – Вб

- «К»

Чффб = Вчк

~ DК = Вчк – Вч

- «Ч»

Чффф = Вф

~ DП = Вф – Вчк

- совокупное влияние

~ DЧ + ~ DК + ~ DП = DВ

- метод разниц

Используется в факторном анализе когда изучаемый показатель выражается через формирующие его факторы, находящиеся в прямой зависимости. Строятся исходная и конечная факторная модели, затем базисное значение каждого фактора в исходной факторной модели заменяется отклонением этого фактора (разницей между значением фактора в отчетном и базисном периодах), просчитывается результат, который характеризует влияние каждого фактора на изучаемый показатель. Совокупное влияние факторов дает общее изменение изучаемого показателя. В факторной модели с начала обязательно приводятся количественные факторы, а затем качественные.

- «Ч»

ф – Чб) *Кбб = ~ DЧ

- «К»

Чф *(Кф – Кб) *Пб = ~ DК

- «П»

Чфф *(Пф – Пб) = ~ DП

- совокупное влияние факторов

~ DЧ + ~ DК + ~ DП = DВ

- интегральный метод

Используется в факторном анализе, когда изучаемый показатель может быть выражен через 2 фактора находящихся в прямой зависимости

В = П * Ч

Сначала определяют исходную и конечную факторные модели

Вб = Пб * Чб – исходная

Вф = Пф * Чф – конечная

DВ = Вф – Вб – объект анализа

влияние факторов на изменение изучаемого показателя рассчитывается по следующим формулам:

~ DП = (Пф – Пб) * Чб + ф – Пб) * (Чф – Чб)

                                                      2

~ DЧ = (Чф – Чб) * Пб + ф – Пб) * (Чф – Чб)

                                                      2

~ DП + ~ DЧ = DВ

Результаты расчетов влияния факторов с помощью интегрального метода всегда отличается от результатов расчетов методами цепной подстановки или «разниц» на величину не разложенного остатка. Поэтому в практике интегральный метод называют методом «не разложенного остатка».

- балансовый метод

Может использоваться в факторном анализе при изучении показателей и факторов находящихся в функциональной зависимости. В основе этого метода лежит формула товарного баланса:

Он + П = Р – Впр – Ок

Р = Он + П – Впр – Ок

П = В – С – К – У

При расчете влияния факторов балансовым методом просчитываются отклонения каждого фактора формирующего изучаемый показатель, и влияние факторов определяется по этому отклонению с учетом знака стоящего в формуле балансовой увязки.

- метод меньших чисел

Используется при изучении ритмичности или равномерности работы предприятия, изучении ассортиментности выпуска продукции, структурных сдвигов в производстве. При использвании метода меньших чисел просчитывается коэффициент

К =

  SА1

где SА – сумма фактических значений изучаемых показателей по периодам, но не выше плановых (базисных)

SА1 – сумма плановых заданий по периодам

  SА1 (план) факт
1 250 260 250
2 300 280 280
3 500 510 500
4 180 180 180
Итого 1230 1230 1210

 

 

К = 1210/1230 = 0,98 < 1

 

- метод среднего квадратического

Оценка ритмичности работы предприятия с помощью коэффициента вариации или среднего квадратического

Кр = 100 – V – коэффициент ритмичности

V = s / xср

s = Ö S (x-xср)2 / n

V – коэффициент вариации

s - квадратическое отклонение

xср – xср или среднее значение показателей 

x – фактическое значение показателей

n – количество периодов или показателей

- метод процентных чисел

Используется при расчете влияния изменения структуры оборота (или выполнения продукции) на уровень качественных показателей (торговые наценки, издержки обращения, рентабельность продаж и т.п.)

Для расчета влияния изменения структуры оборота на качественный показатель фактический удельный вес каждой группы товаров умножается на базисное значение уровня качественного показателя. Полученные суммы складываются, делятся на 100. Разница между полученным результатом и уровнем качественного показателя в базисном периоде характеризует влияние изменения структуры оборота (выпуска продукции) на уровень изучаемого качественного показателя.

 

Структура оборота

Уровень показателей в базисном периоде

Процентные числа

Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год
А 1 2 3 4 5
Товар 1 aб aф Уaб aб х Уаб aф х Уаб
Товар 2 bб bф Уbб bб х Уbб bф х Уbб

ИТОГО

aб + bб aф + bф

Уab

Уab Уabф
100% 100% 1 х 3 2 х 3

- индексный метод

Предусматривает расчет относительных показателей характеризующих отношение фактического значение изучаемого показателя к их базисной величине (или значения принятому за базу). Могут быть индивидуальные индексы, т.е. отражающие соотношения непосредственно соизмеряемых величин:

iр = pф / pб

iq = qф / qб

и групповые (тотальные) отражают соотношение нескольких показателей. Групповые индексы могут быть агрегатные, т.е. характеризовать соотношение нескольких величин:

Вф / Вб = pф * qф / pб * qб

и гармонические, когда один из показателей, формирующий индекс, выражен через индекс:

Вф / Вб = ip * qф / qб = pф / pб * iq = ip * iq

- метод скорректированных показателей

При изучении показателей деятельности организации часто возникает необходимость привести показатели в сопоставимый вид. В условиях инфляции и систематического колебания цен особенно остро встает вопрос о выражении выручки в сопоставимых ценах. Для расчета выручки в сопоставимых ценах фактическая выручка делится на индекс изменения цен

Вс = Вф / ip = pб * qф

Расчет выручки в сопоставимых ценах позволяет рассчитать какое изменение выручки произошло в результате изменения цен и какое изменение выручки обеспечено изменением количества проданных товаров (товарной массы):

Вб = pб * qб

Вф = pф * qф

Вс = Вф / ip = pб * qф

Общее изменение выручки, т.е. влияние цен и количества на выручку рассчитывается как разница между выручкой отчетного периода в действующих ценах и выручкой базисного периода

Вф – Вб = DВ

Влияние изменения цены на товар, на выручку рассчитывается как разница между выручкой отчетного периода в действующих ценах и выручкой в сопоставимых ценах:

~Dp = Вф – Вс = pф * qф – pб * qф

Влияние изменения количества (товарной массы) рассчитывается как разница между выручкой в сопоставимых ценах и выручкой в базисном периоде

~Dq = Вс – Вб = pб * qф – pб * qб




2019-12-29 149 Обсуждений (0)
Методы экономического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы экономического анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (149)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)