Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Антикризисная стратегия предприятия




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Виды стратегий

Для того чтобы в условиях антикризисного управления действительно выйти из кризиса, нужно разработать стратегический план развития предприятия.

Стратегия - всесторонний комплексный план, который предназначен для обеспечения выполнения миссии и достижения целей предприятия. Стратегия формируется и разрабатывается высшим руководством при участии менеджеров всех уровней управления.

Разработка стратегического плана включает:

• оптимальность структуры имущества предприятия и источники его образования: актив, пассив баланса;

• анализ уровня рентабельности и оборачиваемости оборотных средств;

• состояние ликвидности.

Мировой опыт показал, что в условиях нестабильности внешней среды выработка и реализация стратегии деятельности предприятия имеют много преимуществ, являясь основными элементами антикризисного управления.

Зарубежные специалисты располагают эти преимущества в таком порядке:

1. Разработка и выбор типа стратегии вынуждают руководителей постоянно мыслить перспективно.

2. Выбор стратегии ведет к четкой координации предпринимаемых фирмой усилий.



3. Стратегия позволяет определить показатели деятельности для последующего контроля.

4. Выбранная стратегия заставляет предприятие четко определять свои задачи.

5. Стратегическое управление делает предприятие более подготовленным к внезапным переменам и кризисам.

6. Стратегия предприятия наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.

1. Стратегии возможностей по товарам/рынкам.

Стратегия возможностей в рыночных условиях предусматривает два основных направления:

• производство товаров для нужд потребителей;

• продвижение товаров на рынки.

Стратегия глубокого проникновения на рынок эффективна, если предприятие работает с уже известными товарами (услугами) на знакомом для себя рынке, который развивается или еще не насыщен товаром. Главное при этом - снизить издержки производства. На основе данной стратегии следует:

• продавать товары по ценам ниже, чем у конкурентов;

• широко использовать скидки, кредиты, льготы;

• применять интенсивную рекламу;

• находить сегменты рынка, где спрос на товары еще не удовлетворен;

• пытаться установить контроль над конкурентами.

Стратегия развития рынка эффективна в таких случаях: 1) при расширении рынка; 2) если в результате изменения стиля жизни и демографических факторов возникают новые сегменты на рынке; 3) в случае появления новых областей применения хорошо известной продукции.

На основе данной стратегии предприятие действует следующим образом:

• стремится увеличить сбыт существующих товаров на рынках;

• проникает на новые региональные рынки;

• выходит на новые сегменты рынка, спрос на которых еще не удовлетворен;

• по-новому предлагает использовать имеющиеся товары;

• использует новые методы распределения и сбыта продукции (услуг); применяет более энергичные усилия по продвижению.

Стратегия разработки товара эффективна в случае, если предприятие имеет авторитет у потребителей и работает с популярными товарами (услугами).

Используя стратегию разработки товара, предприятие предпринимает такие шаги:

• постоянно разрабатывает новые или модифицированные товары для существующих рынков;

• делает упор на новые модели, тесно связанные с уже внедренными товарами, улучшает их качество, проводит другие мелкие изменения и реализует продукцию потребителям, лояльно настроенным по отношению к предприятию;

• использует традиционные методы сбыта продукции;

• в рекламе акцентирует внимание на том, что новые товары обладают лучшими качествами.

2. Стратегии диверсификации. Стратегии диверсификационного роста реализуются в том случае, если предприятия отрасли далее не могут развиваться на одном рынке с выпускаемым продуктом в рамках данной отрасли.

Диверсификация - приложение усилий в разные товарные группы (рынки, группы покупателей) для снижения финансового риска. Используется для того, чтобы предприятие не стало слишком зависимым от одного рынка или товарной группы.

Стратегия дифференциации заключается в том, что предприятие выпускает привлекательный для многих потребителей и уникальный в силу потребительских качеств (надежности, дизайна) товар; при этом производится множество видов (модификаций) этого популярного товара, которые отличаются качеством, оформлением, упаковкой и т. д.

Данная стратегия применяется, если:

• товар имеет более высокое качество и лучшие потребительские свойства по сравнению с товарами конкурентов;

• предприятие имеет имидж производителя надежной продукции и является лидером в техническом отношении на рынке;

• сбыт продукции осуществляется в комплексе с сопутствующими услугами.

3. Стратегии интеграции. Экономическая интеграция как форма хозяйственной деятельности обозначает связанность отдельных частей и функций системы в целое. Данные стратегии предполагают расширение предприятия путем добавления новых организационных структур.

Стратегия регрессивной интеграции направлена на рост предприятия за счет приобретения источников сырьевых ресурсов или усиления контроля над ними, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих поставки. Реализация этой стратегии может уменьшить зависимость от поставщиков и колебаний цен на сырьевые ресурсы.

Стратегия прогрессивной интеграции выражается в росте предприятия за счет приобретения структур, находящихся между производителем и конечными потребителями, т. е. над системами распределения и продажи продукции (склады, транспортировка, розничная сеть) или усиления контроля над ними.

Эта стратегия выгодна в тех случаях, когда посреднические услуги слишком дорогостоящи или если предприятие не может найти посредников с качественным уровнем обслуживания.

Стратегия горизонтальной интеграции заключается в действиях предприятия, направленных на поглощение предприятий-конкурентов или установление более жесткого контроля над их деятельностью на рынке.

 Горизонтальная интеграция - объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними "по горизонтали", с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии. Она предполагает поиск возможностей осуществления закупок совместно с другим покупателем. Увеличение объемов закупки позволит получить так называемые объемные скидки.

Под вертикальной интеграцией понимается контроль одной фирмы (фирмы-интегратора) над двумя или несколькими последовательными стадиями производства и сбыта продукции. Она подразумевает более тесную работу с поставщиками ключевых наименований сырья и материалов (своевременное исполнение договорных обязательств, финансовая прозрачность и т. д.).

Положительными сторонами вертикальной интеграции:

1. Независимость от сторонних поставщиков и меньшая величина рисков;

2. Отсутствие необходимости вовлекать монопольных поставщиков специфических комплектующих изделий и полуфабрикатов в освоении новых конечных продуктов;

3. Возможность уменьшить себестоимость продукта за счет оплаты лишь фактических издержек собственных подразделений, при этом максимизируя степень использования.

Вертикальная интеграция может осуществляться как вниз, так и вверх.

Вниз предполагает увеличение доли осуществляемых самой фирмой работ по изготовлению собственными силами полуфабрикатов и др. сырья. В противном случае фирме пришлось бы их закупать на стороне по рыночным ценам при наличии рисков.

Вверх означает, что фирма начинает сама заниматься доведением своей продукции до ее конечного потребителя, отказываясь от услуг торговых и посреднических предприятий.

4. Стратегии по отношению к продукту. Стратегии предприятия по отношению к продукту являются наиболее распространенными и в то же время наиболее сложными при внедрении их в производство.

Стратегия низких издержек ориентирует руководство предприятия на обширный рынок и массовое производство товаров, с помощью которого можно минимизировать издержки и предлагать низкие цены. Это позволяет иметь большую долю прибыли по сравнению с конкурентами, снижать себестоимость и привлекать потребителей, ориентирующихся на низкие цены.

Стратегия концентрации (узкой специализации) нацеливает на работу с узкоспециализированными или уникальными товарами, продуктами, услугами. Руководство предприятия может контролировать издержки путем концентрации усилий на нескольких ключевых товарах, продуктах, услугах, предназначенных для специфических потребителей, а также путем создания особой репутации своим товарам и продуктам на рынке, спрос на которые может быть не удовлетворен аналогичными товарами, продуктами, услугами конкурентов.

5. Стратегии деятельности малых предприятий. Направленность стратегий развития малых предприятий - сведение до минимума затрат и остроты конкуренции с крупными производителями, а также использование гибкости в освоении рыночных секторов, ниш и других сегментов.

Стратегия копирования заключается в том, что малые предприятия (МП) могут выпускать недорогие, уступающие в качестве копии новых, дорогих и высококачественных изделий крупных производителей.

Стратегия оптимального размера находит свое применение в тех сферах бизнеса, которые неэффективны и малоприбыльны для крупных предприятий: услуги, розничная торговля, узкоспециализированные рынки. При этом МП в полной мере могут использовать свои преимущества - гибкость, способность быстро реагировать на изменение вкусов клиентов и т. д.

Многие крупные компании выпускают сложные изделия, проходя все производственные этапы самостоятельно. При этом они вынуждены наряду с серийным заниматься и мелким производством, что зачастую неэффективно и увеличивает себестоимость продукции. Поэтому крупному производителю выгоднее отказаться от собственного мелкого неэффективного производства и закупать определенную продукцию у МП.

Примером стратегии использования преимуществ крупного производителя может служить франчайзинг - система договорных отношений между крупным производителем и МП, при которой МП предоставляется право вести дела в течение определенного времени и в оговоренном месте, пользоваться товарной маркой, технологиями и оборудованием крупного производителя.

6. Стратегии сокращения. Стратегия ликвидации представляет собой радикальный случай стратегии сокращения, когда предприятие не может вести дальнейший бизнес (банкротство).

Разновидность стратегии ликвидации - слияние предприятий, когда одно из них самоликвидируется с целью уменьшения издержек при работе в совместном предприятии.

Стратегия "сбора урожая" предполагает отказ от долгосрочного участия в данном бизнесе с целью получения максимальных доходов в краткосрочной перспективе. Применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан. Предполагает сокращение затрат на покупки, рабочую силу, рекламу и максимальное получение дохода от распродажи имеющегося продукта.

Стратегия частичного сокращения подразделений заключается в том, что предприятие закрывает или продает одно из неперспективных, неприбыльных подразделений. Реализуется в целях получения средств для начала и развития более перспективных направлений бизнеса, внедрения инноваций, формирования средств для инвестиций в производство.

Стратегия частичного сокращения расходов носит характер временных краткосрочных мер, связанных со снижением производственных затрат, сокращением найма и увольнением персонала, сокращением производства товаров и производственных мощностей при угрозе возникновения кризисных явлений.

Главное внимание в антикризисной стратегии[7]  уделяется проблемам выхода из кризиса, непосредственно связанным с устранением причин, способствующих его возникновению. Анализируются внешняя и внутренняя среда бизнеса, выделяются те компоненты, которые имеют значение для организации, осуществляются сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния.

 




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (113)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7