Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 30. Классическая немецкая философия




 

Вопросы

 

       1. Социальные и научно-философские предпосылки классической немецкой философии.

       2. Трансцендентальный идеализм И.Канта.

       3. Субъективный идеализм И.Фихте.

       4. Тождество субъекта объекта в философии Ф.Шеллинга.

       5. Объективный идеализм и диалектика Г.Гегеля.

       6. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 

Содержание изучаемого материала

 

       Германия в эпоху буржуазно-демократических революций. Научная картина мира второй половины 18-го века. Принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы классической немецкой философии. Целостность и структурированность бытия. Познаваемость мира. Активность сознания, связь сознания и познания. Принципы развития. Сущность человека. Универсальность и всеобщность форм нравственности. Докритический и критический периоды в философии И.Канта. Анализ специфики процесса познания. Метафизика познания и система трансцендентального идеализма. Проблема достоверности научного знания. Знание «априори» и «апостеориори». Феномены и ноумены. Трансцендентальный идеализм. Философия как наукоучение у И.Фихте. Критическая философия и догматизм. Самосознание и практика. Индивидуальное и абсолютное «Я». Диалектика «Я» и «не-Я». Натурфилософия – развитие природы как целесообразного целого у Г.Шеллинга. Теоретическая и практическая деятельность «Я». Роль искусства в познании. Тождество субъекта и объекта. Понятие интеллектуальной интуиции. «Позитивная философия» и иррациональная воля. Феноменология духа Г.Гегеля. Энциклопедия философских наук. Концепция абсолютного идеализма. Принцип тождества мышления и бытия. Диалектика саморазвития абсолютной идеи. Противоречие метода и системы. Материализм философских взглядов Л.Фейербаха. Критика религии и идеализма. Человек как высший предмет философии. Учение о единстве «Я» и «Ты».



 

Литература

 

       1. Библер В.С. Кант – Галилей – Кант. М., 1991.

       2. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979.

       3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М. 1986.

       4. Жучков В.А. Из истории немецкой философии 18-го века. Предклассический период (От вольфовской школы до раннего Канта). М., 1996.

       5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18-го - начала 19-го века. М., 1989.

       6. Бушуева В.В. Философия 19-го века. М., 1994.

       7. Любутин КН. Фейрбах: философская антропология. Свердловск, 1988.

       8. Быховский Б.Э. Фейербах. М., 1987.

       9. Волков Г.Н. Три лика культуры. М., 1986.

     10. Гулыга А.В. Гегель. М., 1994.

     11. Асмус В.Ф. Кант. М., 1975.

     12. Васильев В.В. Кант: «Пробуждение от догматического сна» // Вопросы философии. 1999.- № 1.

     13. Гулыга А.В. Кант. М., 1977.

     14. Ильин В.В. Философия Нового времени (19 век). М., 1994.

     15. Круглов А.Н. О происхождении априорных представлений у И.Канта // Вопросы философии. 1998.- № 10.

     16. Круглов А.Н. Понятие трансцендентального у И.Канта в критический период // Вопросы философии. 2000.- № 4.

     17. Ойзерман Т.И., Нарский И.С. Теория познания И.Канта. М., 1991.

     18. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.

     19. Мотрошилова В.Н. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.

     20. Кричевский А.В. Учение Гегеля об абсолютном духе как спекулятивная теология // Вопросы философии. 1993.- № 5.

     21. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики»… М., 1984.

 

Вопросы для самоконтроля

 

       1. В чём заключается, по Канту, различие между «явлениями» и «вещами в себе»?

       2. Каков предмет трансцендентальной логики И.Канта?

       3. Почему пространство и время являются по Канту лишь априорными формами чувственности?

       4. Как формулирует исходный принцип своего учения И.Фихте?

       5. Какое противоречие самосознания И.Фихте принимает за отправное начало своей философской системы?

       6. Что представляет собой божественное начало мира у Ф.Шеллинга?

       7. Кому в философии Ф.Шеллинга доступна интеллектуальная интуиция?

       8. Почему философия Г.Гегеля характеризуется как «панлогизм»?

       9. Назовите основные характеристики идеалистической диалектики Г.Гегеля.          

     10. Почему метод Г.Гегеля противоречит его системе?

     11. Каковы главные идеи работы Л.Фейербаха «Сущность христианства»?

     12. Почему Л.Фейербах считает человека высшим предметом философии?

 

 

Тема 31. Философия марксизма

 

Вопросы

 

       1. Исторические условия и научно-философские предпосылки возникновения марксистской философии.

       2. Диалектический материализм.

       3. Исторический материализм.

       4. Советский период развития марксистско-ленинской философии.

 

Содержание изучаемого материала

 

       Экономическая сущность капитализма 19-го века. Социально-классовая структура общества. Революционный характер эпохи. Исторические учения, экономические теории и социально-утопические взгляды предшественников марксизма. Принцип развития и научная картина мира. Принцип единства диалектики и материализма. Основной вопрос философии. Учение о материи (способы существования, формы движения и уровни её организации). Сознание как высшая форма отражения. Практический характер познания. Материалистическая диалектика как универсальный метод мышления и познания. Исторический материализм как общая социологическая теория. Диалектика общественного бытия и общественного сознания. Учение об общественно-экономических формациях. Диалектика свободы и необходимости. Понятие отчуждения. Учение о социальной революции. Принцип связи революционной теории с революционной практикой. Общественное бытие и общественное сознание. Развитие человечества как естественный и исторический процесс. Идея социального прогресса. Развитие марксизма-ленинизма в советский период. Марксизм и неомарксизм. Взгляды основных представителей философского течения (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин).

 

Литература

 

       1. Диалектический и исторический материализм. М., 1988.

       2. Ракитов А. Марксистско-ленинская философия. М., 1988.

       3. Марксистская философия в 19-м веке: в 2-х кн. М., 1979.

       4. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. М., 1974.

       5. Алексеев П.В., Панин А.В. Диалектический материализм. М., 1987.

       6. Очерки по диалектическому материализму. М., 1985.

       7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1957.

       8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., 1971.

       9. Арон Р. Двусмысленный и неисчерпаемый (Маркс) // Вестник Московского университета. Философия. 1992.- № 2.

     10. Бухарин Н.И. Учение Маркса и его историческое значение // Вопросы философии. 1988.- № 10.

     11. Горский Д.П. Ошибки гения самые опасные. М., 1995.

     12. Джохадзе Д.В. Маркс как историк философии // Философия и общество. 1998.- № 4.

     13. Кантор К.М. Немецкая идеология Маркса – Энгельса и русский марксизм // Вопросы философии. 1995.- № 12.

     14. Лоулер Дж. Марксизм и кризис социализма // Вестник Московского университета. Философия. 1993.- № 3.

     15. Оруджев Н.И. Современное мышление и марксизм // Вестник Московского университета. Философия. 1993.- № 3.

     16. Рокмор Т. Об открытии Маркса после марксизма // Вопросы философии. 2000.- № 4.

     17. Сирота А.М. Неомарксизм: попытка реформации // Вопросы философии. 1998.- № 8.

     18. Богданов А.А. Вера и наука (о книге В.Ильина «Материализм и эмпириокритицизм») // Вопросы философии. 1991.- № 12.

     19. Коргунюк Ю.Г. «Материализм и эмпириокритицизм» и его критики // Вопросы философии. 1991.- № 12.

     20. Карл Маркс и современная философия / Под. ред. Н.И.Лапина. М., 1999.

          

Вопросы для самоконтроля

 

       1. Каким целям, согласно взглядам К.Маркса, должна служить философия?

       2. В чем, по мнению К.Маркса, состоит суть отчужденного труда и отчужденного человека?

       3. Как в учении К.Маркса соотносятся между собой государство и гражданское общество?

       4. В чём заключается материалистическое понимание истории?

       5. Назовите основные положения «Манифеста коммунистической партии».

       6. Какие признаки классов выделяет В.И.Ленин?

       7. Как характеризует В.И.Ленин революционную ситуацию?

       8. На какие формы дифференцирует движение материи Ф.Энгельс?

       9. Вспомните ленинское определение материи.

     10. Выделите основные закономерности антропосоциогенеза вслед за Ф.Энгельсом. 

     11. Какова роль практики в марксистской теории познания?

     12. Раскройте суть принципа партийности в философии.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (110)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7