Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перспективы развития депрессивных регионов



2019-12-29 162 Обсуждений (0)
Перспективы развития депрессивных регионов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В нынешних российских условиях не всегда возможна полная реабилитация депрессивных территорий: в одних случаях нет доста­точных ресурсов (финансовых и административных), в других - от­сутствует и сама потребность в полномасштабном восстановлении прежней докризисной роли некоторых из них из-за смены парадигмы территориального развития страны. Поэтому в настоящее время речь идет и должна идти лишь о снятии аномальной остроты проблем, чреватых социальными и политическими катаклизмами как для са­мих кризисных территорий, так и для всей страны. Вместе с тем и "такую ограниченную по масштабам задачу нельзя решить только с использованием простейших средств государственной поддержки, на­пример, путем предоставления федеральных дотаций. Необходимы системные по существу механизмы, способные одновременно воз­действовать на ситуации и в экономике, и в социальной сфере конк­ретных территорий. Причем поддержка последних должна носить обя­зательно индивидуальный (по целям, формам и методам) характер. Варианты поддержки должны быть столь же разнообразны, сколь, различны причины депрессивного положения, в силу чего требуются специально разработанные программы индивидуального оздоровления ситуации на конкретных территориях. Сказанное не исключает возможности и даже необходимости использования однотипных мер по их оздоровлению в каждом отдельном случае: переквалификации трудоспособного населения; формирования организационно-правовых предпосылок активизации хозяйственной деятельности; стимулирования самодеятельного или организованного переселения жителей в более благоприятные районы.

    Под оздоровлением мы понимаем реализацию системы мер административно-правового, финансового и социально-экономического характера с целью приведения в структурное и количественное соответствие

нескольких ключевых параметров жизнедеятельности территорий - рабочих мест, населения, объектов социальной инфраструктуры, населенных пунктов. При этом государственное участие должно включаться прежде всего в содействии социальной разгрузке территорий, то есть в освобождении их от избыточных социальных объектов и организации выезда незанятого населения. Переход же к развитию этих территорий должен основываться на привлечении эффективных предпринимателей и связанных с ними экономически самодостаточных работников, которые займутся освоением территориальных ресурсов на принципиально иных началах - рыночных. Такой подход к решению задач оздоровления социально-экономи­ческой ситуации особенно актуален для депрессивных регионов российского Севера. Здесь должны быть созданы предпосылки для форм сосуществования современного рыночного производства и традиционного хозяйства коренных малочисленных народов, адекватных неблагоприятным природно-климатическим условиям и плохой транспортной доступности. Это единственно возможный в ближайшей перспективе путь экономически эффективного и социально приемлемого их функционирования. Иллюстрацией к сказанному может служить при­мер развития депрессивной ситуации в Чукотском автономном округе[5].

    Прошедшее десятилетие было периодом стихийной саморазгрузки округа, связанной с огромными социальными, экономическими и бюджетными потерями. В течение 1991-2000 гг. каждый второй житель вынужден был покинуть эту территорию. Обвальным оказался спад в одной из основных отраслей ее экономики - в горнодо­бывающей промышленности: предприятия по добыче олова и вольфрама были полностью ликвидированы, а добыча золота снизилась в 2,5 раза. Наполовину упала выработка электроэнергии, почти втрое уменьшилась добыча угля. Износ основных фондов промышленности достиг 90%. Объем перевозок грузов сократился в 2,5 раза, число пассажиров, перевозимых морским транспортом, - в 7 раз, перевозки пассажиров транспортом общего пользования - почти в 10 раз. Численность занятых в транспорт. ном обслуживании снизилась в 3 раза. Практически прекратилось регулярное внутреннее авиасообщение, которое ранее связывало национальные села и поселки, обеспечивало оказание их жителям квалифицированной медицинской помощи. При полной отсутствии сухопутной связи с другими регионами многократный рост тарифов на авиаперевозки сделал Чукотку самым недоступным регионом России.                                                                                                                                            

В жизненно важной отрасли традиционного хозяйствования коренного населения оленеводстве поголовье оленей сократилось более чем в 4 раза. Рыболовство как отрасль вообще перестало существовать. Сформировалась этническая безработица: доля безработного населения вдвое превзошла его удельный вес в общей структуре населения.

    Низкая "отдача" налогового потенциала региона не привела к адекватному снижению бюджетных расходов их душевые объемы по всем расходным позициям превосходили аналогичные показатели в Дальневосточном регионе и в России в целом (в 2000 г. соответственно в 1,5 и в 2 раза). Это превышение объясняется преимущественно объективными условиями жизнедея­тельности на самой северной и самой удаленной территории России: дополнительное удорожание доставки и производства продо­вольствия, топлива, энергии, повышенная зарплата. Разбалансирование бюджета округа усиливало потребность в финансовой поддержке из федерального бюджета, доля средств которого в чукотском бюдже­те превысила 75% (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченно­сти субъектов РФ, субсидии на "северный завоз", субвенции на ком­пенсацию тарифов на электроэнергию и ряд других ассигнований).

    Подобные сценарии развития депрессивных ситуаций при всем разнообразии конкретных причин и последствий в главных своих чертах характерны для большинства северных регионов России. И в силу этого их возможности по разгрузке своих территорий от хозяйственного и инфраструктурного балласта, по созданию условий для выезда незанятого населения весьма ограничены, хотя подобные меры позволили бы привести направления и объемы бюджетного финансируемой деятельности в соответствие с собственными доходами региональных и местных бюджетов. Только на таком "расчищенном" социально-экономическом пространстве можно рассчиты­вать на приход новых эффективных предпринимателей и оживле­ние региональной экономики.

    Предлагаемый подход к оздоровлению социально-экономической

ситуации на депрессивных территориях путем их социальной разгрузки включает три направления:

1) регулирование миграции населения;

2) сокращение функционально-объектной избыточности социальной инфраструктуры;

3) реорганизацию системы расселения.

    Регулирование миграции населения предполагает, с одной стороны, содействие выезду из депрессивных регионов незанятого населения, в первую очередь пенсионеров, путем предоставления выезжающим финансовой помощи для приобретения или строительства жилья в других частях России и по организации самого выезда, с другой - установление ограничительного режима на въезд в эти регионы для постоянного проживания.

        



2019-12-29 162 Обсуждений (0)
Перспективы развития депрессивных регионов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перспективы развития депрессивных регионов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)