Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация расходов бюджета.



2019-12-29 171 Обсуждений (0)
Классификация расходов бюджета. 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов , Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика , отражая истинную природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов , количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства , уровнем социально- экономического развития страны , разветвлённостью связей бюджета с народным хозяйством, административно- территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т. д.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определённом этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определённым признакам . В теории и практике финансов существует несколько признаков классификации расходов бюджетов.

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их классифицируют по определённым признакам:

1. По роли в общественном производстве;

2.  Общественному назначению;

3.  Отраслям производства;

4.  Целевому назначению.

 

По роли в общественном производстве  расходы бюджета делят на :

- Расходы на содержание и развитие материального производства                      (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию , новые технологии и т. п.) ;

- Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы ( текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы , расходы на пенсии и пособия и т. п. ) ;

 - Расходы на создание государственных резервов ( затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов .

С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества , и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства , достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях ,стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики , влиять на ускорение научно-технического прогресса . Таким образом , бюджетные расходы , в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

 

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т. д.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

- Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики ;

- Расходы на социально-культурные нужды;

- Военные расходы;

- Расходы на управление.

Структура бюджетных расходов по данным группам в течении многих лет была в нашей стране относительно стабильной , демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов ( около половины всех бюджетных средств ) отправлялась на народное хозяйство и поддержку экономики , что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалась на социально-культурные мероприятия.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

 - В производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, связи, транспорта и др.;

- В непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение , социальное обеспечение, государственное управление и т. д.

  Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выделять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производству.

 Классификация расходов по целевому назначению ( экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете пока сохраняется целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять; затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и т.д. По учреждениям и организациям непосредственной сферы- затраты на заработную плату , стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т. д.

Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также В экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счёт резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования ( в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.).

А) Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям. Эта классификация отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативно правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ , на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий , передаваемых на иные уровни власти . Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и его полномочных представителей, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры , судов, фундаментальных исследований.

Согласно функциональной классификации система бюджетных расходов формируется в зависимости от характера функций, возложенных на органы власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств : на государственное и местное управление, средств на выполнение функций государства и др. Каждый из блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Второй уровень классификации – подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности  государственных и местных органов власти в определённой области. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень  функциональной классификации и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов РФ . Классификация расходов бюджетов образует  четвёртый

уровень  функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов.

В классификации расходов выделяются прочие расходы (резервные фонды Президента РФ , Правительства РФ, расходы на проведение выборов и референдумов и др.). Законодательные ( представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут делать дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов , не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Б) Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.

Классификация включает следующие разделы:

  -текущие расходы;

  - капитальные расходы;

  - капитальный ремонт;

  - приобретение земли;

  - предоставление кредитов.

В свою очередь подразделы включают в виды расходов, подразделяемые на статьи затрат.

Текущие расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текучее функционирование органов государственной власти , органов местного самоуправления ,бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов , не включённые в капитальные расходы. Эти расходы являются преобладающей частью расходов во всех звеньях бюджета.

Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов , обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов , предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утверждённой инвестиционной программой. Другими словами – это средства, предоставляемые на инвестиционные цели, проведение капитального ремонта, расширенное воспроизводство, расходы, на осуществление которых создаётся или увеличивается имущество, находящееся собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В качестве капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.[11]

     В) Ведомственная классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменение в структуре расходов, связанные с изменением системы управления. Перечень главных распорядителей средств бюджетов утверждается федеральным законом, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местных самоуправлений. В Федеральном законе « О бюджетной классификации Российской Федерации» в перечне прямых получателей средств из Федерального бюджета более 160 получателей.

Ведомственная классификация расходов бюджета РФ: Министерство топлива и энергетики РФ, Министерство путей сообщения РФ, Федеральная служба ж/д войск РФ, Министерство природных ресурсов, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство общего и профессионального образования, Министерство финансов, Министерство транспорта, Министерство промышленности, науки и технологии, Министерство экономического развития и торговли, Министерство труда и социального развития, Государственный таможенный комитет; Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство по налогам и сборам, Управление делами Президента РФ, Министерство иностранных дел, Государственная Дума РФ и др..

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов:

      а) органов исполнительной власти;

      б) органов местного самоуправления.

Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утверждённых расходов федерального бюджета.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

  Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1% утверждённых фондов федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов , предусмотренных указами Президента РФ , на основании письменного его распоряжения. Расходование средств фонда на поведение выборов, референдумов , освещение деятельности Президента РФ не допускается.

С появлением новых видов расходов бюджетов их финансирование может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет.   

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

- бюджетные кредиты юридическим лицам ( в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств;

- трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению : пенсий , стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

- ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

- инвестиции в уставной капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- бюджетные ссуды, дотации, субвенции субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

- кредиты иностранным государствам;

- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов , предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда – это бюджетные средства , предоставляемые другому бюджету на возвратной , безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Трансферты населению – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению : пенсий, стипендий, пособий. компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и её субъектов.

Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней , на условиях и порядке , которые особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. В случае нецелевого использования средств они подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включении их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, её субъекта или органа местного самоуправления.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечёт возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляются участием Российской Федерации и её субъектов. Оформление доли участия в уставном капитале, принадлежащей Российской Федерации, её субъекту или муниципальному образованию, осуществляется в порядку и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ.

Бюджетные инвестиции юридическим лицам включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством РФ , органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, её субъекта или муниципального образования в собственности объекта инвестиции. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Оказание из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено в форме предоставления:

   а) дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

  б) субсидии и субвенции на финансирование отдельных целевых расходов;

  в) бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнение бюджета субъекта РФ.

В отдельных случаях финансирование расходов из бюджетных средств может осуществляться при исполнении получателем бюджетных средств обязательных условий , предусмотренных законом (решением) о бюджете. Если условия не выполняются, министр финансов РФ, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления обязаны осуществить блокировку расходов до выполнения указанных условий. Направление расходов различных бюджетных уровней жестко регламентировано.

Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов общенационального уровня:

а) обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ , Счётной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

б) функционирование федеральной судебной системы;

в) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах ( финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

г) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

д) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

е) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

ж) государственная поддержка атомной энергетики;

з) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;  

и) исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности;

к) обслуживание и погашение государственного долга РФ;

л) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий, пособий и других социальных выплат , подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счёт средств федерального бюджета;

м) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

н) финансовая поддержка субъектов РФ;

о) прочие расходы.

 



2019-12-29 171 Обсуждений (0)
Классификация расходов бюджета. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация расходов бюджета.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)