Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ




 

1. Особенности и основные этапы античной философии.

2. Античная натурфилософия. Милетская школа. Пифагорейская школа. Элейская школа. Гераклит. Демокрит.

3. «Золотой век» античности: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

4. Основные направления в философии поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

 

Античная философия – это философия Древней Греции и Древнего Рима VI в. до н.э. – V в. н.э. Античная философия является первой формой философии, внесшей исключительный вклад в развитие западноевропейской культуры, задавшей основные темы философствования последующих тысячелетий.

В идеях античной философии черпали вдохновение философы различных эпох. Именно античность предложила термин «философия» и определила особенности этого типа духовной активности человека.

Прежде чем приступить к рассмотрению непосредственно античной философии, необходимо сказать о ее генезисе, о том, что способствовало реализации возможности возникновения античной философии. При этом, говоря о причинах возникновения античной философии, необходимо отметить то, что античная философия – философия рабовладельческого общества, что, несомненно, наложило свой отпечаток на ее формирование и развитие. Вместе с тем античная философия – грандиозная попытка построения рационализированной картины мира разумно решить основной вопрос мировоззрения, при этом в ней были заложены основы практически всех дальнейших разновидностей философских видов мировоззрения, как философского идеализма, так и философского материализма.



Кроме того, при рассмотрении античной философии необходимо ознакомиться с периодизацией античной философии и дать краткую характеристику каждому из периодов, назвать представителей каждого периода, кроме того, указать проблематику, которой занимались указанные философы.

1. Досократовская философия ( VI – V в. до н.э.) – период формирования собственно греческого философского мышления – необходимо рассмотреть главную проблему, волнующую философов этого периода – поиск первоначал сущего, в качестве которых признавались огонь, вода, земля, воздух, эфир, апейрон, числа. Эта философия представлена учениями Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита, Пифагора, Парменида, Зенона и др.

2. Классическая философия ( V – IV вв. до н.э.) – эпоха деятельности Сократа, Платона, Аристотеля. В этот период возникают знаменитые философские школы, закладываются основы философской проблематики, значительно расширяется сфера обсуждаемых философских проблем, начинается дифференциация знания.

3. Эллинистическая философия ( IV – II вв. до н.э.) – период возникновения многочисленных философских школ и направлений.

4. Римский период ( I в. до н.э. – VI в.) – это период характеризуется постепенным угасанием ведущих философских школ.

Анализируя античную философию, рассмотрите следующие понятия: апатия, апории Зенона, атараксия, идея, калокагатия, катарсис, логос, майевтика, мимесис, нус, силлогизм, софизм, энтелехия.

Античная философия в целом имеет следующие характерные особенности:

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божественен).

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира (у Фалеса это вода, у Гераклита – огонь, у Демокрита – атомы и т.д.).

3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.).

4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого является единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.).

5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики. Чувства не являются источником знания, их область лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

6. Античная философская антропология исходила из враждебности души и тела, которую может преодолеть разлитая по всему миру любовь, стремящаяся ко всему прекрасному, совершенному, справедливому, мудрому (Платон). Античная философия не знала понятия «личность», философы Древней Греции имели дело с обобщенным, а не индивидуальным бытием человека, социальность которого вытекает из его природы. Он – центр культуры, ее активный творец (софисты); его призвание – познавать и совершать добро (Сократ).

7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. В истории античной философии наибольшую известность получили:

· рационалистическая мораль Сократа (источник благодетели - знания);

· релятивистская мораль Протагора (мерило нравственного поведения – субъективные представления человека);

· идеалистическая мораль Платона (в основе поведения человека – нравственные идеальные атрибуты: любовь, дружба, красота и др.);

· реалистическая мораль Аристотеля (детерминанты нравственности – знания, хотения, умения);

· натуралистическая мораль Сенеки (критерий нравственности – законы природы и разума.

8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве. Так, Платон считал, что наиболее совершенным государством, является аристократическая республика, в которой правят – философы, охраняют – воины, производят материальные блага – ремесленники, при этом только ремесленники могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду.

В идеальном утопическом государстве Платона утверждается единомыслие, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям.

9. Мыслители античности создали проекты идеальной системы образования. В этих проектах предусматривалось, что управление образованием осуществляется государством (обществом) в соответствии со своими интересами, а не частными лицами по своему произволу.

Предназначением системы образования считалось воспитание разумного, добродетельного человека, восполнение того, что недодала ему природа.

По замыслу античных философов (Платон, Аристотель) характер и уровень образования должен быть адекватен сословному делению общества. Привилегированные слои (правители, воины, судьи, жрецы и др.) должны получать многостороннее образование, изучая математику, грамматику, философию, музыку, рисование, гимнастику.

Первостепенное значение в образовании придавалось заботе о здоровье человека и его телесных силах. «...Забота о теле, – писал Аристотель, – должна предшествовать заботе о душе, а затем, после тела, нужно позаботиться о воспитании наклонностей, чтобы воспитание их послужило воспитанию ума, а воспитание тела – воспитанию души».

Что касается лиц, исключенных из числа полноценных граждан (рабы, чужестранцы и др.), то они не имеют возможности получить образование, так как заняты физическим трудом, который их принижает и лишает досуга, необходимого для учения.

Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира, основанная на вере в видимость, «кажимость».

Кроме того, необходимо отметить, что античная философская литература практически не сохранилась. Все труды философов досократовского периода погибли, от них уцелели лишь фрагменты, благодаря тому, что они приводились в трудах более поздних античных авторов. Труды классического периода также не дошли в полном объеме, за исключением работ Платона и Аристотеля. Такая же ситуация наблюдается в эллинистическом и римском периоде, однако в них число философских произведений, дошедших до нас, больше.

Тем не менее, философию можно понять, только читая произведения философов. А значит, изучать эту науку следует, прежде всего, по первоисточникам.

 

Контрольные вопросы

1. В чём проявляется космоцентризм античной философии?

2. В чем видели первооснову многие античные философы?

3. Что понимали под термином «диалектика» философы Древней Греции?

4. В чем суть антропологии в античной философии?

5. Каким представляет идеальное государство Платон?

6. Какие идеи античной философии о воспитании и образовании актуальны и сегодня?

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7