Тема 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Особенности и основные этапы античной философии. 2. Античная натурфилософия. Милетская школа. Пифагорейская школа. Элейская школа. Гераклит. Демокрит. 3. «Золотой век» античности: софисты, Сократ, Платон, Аристотель. 4. Основные направления в философии поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.
Античная философия – это философия Древней Греции и Древнего Рима VI в. до н.э. – V в. н.э. Античная философия является первой формой философии, внесшей исключительный вклад в развитие западноевропейской культуры, задавшей основные темы философствования последующих тысячелетий. В идеях античной философии черпали вдохновение философы различных эпох. Именно античность предложила термин «философия» и определила особенности этого типа духовной активности человека. Прежде чем приступить к рассмотрению непосредственно античной философии, необходимо сказать о ее генезисе, о том, что способствовало реализации возможности возникновения античной философии. При этом, говоря о причинах возникновения античной философии, необходимо отметить то, что античная философия – философия рабовладельческого общества, что, несомненно, наложило свой отпечаток на ее формирование и развитие. Вместе с тем античная философия – грандиозная попытка построения рационализированной картины мира разумно решить основной вопрос мировоззрения, при этом в ней были заложены основы практически всех дальнейших разновидностей философских видов мировоззрения, как философского идеализма, так и философского материализма. Кроме того, при рассмотрении античной философии необходимо ознакомиться с периодизацией античной философии и дать краткую характеристику каждому из периодов, назвать представителей каждого периода, кроме того, указать проблематику, которой занимались указанные философы. 1. Досократовская философия ( VI – V в. до н.э.) – период формирования собственно греческого философского мышления – необходимо рассмотреть главную проблему, волнующую философов этого периода – поиск первоначал сущего, в качестве которых признавались огонь, вода, земля, воздух, эфир, апейрон, числа. Эта философия представлена учениями Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита, Пифагора, Парменида, Зенона и др. 2. Классическая философия ( V – IV вв. до н.э.) – эпоха деятельности Сократа, Платона, Аристотеля. В этот период возникают знаменитые философские школы, закладываются основы философской проблематики, значительно расширяется сфера обсуждаемых философских проблем, начинается дифференциация знания. 3. Эллинистическая философия ( IV – II вв. до н.э.) – период возникновения многочисленных философских школ и направлений. 4. Римский период ( I в. до н.э. – VI в.) – это период характеризуется постепенным угасанием ведущих философских школ. Анализируя античную философию, рассмотрите следующие понятия: апатия, апории Зенона, атараксия, идея, калокагатия, катарсис, логос, майевтика, мимесис, нус, силлогизм, софизм, энтелехия. Античная философия в целом имеет следующие характерные особенности: 1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божественен). 2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира (у Фалеса это вода, у Гераклита – огонь, у Демокрита – атомы и т.д.). 3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.). 4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого является единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.). 5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики. Чувства не являются источником знания, их область лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель). 6. Античная философская антропология исходила из враждебности души и тела, которую может преодолеть разлитая по всему миру любовь, стремящаяся ко всему прекрасному, совершенному, справедливому, мудрому (Платон). Античная философия не знала понятия «личность», философы Древней Греции имели дело с обобщенным, а не индивидуальным бытием человека, социальность которого вытекает из его природы. Он – центр культуры, ее активный творец (софисты); его призвание – познавать и совершать добро (Сократ). 7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. В истории античной философии наибольшую известность получили: · рационалистическая мораль Сократа (источник благодетели - знания); · релятивистская мораль Протагора (мерило нравственного поведения – субъективные представления человека); · идеалистическая мораль Платона (в основе поведения человека – нравственные идеальные атрибуты: любовь, дружба, красота и др.); · реалистическая мораль Аристотеля (детерминанты нравственности – знания, хотения, умения); · натуралистическая мораль Сенеки (критерий нравственности – законы природы и разума. 8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве. Так, Платон считал, что наиболее совершенным государством, является аристократическая республика, в которой правят – философы, охраняют – воины, производят материальные блага – ремесленники, при этом только ремесленники могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В идеальном утопическом государстве Платона утверждается единомыслие, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям. 9. Мыслители античности создали проекты идеальной системы образования. В этих проектах предусматривалось, что управление образованием осуществляется государством (обществом) в соответствии со своими интересами, а не частными лицами по своему произволу. Предназначением системы образования считалось воспитание разумного, добродетельного человека, восполнение того, что недодала ему природа. По замыслу античных философов (Платон, Аристотель) характер и уровень образования должен быть адекватен сословному делению общества. Привилегированные слои (правители, воины, судьи, жрецы и др.) должны получать многостороннее образование, изучая математику, грамматику, философию, музыку, рисование, гимнастику. Первостепенное значение в образовании придавалось заботе о здоровье человека и его телесных силах. «...Забота о теле, – писал Аристотель, – должна предшествовать заботе о душе, а затем, после тела, нужно позаботиться о воспитании наклонностей, чтобы воспитание их послужило воспитанию ума, а воспитание тела – воспитанию души». Что касается лиц, исключенных из числа полноценных граждан (рабы, чужестранцы и др.), то они не имеют возможности получить образование, так как заняты физическим трудом, который их принижает и лишает досуга, необходимого для учения. Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира, основанная на вере в видимость, «кажимость». Кроме того, необходимо отметить, что античная философская литература практически не сохранилась. Все труды философов досократовского периода погибли, от них уцелели лишь фрагменты, благодаря тому, что они приводились в трудах более поздних античных авторов. Труды классического периода также не дошли в полном объеме, за исключением работ Платона и Аристотеля. Такая же ситуация наблюдается в эллинистическом и римском периоде, однако в них число философских произведений, дошедших до нас, больше. Тем не менее, философию можно понять, только читая произведения философов. А значит, изучать эту науку следует, прежде всего, по первоисточникам.
Контрольные вопросы 1. В чём проявляется космоцентризм античной философии? 2. В чем видели первооснову многие античные философы? 3. Что понимали под термином «диалектика» философы Древней Греции? 4. В чем суть антропологии в античной философии? 5. Каким представляет идеальное государство Платон? 6. Какие идеи античной философии о воспитании и образовании актуальны и сегодня?
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |