Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методы бюджетирования и его процедуры




Разработка бюджета основной деятельности предприятия включает составление бюджетов продаж, производства продук­ции, прямых материальных затрат и расходов на оплату труда производственного персонала, себестоимости продукции, обще­хозяйственных и коммерческих расходов, подготовку бюджетов прибылей и убытков, инвестиций, движения денежных средств и завершается составлением прогнозного баланса основной дея­тельности на конец бюджетного периода времени. Рассмотрим принципиальную схему процедур его разработки на упрощенном примере.

Составление бюджета основной коммерческой деятельности начинают с разработки бюджета продаж, который показывает объем реализации по видам продукции, товаров и услуг в нату­ральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода (табл.1).

Таблица 1 Бюджет продаж

Продукция

Цена, руб.

Объем продаж

шт. руб.
А 315 25000 7875000

 

Подготовка бюджета продаж - одна из самых ответственных работ в процедуре бюджетирования. В последовательности сос­тавления бюджетов он стоит первым, поскольку любое измене­ние показателей в бюджете продаж скажется на всех последую­щих бюджетах. Как никакой другой, бюджет продаж связывает предприятие с внешней средой - покупателями и непосред­ственно влияет на величину доходов и конечные результаты дея­тельности организации.



При подготовке бюджета продаж должны быть учтены внутренние и внешние группы факторов.

Внутренние факторы определяют ограничения, связанные с самим предприятием, например:

§ возможности создания и предложения рынку новых продук­тов;

§ уровень технологий, которыми располагает предприятие (например, наличие необходимого оборудования);

§ уровень производственных мощностей и возможность их использования (способность производить продукт в необходимом покупателю количестве и в заданные сроки);

§ наличие необходимых материалов или средств для их приобретения и т.д.

Поскольку данные факторы связаны с самим предприятием, определение их величины должно предшествовать разработке бюджетов продаж.

Внешние факторы отражают состояние внешней (по отноше­нию к предприятию) среды и место предприятия в этой среде, например:

§ уровень спроса на производимую предприятием продукцию и степень его сезонных колебаний;

§ эластичность спроса (зависимость спроса от уровня цен);

§ платежеспособность покупателей и динамика ее изменений;

§ сложившаяся доля предприятия на данном рынке;

§ количество и поведение конкурентов;

§ общая экономическая ситуация в стране.

Достаточно точно определить количественные и качествен­ные значения внешних факторов довольно затруднительно. Тем не менее они должны быть учтены при формировании бюджета продаж как тенденции.

Если к началу планового периода предприятие уже подписа­ло договоры и сформировало пакет заказов, при подготовке бюд­жета продаж достаточно перенести в него данные из договоров. Подобная ситуация возможна при подготовке бюджета на бли­жайший месяц, реже - на ближайший квартал. При формирова­нии годового бюджета при отсутствии или неполном портфеле заказов на весь год продажи придется прогнозировать.

При прогнозировании продаж чаще всего используют факти­ческие данные прошлых периодов, на их основе строится прог­ноз будущих продаж. Для этого используются две группы инстру­ментов:

§ математические методы (средних квадратов, трендовый ана­лиз);

§ экспертная оценка, когда прогнозирование ведется на основе опыта и интуиции менеджеров.

При использовании любого из вариантов необходимо при­нять во внимание влияние основных рассмотренных выше фак­торов внешней среды.

На основе данных, сформированных в бюджете продаж, фор­мируется бюджет производства в натуральном выражении (табл.2).

Таблица 2. Бюджет производства

Показатель Продукция, шт.
Бюджет продаж Запасы готовой продукции на конец периода (+) Запасы готовой продукции на начало периода (—) Бюджет производства 25000 1500 2500 24000

Если на предприятии возможен значительный остаток неза­вершенной продукции, бюджет производства следует скорректи­ровать следующим образом:

На основе количественных данных о выпуске продукции сос­тавляется группа бюджетов затрат и закупок, отражающая по­требности в необходимых для этого ресурсах.

Бюджет прямых материальных расходов затрат содержит ин­формацию о затратах в предстоящем бюджетном периоде сырья, материалов, комплектующих изделий в натуральном и стоимост­ном выражении по видам продуктов, местам их изготовления и в целом по предприятию.

Производственная потребность сырья и материалов в нату­ральном выражении рассчитывается путем умножения заплани­рованного количества выпуска продукции по каждому наимено­ванию на нормы потребления материальных ресурсов на едини­цу продукции (табл. 3).

При составлении бюджета потребления сырья важное значе­ние имеет применяемый на предприятии способ оценки матери­алов при включении их в затраты производства. Для этого используют один из применяемых в управленческом учете способов оценки потребления сырья и материалов:

§ метод средневзвешенной оценки;

§ метод ФИФО (по первым партиям поставки материалов на склад).

Таблица 3. Бюджет прямых материальных затрат

Показатель

Сырье

М-АА М-АБ М-АВ
Норма расхода материалов 9 15 12
Плановая производственная потребность­ сырья и материалов, кг 216000 360000 288000
Использование запасов сырья на нача­ло периода в натуральном выражении, кг; по ценам предыдущего года, руб. 15000 57000 18000 28800 16000 62400
Использование сырья и закупок      
планового периода в натуральном выражении, кг; по плановым ценам, руб. 201000   804000 342000   615600 272000   1224000
Бюджет потребления сырья, рублей 861000 644400 1286400
Сумма затрат, руб. 2791800    

 

В нашем примере потребление сырья рассчитывается по ме­тоду ФИФО.

Бюджет закупок сырья и материалов зависит от производ­ственной потребности в материалах, начальных запасов и норм запасов на конец периода. При составлении бюджета закупок учитываются как потребности производства, так и нормы запасов сырья, материалов и комплектующих изделий (табл..4).

Для каждого вида материальных ресурсов потребность в закупках рассчитывается по формуле:

Таблица 4. Бюджет закупок сырья и материалов.

Показатель

Сырье

М-АА М-АБ М-АВ
Потребность для производства 216000 360000 288000
продукции, кг      
Запасы на начало периода, кг 15000 18000 16000
Запасы на конец периода, кг 12000 16000 15000
Потребность в закупках, кг 213000 358000 287000
Плановая цена, руб. 4 1,8 4,5
Бюджет закупок, руб. 852000 644400 1291500
Итого, руб. 2787900    

 

Структура бюджета закупок может включать не только стои­мость приобретаемых материалов, но и издержки по снабжению (стоимость транспортировки, разгрузки, затраты по складирова­нию и хранению, командировочные расходы, затраты на посред­нические услуги, связанные с приобретением материалов, тамо­женные пошлины, проценты за банковский кредит, затраты служб снабжения).

Бюджет прямых затрат на оплату труда отражает потреб­ность в основном производственном персонале и затраты на оп­лату его труда в плановом периоде (табл.5).

Эти затраты в большинстве случаев зависят от норм времени на изготовление продукции и расценок за 1 час работы. Исход­ными данными служат результаты расчетов бюджета производ­ства и данные штатного расписания, тарифно-квалификацион­ных справочников и других нормативов.

Таблица 5. Бюджет затрат на оплату труда

Показатель

Основные рабочие

К-1 К-2 К-3
Норма времени, ч 0,25 0,36 0,38
Затрата времени на плановый объем производства, ч 6000 8640 9120
       
Трудовые расценки за 1 час работы, руб. 40 38 30
Бюджет расходов на оплату труда рабочих 240000 328320 273600
Бюджет заработной платы АУП 310000    
Всего затрат на оплату труда 1151920    

 

Бюджет общепроизводственных расходов затрат отражает затраты на содержание производственной инфраструктуры, не­обходимой для выполнения бюджета производства. Расчет, а так­же учет фактических издержек рекомендуется осуществлять в постатейном разрезе (табл. 6).

Таблица 6. Бюджет общепроизводственных расходов

Показатель Сумма, руб.
Затраты материалов 120000
Заработная плата вспомогательных рабочих 310000
Электроэнергия 480000
Амортизация 550000
Другие расходы 290000
Итого расходов, руб. 1750000

 

Норматив запасов готовой продукции в натуральной величи­не и денежной оценке на конец отчетного периода на этапе пла­нирования деятельности предприятия определяются его руково­дством. Для составления бюджета стоимости остатков готовой продукции необходимо вычислить плановую себестоимость еди­ницы продукции (табл 7).

 

Таблица 7. Плановая калькуляция себестоимости единицы готовой продукции

Показатель

Затраты на производство продукции А, руб.

на единицу продукции на выпуск
Материалы:    
М-АА   861000
М-АБ   644400
М-АВ   1286400
Заработная плата основных произ­    
водственных рабочих    
К-1   240000
К-2   328320
К-3   273600
Общепроизводственные расходы   1750000
Всего затрат 224,32 5383720

К стоимости запасов готовой продукции обычно прибавляют величину запасов сырья, материалов и комплектующих изделий (табл. 8).

Таблица 8. Бюджет остатков готовой продукции

Показатель Стоимость единицы, руб. Количество, шт., кг. Стоимость запасов, руб.
Готовая продукция 224,32 1500 337500
Материалы:      
М-АА 4 12000 48000
М-АБ 1,8 16000 28800
М-АВ 4,5 15000 67500
Всего запасов     481800

Бюджет себестоимости продаж отражает затраты на производство планируемой к продаже продукции (табл. 9) . Себестоимость продаж рассчитывается по следующей формуле:

 

Таблица 9. Бюджет себестоимости продаж

Показатель Сумма, руб.
Запасы готовой продукции на начало периода (2500 - 215) Себестоимость выпуска Запасы готовой продукции на конец периода (1500 • 224,32) Себестоимость продаж 537500 5383720 337500 5583720

Сложность формирования бюджета общехозяйственных и коммерческих расходов состоит в том, что затраты по его статьям трудно прогнозируются ввиду их разнообразия и зависимости от различных факторов. Большинство расходов не имеют ярко выраженной связи с динамикой производства и продаж и явля­ются постоянными. Задачу планирования таких затрат можно ре­шить путем построения бюджета по видам внутрихозяйственной деятельности. Агрегированный бюджет общехозяйственных и коммерчес­ких расходов составляют на основе исходных данных штатных расписаний персонала, расходов на содержание служебных помещений, средств связи, планируемого числа командировок и прочее. В необходимых случаях разрабатывают гибкие бюджеты этих расходов при разных объемах производства и продаж (табл. 10).

Таблица 10. Бюджет общехозяйственных и коммерческих расходов

Статья расходов Сумма, руб.
Общехозяйственные расходы Общие коммерческие расходы Всего 1025000 625000 1650000

Бюджет прибылей и убытков отражает структуру и величину доходов и расходов предприятия в целом, отдельных центров от­ветственности (или направлений деятельности) предприятия и планируемый к получению финансовый результат в предстоящем бюджетном периоде (табл. 11).

 

Таблица 11. Бюджет прибылей и убытков.

Показатель Сумма, руб.
1. Объем продаж 7875000
2. Себестоимость продаж 5583720
3. Валовая прибыль (1-2) 2291280
4. Административные и коммерческие расходы 1650000
5. Операционная прибыль (3-4) 641280

Доходная часть данного бюджета формируется на основании содержащейся в бюджете продаж информации о размере выруч­ки от реализации, расходная - на основании бюджета себестои­мости продаж и бюджета общехозяйственных и коммерческих расходов. При составлении бюджета прибылей и убытков кроме пока­зателей вышеперечисленных операционных бюджетов учитыва­ются данные специальных бюджетов, например, бюджета по на­логовым и приравненным к ним платежам. По результатам предварительного анализа финансовых пока­зателей бюджета операционный бюджет должен корректировать­ся, в частности, при решении задач сокращения расчетной вели­чины финансового дефицита денежных средств и других оборот­ных активов предприятия.

Бюджет инвестиций (план капитальных затрат) отражает ин­вестиции, которые предприятие предполагает осуществить в предстоящем бюджетном периоде с указанием их размера и на­правления использования (табл. 12).

 

 

Таблица 12. Бюджет инвестиций

Инвестиции Сумма, руб.
Капитальное строительство Текущие закупки оборудования Прочие инвестиции Всего 660000 120000 0 780000

 

Инвестиционные потребности предприятия включают как текущие закупки оборудования для обеспечения производствен­ной программы, так и долгосрочные переходящие программы ка­питального строительства, по длительности освоения средств и получения эффекта, охватывающие ряд краткосрочных бюджет­ных периодов. Для составления инвестиционной программы на средних и крупных промышленных предприятиях целесообразно составлять долгосрочный инвестиционный бюджет сроком на один-три года.

Бюджет движения денежных средств представляет собой план поступлений денежных средств и платежей на плановый период (табл. 13). Его назначение в обеспечении сбалансированности поступления и списания денежных средств. В бюджете суммиру­ются все притоки и оттоки средств как результат планируемых операций на всех стадиях бюджетирования.

В целом он показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и во многом характеризует финансовое поло­жение предприятия для каждого планируемого периода. Боль­шой уровень сальдо на счете денежных средств, как правило, означает, что средства не будут использованы с наибольшей эф­фективностью, низкий — что организация, возможно, будет не в состоянии расплатиться по своим текущим обязательствам.

 

Таблица 13. Бюджет движения денежных средств

Показатель

Сумма, руб.
1. Остаток денежных средств на начало периода 155000
2. Денежные поступления: 7875000
  2.1. Поступления от продажи продукции 7875000
3. Денежные расходы: 6849820
  3.1. Закупка сырья и материалов 2787900
  3.2. Оплата труда работников и аппарата управления 1151920
  3.3. Расходы на инвестиции 780000
  3.4. Прочие денежные расходы 2130000
4. Сальдо денежных поступлений и расходов (2—3) 1025180
5. Остаток денежных средств на конец планового периода 1180180
  (1+4)  

Для определения ожидаемых поступлений используют ин­формацию из бюджета продаж, данные о продаже в кредит и за наличные.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (99)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7